«Метод наглядного моделирования как способ обучения детей сочинению сказок»
методическая разработка по теме

Жалнина Ольга Николаевна

 

Цель мастер - класса: обучить участников мастер - класса сочинять сказки методом наглядного моделирования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тамбовская область р. п. Мучкапский МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

Мастер – класс для педагогов на тему:

«Метод наглядного моделирования как способ обучения детей сочинению сказок»

Подготовила: Жалнина Ольга Николаевна

2016 год


Цель мастер - класса: обучить участников мастер - класса сочинять сказки методом наглядного моделирования.

Задачи мастер – класса: 

  • передача опыта путём прямого и комментированного показа,
  • совместная отработка метода решения поставленной в программе мастер-класса цели,
  •  распространение передового опыта,
  • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер – класса.

Результат мастер-класса: коллективная авторская сказка, созданная методом наглядного моделирования (с использованием мнемотаблицы).

Оборудование: ноутбук, экран, проектор, беспроводная мышка, столы и стулья по числу участников мастер – класса.

Материалы на каждого участника мастер – класса: силуэты героев сказки, цветные бельевые прищепки, мнемотаблица (рекомендуемый алгоритм создания продукта речевой деятельности).

Модель проведения мастер-класса:

  1. Теоретическая часть. Презентация: представление системы работы.

Из всех существующих методов работы со сказкой самым современным, по-моему, является метод  моделирования.  Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что: во-первых, предупреждает  быструю утомляемость и потерю интереса к занятиям. Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. В - третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Что же такое наглядное моделирование?

Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

       Исходя  из возрастных особенностей, дошкольники  наглядный материал усваивают легче, чем словесный. Использование приемов наглядного моделирования помогает задействовать все виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную при использовании приема зарисовки таблицы с детьми), совершенствует мышление и речь детей, делает высказывания детей более логичными и последовательными, поддерживает интерес дошкольников к активной речевой деятельности.

 Что же является целью моделирования?

Цель моделирования :

Учить детей построению и использованию моделей для пересказа сказок и сочинения собственных историй, рассказов.

В своей работе я использую следующие виды моделирования сказки:

Наиболее простой вид наглядных моделей - модель сериационного ряда. Она выглядит как постепенно увеличивающиеся полоски разной величины.  

Например: при знакомстве детей со сказкой «Репка», героев сказки можно выставлять последовательно друг за другом, а под ними выкладывать модели их заменяющие. Например: дед – самая длинная полоска, бабка – покороче, внучка – еще короче, жучка, кошка, мышка – по убывающей.

Репку можно обозначить большим желтым кругом. С детьми воспитатель обговаривает, кого из героев сказки должна замещать та или иная  полоска.

Когда дети освоят заместители, они сами смогут  разложить полоски в нужном порядке и рассказать сказку. Важно, чтобы ребенок понимал принципы замещения и мог использовать его самостоятельно, играя в речевой зоне или театральном уголке.

После овладения детьми сериационным рядом, можно использовать более сложное двигательное моделирование. Для него характерна следующая особенность: при рассказывании сказки, дети выполняют все нужные действия (ушел, пришел и так далее).

Предварительно к сказкам готовлю круги или треугольники одинакового размера, но разных цветов, каждый из которых изображает конкретный персонаж.

Постепенно дети учатся выделять основную сюжетную линию сказки, развивается умение составлять временно-пространственную модель, как наглядный план для рассказывания. Начинать сочинять сказки лучше коллективно и сочинять или начало к знакомой сказке или закончить знакомую сказку своим вариантом.

 И только к концу дошкольного возраста, дети начинают сами составлять модельные схемы. В данном случае, модель представляет собой как бы "план сочинения", который помогает детям организовать отдельные события  в единый сюжет. После этого деятельность детей приобретает полную самостоятельность — они сами придумывают название, место действия, героев и определяют их количество, смысловую нагрузку, наделяя каждого из них соответствующими нравственными качествами, образными характеристиками. Дети начинают придумывать собственные истории, рассказы, сказки, в работу включается воображение. Если педагог систематически использует наглядное моделирование в работе с детьми в разных учебных областях, то дети могут самостоятельно составить историю и рассказ, и пересказ, последовательно изложить, используя наглядное моделирование.

Выбор вида моделирования зависит:

-  от возраста детей,

- уровня их подготовки,

- учёта сложности материала.

2. Практическая часть

- Я предлагаю следующий оригинальный метод наглядного моделирования обучения  сочинению сказок: с  использованием для данного вида деятельности силуэтных персонажей и цветных бельевых прищепок

Демонстрируются силуэты птиц - ласточек, доброй феи, которые могут быть вырезаны из бумаги или картона. Воспитатель  даёт рекомендуемый алгоритм создания продукта речевой деятельности: «Жила – была …». Педагоги сами сочиняют последовательность сюжета, определяют его начало и конец, придумывают характеры, внешний вид своим героям.

3. Рефлексия

Воспитатель предлагает участникам мастер – класса «вырастить» клумбу из цветов – прищепок: - «Если я научила вас сочинять сказку методом  наглядного моделирования, в благодарность мне, посадите цветок на клумбу».

Я очень надеюсь, что мои дети, воспитанные на добрых сказках, сумеют сделать все от них зависящее для изменения мира к лучшему!



Подписи к слайдам:

Слайд 1
«Метод наглядного моделирования как способ обучения детей сочинению сказок»

Слайд 2
Наглядное моделирование  это: опорные картинки схемы, мнемотаблицы , карточки-символы, реальные предметы, дидактические игры с наборами моделей и т.д.      -

Слайд 3
Цель наглядного моделирования: Учить детей построению и использованию моделей для пересказа сказок и сочинения собственных историй, рассказов

Слайд 4
Сериационный ряд Виды наглядного моделирования сказки:

Слайд 5
Выполнение всех нужных действий Двигательное моделирование

Слайд 6
Временно –пространственная модель Картинно – схематический план Картинки заместители

Слайд 7
Существует ряд требований к использованию моделирования: модель вводится при условии сформированности представлений о свойствах и признаках предмета; модель должна являться аналогом предмета или явления, все признаки и качества которого моделируются при непосредственном участии ребенка; модель должна быть доступной детям в повседневной жизни; модель должна быть лаконичной и характеризовать только основные качества предмета и явления; одновременно можно использовать модели только одного вида.

Слайд 8

Слайд 9
С помощью наглядного моделирования удаётся достичь следующих результатов: Активизируется словарный запас; Расширяется круг знаний об окружающем мире; Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией; Свободно пересказывают сказки, рассказы, как на занятиях, так и в повседневной жизни; Развивается фантазия и творческое воображение детей; Развивается связная речь: монологическая и диалогическая.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Рекомендуемый алгоритм создания продукта речевой деятельности:

«Сказка про старую прищепку» Автор Тамара Маршалова

Вопрос

Ответ

Жил – был кто? Характеристика героя.

Жила – была старая бельевая прищепка. Она служила хозяйке всегда верой и правдой, соблюдала все правила сушки мокрого белья...

Проблема. Действия героев в проблемной ситуации: что случилось, почему это произошло?

Но однажды хозяйка забыла забрать прищепку домой. А так как день близился к концу, и вот-вот должна была наступить ночь, старушке Прищепке уж вовсе стало не по себе.

Результат действия героев в проблемной ситуации. Что произошло с героями? Как закончилась история?

Но тут на верёвку прилетели ласточки. Как же хотелось прищепке улететь вместе с ними! Её мысли услышала добрая фея и превратила прищепку в ласточку. А на следующий день, развешивая свежевыстиранное бельё, хозяйка не досчиталась одной прищепки.
- Где-то затерялась, - подумала она, не особо сожалея о потере.
Она ведь не знала, что теперь в мире на одну ласточку стало больше.
А мы-то знаем…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская по обучению детей сочинению сказок в старшей группе(5-6 лет)

Творческая мастерская по обучению детей сочинению сказок в старшей группе(5-6лет).«САЛАТ ИЗ СКАЗОК».  Поповцева Ольга Валерьевна, воспитатель  МБДОУ «Детский сад №69 «Остров...

Семинар – практикум для педагогов «Использование метода наглядного моделирования в развитии речи детей с ОНР»

  Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.    Научные исследования и практика по...

Метод наглядного моделирования в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Использование метода наглядного моделирования в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. Из опыта работы....

Методическая разработка на тему: "Метод наглядного моделирования в развитии речи детей с ТНР"

Коррекционно-развивающая работа (КРР) – один из компонентов содержательного раздела федеральной образовательной программы дошкольного образования. Согласно ФОП ДО ( п. 27.1) коррекционно-развива...

"Использование методов наглядного моделирования в развитии речи детей."

С помощью метода наглядного моделирования ребенок может научиться составлять рассказ по картине или серии картин, пересказывать и придумывать описательный и творческий рассказ. При пересказе текста де...