Главные вкладки

    «Метод наглядного моделирования как способ обучения детей сочинению сказок»
    методическая разработка по теме

    Жалнина Ольга Николаевна

     

    Цель мастер - класса: обучить участников мастер - класса сочинять сказки методом наглядного моделирования. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master_-_klass.docx27.41 КБ
    Package icon o._n._zhalnina.zip1.29 МБ
    Файл lastochka.docx73.24 КБ
    Файл feya.docx39.76 КБ
    Файл rekomenduemyy_algoritm_sozdaniya_produkt23.13 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тамбовская область р. п. Мучкапский МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

    Мастер – класс для педагогов на тему:

    «Метод наглядного моделирования как способ обучения детей сочинению сказок»

    Подготовила: Жалнина Ольга Николаевна

    2016 год


    Цель мастер - класса: обучить участников мастер - класса сочинять сказки методом наглядного моделирования.

    Задачи мастер – класса: 

    • передача опыта путём прямого и комментированного показа,
    • совместная отработка метода решения поставленной в программе мастер-класса цели,
    •  распространение передового опыта,
    • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер – класса.

    Результат мастер-класса: коллективная авторская сказка, созданная методом наглядного моделирования (с использованием мнемотаблицы).

    Оборудование: ноутбук, экран, проектор, беспроводная мышка, столы и стулья по числу участников мастер – класса.

    Материалы на каждого участника мастер – класса: силуэты героев сказки, цветные бельевые прищепки, мнемотаблица (рекомендуемый алгоритм создания продукта речевой деятельности).

    Модель проведения мастер-класса:

    1. Теоретическая часть. Презентация: представление системы работы.

    Из всех существующих методов работы со сказкой самым современным, по-моему, является метод  моделирования.  Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что: во-первых, предупреждает  быструю утомляемость и потерю интереса к занятиям. Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. В - третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

    Что же такое наглядное моделирование?

    Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

           Исходя  из возрастных особенностей, дошкольники  наглядный материал усваивают легче, чем словесный. Использование приемов наглядного моделирования помогает задействовать все виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную при использовании приема зарисовки таблицы с детьми), совершенствует мышление и речь детей, делает высказывания детей более логичными и последовательными, поддерживает интерес дошкольников к активной речевой деятельности.

     Что же является целью моделирования?

    Цель моделирования :

    Учить детей построению и использованию моделей для пересказа сказок и сочинения собственных историй, рассказов.

    В своей работе я использую следующие виды моделирования сказки:

    Наиболее простой вид наглядных моделей - модель сериационного ряда. Она выглядит как постепенно увеличивающиеся полоски разной величины.  

    Например: при знакомстве детей со сказкой «Репка», героев сказки можно выставлять последовательно друг за другом, а под ними выкладывать модели их заменяющие. Например: дед – самая длинная полоска, бабка – покороче, внучка – еще короче, жучка, кошка, мышка – по убывающей.

    Репку можно обозначить большим желтым кругом. С детьми воспитатель обговаривает, кого из героев сказки должна замещать та или иная  полоска.

    Когда дети освоят заместители, они сами смогут  разложить полоски в нужном порядке и рассказать сказку. Важно, чтобы ребенок понимал принципы замещения и мог использовать его самостоятельно, играя в речевой зоне или театральном уголке.

    После овладения детьми сериационным рядом, можно использовать более сложное двигательное моделирование. Для него характерна следующая особенность: при рассказывании сказки, дети выполняют все нужные действия (ушел, пришел и так далее).

    Предварительно к сказкам готовлю круги или треугольники одинакового размера, но разных цветов, каждый из которых изображает конкретный персонаж.

    Постепенно дети учатся выделять основную сюжетную линию сказки, развивается умение составлять временно-пространственную модель, как наглядный план для рассказывания. Начинать сочинять сказки лучше коллективно и сочинять или начало к знакомой сказке или закончить знакомую сказку своим вариантом.

     И только к концу дошкольного возраста, дети начинают сами составлять модельные схемы. В данном случае, модель представляет собой как бы "план сочинения", который помогает детям организовать отдельные события  в единый сюжет. После этого деятельность детей приобретает полную самостоятельность — они сами придумывают название, место действия, героев и определяют их количество, смысловую нагрузку, наделяя каждого из них соответствующими нравственными качествами, образными характеристиками. Дети начинают придумывать собственные истории, рассказы, сказки, в работу включается воображение. Если педагог систематически использует наглядное моделирование в работе с детьми в разных учебных областях, то дети могут самостоятельно составить историю и рассказ, и пересказ, последовательно изложить, используя наглядное моделирование.

    Выбор вида моделирования зависит:

    -  от возраста детей,

    - уровня их подготовки,

    - учёта сложности материала.

    2. Практическая часть

    - Я предлагаю следующий оригинальный метод наглядного моделирования обучения  сочинению сказок: с  использованием для данного вида деятельности силуэтных персонажей и цветных бельевых прищепок

    Демонстрируются силуэты птиц - ласточек, доброй феи, которые могут быть вырезаны из бумаги или картона. Воспитатель  даёт рекомендуемый алгоритм создания продукта речевой деятельности: «Жила – была …». Педагоги сами сочиняют последовательность сюжета, определяют его начало и конец, придумывают характеры, внешний вид своим героям.

    3. Рефлексия

    Воспитатель предлагает участникам мастер – класса «вырастить» клумбу из цветов – прищепок: - «Если я научила вас сочинять сказку методом  наглядного моделирования, в благодарность мне, посадите цветок на клумбу».

    Я очень надеюсь, что мои дети, воспитанные на добрых сказках, сумеют сделать все от них зависящее для изменения мира к лучшему!



    Подписи к слайдам:

    Слайд 1
    «Метод наглядного моделирования как способ обучения детей сочинению сказок»

    Слайд 2
    Наглядное моделирование  это: опорные картинки схемы, мнемотаблицы , карточки-символы, реальные предметы, дидактические игры с наборами моделей и т.д.      -

    Слайд 3
    Цель наглядного моделирования: Учить детей построению и использованию моделей для пересказа сказок и сочинения собственных историй, рассказов

    Слайд 4
    Сериационный ряд Виды наглядного моделирования сказки:

    Слайд 5
    Выполнение всех нужных действий Двигательное моделирование

    Слайд 6
    Временно –пространственная модель Картинно – схематический план Картинки заместители

    Слайд 7
    Существует ряд требований к использованию моделирования: модель вводится при условии сформированности представлений о свойствах и признаках предмета; модель должна являться аналогом предмета или явления, все признаки и качества которого моделируются при непосредственном участии ребенка; модель должна быть доступной детям в повседневной жизни; модель должна быть лаконичной и характеризовать только основные качества предмета и явления; одновременно можно использовать модели только одного вида.

    Слайд 8

    Слайд 9
    С помощью наглядного моделирования удаётся достичь следующих результатов: Активизируется словарный запас; Расширяется круг знаний об окружающем мире; Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией; Свободно пересказывают сказки, рассказы, как на занятиях, так и в повседневной жизни; Развивается фантазия и творческое воображение детей; Развивается связная речь: монологическая и диалогическая.



    Предварительный просмотр:



    Предварительный просмотр:



    Предварительный просмотр:

    Рекомендуемый алгоритм создания продукта речевой деятельности:

    «Сказка про старую прищепку» Автор Тамара Маршалова

    Вопрос

    Ответ

    Жил – был кто? Характеристика героя.

    Жила – была старая бельевая прищепка. Она служила хозяйке всегда верой и правдой, соблюдала все правила сушки мокрого белья...

    Проблема. Действия героев в проблемной ситуации: что случилось, почему это произошло?

    Но однажды хозяйка забыла забрать прищепку домой. А так как день близился к концу, и вот-вот должна была наступить ночь, старушке Прищепке уж вовсе стало не по себе.

    Результат действия героев в проблемной ситуации. Что произошло с героями? Как закончилась история?

    Но тут на верёвку прилетели ласточки. Как же хотелось прищепке улететь вместе с ними! Её мысли услышала добрая фея и превратила прищепку в ласточку. А на следующий день, развешивая свежевыстиранное бельё, хозяйка не досчиталась одной прищепки.
    - Где-то затерялась, - подумала она, не особо сожалея о потере.
    Она ведь не знала, что теперь в мире на одну ласточку стало больше.
    А мы-то знаем…


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Творческая мастерская по обучению детей сочинению сказок в старшей группе(5-6 лет)

    Творческая мастерская по обучению детей сочинению сказок в старшей группе(5-6лет).«САЛАТ ИЗ СКАЗОК».  Поповцева Ольга Валерьевна, воспитатель  МБДОУ «Детский сад №69 «Остров...

    Картотека игр и игровых упражнений по обучению детей сочинению сказок

    Работа с детьми по сочинению сказок должна носить сначала коллективный характер, потом подгрупповой, затем дети составляют текст вдвоем или втроем. Далее ребенок сам сочиняет сказку по определен...

    Тематический проект по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей средней группы « В мире сказок" с использованием метода наглядного моделирования.

    Тематический проект по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей средней группы « В мире сказок» с использованием метода наглядного моделирования....

    Картотека игр и игровых упражнений по обучению детей сочинению сказок

    Работа с детьми по сочинению сказок должна носить сначала коллективный характер, потом подгрупповой, затем дети составляют текст вдвоем или втроем. Далее ребенок сам сочиняет сказку по определенной мо...

    «Обучение детей сочинению сказок»

    В.А Сухомлинский подчёркивал, что «сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы  духовной жизни ребёнка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается у...

    Картотека игр и игровых упражнений по обучению детей сочинению сказок 13.11.2019год

    В дальнейшем следите за тем, как ребенок в самостоятельной творческой деятельности применяет усвоенные слова и выражения.В процессе сочинения сказки поддерживайте инициативу малыша, стимулируйте прояв...

    Консультация "Обучение детей сочинению сказок". (из опыта работы)

    Консультация для педагогических работников , помогающая в развитии воображения и речи дошкольников....