Главные вкладки

    «Обучение детей сочинению сказок»
    методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

    Бовина Татьяна Михайловна

    В.А Сухомлинский подчёркивал, что «сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы  духовной жизни ребёнка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший этап – инсценирование»

    Основная цель обучения детей сочинению сказок  - сформировать у них  осознанное отношение к своим чувствам, своему внутреннему миру, развивать умение управлять им. Кроме того, самостоятельное сочинение сказок детьми, на мой взгляд, является одним  из средств развития монологической речи, а при инсценировке и диалогической речи.

    Проанализировав педагогическую литературу по теме, мы отобрали  и дополнили  разнообразные методы  работы со старшими дошкольниками  по обучению  сочинению сказок.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация учителя-логопеда Бовиной Т.М. на тему

    «Обучение детей сочинению сказок»

    В.А Сухомлинский подчёркивал, что «сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы  духовной жизни ребёнка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший этап – инсценирование».

    Прежде чем приступить к обучению детей самостоятельному сочинению сказок, необходимо провести подготовительный этап, задачами которого являются:

    *развитие творческих способностей детей (начиная с 3 лет),

    *чтение , рассказывание детям большого количества сказок, подходящих по содержанию к возрасту слушателей,

    *знакомство со структурой сказки, как литературного произведения. (см. приложение)

    Основная цель обучения детей сочинению сказок  - сформировать у них  осознанное отношение к своим чувствам, своему внутреннему миру, развивать умение управлять им. Кроме того, самостоятельное сочинение сказок детьми, на мой взгляд, является одним  из средств развития монологической речи, а при инсценировке и диалогической речи.

    Проанализировав педагогическую литературу по теме, мы отобрали  и дополнили  разнообразные методы  работы со старшими дошкольниками  по обучению  сочинению сказок. Для удобства восприятия  мы условно объединили данные методы в несколько групп.

    Сочинение сказок на основе уже существующих, знакомых детям сказок

    Знакомые герои в новых обстоятельствах

    Данный метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у ребят, создаёт условия, при которых знакомые главные герои  попадают  в совершенно другие обстоятельства – фантастические, невероятные.

    Например, лиса и заяц вместо  своих ледяных  и лубяных избушек обитают  на  летающих тарелках.

    Коллаж сказок (Дж. Родари – «Салат сказок»)

    Детям дошкольного возраста лучше преподносить этот метод в игровой ситуации. Например, так. У вас в наверняка есть толстая книжка  со сказками. Вот что однажды приключилось: в книге перепутались все страницы. Первой была сказка «Царевна - лягушка». Только собрался Иван – Царевич  в путь за Василисой Прекрасной , как попал в совершенно другую сказку . Нет у него верных помощников: зайца, медведя, утки. Как теперь освободить Василису Прекрасную? Делать нечего, пошёл Иван – Царевич по страницам других сказок. Чем же помогли ему сказочные соседи?  Вариантов  и переплетений  ситуаций из разных сказок может быть множество, важно только не забыть о главных, первоначальных  героях – и получится «коллаж сказок».

    Сказки по – новому.

    Этот метод  помогает по – новому взглянуть на знакомые сказки. За основу берётся  известная сказка, но малышам предлагается наделить  главных героев   противоположными качествами. Предположим, семеро козлят, злые и капризные , убегают в лес, а добрый волк помогает козе их найти.

    Сериал в сказках.

    Жизнь убедительно доказала нашу любовь к сериалам. Поэтому возникла мысль  брать за основу  любимые сказки  и составлять множество, так называемых,  серий.

    Например, сказка «Золушка»

    1 серия «Золушка»

    2серия «Золушка становится великаном»

    3 серия «Золушка - невидимка»

    4 серия «Моя сказка о Золушке» (твоя, папина…)

    5 серия «Сделаем книжку  с рисунками о Золушке»

    Сказки, стимулом сочинения которых являются небольшие литературные произведения

    Сказки из стишков.

    Существуют множество коротких стишков , которые словно просят сказочного продолжения. Текст такого, как правило, короткого стишка  может послужить  отправной точкой для сочинительства, завязкой сказки.

    Например: Шар воздушный, шаловливый,

                        Непослушный и строптивый ,

                        Вместе с ветром убежал,

                        А куда – нам не сказал.

    Удачны для завязки к сказкам стишки Э. Стефановича

    Зачем шнурки ботинку?

    Если напрямик,

    Чтоб он не очень распускал язык.

    Сказки из считалки.

    Считалка лаконична, рифма её, как правило, легка. И главное – сюжет близок и понятен детям дошкольного возраста. А механизм перехода от считалки  к сочинительству  примерно тот же  - мы разучиваем наизусть считалку, обыгрываем её несколько раз в подвижных играх, а затем предлагаем загадочное начало, идущее от её содержания.

    Например, Катилось яблоко мимо сада,

                        Мимо сада, мимо града.

                        Кто поднимет, тот и выйдет.        

                   

      Но яблоко было волшебное, добрых людей оно превращало в …, а злых …

    Сказки из пословиц.

    (Мартыненко Л.А. «Коррекция речевых нарушений у детей 5-6 лет»)

    Краткая по объёму, меткая и ёмкая  по содержанию  пословица прекрасно может служить  основой сказки

    Например,  «Не всё коту масленица»

    Сказки из загадок.

    Мы предлагаем загадку для перехода к сочинительству, тем самым даём возможность использовать её  в новых сказочных обстоятельствах, что само по себе является фундаментом  развивающего обучения.

    Например, Крылья распластала, солнышко застлала (Туча).

    Сказки из фразеологизмов.( Шорыгина Т. А. «Мудрые сказки»)

    Детей, начиная с 5-6 лет , мы знакомим с фразами , которые часто встречаются  в рассказах и сказках , затем помогаем понять их настоящий смысл  и только потом  начинаем сочинять.

    Например, «Лакомый кусочек».

    Сказки из шуточных вопросов.

    Шуточные вопросы могут подсказать детям  сказочный сюжет  или его начало.

    Например, какой звонок не звенит?  (Волшебный, потому что он играет  любимые мелодии. Вот однажды…)

    Сказки из загадочных объявлений.

    Инициативой  начала сочинения новой сказки может стать любое интересное объявление. Взрослый читает обращение какого – либо сказочного героя, не называя его. Дети решают от чьего имени дано объявления (реального или вымышленного) и придумывают про него сказку.

    Например, Помогу всем, у кого сломался будильник.

    Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах, раз в год обращайтесь ко мне.

    Сказки, стимулом сочинения которых являются предметы (реальные и фантастические)

    Сказки из мусора.

    Не игрушки и даже не предметы, а просто мусор  порой служит прекрасной находкой для  создания сказочных сюжетов. Можно организовать игру «Бабушкин сундучок», в котором собран бросовый материал. Дети выбирают необходимое и конструируют необычный предмет, который в последующем станет героем сказки.

    Сказки из «живых» капель и клякс.

    Интересно  сочинять сказки  на основе кляксографии . Главная задача – научить ребёнка делать кляксы. Затем предложите ребёнку рассмотреть кляксу и  ответить на вопрос: На что похожа твоя клякса?  Попросите ребёнка описать получившийся образ  и сочинить историю  с этим героем.

    Сказки к волшебным рисункам (или «волшебным» предметам)

    «Волшебный рисунок» поможет ребёнку в сочинении сказок. На таком рисунке должен быть изображён  волшебный предмет (сапоги – скороходы, волшебная палочка и т.д.)

    От точек - к сказкам.(трафарет)

    Предлагаем  детям множество  точек, затем соединяем их так, чтобы получились рисунки забавных животных, о которых можно рассказать в одной сказке.

    Сказка к нестандартной картинке

    Прокалывая  заострённой палочкой тонкую бумагу, можно получить необычное изображение обычного предмета. Такой нестандартный рисунок тоже может стать своеобразным толчком к сочинению сказки. С той же целью, можно предложить  детям выполнить ощипанный портрет

    Сочинение сказок по представлению

    Метод морфологического анализа.

    Для овладения этим методом  воспользуемся таблицей, в которую занесём  некоторые особенности  новых предметов и образов, придуманных нами. А сочиним их путём соединения  различных параметров. Для этого в первом столбце таблички по вертикали укажем материалы, из которых он может быть сделан, а в остальных столбцах  по горизонтали  - варианты его возможной формы. На пересечении  избранных параметров  и будет найден вариант сказочного предмета.

    Материал

    Форма предмета

    Круглая

    Ребрис тая

    Овальная

    Зигзаго   образная

    Цилинд рическая

    С углами

    В виде указки

    Дерево

    Металл

    Пластмасса

    Пластилин

    Стекло

    Экстремальные ситуации  в сказках.

    Взрослые, используя этот метод, придумывают экстремальные ситуации , требующие  различных вариантов решений  по спасению того или иного героя. Это будет началом новых сказок.

    Сказки из фантастических явлений. (Алябьева)

    Фантастические явления (то, чего не бывает в реальной жизни) так же могут послужить  важным отправным  моментом  для сочинения сказки. Но при этом  не следует забывать  о двух правилах:

    - дать понять детям, что они сейчас будут фантазировать;

    - предложить им разнообразие  фантастических явлений.

    Например, Представь, что ты можешь уменьшиться до размеров муравья…

    Какое бы у тебя было любимое занятие? Чего бы опасался? Захотел бы ты стать прежним?

    Бином фантазии.

    Детям предлагаются два объекта, которые трудно объединить сказочным сюжетом, таким образом, намеренно создаётся  обстановка повышенной сложности, заставляющая детей находиться в  состоянии  активной мыслительной деятельности.

    Например, пара – волк и коньки

    Начало сказки: Однажды волк решил стать фигуристом…

    Цветные сказки (Погосова)

    Цвет в жизни человека имеет важное значение. Цвет и его оттенки несут определённую информацию об окружающем  мире. Как правило «цветная» сказка насыщена предметами определённого цвета, что   позволяет сформировать у ребёнка отношение к данному цвету, учит передавать своё настроение , чувства посредством цвета. В качестве стимула можно использовать очки с тонированными стёклами.

    Сказки от превращений. (Алябьева)

    Уметь в воображении превратиться в кого или во что угодно – это показатель развития  фантазии ребёнка, начало новой сказки.

    Сказки о запахах и звуках.

    Неисчерпаемым  источником  сказочных сюжетов  служит окружающая нас  природа: её звуки, запахи.

    Придумывая  историю, подбирайте к каждому из её персонажей запах, с которым тот или иной персонаж ассоциируется. Например, аромат дома Бабы Яги может состоять из букета таких запахов: смола, горчица, чеснок.

    А о чём нам может поведать запах мандарина?

    Или запах цветов?

    Обоняние помогает ощутить сказку более разносторонне, будит фантазию и воображение.

    «Сказка в песочнице»

    Таким образом, используя предложенные методы можно существенно разнообразить процесс обучения сочинению сказок.

    Приложение к сообщению по теме «Обучение дошкольников  сочинению сказок»

    Алгоритм использования  упражнений  по развитию творческих способностей детей 3-7 лет (Е.В.Котова «Развитие творческих способностей  дошкольников»)

    Деятельность

    Категория упражнения (по приёму)

    Направление развития

    Интеллектуально - познавательная

    Альтернативное применение.

    Решение проблемных ситуаций.

    Преобразование и усовершенствование предметов.

    Нахождение общего между заданными предметами и явлениями.

    Метод аналогии.

    Метод морфологического анализа.

    Опредмечивание изображений.

    Развитие вербального и невербального  творческого мышления.

    Художественно - продуктивная

    Дополнение изображения.

    Составление из заданных элементов.

    Самостоятельное придумывание сюжетов.

    Развитие невербального творческого мышления

    Театрально- речевая

    Сочинение рассказов

    Самостоятельное придумывание сюжетов.

    Вариативность высказываний.

    Метод морфологического анализа.

    Развитие вербального творческого мышления.

    Сочинение сказок на основе уже существующих, знакомых детям сказок

    Знакомые герои в новых обстоятельствах

    Коллаж сказок (Дж. Родари – «Салат сказок»)

    Сказки по – новому.

    Сериал в сказках.

    Сказки, стимулом сочинения которых являются небольшие литературные произведения

    Сказки из стишков.

    Сказки из считалки.

    Сказки из пословиц.

    Сказки из загадок.

    Сказки из фразеологизмов.

    Сказки из шуточных вопросов.

    Сказки из загадочных объявлений.

    Сказки, стимулом сочинения которых являются предметы (реальные и фантастические)

    Сказки из мусора.

    Сказки из «живых» капель и клякс.

    Сказки к волшебным рисункам (или «волшебным» предметам)

    От точек - к сказкам.

    Сказка к нестандартной картинке

    Сочинение сказок по представлению

    Экстремальные ситуации  в сказках.

    Сказки из фантастических явлений

    Бином фантазии.

    Цветные сказки

    Сказки от превращений

    Сказки о запахах и звуках.

    Метод морфологического анализа.

    Материал

    Форма предмета

    Круглая

    Ребрис тая

    Овальная

    Зигзаго   образная

    Цилинд рическая

    С углами

    В виде указки

    Дерево

    Металл

    Пластмасса

    Пластилин

    Стекло

    По аналогичной схеме можно соорудить домик для зверей. Например:

    Материал

    Место нахождения домика

    Небо

    Лес

    Горы

    Море

    Пустыня

    Болото

    Глина

    Бетон

    Дерево

    Стекло

    Металл


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Творческая мастерская по обучению детей сочинению сказок в старшей группе(5-6 лет)

    Творческая мастерская по обучению детей сочинению сказок в старшей группе(5-6лет).«САЛАТ ИЗ СКАЗОК».  Поповцева Ольга Валерьевна, воспитатель  МБДОУ «Детский сад №69 «Остров...

    Картотека игр и игровых упражнений по обучению детей сочинению сказок

    Работа с детьми по сочинению сказок должна носить сначала коллективный характер, потом подгрупповой, затем дети составляют текст вдвоем или втроем. Далее ребенок сам сочиняет сказку по определен...

    «Метод наглядного моделирования как способ обучения детей сочинению сказок»

    Цель мастер - класса: обучить участников мастер - класса сочинять сказки методом наглядного моделирования. [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10125834","attribute...

    Картотека игр и игровых упражнений по обучению детей сочинению сказок

    Работа с детьми по сочинению сказок должна носить сначала коллективный характер, потом подгрупповой, затем дети составляют текст вдвоем или втроем. Далее ребенок сам сочиняет сказку по определенной мо...

    Картотека игр и игровых упражнений по обучению детей сочинению сказок 13.11.2019год

    В дальнейшем следите за тем, как ребенок в самостоятельной творческой деятельности применяет усвоенные слова и выражения.В процессе сочинения сказки поддерживайте инициативу малыша, стимулируйте прояв...

    Консультация "Обучение детей сочинению сказок". (из опыта работы)

    Консультация для педагогических работников , помогающая в развитии воображения и речи дошкольников....

    Обучение детей сочинению сказок

    В образовательно-воспитательной деятельности дошкольного учреждения сказка играет роль помощника. Она, равно как и игра, активно  применяется во всех видах деятельности. Задача детского сада, сво...