Обучение детей сочинению сказок
учебно-методический материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Екатерина Иванченко

В образовательно-воспитательной деятельности дошкольного учреждения сказка играет роль помощника. Она, равно как и игра, активно  применяется во всех видах деятельности. Задача детского сада, сводится к тому, чтобы привить детям любовь к различным литературным жанрам, научить анализировать поступки героев, уметь высказывать свое отношение к ним, учить самим придумывать сказки.

В методике описываются игры и приемы обучения составления саказок, строить развернутые ответы на вопросы. Описана методика составления сказок по алгоритмам:"Волшебный треугольник", "Волшебная дородка", "Волшебный экран", "Каталог"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivanchenko_e.e.docx485.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад № 90 компенсирующего вида «Калинка»

                                                                      Составила: воспитатель

 Иванченко Екатерина Эдуардовна

Обучение детей сочинению сказок.

(Игры и методики)

Цель: Развить связную речь посредством сочинительства.

Задачи:

  • Развивать творческую активность;
  • Расширять словарный запас;
  • Учить и упражнять использовать в речи распространенные предложения;
  • Учить последовательно и связно рассказывать придуманную сказку;
  • Познакомить с разнообразными способами сочинения сказок
  • Развивать различные виды воображения.

 В образовательно-воспитательной деятельности дошкольного учреждения сказка играет роль помощника. Она, равно как и игра, активно  применяется во всех видах деятельности. Задача детского сада, сводится к тому, чтобы привить детям любовь к различным литературным жанрам, научить анализировать поступки героев, уметь высказывать свое отношение к ним, учить самим придумывать сказки.

  Процесс обучения дошкольников придумыванию сказок и историй очень важный этап в формировании у детей навыков монологической и диалогической речи. Творческое рассказывание, составление сказок строится на особой психологической основе – детском воображении.

  Большую роль в работе по сочинительству сказок имеет театральный уголок, в котором есть разные виды театров (набор пальчиковых кукол и кукол на руку, наряды,  шапочки героев и т.д.) для костюмированных представлений, сценок.  После чтения сказки, предлагайте детям разыграть сказочное действие, не ограничиваясь классическим пересказом. Это позволяет раскрепостить ребенка, лучше понять сказку и развить речь.  Предложите  поменять концовку. Дети могут сначала обсудить совместно с воспитателем, чтобы они поменяли, а потом и разыграть. Когда уже дети легко начинают работать с историями можно разбивать их на команды (2-3) и каждая команда придумывает свою концовку и показывает её всем

Чтобы ребенок мог составлять сказочные тексты, его необходимо познакомить с моделью, алгоритмом этого сочинения.

Алгоритмы:

«Волшебный треугольник»,

«Волшебная дорожка» (морфологический анализ),

«Волшебный экран» (системный оператор),

«Каталог».

Понимать и пользоваться этими алгоритмами дети могут только тогда, когда воспитателем проведена большая подготовительная работа.

Для начала детям очень важно чтение сказок, во время чтения они переносятся в другой удивительный мир, в котором происходят волшебные события, приключения, дружба и т.д. Читая детям сказки, мы способствуем накоплению у них знаний о героях их характерах, линии их поведения.

Далее, ребенка  необходимо приучать описанию “объекта”- героя, помогая ему наводящими вопросами. Для этого можно использовать следующие дидактические игры и упражнения:

Например: Лиса (объект) по цвету(признак) рыжая (значение признака) - такая же по цвету как апельсин (сравнение с другими объектами). Эти сравнения необходимо проводить с различными объектами используя наглядный материал картинки-помощники, игрушку, окружающие предметы. Благодаря этой методике ребенок учится не бояться экспериментировать с предметами и объектами, подбирать характеристики, сравнивать, выделять признаки. [1]

Д/и “Герой сказки”

Цель игры: Закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти. Проводится индивидуально или в малых подгруппах. Карточки кладутся рубашкой вверх в центре стола. Ребенок берет карточку, на которой изображено сказочное действие и ему необходимо вспомнить к какой сказке этот герой имеет отношение

Игра “Сказочный кубик”.

Цель: Закрепление знания сказок; расширение словарного запаса, развитие связной речи, внимания, памяти.

 В этой игре используется кубик на котором будут обозначены признаки объекта, вопросы которые он задает к картинке выпавшей игроку. Ребенку необходимо подобрать в соответствии с этим признаком похожий объект или объяснить как его можно применить, вспомнить сказку, где встречался этот персонаж.

“За и против” что хорошего можно сказать о лягушке, ест комаров и мух, весело прыгает, всегда веселая (+)

Не дает спать никому на болоте, так громко квакает, насмехается, скользкая и выпрыгивает из рук.

“Сравни с чем-нибудь” -ребенок сравнивает объект с чем-либо. “такой (ая) же как..” прыгучая как кузнечик, громкая как сверчок, зеленая как огуречик, скользкая как мыло, веселая как клоун.

    “Как можно применить” на эту сторону кубика   можно вспомнить сказку где этот герой был, что он делал (например взбил масло в кувшине) или придумать свое. Например использовать лягушку как будильник,  хор квакушек, доставка секретных писем и т. д.

Игра “Фантазеры”.

Цель: Закрепление знания сказки, развитие связной речи, памяти, умение внимательно слушать друг друга.

Для нее понадобятся “Картинки-помощники” они располагаются в центре стола рубашкой вверх. Вытягивающий игрок должен придумать имя объекту, его действия, или что с ним происходят. Пройдя один круг игроки вытягивают следующую карточку и должны ее связать с предыдущей. В процессе игры завязывается сказочный сюжет или увлекательное приключение. Игра учит выходить за привычные рамки, связывать абсолютно разные предметы и героев, наделять их характерами и свойствами.

Д/у “Расскажи историю”

Цель игры: Расширение словарного запаса, развитие связной речи, творческого мышления, наблюдательности.

 Это дидактическое упражнение проводится по серии юмористических картинок из книги “Рассказы в картинках” художника Николая Радлова, авторы книги: Нина Гернет, Наталья Дилакторская и Даниил Хармс.  По этим картинкам дети учатся видеть последовательность событий, составлять рассказы, описывать действия героев и их эмоции. Эти занятия лучше проводить индивидуально либо 2-3 человека (групповое сочинение), т.к. если проводить групповое занятия, то новых историй по одной и той же картинки не будет, потому что дети повторяют шаблонно услышанную первую историю.

Необходимо также расширять словарь детей, память, мышление  с помощью таких игр, как

“Цепочка”

ЦЕЛЬ: развитие ассоциативного и образного мышления, творческого воображения, память.

Ход игры: Играющие встают в круг за руки не держатся, начинает по считалке первый игрок -называет слово, например, “радуга”, воспитатель спрашивает у рядом стоящего игрока -”Какая бывает радуга?”

-Большая, разноцветная (ребенок)

Как только он ответил, берет первого игрока за руку- вот и получилось звено! Дальше воспитатель следующего спрашивает “Что еще бывает разноцветным?”

-Шарики, конфеты (ребенок ответил, взялся за руки с предыдущим)

Следующий вопрос воспитателя к другому игроку “Какие бывают конфеты?” и тд. пока круг не замкнется, когда это произойдет можно вспомнить с какого слова начали и каким закончили. В подготовительной группе можно вспомнить все слова которые назвали. Игру лучше проводить в подгруппах не менее 10 человек.

 «Скажи наоборот» («Подбери антонимы»)
ЦЕЛЬ: игра «Скажи наоборот» направлена на развитие мышления, речи ребенка, памяти, логики и интеллекта. 
Ход игры: играющие бросают друг другу мяч и называют слова с противоположным значением. Бросьте мяч ребенку и скажите: «Тепло!». Малыш ловит мяч и бросает его обратно, одновременно говоря: «Холодно!». Вновь бросьте мяч и скажите: «Высокий!», ребенок ответит «Низкий!» и т. д.

 “Мы собираемся в поход”

ЦЕЛЬ: развитие памяти, мышления, логики, связной речи

Ход игры: Воспитатель объявляет играющей группе, что мы собираемся “в поход”, “на пикник”, “на пляж” и нам необходимо собрать с собой рюкзак куда мы положим предметы-слова, который нам понадобятся. Каждый ребенок называет то, что он считает нужно положить и зачем этот предмет нам нужен. Для подготовительной группы можно усложнить тем, что ребенок должен назвать те предметы которые до него положили уже в рюкзак.

 “Вкусные слова”

ЦЕЛЬ: Развивать воображение, навыки коммуникации, вежливое обращение друг с другом.

Ход игры: Есть два варианта проведения этой игры, ее можно проводить в парах- это когда дети разбиваются на пары, и групповое - дети сидят полукругом и воспитатель начинает игру. Кладем на ладонь воображаемую конфету и угощаем второго игрока, игрок благодарит “съедает”, кладет на свою ладонь воображаемый тортик и угощает в ответ, если игра парная, или следующего если игра групповая.

В этой игре слова могут быть и “Кислые” и “Соленые”

В старшей и подготовительной группе можно проводить игру сочинение сказки по “Картинкам помощникам”. Дети делятся на команды. Воспитатель раздает каждой команде по 5 случайно выпавших картинок. Задача команды соединить в сказке все объекты. Предварительно дети должны быть ознакомлены со схемой сочинения сказок (смотри ниже). Эта  схема  разработана еще в 1932г  Э. Кунце и  используется при сочинении сказок методом каталога, Алгоритм составления заключается в том , что сказку можно сочинить по любой книге с любыми словами и персонажами. Педагог выбирает книгу с незнакомым детям текстом и задает вопросы  “Жил-был кто?”, ребенок показывает пальцем на любое слово. Допустим это слово будет “кукушка” или “гриб” . Воспитатель далее говорит “Жил-был грибочек! и попал грибочек в беду…(и вот какая история с ним произошла. Однажды..) Следующий ответ ищется на другой странице книги. Включается или одно слово или целая строка. (если не подходит, переделывают или просят показать на другую строчку). С помощью книги собирается сказка. Ответы можно схематически зарисовать на доске (метод мнемотехники). Придумывается название. А потом кто-то из детей может по желанию ее “прочитать-пересказать”.

Примерные вопросы для детей 3-4года: “Жил-был кто?”, “С кем он дружил?”, “Пришел злой (кто)?”,”Кто помог друзьям спастись?”.

Примерные вопросы для детей 5-7 лет: “Жил-был кто?”,”Какой он был?”, “Что он умел делать?”, “Пошел гулять (путешествовать) куда?”,”Искать кого(что)?”, “Встретил злого кого?”,”Что этот злой персонаж умел делать или делал?”,  “У нашего хорошего героя был друг, кто? какой он был?”, “ чем он мог помочь нашему герою?”, “Что стало со злым?”, “Где наши герои начали жить?”, “Что они стали делать?”

Вопросы  составлены  на  основе  адаптированного  алгоритма  создания  сказок,  описание, которого  можно  найти  в книге  В.Я.Проппа «Морфология  сказки».

“Волшебники в гостях”.

 Для игры понадобится кубик или катринки волшебников (ТРИЗ технология) и  “Карточки -помощники”. Карточки на середину стола выкладываются рубашками вверх. Игрок берет карточку и кидает кубик с волшебниками, какой волшебник выпадает такие и превращения происходит с объектами.

Волшебники:

 «Наоборот»- изменяет свойства или способности персонажа (пень заговорил, лягушка полетела и т.д.);

 «Уменьшения» и «Увеличения» - изменяют величину объекта;

 «Оживления» - оживляет не живые объекты;

«Свойства» - наделяет героя волшебными свойствами и умениями и т. д.

Любая сказка начинается с зачина: “Жили-были..”, “Давным-давно…”, “В тридевятом государстве…”

Алгоритм составления “Волшебный экран”.

С детьми выбирается персонаж и начинается рассуждение о его жизни, где родился, какой он был в детстве, чем любил заниматься, какой он вырос, что с ним случилось, кто на него повлиял - злой герой, (если был главный герой злой то кто на него повлиял, чтоб он стал добрым), кто помог главному герою или что он сделал, чтоб победить зло. Формируются выводы: ничто и никогда не возникает, все происходящие события взаимосвязаны  и взаимозависимы. Придумываем названия сказки.

Алгоритм “Волшебная дорожка”. 

При  построении  этой  модели используется  один  из  вариантов  морфологического  анализа. Во многих сказках - действия какого-либо героя; он путешествует (совершает действия) с какой либо целью, взаимодействует с другими объектами, многому может научиться, измениться. В конце сказки изменения фиксируются, если герой не меняется, то как правило это ведет к его поражению или даже гибели (Колобок)

Алгоритм составления: Выбор главного героя, определение его характера, мотивов, целей поступков, выбор объектов взаимодействия, описание действий главного героя которые он совершает для достижения цели. Последовательное фиксирование изменений, происходящих с ним при взаимодействии с другими объектами, описание реакции этих объектов, подведение итога (изменение героя), придумывание названия.

Метод “Волшебный треугольник”.

Составление сказки по этому методу в принципе такое же как и везде, только в основу кладется фигура треугольник в углах которого главный герой, главный противник (проблема) и волшебный предмет который поможет решить эту проблему или победить противника.  Например, Кот в сапогах, Людоед, Волшебная дубинка. Основа этого метода, заключается в том, что главному герою должно обязательно помогать волшебство, отсюда и название метода.

Несомненно, сочинительство являются мощным средством для развития речи у детей  еще и потому, что его можно рекомендовать родителям для занятия с детьми дома.

Составление сказок с детьми любого возраста это не простая  задача, многосторонняя, сложная, но   заняться этим стоит, и вы поймете, насколько многогранен мир воображения ребенка. Не забывайте театрализовать ваши наработки с детьми - проделанная работа принесет удовлетворение  вам и незабываемые впечатления детям.

Список литературы:

  1. Ворошнина, Л.В. Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Ворошнина. Пермь.: 1991. – С. 73-78.
  2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. СПб.: Союз, 1997. – 13-14.
  3. Гербова, В.В. Составление описательных рассказов [Текст]
  4. Гуткович, И.Я. Приемы РТВ в обучении составлению сказок дошкольниками [Текст] / И.Я. Гуткович. – Челябинск, 1998. – С. 13-15.
  5. Доронова, Т.Н. Использование игровых методов и приемов при обучении детей от 2-7 лет [Текст]
  6. В.Я Миронова https://www.sites.google.com/site/mirovalt/home/ispolzovanie-razvivausej-tehnologii-triz---rtv -v-obrazovatelnom-processe-detskogo-sada/metody-triz/tpf/skazki-i-triz
  7. Сидорчук Т.А https://www.jlproj.org/this_bibl/Sid_Khom.pdf
  8. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Владос, 2004. – С. 241-246.
  9. Ушакова, О.С. Развитие словесного творчества [Текст] / О.С. Ушакова // Дошкольное воспитание. - 1972. - № 9. – С. 19-21.
  10. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - С. 145-152.
  11. Фесюкова, О.С. Воспитание сказкой [Текст] / Л.Б. Фесюкова. – Харьков: Фолио, М.: АСТ, 2000г.


[1] “Картинки помощники”-серия картинок с изображением различных объектов ,подобранных воспитателем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская по обучению детей сочинению сказок в старшей группе(5-6 лет)

Творческая мастерская по обучению детей сочинению сказок в старшей группе(5-6лет).«САЛАТ ИЗ СКАЗОК».  Поповцева Ольга Валерьевна, воспитатель  МБДОУ «Детский сад №69 «Остров...

Картотека игр и игровых упражнений по обучению детей сочинению сказок

Работа с детьми по сочинению сказок должна носить сначала коллективный характер, потом подгрупповой, затем дети составляют текст вдвоем или втроем. Далее ребенок сам сочиняет сказку по определен...

«Метод наглядного моделирования как способ обучения детей сочинению сказок»

Цель мастер - класса: обучить участников мастер - класса сочинять сказки методом наглядного моделирования. [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10125834","attribute...

Картотека игр и игровых упражнений по обучению детей сочинению сказок

Работа с детьми по сочинению сказок должна носить сначала коллективный характер, потом подгрупповой, затем дети составляют текст вдвоем или втроем. Далее ребенок сам сочиняет сказку по определенной мо...

«Обучение детей сочинению сказок»

В.А Сухомлинский подчёркивал, что «сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы  духовной жизни ребёнка, его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается у...

Картотека игр и игровых упражнений по обучению детей сочинению сказок 13.11.2019год

В дальнейшем следите за тем, как ребенок в самостоятельной творческой деятельности применяет усвоенные слова и выражения.В процессе сочинения сказки поддерживайте инициативу малыша, стимулируйте прояв...

Консультация "Обучение детей сочинению сказок". (из опыта работы)

Консультация для педагогических работников , помогающая в развитии воображения и речи дошкольников....