Семинар – практикум для педагогов «Использование метода наглядного моделирования в развитии речи детей с ОНР»
консультация

Тимирбаева Елена Сергеевна

    Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

    Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. У ребёнка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 4» г. Аши Челябинской области

Семинар – практикум для педагогов

«Использование метода наглядного моделирования в развитии речи детей с ОНР»

Воспитатель Тимирбаева Е.С.

Аша, 2019

    Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

    Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. У ребёнка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.

    Метод наглядного моделирования позволяет ребёнку представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

    Моделирование состоит из следующих этапов:

  1. Усвоение и анализ сенсорного материала;
  2. Перевод его на знаково-символический язык;
  3. Работа с моделью.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определённой последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:

- знакомство с графическим способом представления информации;

- развитие умения расшифровки модели;

- формирование навыка самостоятельного моделирования.

    Таким образом, в коррекционной работе моделирование выступает как определённый метод познания с одной стороны, а с другой – как программа для анализа новых явлений.

   

Развивающая игра «Улитка»

Изображение улитки с завёрнутой ракушкой, которая в зависимости от варианта игры разделена на секторы. Каждый сектор пронумерован и имеет различное изображение предмета.

Задачи игры:

  • Формировать фонетико-фонематические представления и слоговую структуру слова;
  • Развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь;
  • Стимулировать развитие психических и познавательных процессов;
  • Способствовать развитию коммуникативных навыков;
  • Поддерживать эмоционально положительный комфорт.

Использование данной игры позволяет:

- определять положение звука в слове;

- делить слова на слоги;

- совершенствовать навыки звукового анализа;

- образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- согласовывать существительные с прилагательными и числительными;

- составлять предложения с заданным словом;

- различать одушевлённые и неодушевлённые предметы;

- развивать слуховое внимание, память, словесно-логическое мышление;

- формировать навыки сотрудничества.

Формирование фонетико-фонематических представлений и слоговой структуры слова

Игра «Определи первый звук в слове»

Каждый ребёнок кидает кубик, отсчитывает нужное количество секторов и называет картинку. Затем выделяет первый звук в названии картинки и передаёт ход следующему игроку.

Игра «Назови последний звук в слове»

Ребёнок кидает кубик, отсчитывает нужное количество секторов и называет картинку. Затем выделяет последний звук в названии картинки и передаёт ход следующему игроку.

Игра «Определи, какие гласные звуки спрятались в слове?»

Ребёнок кидает кубик, отсчитывает нужное количество секторов и называет картинку. Затем выделяет гласные звуки в названии картинки и передаёт ход следующему игроку.

Игра «Раздели слово»

Ребёнок кидает кубик, отсчитывает нужное количество секторов и называет картинку. Затем определяет количество слогов в слове (приёмы: отхлопать, отстучать) и передаёт ход следующему игроку.

Игра «Сосчитать количество звуков в слове»

Ребёнок кидает кубик, отсчитывает нужное количество секторов и называет картинку. Затем определяет количество звуков в слове, выкладывает их фишками одного цвета и передаёт ход следующему игроку.

Игра «Составь схему слова»

Ребёнок кидает кубик, отсчитывает нужное количество секторов и называет картинку. Затем делает звуко-слоговой анализ и передаёт ход следующему игроку.

Лексико-грамматический строй речи

Игра «Кто это или что это?»

Ребёнок кидает кубик, отсчитывает нужное количество секторов и называет картинку. Затем ставит вопрос «Кто это?»  или «Что это?», определяя живое – неживое.  Потом передаёт ход следующему игроку.

Игра «Один – много»

Дети по очереди кидают кубик, отсчитывает нужное количество секторов, определяя картинку. Затем называют слово во множественном числе именительного падежа.

Игра «Какой? Какая? Какое?»

Каждый по очереди кидает кубик и отсчитывает нужное количество секторов, определяя картинку. Затем подбирает признаки в соответствии с тем, к какому роду относится предмет (мужскому, женскому или среднему).

Игра «Назови ласково»

После отсчета нужного количества секторов и определения картинки, каждый ребёнок преобразует слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Затем передаёт ход следующему игроку.

Игра «Посчитай»

После отсчета нужного количества секторов и определения картинки, каждый считает предмет от одного до пяти, согласуя окончания (1 стул, 2 стула, 3 стула, 4 стула, 5 стульев). Затем передаёт ход следующему игроку.

Игра «Продолжи ряд»

После отсчета нужного количества секторов и определения картинки каждый составляет цепочку из слов, относящихся к данной классификации (яблоко – груша, лимон, апельсин…). Затем передаёт ход следующему игроку.

Связная речь

Игра «Составь предложение с данным словом»

После отсчета нужного количества секторов и определения картинки каждый составляет предложение любой сложности и передаёт ход следующему игроку.

Игра «Придумай загадку»

После отсчета нужного количества секторов и определения картинки ребёнок  описывает характерные признаки изображённого предмета: форму, цвет, вкус, действия, которые может совершать сам предмет, или действия, которые можно совершать с ним. Остальные дети пытаются угадать, о каком предмете идет речь.

Психические и познавательные процессы

Упражнение «Что общего?» (два игрока)

После отсчета нужного количества секторов и определения двух картинок дети сравнивают, что общего у этих предметов.

Упражнение «Найди пару»

Дети относят картинку к определённой классификации и находят картинку из той же серии.

Таким образом, к несомненным достоинствам предложенной игры можно отнести многоцелевую направленность, многофункциональность, возможность учета индивидуальных особенностей каждого ребёнка, а также создание эмоционально-благоприятной атмосферы, способствующей возникновению радостных эмоций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...

Консультация для воспитателей "Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста."

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста состоит в том, что: • во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства ...

Семинар-практикум для педагогов "Использование мнемотехники в работе по развитию речи с дошкольниками"

Прентация проведения семинара-практикума с педагогами по использованию современных технологий в развитии речи дошкольниковю...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать эффективные средства, стимулирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала....

Семинар-практикум "Использование метода наглядного моделирования в развитии детей дошкольного возраста"

Семинар направлен на создание условий для повышения профессионализма педагогов в вопросах использования метода наглядного моделирования, как средства формирования познавательной активности детей...

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним....