Методическая разработка на тему: "Метод наглядного моделирования в развитии речи детей с ТНР"
методическая разработка по развитию речи
Коррекционно-развивающая работа (КРР) – один из компонентов содержательного раздела федеральной образовательной программы дошкольного образования. Согласно ФОП ДО ( п. 27.1) коррекционно-развивающая работа охватывает различные категории воспитанников и направлена на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей, квалифицированную помощь в освоении программы, разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и их социальную адаптацию.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 47.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Огонёк»
пгт. Верхнеднепровский, Дорогобужский р-н, Смоленская обл.
Методическая разработка на тему:
"Метод наглядного моделирования в развитии речи детей с ТНР"
Автор методической разработки:
Заварыкина Альбина Алексеевна,
учитель – логопед МБДОУ детский сад «Огонёк»
2023 г.
Коррекционно-развивающая работа (КРР) – один из компонентов содержательного раздела федеральной образовательной программы дошкольного образования. Согласно ФОП ДО ( п. 27.1) коррекционно-развивающая работа охватывает различные категории воспитанников и направлена на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей, квалифицированную помощь в освоении программы, разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и их социальную адаптацию. Дошкольники, как правило, любят рассказывать знакомые сказки, пересказывать прочитанное, передавать содержание мультфильмов. Но они не всегда удерживают логику событий, путают факты и последовательность.
Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Пересказ – это сложная деятельность, в которой активно участвует мышление ребенка, его память, воображение. Этот вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи, и это подчеркивается многими исследователями как в общей дошкольной, так и в коррекционной педагогике (Глухов В. П., Бородич А. М., Филичева Т. Б. и др.).
Бардышева Татьяна Юрьевна, Моносова Елена Николаевна отмечают, что наиболее эффективными в работе оказываются методики развития связной речи с использованием зрительных образов (предметные картинки, стимульных символов, из которых дети могут составить схемы предложения и план рассказа). Связная речь в данном случае формируется с помощью картинно-графических схем.
Процесс формирования навыков пересказа у дошкольников с ТНР будет эффективным, если при следующих педагогических условиях:
- Использование рассказов в работе по формированию навыка пересказа у детей с ТНР
- Организация совместной деятельности детей и взрослых.
- Создание специальной коррекционно-развивающей предметной среды.
Метод наглядного моделирования в развитии речи детей с ТНР 5–7 лет на основе серии книг Бардышевой Татьяны Юрьевны «Пересказы круглый год» поможет детям пересказывать прочитанное и составлять рассказы по картинкам. Она поможет детям вспомнить изложенное и передать его в необходимой последовательности по опорным картинкам, подобранным к текстам небольших рассказов о природе.
Метод наглядного моделирования в развитии речи детей с ТНР
Тема: «Пересказы круглый год»
Проблема:
Дети с тяжелой речевой патологией (общим недоразвитием речи) испытывают трудности в выстраивании связного высказывания, поэтому необходим постоянный поиск подходов и педагогических технологий для создания системы коррекционно – развивающей работы.
По характеру контактов: осуществляется в группе общеразвивающего вида, в котором присутствуют дети с ТНР.
Методическая разработка может представлять интерес для воспитателей, ведущих воспитательно – образовательный процесс с данной категорией детей.
Целеполагание.
Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым, заключается в том, что мышление и речь ребенка развивают с помощью специальных схем, алгоритмов, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. При этом учитывается основное назначение моделей – облегчить ребенку познание.
Метод наглядного моделирования является эффективным средством коррекции общего недоразвития речи у детей с тяжелой речевой патологией, поскольку мыслительные задачи у этих детей решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов. Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников, и способствует правильному восприятию окружающего мира, расширению запаса сведений, представлений, увеличению речевых возможностей.
Дидактическим материалом служат мнемотаблицы, алгоритмы и схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления;
- развития всех компонентов речевой системы.
Цель: выявить возможности использования метода наглядного моделирования в коррекционно – развивающей работе в педагогическом процессе для реализации комплекса воспитательных и образовательных задач и устранения общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- развивать понимания речи (лексических значений, грамматических категорий);
- развивать психологическую базу речи (внимания, восприятия, памяти, мыслительных операций);
- способствовать умственному развитию детей, и прежде всего наглядно-образному характеру его мышления;
- обогащать словарь названиями предметов и признаков; способов словообразования, построения описательных предложений и т.п.
- способствовать формированию фразовой речи, практическому усвоению грамматических конструкций;
- развивать коммуникативные навыки обучающихся.
Ожидаемый результат:
- использование метода наглядного моделирования будет способствовать формированию компонентов речевой системы: развитию фонематических процессов, грамматического строя, связной речи, обогащению словаря;
- создание системы коррекционно – профилактической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи с использованием моделирования;
- обогащение предметно – развивающей среды посредством авторских разработок дидактических игр и пособий с использованием наглядного моделирования;
- взаимодействие всех участников образовательного процесса в «Едином речевом режиме» дошкольного образовательного учреждения;
- эффективное взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся.
Взаимодействие участников коррекционно- развивающей работы.
Учитель - логопед | Воспитатель | Педагог - психолог | Взаимодействие с родителями (законными представителями) |
Задачи | |||
- познакомить детей со знаковой символикой и внести ее в речевую деятельность; научить соотносить слово или выражение с изображением, наиболее подходящим по смыслу; - познакомить с графической аналогией при составлении и зарисовке сказок; -развивать способность к практическому и умственному моделированию | - обогащать представления о предметах и явлениях окружающего мира; -закреплять умения использовать модель в качестве плана при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений, рассказывании сказок. | - развивать основные психические процессы – память, внимание, мышление; формируя приемы работы с памятью; -развивать у детей умственную активность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки. | -повышать интерес родителей к коррекционно-профилактической работе как к средству преодоления у детей речевых нарушений через консультации: «Приемы обучения детей рассказыванию», «Знакомство со сказкой»; «Рассказ – образец при обучении детей рассказыванию». |
Содержание деятельности | |||
- проведение, подгрупповых и индивидуальных занятий с использованием наглядного моделирования, схем, мнемотаблиц; - разработка системы занятий с применением данной технологии; - проведение консультаций для воспитателей, родителей; -пополнение развивающей среды наглядными пособиями, схемами, -цикл консультаций для воспитателей «Использование символов в работе над звуками»; «Наглядное моделирование в системе словарной работы с детьми ОНР» | - включение элементов моделирования в познавательные занятия и занятия по развитию речи; - заучивание стихотворений с помощью схем; - пополнение развивающей среды мнемотаблицами, схемами, алгоритмами последовательности описания предметов и явлений; | Использование на фронтальных и индивидуальных занятиях приемов мнемотехники направленных на развитие памяти и мышления; организация проведение дидактических игр с использованием моделирования. | Применение данных рекомендаций для заучивания стихотворений, пересказа сказок по моделям, схемам. |
Работа с детьми | |||
- обучение детей пересказу методом моделирования сказок (выкладывание цепочки модели сказки) «Теремок», «Курочка ряба», «Лиса, заяц и петух», «Лиса и волк», «Заяц – хваста», «Заюшкина избушка». - заучивание стихотворений «Весна», «Зимнее развлечение», «Хлеб» и т.д., пословиц и поговорок; - обучение составлению рассказов по модели: «Одежда», «Овощи», «Фрукты», «Посуда» (по другим лексическим темам); - работа с моделями слов – существительных, слов – действий, слов – признаков для составления простых предложений; - игры с использованием наглядных моделей, алгоритмов, схем: «Найди отличия» «Где, чей домик?» | - рассказывание русских народных сказок по моделям: «Репка», «Колобок», «Три медведя», «Теремок» и др. -зарисовка наблюдений, опытов с помощью моделей | - пересказ сказок: «Лиса и кувшин», «Четыре желания», «Про снежный колобок»; - проведение игр на развитие памяти, мышления с опорой на схемы, модели: «Заполни квадрат» | -повторение стихотворений по знакомым моделям; - зарисовка сказок с помощью схем, моделей; - помощь в изготовлении дидактических игр и пособий |
Литература
1. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 5-6 лет с ОНР. – М.: СКРИПТОРИЙ 2003, 2019. – 280 с.
2. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 6-7 лет с ОНР. – М.: СКРИПТОРИЙ 2003, 2017. – 264 с.
3. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Комплект наглядных пособий «Обучение связной речи детей 5-6 лет», «Обучение связной речи детей 6-7 лет»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему:- «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Мы с вами знаем, что игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста, в которой развиваются все психические процессы. Сегодня мы рассмотрим как это происходит...

Статья "Роль наглядного моделирования в развитии речи детей старшего возраста с ОНР" воспитателя старшей группы комбинированной направленности с ОНР Грачевой Нелли Николаевны
Главная задача каждого педагога - подготовить детей к школе. Наглядное моделирование помогает детям развивать память, внимание, творческое воображение, активизирует связную речь, обогащает словарь. За...

Консультация для воспитателей ДОУ "Наглядное моделирование в развитии речи детей"
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного моделирования помогает...

Семинар – практикум для педагогов «Использование метода наглядного моделирования в развитии речи детей с ОНР»
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Научные исследования и практика по...

Методическая разработка по теме:Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста.
Пальчиковые игры известны едва ли не с древних времен. Вполне возможно, что они были придуманы еще в то время, когда еще не было игрушек, и единственным доступным объектом для игр были только руки....
Технология наглядного моделирования в развитии речи детей дошкольного возраста.
Сообщение для педагоговТехнология наглядного моделирования в развитии речи детейдошкольного возраста...

"Использование методов наглядного моделирования в развитии речи детей."
С помощью метода наглядного моделирования ребенок может научиться составлять рассказ по картине или серии картин, пересказывать и придумывать описательный и творческий рассказ. При пересказе текста де...

