Методическая разработка на тему: "Метод наглядного моделирования в развитии речи детей с ТНР"
методическая разработка по развитию речи

Заварыкина Альбина Алексеевна

Коррекционно-развивающая работа (КРР) – один из компонентов содержательного раздела федеральной образовательной программы дошкольного образования. Согласно ФОП ДО ( п. 27.1) коррекционно-развивающая работа охватывает различные категории воспитанников и направлена на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей, квалифицированную помощь в освоении программы, разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и их социальную адаптацию.              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx47.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Огонёк» 

пгт. Верхнеднепровский, Дорогобужский р-н, Смоленская обл.

 

Методическая разработка на тему:

"Метод наглядного моделирования в развитии речи детей с ТНР"

        Коррекционно-педагогическая помощь детям с расстройствами аутистического спектра        

 Автор методической разработки:

Заварыкина Альбина Алексеевна,

учитель – логопед МБДОУ детский сад «Огонёк»

2023 г.

      Коррекционно-развивающая работа (КРР) – один из компонентов содержательного раздела федеральной образовательной программы дошкольного образования. Согласно ФОП ДО ( п. 27.1) коррекционно-развивающая работа охватывает различные категории воспитанников и направлена на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей, квалифицированную помощь в освоении программы, разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и их социальную адаптацию.              Дошкольники, как правило, любят рассказывать знакомые сказки, пересказывать прочитанное, передавать содержание мультфильмов. Но они не всегда удерживают логику событий, путают факты и последовательность.

 Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Пересказ – это сложная деятельность, в которой активно участвует мышление ребенка, его память, воображение. Этот вид работы занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи, и это подчеркивается многими исследователями как в общей дошкольной, так и в коррекционной педагогике (Глухов В. П., Бородич А. М., Филичева Т. Б. и др.).  

Бардышева Татьяна Юрьевна, Моносова Елена Николаевна отмечают, что наиболее эффективными в работе оказываются методики развития связной речи с использованием зрительных образов (предметные картинки, стимульных символов, из которых дети могут составить схемы предложения и план рассказа). Связная речь в данном случае формируется с помощью картинно-графических схем.

Процесс формирования навыков пересказа у дошкольников с ТНР будет эффективным, если  при следующих педагогических условиях:

  1. Использование рассказов в работе по формированию навыка пересказа у детей с ТНР
  2. Организация совместной деятельности детей и взрослых.
  3. Создание специальной коррекционно-развивающей предметной среды.

Метод наглядного моделирования в развитии речи детей с ТНР 5–7 лет на основе серии книг Бардышевой Татьяны Юрьевны  «Пересказы круглый год» поможет детям пересказывать прочитанное и составлять рассказы по картинкам. Она поможет детям вспомнить изложенное и передать его в необходимой последовательности по опорным картинкам, подобранным к текстам небольших рассказов о природе.

   

Метод наглядного моделирования в развитии речи детей с ТНР

Тема: «Пересказы круглый год»

Проблема:

Дети с тяжелой речевой патологией (общим недоразвитием речи) испытывают трудности в выстраивании связного высказывания, поэтому необходим постоянный поиск подходов и педагогических технологий для создания системы коррекционно – развивающей работы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

По характеру контактов: осуществляется в группе общеразвивающего вида, в котором присутствуют дети с ТНР.

Методическая разработка может представлять интерес для  воспитателей, ведущих воспитательно – образовательный процесс с данной категорией детей.

Целеполагание.

    Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Поддьяковым, заключается в том, что мышление и речь ребенка развивают с помощью специальных схем, алгоритмов, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. При этом учитывается основное назначение моделей – облегчить ребенку познание.

Метод наглядного моделирования является эффективным средством коррекции общего недоразвития речи у детей с тяжелой речевой патологией, поскольку мыслительные задачи у этих детей решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов. Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников, и способствует правильному восприятию окружающего мира, расширению запаса сведений, представлений, увеличению речевых возможностей.

Дидактическим материалом служат мнемотаблицы, алгоритмы и схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов памяти, внимания, образного мышления;

- развития всех компонентов речевой системы.

Цель: выявить возможности использования метода наглядного моделирования в коррекционно – развивающей работе в педагогическом процессе  для реализации комплекса воспитательных и образовательных задач и устранения общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • развивать понимания речи (лексических значений, грамматических категорий);
  • развивать психологическую базу речи (внимания, восприятия, памяти, мыслительных операций);
  • способствовать умственному развитию детей, и прежде всего наглядно-образному характеру его мышления;
  • обогащать словарь названиями предметов и признаков; способов словообразования, построения описательных предложений и т.п.
  •  способствовать формированию фразовой речи, практическому усвоению грамматических конструкций;
  • развивать коммуникативные навыки обучающихся.

Ожидаемый результат:

  1. использование метода наглядного моделирования будет способствовать формированию компонентов речевой системы:   развитию фонематических процессов, грамматического строя, связной речи, обогащению словаря;
  2. создание системы коррекционно – профилактической работы  с  детьми, имеющими тяжелые нарушения речи с использованием моделирования;
  3. обогащение предметно – развивающей среды посредством авторских разработок дидактических игр и пособий с использованием наглядного моделирования;
  4. взаимодействие всех участников образовательного процесса в «Едином речевом режиме» дошкольного образовательного учреждения;
  5. эффективное взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся.

Взаимодействие участников коррекционно- развивающей работы.

Учитель - логопед

Воспитатель

Педагог - психолог

Взаимодействие с родителями

(законными представителями)

Задачи

- познакомить детей со знаковой символикой и внести ее в речевую деятельность; научить соотносить слово или выражение с изображением, наиболее подходящим по смыслу;

 - познакомить с графической аналогией при составлении и зарисовке сказок;

-развивать способность к практическому и умственному моделированию

- обогащать представления о предметах и явлениях окружающего мира;

 -закреплять умения использовать модель в качестве плана при составлении   описательных рассказов, заучивании стихотворений, рассказывании сказок.

 - развивать основные психические процессы – память, внимание, мышление; формируя приемы работы с памятью;

-развивать у детей умственную активность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

-повышать интерес родителей к коррекционно-профилактической работе как к средству преодоления у детей речевых нарушений через консультации: «Приемы обучения детей рассказыванию», «Знакомство со сказкой»; «Рассказ – образец при обучении детей рассказыванию».

Содержание деятельности

- проведение, подгрупповых и индивидуальных занятий с использованием наглядного моделирования, схем, мнемотаблиц;

- разработка системы занятий с применением данной технологии;

- проведение консультаций для воспитателей, родителей;

-пополнение развивающей среды наглядными пособиями, схемами,

-цикл консультаций для воспитателей «Использование символов в работе над звуками»; «Наглядное моделирование в системе словарной работы с детьми ОНР»

- включение элементов моделирования в познавательные занятия и занятия по развитию речи;

- заучивание стихотворений с помощью схем;

- пополнение развивающей среды мнемотаблицами, схемами, алгоритмами последовательности описания предметов и явлений;

Использование на фронтальных и индивидуальных занятиях приемов мнемотехники направленных на развитие памяти и мышления; организация  проведение дидактических игр с использованием моделирования.

Применение данных рекомендаций для заучивания стихотворений, пересказа сказок по моделям, схемам.

Работа с детьми

- обучение детей пересказу методом моделирования сказок (выкладывание цепочки модели сказки) «Теремок», «Курочка ряба», «Лиса, заяц и петух», «Лиса и волк», «Заяц – хваста», «Заюшкина избушка».

- заучивание стихотворений «Весна», «Зимнее развлечение», «Хлеб» и т.д., пословиц и поговорок;

- обучение составлению рассказов по модели: «Одежда», «Овощи», «Фрукты», «Посуда» (по другим лексическим темам);

- работа с моделями слов – существительных, слов – действий, слов – признаков для составления простых предложений;

- игры с использованием наглядных моделей, алгоритмов, схем: «Найди отличия» «Где, чей домик?»

- рассказывание русских народных сказок по моделям: «Репка», «Колобок», «Три медведя», «Теремок» и др.

-зарисовка наблюдений, опытов с помощью моделей

- пересказ сказок: «Лиса и кувшин», «Четыре желания», «Про снежный колобок»;

- проведение игр на развитие памяти, мышления с опорой на схемы, модели: «Заполни квадрат»

-повторение стихотворений по знакомым моделям;

- зарисовка сказок с помощью схем, моделей;

- помощь в изготовлении дидактических игр и пособий

Литература

1. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 5-6 лет с ОНР. – М.: СКРИПТОРИЙ 2003, 2019. – 280 с.

2. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 6-7 лет с ОНР. – М.: СКРИПТОРИЙ 2003, 2017. – 264 с.

3. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Комплект наглядных пособий «Обучение связной речи детей 5-6 лет», «Обучение связной речи детей 6-7 лет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему:- «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Мы с вами знаем, что игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста, в которой развиваются все психические процессы. Сегодня мы рассмотрим как это происходит...

Статья "Роль наглядного моделирования в развитии речи детей старшего возраста с ОНР" воспитателя старшей группы комбинированной направленности с ОНР Грачевой Нелли Николаевны

Главная задача каждого педагога - подготовить детей к школе. Наглядное моделирование помогает детям развивать память, внимание, творческое воображение, активизирует связную речь, обогащает словарь. За...

Консультация для воспитателей ДОУ "Наглядное моделирование в развитии речи детей"

Наглядное  моделирование  – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Метод наглядного  моделирования  помогает...

Семинар – практикум для педагогов «Использование метода наглядного моделирования в развитии речи детей с ОНР»

  Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.    Научные исследования и практика по...

Методическая разработка по теме:Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста.

Пальчиковые игры известны едва ли не с древних времен. Вполне возможно, что они были придуманы еще в то время, когда еще не было игрушек, и единственным доступным объектом для игр были только руки....

Технология наглядного моделирования в развитии речи детей дошкольного возраста.

Сообщение для педагоговТехнология наглядного моделирования в развитии речи детейдошкольного возраста...

"Использование методов наглядного моделирования в развитии речи детей."

С помощью метода наглядного моделирования ребенок может научиться составлять рассказ по картине или серии картин, пересказывать и придумывать описательный и творческий рассказ. При пересказе текста де...