"Использование методов наглядного моделирования в развитии речи детей."
консультация

Новичкова Ирина Федоровна

С помощью метода наглядного моделирования ребенок может научиться составлять рассказ по картине или серии картин, пересказывать и придумывать описательный и творческий рассказ. При пересказе текста детьми элементами модели могут стать картинки с изображением персонажей сказки, а затем они могут заменяться геометрическими фигурами или силуэтными изображениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx15.53 КБ
Файл razvitie_rechi.docx15.53 КБ

Предварительный просмотр:

Использование методов наглядного моделирования в развитии речи детей.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Введение наглядных моделей в образовательную деятельность позволяет педагогу более целенаправленно развивать связную речь детей, обогащать словарный запас, воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе. Прием наглядного моделирования может быть использовать в работе над всеми видами связного монологического высказывания: пересказ, составление рассказов по картине и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ, заучивание стихотворений.

Для развития связной речи дошкольников можно использовать следующие приемы: педагог читает рассказ и вместе с детьми устанавливает последовательность предметных картинок для последующего пересказа, детям предлагается восстановить текст с опорой на предметные картинки. Графическая схема при этом служит не подсказкой, а средством развития связной речи. Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова. Вариантов применения пиктограмм много. Например составить из пиктограмм произнесенную фразу. Эти задания вызывают у ребенка большой интерес и желание выполнить их.

С помощью метода наглядного моделирования ребенок может научиться составлять рассказ по картине или серии картин, пересказывать и придумывать описательный и творческий рассказ. При пересказе текста детьми элементами модели могут стать картинки с изображением персонажей сказки, а затем они могут заменяться геометрическими фигурами или силуэтными изображениями.

Во время рассказа – описания пейзажной картины в качестве элементов модели рассказа используются объекты природы. По ним дети составляют мини-рассказ и объединяют их в один сюжет. Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. Элементами модели могут быть силуэты животных, растений, людей и природных явлений. Педагог начинает рассказывать сказку и предлагает детям ее продолжить, опираясь на силуэтные изображения.

Для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, возможно использование схем, мнемотаблиц, которые служат зрительным планом и помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков. Использование мнемотаблицы при заучивании стихотворения облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Это приводит к тому, что дети более отчетливо осознают вспомогательную роль изображений для удержания в памяти материала. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы.

Таким образом, чем раньше мы будем учить детей рассказывать и пересказывать, используя метод моделирования, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.



Предварительный просмотр:

Использование методов наглядного моделирования в развитии речи детей.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Введение наглядных моделей в образовательную деятельность позволяет педагогу более целенаправленно развивать связную речь детей, обогащать словарный запас, воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе. Прием наглядного моделирования может быть использовать в работе над всеми видами связного монологического высказывания: пересказ, составление рассказов по картине и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ, заучивание стихотворений.

Для развития связной речи дошкольников можно использовать следующие приемы: педагог читает рассказ и вместе с детьми устанавливает последовательность предметных картинок для последующего пересказа, детям предлагается восстановить текст с опорой на предметные картинки. Графическая схема при этом служит не подсказкой, а средством развития связной речи. Пиктограмма – символическое изображение, заменяющее слова. Вариантов применения пиктограмм много. Например составить из пиктограмм произнесенную фразу. Эти задания вызывают у ребенка большой интерес и желание выполнить их.

С помощью метода наглядного моделирования ребенок может научиться составлять рассказ по картине или серии картин, пересказывать и придумывать описательный и творческий рассказ. При пересказе текста детьми элементами модели могут стать картинки с изображением персонажей сказки, а затем они могут заменяться геометрическими фигурами или силуэтными изображениями.

Во время рассказа – описания пейзажной картины в качестве элементов модели рассказа используются объекты природы. По ним дети составляют мини-рассказ и объединяют их в один сюжет. Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. Элементами модели могут быть силуэты животных, растений, людей и природных явлений. Педагог начинает рассказывать сказку и предлагает детям ее продолжить, опираясь на силуэтные изображения.

Для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, возможно использование схем, мнемотаблиц, которые служат зрительным планом и помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков. Использование мнемотаблицы при заучивании стихотворения облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Это приводит к тому, что дети более отчетливо осознают вспомогательную роль изображений для удержания в памяти материала. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы.

Таким образом, чем раньше мы будем учить детей рассказывать и пересказывать, используя метод моделирования, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...

Консультация для воспитателей "Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста."

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста состоит в том, что: • во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать эффективные средства, стимулирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала....

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним....

Семинар – практикум для педагогов «Использование метода наглядного моделирования в развитии речи детей с ОНР»

  Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.    Научные исследования и практика по...

Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста мы часто сталкиваемся с тем, что у детей недостаточно сформированы навыки построения связной речи: высказывания, как правило, короткие; состоят из отдель...

Методическая разработка на тему: "Метод наглядного моделирования в развитии речи детей с ТНР"

Коррекционно-развивающая работа (КРР) – один из компонентов содержательного раздела федеральной образовательной программы дошкольного образования. Согласно ФОП ДО ( п. 27.1) коррекционно-развива...