Семинар-практикум "Использование метода наглядного моделирования в развитии детей дошкольного возраста"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Родина Наталия Владимировна

 Семинар направлен на создание условий для повышения профессионализма педагогов в вопросах использования метода наглядного моделирования, как средства формирования познавательной активности детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Управление образования администрации города Екатеринбурга

Филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения –

детского сада комбинированного вида «Надежда»

детский сад №477

Семинар-практикум

Использование  метода наглядного моделирования в развитии детей дошкольного возраста

Екатеринбург

Семинар-практикум

Использование  метода наглядного моделирования в развитии детей дошкольного возраста

Время проведения: с 13.00 до 14.30

Место проведения:филиал МБДОУ детский сад комбинированного вида «Надежда» детский сад № 477

Целевая аудитория: воспитатели

Ведущие:

Родина Наталья Владимировна

Цель: создание условий для повышения профессионализма педагогов в вопросах использования метода наглядного моделирования, как средства формирования познавательной активности детей.

Задачи:

1. Акцентировать внимание педагогов на методе наглядного моделирования, как средстве повышения познавательной активности, развития предпосылок логического мышления у детей дошкольного возраста.

2. Расширить представление педагогов о способах использования метода наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста.

3. Развивать творческие способности педагогов в процессе совместной продуктивной деятельности по созданию разных видов моделей.

Планируемый результат: повышение профессионализма педагогов в вопросах использования метода наглядного моделирования, как средства формирования познавательной активности детей


№ п/п

Содержание

Форма

Время

Ответственный

1

Обозначение темы и  плана работы семинара.

Актуализация знаний.

Работа с таблицей

Приветствие,

Высказывание мнений.

Заполненение таблиц.

2 мин

5 мин

Родина Н.В.

2

Работа с таблицей.

Введение в тему семинара.

Деловая игра «Ассоциация»

«Ключевые слова»

Работа с мнемотаблицей

Работа в группах.

Показ слайд-презентации.

Обмен мнениями.

Работа с определением

Составление мнемотаблицы

10 мин

15 мин

Родина Н.В.

3

Введение в тему семинара

Моделирование ситуации «Выпал первый снег»

Создание предметно-схематических моделей

Показ слайд-презентации.

Работа в группах

5 мин

8 мин

Родина Н.В.

4

Введение в тему семинара

Изготовление предметных моделей

Показ слайд-презентации

Работа в группах

10 мин

15 мин

15 мин

Родина Н.В.

5

Подведение итогов

Заполнение таблиц

Рефлексия

7 мин

Родина Н.В.

1 час 32 мин.

Этапы совместной деятельности

Содержание деятельности

Ответственное лицо

Приветственное слово

Актуализация знаний

Работа с таблицей

Добрый день уважаемые коллеги, мы рады вас приветствовать в филиале МБДОУ – детского сада комбинированного вида «Надежда» детский сад № 477. Ведущие семинара: Любимцева Татьяна Александровна

Родина Наталья Владимировна

Зубрилова Оксана Сергеевна

Долгих Валентина Геннадьевна

Сегодня мы поговорим с вами об использовании метода наглядного моделирования в работе педагога с детьми, так как в дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный, а использование моделей развивает память, уточняет знания детей, развивает активность и самостоятельность в усвоении информации об изучаемом. Ваше мнение, почему?  

Работаем с карточкой  №1 – у вас есть 2 минуты, чтобы заполнить эту таблицу, исходя из своего опыта. В течение всего мероприятия можно дополнять таблицу видами моделей, о которых вы узнаете на семинаре.

Родина Н.В.

Работа с таблицей

Введение в тему семинара

Актуализация знаний

Делова игра

Работа с мнемотаблицей

Проведение деловой игры. На ваших столах лежат таблицы с понятиями, вам необходимо подобрать к ним определения. На выполнение этого задания вам дается 2 минуты. Определений больше чем понятий.

Моделирование

Процесс построения модели объекта и исследование его свойств, путем исследования модели.

Виды моделирования

Графические, предметно-схематические, предметные

Метод

Система способов воздействия на поведенческую сферу человека, направленная на реализацию воспитательных и образовательных задач.

Мнемотехника

Система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти детей путём образования дополнительных ассоциаций, организация образовательного процесса в виде игры.

Модель

Условный или реальный образец, который создается для познания (изучения) предметов, явлений и событий.

Группы отвечают в порядке, установленном ведущим. Порядок групп меняется. Ответы сверяют с информацией на слайде.

Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами Даниилом Борисовичем Элькониным, Леонидом Абрамовичем Венгером и Николаем Николаевичем Поддьяковым. (Фото на слайде)  Заключается он в том, что с помощью специальных схем, моделей в наглядной и доступной форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

Чему способствует метод наглядного моделирования в работе с детьми? Ответы сверяются с информацией на слайде.

- использование наглядного моделирования вызывает у детей интерес; поддерживает детскую инициативу

- облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, развивает творческие способности, познавательную активность

- учит детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Модели условно делятся на три вида: графические, предметно-схематические и предметные.

Какие виды графических моделей вы знаете? На слайде: графические модели передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений.

Игра «Ассоциация». Инструкция: передавая мячик, участники должны называть свои ассоциации к слову «мнемотехника».

Работа с определением. Инструкция: воспитателям предлагается выделить ключевые слова в определении, распечатанном на бумаге.

Определение: мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти детей путём образования дополнительных ассоциаций, организация образовательного процесса в виде игры.

Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. Таким образом, приём символизации — это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например, в стихах. Для этого достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.  

Следующее задание: составить мнемотаблицу по стихотворению.

Смотрит заинька в окно – 
За ночь снегу намело… 
Во дворе снеговики 
Чинят лыжи и коньки.

Затем педагоги рассказывают стихотворение по своим мнемотаблицам.

Родина Н.В.

Введение в тему семинара

Моделирование ситуации

Создание предметно-схематичсеких моделей

Обратим внимание на следующий аспект нашей темы. На слайде вы видите различные модели. К какому виду наглядного моделирования относятся эти модели?

В этих моделях выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи  предметов-заместителей и графических знаков.

Задание: 1 группа моделирует ситуацию «Выпал первый снег», с использованием предметно-схематической модели «Сезонные изменения в природе».

Приглашаются 2 человека. Педагогам необходимо на магнитной доске с помощью предложенных картинок изобразить смену времени года.

2 группа создает предметно-схематическую модель из конструктора Lego, которую вы можете использовать на занятиях по развитию речи детей.

3 группа – создать иллюстрацию к сказке «Три поросёнка», используя предложенный набор геометрических фигур.

На выполнение задания даётся 3 минуты. После выполнения задания группы презентует свои модели.

Родина Н.В.

Введение в тему семинара

Изготовление предметных моделей.

Переходим к следующему виду наглядного моделирования – предметные модели.

Какие предметные модели вы используете в своей работе с детьми?

Предметные модели помогают воспроизводить  структуру и особенность, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. Это разные предметы и конструкции (макет Земли, природных зон «Север», «Лес», «Морское дно», «Муравейник», «Комнаты – Осторожно огонь!» «Огород на окне»).

Задание: Создать из предложенных материалов модель действующего вулкана и записать алгоритм методического сопровождения работы детей по изгоовлению этой модели. На выполение даётся 10 минут. При озвучивании алгоритма группами, на экран выводится наш алгоритм.

- По стеклянной банке размазывается тонкий слой пластилина, гофрированную бумагу складываем веером и прикрепляем на пластилин.

Банку заполняем водой, смешанной с лимонной кислотой, затем добавляем ложку соды.Наблюдаем за реакцией.

Родина Наталия Владимировна

Подведение итогов

В процессе совместной работы вы заполняли свои карточки-таблицы по видам наглядного моделирования.

Вернёмся обратно к таблицам, проанализируйте их и ответьте на вопрос: в

каких образовательных областях можно использовать метод наглядного моделирования?

Сделаем вывод: метод наглядного моделирования, при достаточном его изучении, можно с успехом применять во всех образовательных областях дошкольного воспитания.

Родина Н.В.

Заполнения таблиц

На семинаре я узнала …

Мне понравилось …

Меня озадачило …

Мне мешало быть более активной …

Предлагаем Вам заполнить таблицу по итогам работы на семинаре

Спасибо за работу!

До свидания!

Родина Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи "Ателье для кукол" с использованием метода наглядного моделирования в группе старшего дошкольного возраста

Конспект НОД по развитию речи Ателье для кукол с использованием метода наглядного  моделирования в группе старшего дошкольного возраста...

Опыт работы "Моделирование как метод познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой"

Представлен опыт работы воспитателя "Моделирование как метод познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста при ознакомлении с миром природы"; последовательность введения моделей разно...

Индивидуальный образовательный маршрут педагога «Технология ТИКО-моделирования в развитии детей дошкольного возраста»

Цель: создание условий для развития познавательной активности через конструктор ТИКО.Задачи:Способствовать развитию познавательного интереса к ТИКО- конструированию;Вовлечь родителей совместную деятел...

План по самообразованию воспитателя подготовительной к школе группы «Акварелька» ВОЙТОВОЙ И.М. (высшая квалификационная категория) на 2020-2021 учебный год ТЕМА: «Технология ТИКО-моделирования в развитии детей дошкольного возраста»

План по самообразованиювоспитателя подготовительной к школе группы «Акварелька»ВОЙТОВОЙ И.М.(высшая квалификационная категория)на 2020-2021 учебный год  «Технология ТИКО-мо...

Инновационная образовательная технология «Тико — моделирование» в развитии детей дошкольного возраста

Актуальность работы с технологией ТИКО-моделирования обусловлена обеспечением развития детского творчества, психических процессов, познавательной активности, мелкой моторики, пространственного ор...

Наглядное моделирование при обучении детей дошкольного возраста пересказу

Умение пересказывать можно назвать одним из базовых навыков. Пересказ помогает развивать не только речь ребенка, но и способствует развитию внимания, памяти, мышления. Многие дети дошкольного возраста...