Конспект занятия по речевому развитию "Поможем Муравьишке".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Богаткина Альфира Газизовна

Цель:  развитие  связной   грамматически правильной  диалогической и монологической речи,  внимания, воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Воспитательные:

Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к результатам своего труда и труда взрослых.

Прививать чувства эмпатии, откликаться на эмоции воспитателя,  способствовать эмоциональному сближению детей; доставить детям радость, удовольствие от совместной деятельности.

Развивающие:

Развивать: интерес  к миру насекомых; умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью; творческие способности, воображение.

Образовательные:

Продолжать знакомить детей с миром насекомых.

Закреплять правильное произношение звуков  Ж,  "З", "С"; учить говорить с разной силой голоса.

Учить составлять предложения по схеме, объединять их в рассказ.

Учить изменять смысл слова с помощью замены одного звука.

Упражнять в правильном образовании форм именительного и родительного падежа существительных.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_-_nod_24.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №114»

Конспект занятия

по речевому развитию

«Поможем  Муравьишке»

группы общеразвивающей направленности

от 5 до 6 лет

                         

                                   

Подготовила:                                                                                    Богаткина  Альфира  Газизовна,                                                                    воспитатель первой                                                                                     квалификационной категории                                                                               МБДОУ № 114 г. Оренбурга

                                               

Тема: «Поможем муравьишке»

Цель:  развитие  связной   грамматически правильной  диалогической и монологической речи,  внимания, воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:  

Воспитательные:

Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к результатам своего труда и труда взрослых.

Прививать чувства эмпатии, откликаться на эмоции воспитателя,  способствовать эмоциональному сближению детей; доставить детям радость, удовольствие от совместной деятельности.

Развивающие:

Развивать: интерес  к миру насекомых; умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью; творческие способности, воображение.

Образовательные:

Продолжать знакомить детей с миром насекомых.

Закреплять правильное произношение звуков  Ж,  "З", "С"; учить говорить с разной силой голоса.

Учить составлять предложения по схеме, объединять их в рассказ.

Учить изменять смысл слова с помощью замены одного звука.

Упражнять в правильном образовании форм именительного и родительного падежа существительных.

Оборудование: презентация к занятию "Поможем муравьишке", маленькие ёлочки из картона, имитация ручейка из голубой ткани,  бутафорские "камни".

Виды детской деятельности в НОД:

Игровая.

Коммуникативная.

        Познавательная.

Музыкально-художественная.

Чтение художественной литературы.

                                                           План занятия:

1.Вводная часть:                                                          

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей.  Определение цели.

2. Основная часть:

Словесная игра «Исправь ошибку»

Проговаривание чистоговорок

Подвижная игра  «Лягушка и комарики"

Дидактическая игра "Кого не стало?"

Составление рассказа по схеме

Малоподвижная игра «По кочкам»

Речевое упражнение «Друзья помогли»  

(Алябьева Л. А.)

3.Заключительная часть:

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов занятия.

Длительность занятия:

5 мин

15 мин

5 мин.

25 мин.

Ход занятия:

Части занятия

Содержание

1. Вводная часть.                                                           Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей  Определение цели.

Воспитатель: Расскажу я вам, ребята, интересную историю.

Однажды, я была в лесу и увидела:
Стоит под ёлкой городок,
К нему 100 тропок, 100 дорог.
По тем дорожкам, взад-вперёд
Народец крохотный снуёт.

Что за городок? Что за народ?

(Дети отгадывают загадку: муравейник, муравьи ).

Воспитатель: Очень мне понравился один муравьишка , он был очень любопытным, захотелось ему залезть на высокую берёзу.

"По берёзке вверх взберусь,
За листочек зацеплюсь.
Всё увижу: лес и луг, 
Что находится вокруг!" 
Как решил, так и сделал.

Полез по берёзке вверх, сел на берёзовый листок. Но не успел посмотреть вниз, как вдруг поднялся сильный ветер , сорвал листочек с берёзки и понёс его далеко от муравейника.  Но когда я подошла к детскому саду я увидела Муравьишку.

Он бегал взад- вперёд и был очень расстроен, потому - что, в муравейнике все знают: на ночь домик запирают! Как же быть?

- Как мы поможем Муравьишке?  (Поможем  Муравьишке вернуться  в лес)

- Ребята, на каком транспорте можно поехать в лес?

- Давайте подумаем, на каком транспорте мы поедем.

-  Отправляемся на поезде, ребятки, в путь.

2.Основная часть.

Словесная игра «Исправь ошибку»

Проговаривание чистоговорок

Подвижная игра  «Лягушка и комарики"

Дидактическая игра "Кого не стало?"

Составление рассказа по схеме

Малоподвижная игра «По кочкам»

Речевое упражнение «Друзья помогли»  

(Алябьева Л. А.)

- Ребята, вот мы и подьехали к лесу. Посмотрите, как здесь красиво!

Словесная игра "Исправь ошибку" (дети исправляют и проговаривают индивидуально и вместе). СЛАЙД 6

Воспитатель: Бабушка летает около цветка. (Бабочка летает около цветка).

Пила летит и жужжит. (Пчела летит и жужжит). СЛАЙД 7

Лук ползёт по веточке. (Жук ползёт по веточке). СЛАЙД 8

Мура села на гриб. (Муха села на гриб). СЛАЙД 9

Самовар укусил Машу. (Комар укусил Машу). СЛАЙД 10

Проговаривание чистоговорок (индивидуальное и групповое):

Я слышу странный звук: (жужжание жука)

Жук жужжит «жу-жу-жу»

Я живу и не тужу

Я на ветке сижу

И жужжу, жужжу, жужжу!

(песенка комара)

 Са-Са-Са на пеньке сидит оса;
Су-Су-Су в лесу видели лису;
За-За-За прилетела стрекоза;
Зу-зу-зу мы поймаем стрекозу.

Подвижная игра  «Лягушка и комарики" (При помощи считалки выбираем "Лягушку ", которая сидит в стороне).

Сели комарики под кусточек (каждый под свой куст) (дети прячутся за стульчики),
На берёзовый пенёчек (садятся на стульчики).
Свесили ноги на песочек (покачивают ногами).
Посидели и полетели! (дети бегают по залу). 
Тут лягушка выходила 
("лягушка" встаёт со стульчика ). 
И комариков ловила! 
("лягушка" ловит "комаров")

Игра повторяется 2-3 раза.

Воспитатель: От лягушки убежали, лужайку прошли с муравьишкой. А вот и ручей.

А у ручья летают и ползают: Кто? (Муха,  пчёлы, кузнечики,  бабочки, муравей и улитка).

Кто лишний? (Лишняя улитка). Почему? (Улитка не насекомое). Много насекомых собралось на лужайке. Но как только они нас увидели, стали разбегаться.

Дидактическая игра "Кого не стало?"

Воспитатель: Осталась у ручейка одна улитка. Ребята, давайте расскажем улитке, что мы знаем о нём.

(Дети составляют предложения, объединяя в единый рассказ)

- Ребята, давайте расскажем и про других насекомых, которых мы видели у ручья.

Составление рассказа по схеме:

Воспитатель (помогает детям, задавая вопросы):

1. Кто это?

2. Какие части тела есть у муравья?

3. Какой он величины?

4. Где живёт муравей?

5. Как называется его дом?

6. Какую роль играют муравьи в окружающем мире?

Чей рассказ вам больше понравился и почему?

- Но нам нужно торопиться…
К ночи бы поспеть домой, ведь закроют домик мой! 
А впереди ещё ручеёк!"
(Ребята, как помочь муравьишке перебраться через ручеёк?)
На ручейке нет дорог. 
А мы по камням скок да скок!

Малоподвижная игра «По кочкам»

Воспитатель: А вот и муравейник. Муравьишка очень обрадовался, что вовремя попал домой и благодарит вас за помощь.

Ребята, давайте вспомним и расскажем муравьям о том, что с муравьишкой случилось и как мы ему помогли.

Речевое упражнение «Друзья помогли»  

(Алябьева Л. А.)

— Жу-жу-жу, — жужжит пчела: ( Дети поднимают руки в стороны ритмично ими машут, как крылышками).

Я лечу издалека.               

 — Зу-зу-зу, — комар пищит. (Ритмично «выбрасывают»     ука зательные пальцы вперед).

Уф-уф-уф, — как паровоз (Ритмично притопывают  

                                                                                    ногами.)

Шмель пыхтит, пыльцу повез.

Жук гудит: «Жу-жу, жу-жу (Ритмично хлопают в ладоши).

 Я любого разбужу».

Птичка песенку поет:( Дети ритмично постукивают подушечками пальцев    одной руки о пальцы другой).

 - Тинь, тинь, тинь.                                   

Скоро солнышко взойдет.  
Тинь-тинь-тинь.(Ритмично хлопают в ладошки.)
Комары проснутся скоро: Зу-Зу-зУ.

От друзей муравьишка отстал.

Ой-ой-ой-ой-ой-ой-ой.              (Дети прижимают ладони к

В муравейник скорей побежал. Бегут на месте.
Ну а солнце за лес уж зашло.

Ох-ох-ох-ох!                    (Делают ритмичную пружинку).
Стало сразу так страшно, темно.

Ах-ах-ах, ах-ах-ах! ( Ритмично закрывают глаза ладонями.

Хорошо, что друзья помогли,  
Муравьишку домой принесли.

Мо-лод-цы!            (Ритмично хлопают в ладоши.)

3.Заключительная часть.

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов занятия.

-Ребята, Вам понравилось наше путешествие?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Кому мы сегодня помогли?

- Куда отправлялись, чтобы помочь Муравьишке?

Спасибо! До свидания!

3.Заключительная часть.

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов занятия.

-Ребята, Вам понравилось наше путешествие?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Кому мы сегодня помогли?

- Куда отправлялись, чтобы помочь Муравьишке?

Спасибо! До свидания!

Длительность занятия: 25 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания». Тема занятия «День рождения куклы Маши»

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе по лексической теме «Посуда. Продукты питания»...

Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»

Конспект занятия по речевому развитию «Упражнения на совершенствование речевых навыков»...

Конспект занятия по речевому занятию по сказке "Двенадцать месяцев"

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе....

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы (обучение грамоте). Тема: «Речевые игры с «добрым» и «сердитым» братьями»...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе. (Художественная литература, устное народное творчество) Тема занятия: «Труд — основа жизни»

Формирование представлений детей о народных промыслах и воспитание нравственных отношений на основе художественной литературы, устного народного творчества.Воспитывать у детей нравственные ценности ру...

Конспект занятия по математике "Как Муравьишка домой спешил"

Непосредственно-образовательная деятельность в образовательной области Познание "Формирование элементарных математических представлений". ЗАДАЧИ:Развивать навыки количественного счёта в...

...конспекты занятий по речевому развитию для 1 младшей группыплан-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Занятия с детьми ясельной группы носят игровой характер. Однако они имеют определённые цели, задачи, средства их осуществления и тем самым отличаются от игры. С самого начала занятий воспитателем став...