Мастер-класс «Волшебные колечки»
учебно-методический материал по развитию речи

Сухорукова Елена Николаевна

Мастер-класс "Волшебные колечки"-как метод развития связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс для педагогов ДОУ108 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс "«Волшебные колечки» как метод развития связной речи"

Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.

Задачи: дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями технологии,  рекомендации педагогам по использованию пособия “Волшебные колечки” при заучивании стихотворений. Популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога, повышение эффективности образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы, активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.

Оборудование: пособия “Волшебные колечки”: колечки с картинками, цифрами, счётным материалом

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Ход мастер–класса

1. Вводная часть.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я рада вас приветствовать на нашем мастер-классе.

Тема нашей встречи “Волшебные колечки” - как метод развития связной речи”.

Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в речевой работе с детьми.

Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
“О, как же ты красива!”.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.Плохая дикция.

Поэтому передо мной встала задача, как научить детей связанно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Одним из методов развития связной речи у детей  является использование мнемотехники.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

МНЕМОТЕХНИКА – – от греческого mnemonikon - искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному.

Суть мнемосхем  заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинала работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Мнемотаблицы- схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их можно использовать для разных видов работы по развитию речи:

обогащения словарного запаса,

при обучении составлению рассказов,

при пересказах художественной литературы,

при отгадывании и загадывании загадок,

при заучивании стихов.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них не только развивающим, но и интересным, занимательным.

Василий Александрович Сухомлинский сказал, что “Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев”, а учёный Владимир Михайлович Бехтерев доказал, что “Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию”

Поэтому я решила соединить эти два вида работы.

Представляю вашему вниманию пособие “Волшебные колечки”.

Колечки изготавливаются по количеству детей. Пример развёрнутых заготовок колечек представлен в рисунке .

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/660136/1.jpg

Рассмотрим последовательность заучивания стихотворения с использованием пособия “Волшебные колечки”.

1 этап. Выбор стихотворения для заучивания.

При подборе текста нужно выделить главные ключевые слова – опоры, на которые подбираются соответствующие колечки с картинками.

Это могут быть слова – предметы, слова – действия или слова – признаки.

В нашем стихотворении – это существительные.

2 этап. Выразительное чтение стихотворения. Например,

Ты скажи-ка, умница,
Что же это? – Улица!
Интересная картина:
Вот
автобус, вот машина,
Едет
самосвал большой.
Вот идёт
трамвай с дугой,
По реке плывёт “
Ракета” -
Это транспорт, транспорт это!

На этом же этапе проводится работа по уточнению и расширению словаря.

Трамвай с дугой (Что это за дуга?).

Трамвай – городской пассажирский общественный электрический транспорт с подачей электроэнергии через воздушную контактную сеть с помощью токоприёмников.

“Ракета” (Как может ракета плыть? “Ракета” - это название большого и быстрого катера, который плывёт очень быстро, как ракета. “Ракета” — название серии  пассажирских речных судов на подводных крыльях.)

Работа над многозначным словом крылья проводится по мнемотаблице.

3 этап. Деление стихотворения на части.

В данном случае каждая часть связана с новым видом транспорта.

В данном стихотворении будем вести диалог: я буду спрашивать, а дети отвечать.

4 этап. Чтение строки для каждой части сопровождается надеванием “колечка” на палец левой руки, начиная с мизинца с лева направо. Рука лежит на столе ладонью вниз.

Ты скажи-ка, умница,
Что же это? – Улица!
Интересная картина:
Вот
автобус, - на мизинец колечко “ Автобус”
вот
машина – на безымянный колечко “Машина”
Едет
самосвал большой. – на средний колечко “Самосвал”.
Вот идёт
трамвай с дугой – на указательный колечко “ Трамвай”.
По реке плывёт “
Ракета” - на большой колечко “Ракета”
Это транспорт, транспорт это! – общий обобщающий жест.

5 этап. Повтор и рассказывание стихотворения ребенком с помощью “колечек”.

А кто желает попробовать рассказать вместе со мной это стихотворение? Я начну, а ты продолжишь.

Молодец! А теперь без моей помощи.

6 этап. Заключительный этап - рассказывание стихотворения без помощи “колечек”.

А кто из Вас может рассказать стихотворение без колечек.

На моей мини-выставке представлены примеры других стихотворений .

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/660136/2.jpg

Детям нравится работать с колечками, поэтому я решила не останавливаться на использовании данного материала в речевом развитии детей.

Использую их на занятиях по формированию математических представлений:

учу соотносить количество, число и цифру (колечки с цифрами);

упражняемся в счёте до десяти в прямом и обратном порядке (колечки с цифрами);

при ознакомлении с составом числа (колечки с цифрами);

пользовать порядковыми числительными (колечки с картинками);

при формировании пространственных представлений (лево – право) (колечки с картинками);

уравнивать смежные числа путем увеличения и уменьшения на единицу (два набора колечек в пределах 5)

В перспективе использовать пары колечек при формировании представлений о форме, размере.

Использование колечек при подготовке к обучению грамоте.

Помогают колечки:

при выделении изучаемых звуков в словах: на средний палец надеваем колечко буквой, обозначающей выделяемый звук. Например, колечко “С”. И из набора предложенных колечек выбираем те, которые начинаются на этот звук. В данном случае: стакан, сок, слива.

при формировании и дифференцировании понятия “твердый - мягкий звук”: на пальцы левой руки надеваем колечки, в которых звук мягкий, на пальцы правой руки – твёрдый звук

Играем с колечками и при проведении пальчиковых игр, пальчиковых шагов. Здесь используются колечки с любимыми героями из мультфильмов. Например, надеваем два колечка с Пяточком и Винни-Пухом на указательный и средний пальцы ведущей руки и предлагаем им прошагать по лабиринту, попрыгать с кочки на кочку

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/660136/4.jpg

Таким образом, с помощью “Волшебных колечек” достигаем следующих результатов:

у детей появляется желание пересказывать сказки, заучивать стихи – как на занятии, так и в повседневной жизни;

расширяется кругозор знаний об окружающем мире;

активизируется словарный запас;

дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

С помощью данного методического материала и настроя на позитивный результат, дети получили огромное удовольствие, развивается фантазия, существенно сокращается время на заучивание стихотворения, и кроме этого развиваются творческие способности у детей.

Знание стихотворений обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, формирует культуру речи.

Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше мы подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Этот волшебный квадрат»

Занятия с «Квадратом Воскобовича» развивают умение различать геометрические фигуры, определять их свойства и размеры, пространственное мышление, воображение, логику, внимание, умение сравнивать и анал...

Мастер-класс "Наши волшебные пальчики"

Развитие мелкой моторики рук....

Мастер - класс Оригами "Волшебный шар"

Мастер - класс оригами "Волшебный шар", сделанный из бумаги....

Мастер - класс "Удивительный волшебный песок"

Пескотерапия в работе логопеда...

Мастер-класс "Путешествие волшебного квадрата"

Методическая разработка по проведению мастер-класс для педагогов "Путешествие волшебного квадрата"...

Мастер-класс воспитателям "Волшебные баночки своими руками"

   Описание: Мастер-класс простого в исполнении "волшебной баночки". Отличный вариант новогодней поделки. Подходит для изготовления детьми старшего дошкольного возраста...

"Мастер-класс Тема «волшебный лес»

Рисование капустным листом для детей старшего дошкольного возраста.Развитие творческого воображения детей, раскрытие творческого потенциала и личностных качеств дошкольников, используя нетрадиционные ...