Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников.
статья по развитию речи

Лапушкина Ольга Алексеевна

Консультация для воспитателей  "Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemoteh.docx19.42 КБ
PDF icon mnemo_dlya_vosp-ey.pdf2.29 МБ

Предварительный просмотр:

Мнемотехника в развитии    связной речи у дошкольников.

Слайд 1.

Слайд 2.

Если ребенок молчит,

покажите ему картинку,

и он заговорит.

Ушинский К. Д.

В ФГОС  ДО  особое внимание уделяется образовательной области Речевое развитие.              Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной,   чёткой,   красивой речи.

    Развитие речи тесно связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Слайд 3.

Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Проблемы в речи детей:

- высказывания короткие;

- состоят из фрагментов, логически не связанных между собой;

- отличаются непоследовательностью;

- содержат низкий уровень информативности;

- маленький запас слов

У большинства детей дошкольного возраста преобладает образная память (это могут быть как зрительные, как и слуховые, обонятельные и другие образы восприятия).

При этом информация запоминается малышами, в основном, механически, непроизвольно. То есть ребенок запоминает то, что ему интересно или то, что приводит на него сильное впечатление. Поэтому очень важна необычная и яркая форма подачи.

Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот  процесс,  используется  приём мнемотехники. 

Слайд 4.

Мнемотехника — совокупность приемов и методов, направленных на тренировку памяти, речи, которые помогают быстрее запомнить информацию путем образования ассоциаций, т.е. связи нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет), дошкольник вспоминает остальные образы.

 Слово «мнемотехника» происходит от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины  -  и обозначает «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.)

Слайд 5.

Проверим память.  Задание запомнить слова:  лес, пляж, ваза, вкусно, весело, горячий, солёный, кислый, море,  золото, холодный, мягкий.  

Затем вам покажут картинку, по ней надо вспомнить слово.

 Слайд 6

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти  схемы-рисунки  ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом.

    Очень важно, чтобы процесс обучения был для детей интересным, занимательным,   развивающим. Наглядность, образность модели, возможность практических действий с ней повышают и создают устойчивый интерес у детей к занятиям.

Обучение детей с помощью мнемотехники можно начинать с самого раннего возраста.

Слайд 7.

 Знакомство с упражнениями для детей начинается с простых приемов.  Сначала используют мнемоквадраты, познакомить с которыми можно малышей в трехлетнем возрасте.

На первых занятиях дети изучают несложные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание или простую фразу. Можно помещать в квадрат картинки и разучивать стихотворения с движениями.

Слайд 8.

 Позже, в 4-5 лет, малыши знакомятся с мнемодорожками — систематизированными картинками из нескольких  рисунков. С помощью таких изображений формируется понятие о последовательностях. Благодаря групповым иллюстрациям можно легко рассказать небольшой рассказ, запомнить этапы мытья рук, процесс одевания или умывания.

Слайд 9.


С детьми 6-7 лет начинают изучать мнемотаблицы, которые позволяют выполнять более сложные действия:

  • пересказывать различные произведения;
  • заучивать стихотворения и сложные слова;
  • отгадывать и загадывать загадки;
  • находить к словам рифмы;
  • придумывать сказки или рассказы;
  • распределять предметы в группы по определенным признакам;
  • изучать числа;
  • знакомиться с основными правилами безопасности жизнедеятельности и поведения в различных местах, способами самообслуживания.

Слайд 10.

Где можно использовать мнемотаблицы-схемы?

 

  • обогащения словарного запаса,
  • при обучении составлению рассказов,
  • при пересказах художественной литературы,
  • при отгадывании и загадывании загадок,
  • при заучивании стихов.

Слайды 11- 16 слайды    мнемотаблицы.

Мнемотаблицы бывают:

  • Таблицы с алгоритмами, которые показывают последовательность мытья рук, умывания, одевания, приема пищи.
  • Таблицы, которые рассказывают истории.
  • Таблицы, настроенные на разучивание стихов или других материалов
  • Схемы составления рассказов.

Преимуществ от данной техники множество, например:

  • Улучшается память, внимательность, воображение, фантазия.
  • Развивается речь, увеличивается словарный запас.
  • Представления об окружающем мире расширяются.
  • Формируется наглядно образное и абстрактное мышление, интеллект.
  • Ребенок учиться выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию.
  • Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов, для дошкольника превращается в увлекательную игру.
  • При помощи мнемотехники можно преодолеть стеснительность, и развивать общительность.
  • Мнемоника включает в работу оба полушария головного мозга.
  • Раскрываются творческие способности детей

Мнемонические правила:

• Мнемотаблицы для детей без подготовки сложны. Начинать нужно с мнемоквадратов.

• Предлагайте цветные таблицы. Черно-белые рисунки не вызывают интереса детей.

• Таблицы не должны содержать больше 9 рисунков, потому что для детей это сложно.

 • Не предлагайте детям более 2 мнемотаблиц в день.

 • Память не развивается, если таблицы относятся к одной тематике.

Конечно мнемотехника – не единственный способ укрепления памяти дошколят, и не стоит ограничиваться только ею. Но она отлично помогает расширить словарный запас, снять зажимы и развить воображение.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии «Мнемотехника» для развития речи у дошкольников

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Почему использую данную технологию:§Расширяется словарный запа...

Презентация для воспитателей "Использование инновационной технологии «мнемотехника» для развития речи у дошкольников".

Использование инновационной технологии «мнемотехника» для развития речи у дошкольников....

Обобщение педагогического опыта на тему "Использование инновационной технологии «мнемотехника» для развития речи у дошкольников".

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа...

Родительское собрание "Использование приёмов мнемотехники в развитии речи у дошкольников 3 - 4 лет".

В данной презентации представлено родительское собрание "Использование приёмов мнемотехники в развитии речи у дошкольников 3 - 4 лет"....

Мастер - класс для педагогов "Использование приёмов мнемотехники в развитии речи у дошкольников. Составление таблиц".

Мастер - класс для педагогов "Использование приёмов мнемотехники в развитии речи у дошкольников. Составление таблиц"....

Презентация «Использование мнемотехники в развитии речи старших дошкольников».

Цель: ознакомление педагогов с методом мнемотехники  как способом развития речи, памяти и мышления  дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информ...

Мнемотехника как развитие речи у дошкольников.

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми ...