Развитие речи у детей раннего дошкольного возраста (от 1 года до 3 лет) по методике Марии Монтессори
статья по развитию речи (младшая группа)

Сапожникова Галина Олеговна

Рассматривая многочисленные методики развития детей раннего дошкольного возраста, стоит уделить особое внимание методике Марии Монтессори, которая на сегодняшний день остается одной из самых востребованных и актуальных методик развития ребенка.

Мария Монтессори — первая женщина-врач в Италии, ученый, педагог и психолог, которая впервые начала применять свою систему с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста. Система была использована в «Доме ребенка», открытом ею 6 января 1907 года в Риме. Наблюдая за детьми, Мария методом проб и ошибок постепенно разработала сенсорные материалы, вызывающие и стимулирующие у детей интерес к познаниям.

Основной идеей данной педагогической системы является максимальное раскрытие природного потенциала каждого ребенка, поддержка его индивидуальности и уникальности, развитие самостоятельности и независимости, получение навыков социального взаимодействия с детьми разного возраста и при этом всестороннее гармоничное развитие в соответствие с природным ритмом самого ребенка. Такой педагогический подход позволяет сохранить физическое и психологическое здоровье ребенка в процессе обучения и дать ему максимум знаний.

Главный принцип системы Монтессори — «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует ребенка в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Так взрослый помогает каждому ребенку найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть свои природные способности. Все в системе Монтессори стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya1.doc160.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №8 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербург

Статья на тему:

Развитие речи у детей раннего дошкольного возраста (от 1 года до 3 лет) по методике Марии Монтессори

Работу выполнила: Сапожникова Галина Олеговна

г. Санкт-Петербург

2019 г. 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Методика Марии Монтессори................................................................................6

1.1. Особенности педагогики Марии Монтессори...................................................6

1.2. Особенности развития детей раннего дошкольного возраста

(от 1 года до 3 лет)......................................................................................................13

2. Занятия по методике Марии Монтессори............................................................24

2.1. Занятия по методике Марии Монтессори для детей раннего

дошкольного возраста (от 1 года до 3 лет)...............................................................24

2.2. Развитие речевых навыков у детей раннего дошкольного возраста

(от 1 года до 3 лет) по методике Марии Монтессори.............................................28

2.3. План занятия по развитию речевых навыков у детей раннего

 дошкольного возраста (от 1 года до 3 лет) по методике Марии Монтессори...............................................................................................................39

Заключение …...........................................................................................................41

2

ВВЕДЕНИЕ

Рассматривая многочисленные методики развития детей раннего дошкольного возраста, стоит уделить особое внимание методике Марии Монтессори, которая  на сегодняшний день  остается одной из самых востребованных и актуальных методик развития ребенка.

Мария Монтессори — первая женщина-врач в Италии, ученый, педагог и психолог, которая впервые начала применять свою систему с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста. Система была использована в «Доме ребенка», открытом ею 6 января 1907 года в Риме. Наблюдая за детьми, Мария методом проб и ошибок постепенно разработала сенсорные материалы, вызывающие и стимулирующие у детей интерес к познаниям.

 С 1909 года педагогика Монтессори и ее книги начали распространяться во многих странах мира. В 1913 года система стала известна и в России. А с 1914 года во многих русских городах были открыты детские сады Монтессори. Но спустя 10 лет большевики закрыли эти детские сады. Только в 1992 году система Марии Монтессори вернулась в Россию.

Основной идеей данной педагогической системы является максимальное раскрытие природного потенциала каждого ребенка, поддержка его индивидуальности и уникальности, развитие самостоятельности и независимости, получение навыков социального взаимодействия с детьми разного возраста и при этом всестороннее гармоничное развитие в соответствие с природным ритмом самого ребенка. Такой педагогический подход позволяет сохранить физическое и психологическое здоровье ребенка в процессе обучения и дать ему максимум знаний.

Педагогика Монтессори — это система саморазвития ребенка. Ребенку предоставляется возможность самостоятельно двигаться, самостоятельно развиваться.

3

Это происходит спонтанно, но если в каких-то случаях ему необходима помощь взрослого, он ее получает. Взрослые занимаются только тем, что организуют среду для ребенка, в которой он уже движется сам. В уникальной системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики. В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно.

Философские взгляды Монтессори базируются на «Космической теории», в которой отражается понимание природы ребенка и законов его развития.

«Все живые существа в процессе питания или поисков пищи выполняют «космическую» задачу, которая способствует тому, чтобы сохранить природу в гармоничном состоянии чистоты».

Главный принцип системы Монтессори — «Помоги мне сделать это самому!». Это  значит, что взрослый должен понять, что интересует ребенка в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Так взрослый помогает каждому ребенку найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть свои природные способности. Все в системе Монтессори стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем.

Основными составляющими системы Монтессори, позволяющие реализовать индивидуальный путь развития ребенка являются взрослые, развивающая среда, дидактический материал.

Основная задача взрослого по отношению к ребенку непосредственно в процессе занятий – не мешать ему осваивать окружающий мир, не передавать свои знания, а помогать собирать, анализировать и систематизировать свои собственные.

4

Сущность воспитания по Монтессори– содействие психофизическому развитию ребенка («Помощь жизни с самого рождения»). Для  Монтессори духовное развитие человека теснейшим образом было связано с его психофизическим развитием, она постоянно подчеркивала важнейшую роль развития восприятия и органов чувств (сенситивность), двигательной сферы для развития интеллекта, мыслительных способностей, общего развития в целом.

 

5

1. МЕТОДИКА МАРИИ МОНТЕССОРИ

  1. Особенности педагогики Марии Монтессори

От природы каждый ребенок является уникальным человеком, со своими скрытыми умениями и талантами. В задачи взрослых входит помочь малышу раскрыть свой внутренний потенциал, научить его самостоятельно постигать мир. Для этого очень важно создать среду, в которой ребенок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности, будет развиваться и обучаться в собственном ритме. Такую возможность предоставляет нам педагогика итальянского психолога Марии Монтессори, которая успешно существует уже более 100 лет.

Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года. Она была первой женщиной-врачом в Италии, а также психологом, педагогом, ученой. Всю свою жизнь Мария Монтессори посвятила работе с детьми. В 1896 году Мария работала в детской клинике, и ее внимание обратили на себя умственно отсталые дети, которые, не зная, чем заняться, бесцельно бродили по больничным коридорам. Наблюдая за их поведением, Мария сделала вывод, что это результат отсутствия стимулов к развитию, и что каждый ребенок нуждается в специальной развивающей среде, в которой он может почерпнуть для себя что-то интересное. В дальнейшем, Мария Монтессори начинает углубленно заниматься изучением психологии и педагогики. Методом проб и ошибок, она пробует разрабатывать собственные методики воспитания и развития детей.

6 января 1907 года Мария Монтессори открыла в Риме «Дом ребенка», где впервые была использована созданная ею педагогическая система [6]. Мария использует подготовленные сенсорные материалы, стимулирующие познавательный интерес у детей.

6

С 1909 года книги Монтессори начали распространяться по миру, в 1913 году они дошли и до России. В 1914 году начали открываться первые детские сады по системе Марии Монтессори, но с приходом к власти большевиков они были закрыты. Возвращение методики Монтессори в нашу страну состоялось лишь в 1992 году.

Мария Монтессори, опираясь на знания об особенностях физиологического, умственного и психического развития детей, пришла к выводу, что образование является не столько ответственностью учителя, сколько естественным процессом развития малыша. Методика Монтессори уделяет большое внимание на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание), а также на воспитание самостоятельности в ребенке. Единые программы и требования здесь отсутствуют, для каждого ребенка предусмотрен индивидуальный темп. Каждый малыш волен заниматься тем, чем ему нравится. Таким образом, он «соревнуется» сам с собой, приобретая уверенность в себе, а также полностью усваивая материал.

Ключевым принципом в педагогике Монтессори является принцип «Помоги мне сделать это самому» [4]. То есть, взрослый должен разобраться, чем интересуется малыш, обеспечить ему соответствующую среду для занятий и научить ребенка ею пользоваться. Взрослый помогает малышу раскрывать способности, заложенные в нем природой, а также проходить собственный путь развития. Отметим, что воспитанники системы Монтессори – дети любознательные, открытые для получения знаний. Они вырастают независимыми, свободными, умеют находить в обществе свое место.

Система Марии Монтессори строиться на следующих основных положениях:

  1. Активность ребенка. В обучении малыша взрослый играет второстепенную роль, являясь не наставником, а помощником.
  2. Свобода действий и выбора ребенка.

7

  1. Старшие дети учат младших. При этом сами они учатся заботе о младших. Это возможно, поскольку, согласно педагогике Монтессори, группы формируются из детей разного возраста.
  2. Решения ребенок принимает самостоятельно.
  3. Занятия проводятся в специально подготовленной среде.
  4. Задача взрослого – заинтересовать ребенка. Дальше малыш развивается сам.
  5. Чтобы ребенок развивался полноценно, необходимо предоставить ему свободу мышления, действий и чувств.
  6. Не следует идти против указаний природы, нужно следовать этим указаниям, тогда ребенок будет самим собой.
  7. Недопустима критика, недопустимы запреты.
  8. Ребенок имеет право на ошибку. Он вполне способен сам до всего дойти.

Иногда может сложиться впечатление, что роль взрослого в данной методике незначительна, но это лишь на первый взгляд. Воспитатель должен обладать мудростью, природным чутьем, опытом, чтобы проникнуться системой. Он должен проводить серьезную подготовительную работу по созданию настоящей развивающей среды, а также обеспечивать воспитанников эффективным дидактическим материалом.

Мария Монтессори отмечает основной задачей взрослого помощь ребенку в сборе, анализе и систематизации его (ребенка) собственных знаний. То есть, свои собственные знания о мире взрослые не передают. Подразумевается, что воспитатель должен внимательно наблюдать за действиями малышей, выявлять их интересы, склонности, предоставлять задания разной степени сложности с тем дидактическим материалом, который выберет сам ребенок. При этом предполагается, что взрослый должен находиться с воспитанником на одном уровне – то есть сидеть на полу или на корточках рядом с ним.

8

Работа воспитателя выглядит следующим образом. Сначала он следит, какой материал выберет ребенок, или помогает ему заинтересоваться. Затем показывает, как справиться с поставленной задачей, при этом будучи максимально немногословным. После чего ребенок самостоятельно играет, он может ошибаться, но при этом придумывать новые способы использовать выбранный материал. Такая творческая активность ребенка, по мнению Монтессори, позволяет ему совершать великие открытия. Задача взрослого – не мешать этим открытиям, поскольку даже небольшое замечание может сбить с толку малыша и воспрепятствовать его дальнейшему движению в нужном направлении.

Одним из важнейшим элементов в педагогике Монтессори является развивающая среда.  Без нее методика не может существовать. Правильно подготовленная среда помогает малышу самостоятельно развиваться без воспитательской опеки, учит его быть независимым. Дети испытывают большую потребность в познании окружающего мира, им хочется нюхать все вокруг, щупать, пробовать на вкус. Путь ребенка к интеллекту лежит через органы чувств, поэтому ощущение и познание сливаются для него воедино. Правильная среда – это среда, соответствующая потребностям ребенка. Процесс развития детей не следует ускорять, но также нужно быть очень внимательными, чтобы не допустить потери интереса у ребенка к тому или иному занятию.

Развивающая среда выстраивается согласно строго определенной логике. Традиционно в ней выделяются 5 зон:

  1. Зона упражнений в повседневной жизни. Здесь ребенок учится обращению со своими вещами, а также тому, как следить за собой.
  2. Зона родного языка. Позволяет расширить словарный запас, познакомиться с буквами, фонетикой, понять состав и написание слов.

9

  1. Зона сенсорного воспитания. Развивает органы чувств, обеспечивает возможность изучения формы, размера, величины предметов.
  2. Зона Космоса. Знакомит с окружающим миром, с основами анатомии, ботаники, зоологии, географии, астрономии, физики.
  3. Математическая зона. Учит пониманию цифр, порядка при счете, состава чисел, а также основным математическим действиям – сложению, вычитанию, умножению и делению.

Столы в комнате отсутствуют, есть только небольшие столики и стульчики, передвигаемые на свое усмотрение, а также коврики. Дети могут расстилать их там, где им удобно.

Следующим важным элементом в системе Монтессори выделяют дидактический материал. Обучение ребенка тесно связано с предметной средой. При этом в качестве игрушек могут выступать практически любые предметы. Игрушкой может стать тазик, вода, ситечко для чая, салфетки, крупа, ложка или губка. Также существуют специальные монтессори-материалы, в частности, Розовая башня, формочки-вкладыши, Коричневая лестница и другие. Пособия Марие Монтессори разрабатывались с особенной тщательностью. Они должны были нести обучающую задачу, а также способствовать всестороннему развитию воспитанников [5].

Любые занятия с дидактическими материалами преследуют прямую и косвенную цель. Прямая цель актуализирует движение ребенка, косвенная развивает слух, зрение, координацию движений. Поскольку вмешательство взрослого согласно Монтессори-педагогике необходимо минимизировать, материалы выполнены таким образом, что ребенок может самостоятельно найти свою ошибку и устранить. Так малыш обучается предупреждать ошибки. Пособия абсолютно доступны для детей, это побуждает их исследовать. Необходимо лишь придерживаться следующих правил в работе с дидактическими материалами:

10

  1. Чтобы побудить ребенка к действию, материал следует располагать на уровне его глаз (не выше 1 метра от пола)
  2. К материалу необходимо относиться аккуратно. Материал может быть использован ребенком после того как взрослый объяснит малышу его назначение.
  3. При работе с материалом следует придерживаться следующей последовательности: выбор материала, подготовка рабочего места, выполнение действий, контроль, исправление ошибок, возвращение пособия на место по завершении работы с ним.
  4. Запрещается передавать пособие из рук в руки во время групповых занятий.
  5. Материал в определенном порядке должен быть разложен ребенком на столике или коврике.
  6. Ребенок может взаимодействовать с материалом не только по примеру воспитателя, но и с учетом собственных знаний.
  7. Работа постепенно должна усложняться.
  8. Закончив упражнения, ребенок должен возвратить пособие на место, и только после этого он может взять другие материалы.
  9. Один ребенок работает с одним материалом. Это позволяет сосредоточиться. Если материал, который малыш выбрал, в данный момент занят, следует ожидать, наблюдая за работой сверстника, или выбрать любой другой.

Мария Монтессори отмечает, что коллективных игр, направленных на развитие навыков общения и сотрудничества, эти правила не касаются.

Таким образом, система Монтессори стимулирует в ребенке стремление к развитию заложенного в нем потенциала, к самообучению и самовоспитанию.

11

Воспитатель в данном случае является организатором деятельности малышей, предлагая при этом помощь ровно в той мере, которая необходима для появления у ребенка заинтересованности. Итак, основными составляющими педагогики Монтессори, позволяющими малышам реализовывать собственный путь развития, являются:

  • Воспитатель
  • Специально подготовленная среда
  • Дидактический материал

12

1.2. Особенности развития детей раннего дошкольного возраста (от 1 года до 3 лет)

В раннем возрасте у ребенка начинается формирование сложных функций мозга, происходит быстрое развитие речи. Заметно совершенствуется высшая нервная деятельность, увеличивается предел ее работоспособности (к началу второго года ребенок может бодрствовать подряд 5 часов), легко и быстро формируются условные связи, происходит становление второй сигнальной системы, развивается речь, совершенствуется сенсорика. Уже к двум годам ребенок может хорошо ходить, движения занимают большое место в его жизни. Однако быстро формирующиеся психические процессы, умения, навыки еще находятся в стадии становления, поэтому они недостаточно устойчивы. Помимо этого, дети второго года жизни очень легко возбудимы и трудно приспосабливаются к любым изменениям условий жизни. К примеру, сопротивляемость организма ребенка различным болезнетворным воздействиям еще остается пониженной, поэтому в этом возрасте дети подвержены, больше чем дети первого года жизни, острым заболеваниям.

На третьем году жизни у ребенка прослеживается замедление физического развития, так характерное для первых двух лет. Повышается работоспособность нервной системы (длительность бодрствования увеличивается до 6-6,5 часов). Происходит дальнейшее развитие речи, сенсорики, ориентировочно-познавательной деятельности, совершенствуются движения. Дальнейший ход развития ребенка третьего года жизни зависит от уровня, достигнутого им к двум годам. Как отмечает Н.М. Аксарина, большие изменения в психике детей третьего года жизни, а также в умственном развитии связаны с развитием речи. Быстрым темпом увеличивается словарный запас.

13

Речь в этом возрасте становится основным средством общения со взрослыми и друг с другом.

Кроме этого, заметно повышается сопротивляемость организма вредным воздействиям окружающей среды и физическая выносливость детей [1, с. 286].

Характеризуя преддошкольный период, Н.М. Аксарина пишет: "Ребенок рождается, не умея произносить ни одного членораздельного звука. В первые месяцы жизни во время гуления у ребенка совершенствуется артикуляционный аппарат, а с 7-8 месяцев, слыша звуки человеческого голоса, он начинает произносить повторные слоги. В 1 год ребенок из этих ленетивных слогов образует первые 10-12 слов. Затем наступает период  некоторого затишья - медленное нарастание новых слов. На протяжении первого полугодия 2-го года идет быстрое накопление понимаемых слов, установление связей слышимого слова и предмета. Количество же слов, которыми он активно пользуется, увеличивается незначительно, к 1 году 5 месяцам у ребенка лишь 30-40 слов. В 1 год 5 месяцев - 1 год 7 месяцев происходит бурный скачок (быстрое нарастание новых слов), к 2 годам активный словарь равен 300 - 400 словам. На 3-м году жизни происходит дальнейший темп роста словаря (к 3 годам - 1200-1300 слов), совершенствование качества речи - произношения, построения, осмысления". Быстрый темп морфологического и функционального развития всех органов и систем, незавершенность иммунитета способствуют тому, что дети раннего возраста заболевают от самых незначительных нарушений в питании и гигиеническом уходе. В то же время каждое перенесенное острое заболевание может привести к развитию хронических болезней, повлечь за собой отставание в физическом или нервно-психическом развитии ребенка, между которыми имеется очень большая взаимосвязь и единство [3, с. 270].

14

Говоря о развитие детей в раннем возрасте, следует отметить специфические и конкретные задачи развития, которые становятся содержанием работы, как психолога, так и педагога.

Прежде всего, это развитие предметной деятельности, поскольку эта деятельность в раннем возрасте является ведущей. Именно в ней происходит приобщение ребенка к культуре, в ней формируются главные психологические новообразования этого периода: речь, наглядно-действенное и образное мышление, познавательная активность целенаправленность и пр. В рамках предметной деятельности можно выделить несколько направлений, каждое из которых является самостоятельной задачей и предполагает определенные методы реализации.

Во-первых, это развитие культурно нормированных, специфических и орудийных действий. Маленький ребенок должен научиться пользоваться окружающими предметами "по-человечески": правильно есть ложкой, рисовать карандашом, копать савочком, причесываться расческой, застегивать пуговицы и пр. Это задача не только развития движений руки и общей моторики. Все эти действия требуют преодоления спонтанной, импульсивной активности, а значит овладения собой и своим поведением. Ребенок должен понять и присвоить смысл этих простых действий, увидеть их результат почувствовать свою умелость. Все это дает ему чувство своей компетентности, самостоятельности, уверенности в себе. Для решения этой задачи необходимо, начиная с 1 года, приучать детей к самообслуживанию: показывать, как правильно одеваться, причесываться, держать ложку или чашку, оставляя им возможность самостоятельных действий и побуждая к ним. Помимо обычных бытовых процедур, нужны специальные игрушки, созданные для детей раннего возраста (савочки, лопатки, удочки с магнитом и пр) [2,с.75].

Во-вторых, это развитие наглядно-действенного мышления и познавательной активности.

15

 Ребенок в  раннем возрасте мыслит, прежде всего, действуя руками. Соотнося форму или размер отдельных предметов, он связывает свойства предметов, учится воспринимать их физические качества. Для таких занятий существуют многочисленные игрушки, специально предназначенные для малышей: всевозможные вкладыши различной формы, пирамидки, простые матрешки, башенки и пр. Проводя шарики по лабиринту или пытаясь открыть загадочные коробочки, в которых спрятан желанный приз, малыш решает самые настоящие мыслительные задачи. И хотя решение этих задач неотделимо от практических действий, оно требует значительных умственных усилий и познавательной активности. При этом, задача взрослого здесь состоит не в том, чтобы показать правильный способ действия (т.е. подсказать решение задачи) а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить его к самостоятельному экспериментированию.

Следующим важным направлением развития предметной деятельности является формирование целенаправленности и настойчивости действий ребенка. Известно, что деятельность ребенка до 2-х лет имеет процессуальный характер: малыш получает удовольствие от самого процесса действий, их результат еще не имеет какого-либо самостоятельного значения. К трем годам у ребенка уже складывается определенное представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начинает мотивировать действия ребенка. Ребенок действует уже не просто так, а с целью получения определенного результата. Таким образом, деятельность приобретает целенаправленный характер. Очевидно, что нацеленность на результат, настойчивость в достижении цели является важнейшей характеристикой не только деятельности ребенка, но и его личности в целом. Для формирования этого ценного качества необходима помощь взрослого. Маленькому ребенку нужно помогать "удерживать" цель, направлять его на достижение желанного результата.

16

Для этого можно использовать конструктивные игры и игрушки, предполагающие получение определенного продукта. Это могут быть фигурные пирамидки, из которых нужно собрать определенный предмет (машинку, солдатика, собачку и пр.), всевозможные мозаики или пазлы, из которых складываются картинки, кубики или простые конструкторы для маленьких детей. Все эти игры требуют определенного представления о том, что должно получится, и настойчивости в достижении результата [3, с. 198].

Все перечисленные виды предметных действий подразумевают индивидуальную работу ребенка. Маленькие дети еще не умеют действовать совместно: предметы и действия с ними всецело поглощают интересы малышей, они не могут при этом ориентироваться на действия партнера, учитывать чужие желания и пр. У каждого ребенка должна быть в руках своя игрушка и свои способы действия с ней. Такая индивидуальная деятельность с предметами вызывает сосредоточенность и концентрацию на предмете, своеобразную "завороженность" своими действиями. Это очень важное и ценное состояние.

Мария Монтессори отмечала, что концентрация малышей на действиях с предметами дает  начало воли ребенка. Поэтому очень важно всячески поддерживать индивидуальную работу ребенка с предметами и создавать для нее все возможные условия. Это в свою очередь требует достаточного количества адекватных пособий и особой организации развивающей среды. Консультации воспитателей по подбору нужных игрушек, создание игровой развивающей среды, ее периодическое обновление - все это задачи психолога, который должен ориентироваться на интересы и возможности детей данного возраста [1, с. 199]

Другой чрезвычайно важной и ответственной задачей воспитания детей раннего возраста является развитие речи.

Как известно, именно в этот период — от 1 года до 3 лет — происходит овладение речью.  

17

Речь перестраивает все психические процессы ребенка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни - сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и конечно же новых форм общения.

Речь маленького ребенка возникает и первоначально функционирует в общении со взрослым. Поэтому первая задача воспитания это развитие активной, коммуникативной речи. Для этого необходимо не только постоянно разговаривать с ребёнком, но и включать его в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях. Собственная речь ребёнка не развивается через подражание чужим даже самым правильным образцам. Чтобы ребенок заговорил, у него должна быть потребность в этом, необходимость выразить словом то, что другими средствами выразить невозможно. Такую речевую задачу (задачу сказать нужное слово) ставит перед ребенком взрослый.

На первых этапах развития речь малыша включена в его практические предметные действия и неотделима от них. Ребенок может говорить только о том, что он видит и что делает здесь и сейчас. Поэтому включенность слов в конкретные действия, (или "единство слова и дела") очень важный принцип формирования активной речи. Каждое новое слово должно быть понятно ребенку, нести в себе определенное значение и опираться на конкретную ситуацию. Создание такой речепорождающей ситуации активизирующей речь детей - специальная психолого-педагогическая задача, которая должна решаться в сотрудничестве педагога и психолога.

Второй важной задачей речевого развития является совершенствование так называемой пассивной речи, т.е. понимания речи взрослого. Большинство малышей в 1,5-2 года уже хорошо понимают все слова и простые фразы, когда они включены в конкретную ситуацию.

18

Преодоление ситуационной связанности и становление грамматической структуры речи - важнейшая задача развития в раннем возрасте. Большую роль для этого играет литература для малышей. Короткие и простые детские сказки, стишки А. Барто или С. Маршака, народные потешки и песенки дают неоценимый материал для речевого развития. Однако, взрослые должны открыть малышам этот материал, сделать его понятным и привлекательным. Для этого нужно выразительное чтение, которое сопровождается жестами, яркими интонациями и возможно спектаклем игрушек. Разработка методики речевого развития детей раннего возраста также входит в задачи психолога [2, с. 134]

В раннем возрасте возникает еще одна важнейшая функция речи - регулятивная. У детей появляется способность управлять своим поведением с помощью слова. Если до 2-х лет действия ребенка определяются в основном воспринимаемой ситуацией, то во второй половине раннего возраста возникает возможность регулировать поведение ребенка посредством речи, т.е. выполнение речевых инструкций взрослого. Эту форму поведения психологи рассматривают как первый этап развития произвольного поведения, когда действия ребенка опосредованы речевым знаком, который направлен на свое поведение. Поэтому действие по инструкции открывает возможность развития саморегуляции и самоконтроля. Эту важнейшую способность следует развивать и упражнять. Важно выбрать для каждого ребенка определенный уровень сложности инструкции, который соответствует его возможностям и способностям. Это очень существенная в раннем возрасте задача развития ребенка, которая нуждается в соответствующей психолого-педагогическом сопровождении.

Овладение речью в раннем возрасте делает возможным становление детского воображения. Воображение возникает на третьем году жизни, когда появляется способность к игровым замещениям, когда знакомые предметы

19

наделяются новыми именами и начинают использоваться в новом качестве. Такие игровые замещения являются первой формой воображения ребенка и составляют важнейший шаг к новой ведущей деятельности ребенка - сюжетно-ролевой игре. Многочисленные наблюдения и исследования показывают, что игра не возникает сама по себе, без участия тех, кто уже умеет играть - взрослых или старших детей. Маленького ребенка нужно научить играть. Обучение игре осуществляется конечно же не на занятиях, а в процессе совместной игры со взрослым, который передает ребенку способ замещения одних предметов другими. Игра малышей требует непременного участия взрослого, который не только передает им необходимые способы игровых действий, но и "заражает" их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность. Любая игра обладает комплексным воспитательным воздействием: она требует и умственных, и волевых, и физических усилий, и координации своих действий и конечно же (если ребенок по-настоящему включен в нее) приносит эмоциональное удовлетворение. Поэтому развитие творческой игры и воображения у детей 2-3 лет является важнейшей задачей психолога.

В раннем возрасте возникает еще одна чрезвычайно важная сфера жизнедеятельности ребенка - его общение и взаимоотношения со сверстниками. Несмотря на то, что потребность в сверстнике занимает далеко не главное место в раннем возрасте и обычно не рассматривается как главная задача его развития, первые формы взаимодействия малышей играют исключительно важную роль для развития личности ребёнка и дальнейшего развития межличностных отношений. Именно здесь закладывается чувство непосредственной общности и связи с другими, равными ребенку людьми.

Как показывают исследования, потребность в общении со сверстниками возникает на третьем году жизни. В этом возрасте общение малышей имеет весьма специфическое содержание, которое представляет собой эмоционально-практическое взаимодействие.

20

Особое место в таком взаимодействии занимает подражание друг другу. Дети как бы заражают друг друга общими движениями и эмоциями и через это чувствуют взаимную общность. Такое взаимодействие дает ребенку ощущение своего сходства с другим, равным ему существом. Переживание сходства и общности вызывает бурную радость и способствует осознанию себя. Воспитатель может придать ему культурную, организованную форму. Оптимальным средством для этого являются известные игры, в которых дети действуют одновременно и одинаково - каравай, карусели, раздувайся пузырь, зайка и пр. Эти игры в раннем возрасте должны проходить при непосредственном участии взрослого, который организует детей, показывает им нужные движения и слова, погружает их в общую атмосферу игры. Разработка, подбор и проведение таких игр составляет важное направление работы психолога.

Практически все дети раннего возраста (от 1,5 лет), растущие в семье, нуждаются в контактах со сверстниками и в овладении навыками общения. При этом раннее детство является сенситивным периодом для формирования толерантного отношения к другим. Поэтому весьма целесообразным является объединение в одной группе детей с различными трудностями. Такое объединение разных детей в раннем возрасте является весьма эффективным [3, с.90]. Детям со специальными нуждами это облегчает адаптацию к обществу сверстников и ускоряет их развитие, а обычным детям даст незаменимый опыт общения с другими, отличающимися людьми, что чрезвычайно важно для воспитания толерантности. Вместе с тем, правильная организация общения малышей в интегративной группе представляет серьезные трудности и требует участия профессиональных психологов.

Все перечисленные задачи являются общими для педагога и психолога и решаются в их тесном сотрудничестве.
Таким образом, развитие детей раннего возраста - самый поддающийся педагогическим воздействиям период.

21

Все осваивается и познается впервые. Нет еще навыков, отсутствуют представления, знания. Но велика предрасположенность к усвоению, высока обучаемость, так как имеются врожденные механизмы, служащие основой формирования психических качеств, свойственных только человеку. Но это и самый уязвимый период в жизни человека, требующий наибольшей заботы со стороны взрослых.
Именно в это время опыт взаимодействия с родителями, другими членами семьи, детьми и взрослыми влияет на развитие ребенка.

Потребности детей раннего возраста в охране здоровья, питании, безопасной обстановке, психосоциальном и познавательном развитии должны удовлетворяться координированным и взаимосвязанным образом так, чтобы каждый из компонентов подкреплял другой и ни один не оставался без внимания.

Чрезвычайно важно для развития нравственных понятий формирование эмоционального опыта ребенка раннего возраста. Вся информация должна быть пронизана чувствами. Понятия о добре и зле, счастье и горе, и даже понятие о светлом утре, жарком лете, опасной поездке, уютной комнате и старом диване складываются только тогда, когда ребенок непосредственно наблюдает проявления чувств и эмоций, характеризующих эти понятия.

Для развития и воспитания детей раннего возраста необходимо комплексное сопровождение индивидуального развития ребенка, способствующего благоприятной адаптации и формированию первоначального социального опыта на основе удовлетворения жизненных потребностей. К основным задачам развития детей раннего возраста относятся:

охрана и укрепление психофизического здоровья, формирование компетенций, необходимых для жизни;
- создание благоприятных условий для протекания сенситивного периода сенсомоторного и речевого развития ребенка;

22

- воспитание положительного отношения и базового чувства доверия к людям (первичные основы морали), культивирование положительных нравственных чувств детей;

- эмоциональное развитие;

- активизация работы с семьей с целью психолого-педагогического просвещения родителей по уходу за детьми раннего возраста, их воспитанию и развитию.


24

2. ЗАНЯТИЯ ПО МЕТОДИКЕ МАРИИ МОНТЕССОРИ

2.1. Занятия по методике Марии Монтессори для детей раннего дошкольного возраста (от 1 года до 3 лет)

Система Марии Монтессори на сегодняшний день является одной из самых востребованных методик развития ребенка. В настоящее время в России насчитывается более тысячи групп в детских садах, работающих по системе Марии Монтессори. И с каждым годом их количество только возрастает. Так в чем же заключается особенность занятий по системе Марии Монтессори?

Во-первых, на первых порах занятия ребенок посещает с мамой или папой. Ребенка первого года жизни очень легко травмировать, оставив в группе незнакомых людей, даже детей. Присутствие родного человека создает у ребенка чувство защищенности, он свободно и активно действует.

Во-вторых, занятия непродолжительны по времени и длятся 1 астрономический час. Дети не успевают устать от группового занятия, вместе с тем приучаются к простейшим правилам поведения в группе. Дети учатся здороваться с воспитателем при приходе, переодеваться, играть вместе с другими детьми и не мешать играть другим, не отнимать игрушки у других детей, самостоятельно работать с материалом, убирать за собой игрушки и т.д.

Обычно, в группе существуют некоторые правила, которые изложены в небольшом и мудром стишке, простом для запоминания:

В нашей группе

Всем известно –

Все, что взял

Кладем на место.

Мы в нашей группе

Не кричим –

24

Когда работаем -Молчим.

Мы друг другу

Не мешаем.

Если просят — Помогаем!

   В комнате, где проводятся занятия, — столики, стульчики, полочки — все подобрано по росту детей, материал расположен на уровне глаз, а игры соответствуют их возрасту и способностям. Как и принято, в системе Монтессори, вся комната поделена на «зоны».

В одном углу находится так называемая «мокрая зона», где дети могут переливать воду, вылавливать ситечком шарики из воды, мыть игрушечную уточку и взбивать пену, следя за лопающимися пузырьками. В другом – «сыпучая зона» —  можно познакомиться с чечевицей, просеять через сито манку, переложить ложкой фасоль в миску и т.д. [11].

В «зоне сенсорного развития» ребенок учится определять цвета, формы, величину и вес предметов.

В «зоне космоса» находится большое количество миниатюрных образцов растительного и животного мира.

Разнообразен материал находящийся и в «зоне упражнений в повседневной жизни». Так, с помощью рамок с большими и маленькими пуговицами, липучками, пряжками и шнурками можно научиться застегивать и расстегивать свою одежду. Тут же ребенок может погладить вещи, сложить салфетки, помыть посуду, подмести и вытереть пол.

Очень любят дети «круг» — завершающий этап в занятии. Он начинается вместе со звоном колокольчика, который последовательно передается детьми друг другу. В «кругу» вместе с мамой и с другими ребятишками дети выполняют логопедические, дыхательные и пальчиковые упражнения: играют пальчиками в «ежика», «полосатого Хомку», прячутся в «домике», задувают свечку на прощанье и т.д.

25

Мария Монтессори полагала, что главная задача воспитателя — это создать активную развивающую среду, в которой нет случайных предметов и деталей. Все необходимые элементы для деятельности —  будь то столики, стулья или коврики и т.д. — должны быть легкими и простыми в применении, чтобы ребенок мог их самостоятельно взять и применить по своему усмотрению.

Наблюдая за детьми разного возраста, Мария Монтессори внедряла дидактические пособия и материалы, выбирала оптимальную форму столиков и стульчиков. От ее пристального внимания, казалось, не ускользнула ни одна, даже самая мелкая деталь. Есть сведения, что более семидесяти процентов материалов она в процессе экспериментов отбраковывала, оставляя лишь то, что давало действительно очень хорошие результаты. Поэтому неудивительно, что материалы и пособия, которые выдержали проверку временем, нередко называют Золотой материал Монтессори.

Система Монтессори предоставляет каждому ребенку поистине безграничную свободу выбора. Каждый ребенок может по собственному усмотрению решать, чем бы ему хотелось сегодня заняться: счетом, географией или чтением, постирать или посадить цветок[5].

Система Марии Монтессори в ее классическом виде подходит далеко не всем детям. Ребенок, склонный к аутизму, может здесь окончательно замкнуться, уйти в себя. Гиперактивный шумный малыш, которому трудно регулировать свое поведение, справляться со своими эмоциями, тоже будет чувствовать себя крайне некомфортно, вызывая, к тому же, недовольство воспитателей. Вряд ли пойдет на пользу система Монтессори и детям творчески одаренным детям, у которых доминирует правое полушарие: помимо того, что здесь их уникальные способности не будут в должной мере востребованы, способ познания мира, который предлагает Мария Монтессори, им абсолютно чужд и непонятен.

26

Но все же, безусловные плюсы монтессори-педагогики очевидны и доказаны временем. И хотя эта система, рассчитана, в первую очередь, на обучение в детском саду и школе, очень многое из опыта монтессори-педагогики с успехом можно использовать и в домашнем воспитании. Существует немало рекомендаций, как организовать развивающую среду в домашних условиях, в какие игры с водой, песком, глиной можно играть.  

Главная задача любящих мудрых родителей — уважать право малыша быть самим собой, создавать для него развивающую среду, в которой он мог бы удовлетворить свою любознательность, мягко и тактично направляя ребенка на пути познания, полном радостных открытий и озарений. Вот — главный урок Марии Монтессори.

27

2.2. Развитие речевых навыков у детей раннего дошкольного возраста

(от 1 года до 3 лет) по методике Марии Монтессори

Как известно, для успешного и благоприятного обучения и жизни ребенка в школе, важна заблаговременная, последовательная и систематическая работа над всеми его психическими функциями еще до поступления в школу. Именно поэтому некоторые методики раннего развития предполагают занятия детей начиная уже с младенчества. К таковым относится и методика Марии Монтессори, основной идеей которой является фраза ребенка к взрослому: «Помоги мне сделать это самому!».  Изначально методика Монтессори была направлена на обучение детей с отклонениями в развитии. Поскольку многие дети плохо говорили, Монтессори разработала систему упражнений, которые развивали речь благодаря тренировке мелкой моторики пальцев. Из-за того что дети с задержкой развития плохо понимали разъяснения учителей, были придуманы игры и пособия, с помощью которых ученики этой необычной школы могли изучать окружающий мир на основании собственного опыта. Спустя некоторое время оказалось, что умственно отсталые дети научились читать, писать и считать раньше своих нормально развитых сверстников из обычной школы.

Стоит отметить, что  методика развития ребенка по Марии Монтессори считается востребованной  и по сей день, и по праву заслуживает к себе  должного внимания.

Описывая особенности развития речевых навыков ребенка в первые 3 года жизни (период раннего детства и дошкольного возраста), необходимо подчеркнуть, что именно в этот период у ребенка трансформируется и исчезает автономная речь, и она заменяется взрослой речью. Данный процесс будет протекать естественно при полноценном общении взрослого и ребенка.

К 2 годам ребенок понимает почти все слова, все инструкции взрослых относительно действий.

28

Между 2-3 годами речевая активность резко возрастает, тк. круг общения ребенка расширяется. Второй год жизни является решающим в развитии речи ребенка. Ведь именно в этот период у малыша совершенствуется понимание обращенной к нему речи, появляется самостоятельная речь. Для того чтобы выразить свои желания и мысли, ребенок активно привлекает на помощь слову мимику и жесты.

 К 3 годам дошкольник должен знать от 1000 до 1500 слов. Если в 1,5 года предложение состоит из 2-3 слов, то к 3 годам ребенок усваивает грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. Помимо этого растет и пассивный словарь ребенка.

В период от 1 года до 3 лет развитие речевых возможностей ребенка осуществляется в нескольких направлениях, на которые важно уделить особое внимание:

Звуковая культура речи в возрасте от 1 года до 2 лет

Первое, на что необходимо уделить много внимания в этом возрасте, это  развитие у ребенка слухового восприятия звуков, от которого зависят его возможности связывать в своем сознании предмет и слово. Ребенок может допускать ошибки и указывать (приносить) по просьбе взрослого совсем не те предметы, если у него недостаточно развито слуховое восприятие, особенно если названия предметов созвучны («мишка» — «миска»). Артикуляционный аппарат ребенка также нуждается в постоянных упражнениях, его слабость — явление физиологическое, и преодолеть ее без усердных речевых тренировок нельзя. На втором году жизни ребенок правильно произносит гласные звуки: «а», «у», «и», «о»; согласные звуки произносит смягченно, не испытывает особых затруднений при произнесении звуков: «п», «б», «м», «д», «т», «н», может произносить также «к» и «г» (они бывают часто заменены на другие звуки). Сами предметы также называет упрощенными словами (произносит первый слог слова),

29

воспроизводит звукоподражания знакомых животных и птиц.

Развиваем умение: произнесение отдельных звуков и звукосочетаний по подражанию.

Практические действия: ребенок учится выполнять действия с помощью образных и сюжетных игрушек: узнавать по произнесенному взрослым звукоподражанию тот или иной предмет или живой объект, отвечать словом на вопросы «Кто это?» и «Что это?», выкладывать нужное изображение и повторять звукоподражание.

Рекомендации и советы: побуждайте ребенка, подражая вам, произносить звукоподражание с различной интонацией. В разговоре с ребенком называйте предметы и живые объекты правильно, используйте звукоподражания именно как тренировочное упражнение для артикуляции ребенка, дополняя словами, иначе речевое развитие малыша задержится.

кошка — «мяу-мяу»

собака — «ав-ав»

курица — «ко-ко-ко»

гусь — «га-га-га»

коза — «ме-е-е»

овечка — «бе-е-е»

мышка — «пи-пи-пи»

корова — «му-у-у»

машина — «би-би»

поезд — «ту-ту»

часы — «тик-так»

звонок — «динь-динь»

и др.

30

Звуковая культура речи в возрасте от 2 до 3 лет

В этот период у ребенка активно развивается способность к различению звуков (фонематический слух). Повторяя звукосочетания вслед за взрослым, он умеет правильно определить, с какой степенью громкости было произнесено звукоподражание, и произнести его с той же самой степенью громкости («громко» или «тихо»). Ребенок внятно произносит звуки в знакомых звукоподражаниях, кроме «ш», «ж», «ч», «щ», «ц» и «л», «р»; еще не очень четко произносит «с» и «з». Правильное произнесение звуков у ребенка третьего года жизни еще не закреплено, это вопрос времени.

Развиваем умение: произнесение звукосочетаний по подражанию с нужной степенью громкости.

Уже освоено: произнесение отдельных звуков и звукосочетаний по подражанию (возраст: 1-2 года).

Практические действия: ребенок учится узнавать с помощью образных и сюжетных игрушек животных или их изображения, а также другие предметы, издающие звуки:

собаку — «ав-ав»

щенка — «тяв-тяв»

лошадку — «и-го-го»

лягушку — «ква-ква»

гуся — «га-га-га»

курицу — «ко-ко-ко»

кукушку — «ку-ку»

козу — «ме-е-е»

овечку — «бе-е-е»

мышку — «пи-пи-пи»

31

кошку — «мяу-мяу»

корову — «му-у-у»

и др.

Формирование словаря в возрасте от 1 года до 2 лет

Связь между предметом и словом, его обозначающим, формируется у ребенка очень быстро. Он называет по просьбе других людей свое имя, соотносит самих окружающих со словами «девочка» — «мальчик», «тетя» — «дядя», «бабушка» — «дедушка», называет близких людей, используя сначала упрощенные слова («ма», «па» и т. д.), а затем и общеупотребительные. Понимает слова, обозначающие части тела и лица человека, показывает у себя и у других 6-7 частей тела и лица (голову, ноги, руки, нос, рот, глаза, уши), а на вопрос: «Что это?» — дает правильный ответ, называя нужное слово, пытается произносить трех-, четырехсложные слова. Активный словарь ребенка полутора лет составляет 30-40 слов. В этом возрасте ребенок адекватно реагирует на вопросы взрослого, дает ему положительный либо отрицательный ответ, сначала используя знаки (кивание и качание головой из стороны в сторону), а затем и произнося соответствующие слова: «да» и «нет». Именно в этот период ребенок начинает мысленно выделять общее в предметах и использовать слово для обозначения не только одного конкретного предмета, а многих предметов этой категории. Так рождается представление о том, что предметов (а также их качеств и действий) много, а слово, их обозначающее, одно: «шкаф» бывает и для одежды, и для обуви; «маленьким» может быть и мячик, и стульчик; «красной» может быть и лопатка, и машинка.

Развиваем умения: понимание слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, бытовые и игровые действия; выполнение несложных поручений.

Практические действия: ребенок учится выполнять действия с помощью

32

сенсорно-двигательных тренажеров; образных и сюжетных игрушек; наборов для активных игр: находить и показывать по указанию взрослого игрушки, их составные части, предметы быта, одежду и другие объекты, использовать упрощенные слова для их обозначения, выполнять игровые действия с игрушками по побуждению взрослого; конструкторов: размещать строительные формы вертикально, горизонтально и в разном пространственном расположении относительно друг друга по указанию взрослого: «возьми», «поставь», «положи» и т. д.; настольных игр: узнавать и показывать на картинках игрушки, животных, предметы быта, одежду и другие объекты, отвечать на вопросы «Кто это?» и «Что это?».

Рекомендации и советы: помните, что связь между предметом и словом, его обозначающим, формируется у детей этого возраста очень быстро, но может оказаться очень непрочной, если ее периодически не возобновлять. Вот почему следует как можно чаще показывать ребенку предмет, знакомство с которым состоялось недавно, и давать точное его на звание.

Формирование словаря в возрасте от 2 до 3 лет

На третьем году жизни словарь ребенка стремительно растет и может включать в себя до 1500 слов. Активная и разнообразная практическая деятельность ребенка (игра, рисование, лепка и т.д.) является основой для пополнения его словаря:

  1. словами-действиями (глаголами);
  2. словами-признаками (прилагательными);
  3. местоимениями;
  4. предлогами;
  5. наречиями.

Свое имя ребенок уже может произносить достаточно отчетливо и внятно. Знает, что он «мальчик» или «девочка», отвечая на соответствующий вопрос. Указывает по просьбе взрослого на мальчика и девочку.

33

Безошибочно называет других людей («тетя», «дядя», «бабушка» и т.д.), отчетливо и внятно произносит имена знакомых детей и взрослых. Ребенок правильно определяет и называет до 10 частей тела и лица человека, показывает их на себе и на других. Он внятно произносит слова «да» и «нет» в ответ на тот или иной вопрос. Начинает понимать слова, обозначающие родовые понятия (обобщающие слова): «одежда», «обувь», «посуда», «мебель», «транспорт». Ребенок третьего года жизни уже имеет устойчивые представления о различных бытовых действиях и знает профессии людей, совершающих те или иные действия (повар варит обед, доктор лечит, шофер водит машину и т.д.).

Развиваем умения: понимание и произнесение слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, бытовые и игровые действия.

Практические действия: (для расширения словарного запаса), которые учится выполнять ребенок с помощью: сенсорно-двигательных тренажеров; наборов для активных игр: находить, показывать и называть игрушки, их 2-3 составные части, предметы быта, одежду и другие объекты, произносить обобщающие слова в ответ на просьбу взрослого назвать предметы (одного рода) одним словом; образных и сюжетных игрушек: исполнять роль человека известной ему профессии в сюжетных играх, используя для этого необходимые атрибуты, и отвечать на вопрос «Что (кто-то) делает?»; настольных игр: узнавать, показывать и называть на картинках игрушки, животных, предметы быта, одежду и другие объекты, отвечать на вопросы «Кто это?» и «Что это?», произносить обобщающие слова в ответ на просьбу взрослого назвать изображения предметов (одного рода) одним словом.

Рекомендации и советы: старайтесь как можно больше играть с ребенком в простые сюжетные игры, поддерживайте его желание взять на себя ту или иную роль (мамы, папы, шофера, врача и т.д.), побуждайте его к диалогу с вами, с игрушками, к монологу с самим собой (двухлетний ребенок все больше может играть самостоятельно).

34

Грамматический строй речи в возрасте от 1 года до 3 лет

Речевое развитие ребенка, конечно, не сводится только к формированию правильного произношения и расширению словарного запаса. Следующий этап речевого развития — освоение грамматического строя предложения. Ребенок начинает понимать смысл предложений, раскрывающих настоящее, прошедшее или будущее события, и самостоятельно связывать слова в двусловное предложение, а к концу второго года жизни — в трех-, четырехсловное. В это же время он активно пробует изменять слова в роде, числе и падеже. Его речь в целом становится интонационно более выразительной, хотя самих слов-вопросов в детской речи еще почти нет.

Развиваем умения: понимание смысла предложений; произнесение словосочетаний по подражанию.

Уже освоено: «Формирование словаря в возрасте 1-2 лет».

Практические действия: ребенок учится выполнять с помощью: сенсорно-двигательных тренажеров; наборов для активных игр: приносить, давать (отдавать), брать, уносить, класть и выполнять другие действия по указанию взрослого из двух и более слов, а также обращаться к нему с подобными просьбами, выраженными как минимум двусловными предложениями; образных и сюжетных игрушек: манипулировать игрушками в инсценировках сказок, копировать действия и фразы взрослого; настольных игр: понимать несложный рассказ по сюжетной картинке, например: «Кошка играет с мячиком».

Рекомендации и советы:

1. ребенок второго года жизни в собственной речи часто допускает ошибки типа «моя мишка», потому что еще не умеет согласовывать слова в роде и числе. Мягко поправляйте ребенка;

2. обращаясь к ребенку с какими-либо просьбами, старайтесь употребить в своем предложении такие предлоги, как «в», «на», «к» («положи кубик на

35

 полку», «найди коробочке мячик» и т.д.), и побуждайте ребенка к их употреблению;

3. побуждайте ребенка выполнять ваши словесные указания, включающие в себя два составляющих действия, например: «Подойди к полке и возьми мишку».

Грамматический строй речи в возрасте от 2 до 3 лет

В этот период возможности ребенка строить фразы с использованием слов различных частей речи возрастают. Его двусловное предложение может включать в себя следующие комбинации:

  • существительное и существительное: «мяч, стул» (имея в виду «мяч на стуле»);
  • прилагательное и существительное: «большой мяч»;
  • притяжательное местоимение и существительное: «мой мяч»;
  • существительное и наречие места: «мяч тут», «мяч там»;
  • существительное и указательное местоимение: «тот кубик», «этот мяч».

    К концу третьего года ребенок может произносить предложения из 3 и более (до 5-8) слов, употребляя при этом сочетания слов различных частей речи:

1. существительное и существительное с предлогом: «мяч на стуле» (повторяет за взрослым);

2. прилагательное и существительное: согласовывает слова во всех падежах единственного числа и в именительном падеже множественного числа (ребенок уже умеет изменять окончания в словах в зависимости от числа предметов: «чашка» — «чашки» и т.д.);

3. притяжательное прилагательное и существительное: «папы ботинок» (то есть «папин»);

36

4.существительное и наречие места: «мяч здесь», «мяч рядом», — отвечая на

вопрос «где?». Кроме того, ребенок начинает употреблять в комбинациях слов частицу «не», отвечая на вопросы о предмете: «Это мяч?» — «Это не мяч».

Возможности ребенка изменять форму слова не ограничиваются употреблением имен существительных в том или ином числе. Ребенок способен использовать в речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (прежде всего существительные): «котенок», «бельчонок».

Развиваем умение: построение фразы из нескольких слов разных частей речи.

Практические действия: (для развития связной речи), которые учится выполнять ребенок с помощью: образных и сюжетных игрушек: манипулировать игрушками в инсценировках сказок, копировать действия и фразы взрослого, принимать на себя роль в несложной игре-постановке по мотивам народных сказок, повторять за взрослым двустишие; конструкторов: выполнять постройки по кратким инструкциям взрослого, например: «Отбери все красные кубики и положи их в ряд на столе, чтобы получилась до рожка»; настольных игр: составлять предложение по сюжетной картинке, например  «Петушок пьет воду».

Рекомендации и советы:

1. Ребенок третьего года жизни продолжает допускать ошибки из-за неправильного согласования слов разных частей речи. Проявляйте терпение, поправляя ребенка, а также подсказывая ему нужное слово, вместо которого он пытается употребить только жест;

2. Обращаясь к ребенку с какими-либо просьбами, старайтесь употребить в своем предложении слова различных частей речи: частотные предлоги, прилагательные, обозначающие признаки предметов, например «Поставь синюю чашку на маленький столик»;

3. Побуждайте ребенка выполнять ваши словесные указания, включающие составляющих действия:

37

«Подойди к маленькому столику, возьми синюю чашку и поставь на круглый поднос»[12];

Подводя итог вышесказанному хотелось бы добавить, что когда ребенок занимается по системе Монтессори, у него появляются новые навыки и умения. Кроме этого, ребенок постепенно приобретает чувство независимости и уверенности. Многие специалисты считают, метод Монтессори развивает в ребенке естественную любовь к учению, интерес к получению новой информации в том объеме, который он готов усвоить. Ему нет необходимости делать то, к чему он еще не готов. А это позволяет ребенку избежать перегрузок и не потерять интерес к учебе в будущем.

38

2.3. План занятия по развитию речевых навыков у детей раннего дошкольного возраста (от 1 года до 3 лет) по методике Марии Монтессори

Период от 1 года и до 3 лет у ребенка связан с развитием речевых навыков. К 3 годам ребенок начинает говорить целенаправленно и осознанно. С помощью речи он решает свои проблемы, выражает эмоции и желания. В этом возрасте ребенок интересуется буквами — символами звуков, с удовольствием играет с магнитным алфавитом, обводит шершавые буквы и т. д.

Методика Марии Монтессори предполагает для этого периода разнообразные упражнения и пальчиковые игры на мелкую моторику. Занятия сопровождаются легкими стихами, предметы озвучиваются и показываются — таким образом активизируется речевое развитие ребенка, память, увеличивается словарный запас.

В качестве предметов для развития мелкой моторики могут использоваться игрушки, природные материалы (шишки, желуди, каштаны), бытовые предметы (кастрюли, ложки, крупы, вода).  Рассмотрим более подробно следующее упражнение-игру:

Письмо на крупе:

Цель упражнения: развитие речевых навыков, а также тактильной чувствительности и координации мышц пальцев рук (мелкой моторики).

Для занятия потребуется: набор карточек с шершавыми буквами; плоский поднос с насыпанной на него крупой; тонкая палочка или деревянная спица.

Ход занятия:

1. Для начала познакомьте ребенка с буквами. Называя ту букву или, которую «пишете», проведите по ней пальцем (следуя правильному написанию ее). Пусть ребенок повторит ваше движение.

39

2. Затем повторите пальцами то же движение, только на подносе с крупой. Это упражнение можно повторить еще и еще раз, встряхивая поднос после каждого написания.

3. То же самое упражнение можно проделать с помощью палочки. Ребенок сначала обводит ею шершавую букву, а потом выводит очертание буквы на подносе с крупой.

4. Кроме этого можно поиграть с ребенком в игру «определи букву на ощупь» Для этого завяжите ребенку глаза платочком  и давайте ему одну за другой карточки с буквами. Проводя рукой по шершавой букве он должен отгадать, что за буква написана на карточке.

Обычно это упражнение очень нравится детям, т.к. помимо крупы можно писать буквы пальцем в песочнице или прутиком на земле. При этом тренируется координация движений и развивается мелкая моторика. Но следует быть гибким, если ребенку скучно рисовать буквы, пусть рисует то, что считает нужным. В любом случае польза очевидна.

40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении нашей работы следует сказать о некоторых наших выводах. Первый состоит в том, что  эффективность методики Монтессори была неоднократно доказана педагогами разных стран. Успех системы Монтессори построен прежде всего на том, что ребенок погружается в среду, где он свободен и может самостоятельно познавать мир. Образовательная деятельность проходит непринужденно, по желанию, естественным путем – в результате ребенок развивается легко и гармонично.

Второй вывод говорит о том, что  период от года до трех лет у детей является наиболее предрасполагающим к развитию речи. Чтобы речевое развитие детей раннего возраста шло хорошо, необходимо постоянно общаться с ними: комментировать свои действия, показывать предметы, называя их, обращаться к самому ребенку с элементарными просьбами.

   Третий вывод заключается в том, система Марии Монтессори в ее классическом виде подходит далеко не всем детям. Ребенок, склонный к аутизму, может здесь окончательно замкнуться, уйти в себя. Гиперактивный шумный малыш, которому трудно регулировать свое поведение, справляться со своими эмоциями, тоже будет чувствовать себя крайне некомфортно. Вряд ли пойдет на пользу система Монтессори и детям творчески одаренным детям, у которых доминирует правое полушарие: помимо того, что здесь их уникальные способности не будут в должной мере востребованы, способ познания мира, который предлагает Мария Монтессори, им абсолютно чужд и непонятен.

Но все же, безусловные плюсы монтессори-педагогики очевидны и доказаны временем. И хотя эта система, рассчитана, в первую очередь, на обучение в детском саду и школе, очень многое из опыта монтессори-педагогики с успехом можно использовать и в домашнем воспитании.

41


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей (методические рекомендации по формированию и развитию речи у детей раннего дошкольного возраста).

Памятка для родителей (методические рекомендации по формированию и развитию речи у детей раннего дошкольного возраста)....

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ советы логопеда по развитию речи у детей раннего дошкольного возраста

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ советы логопеда по  развитию речи у детей раннего дошкольного возраста...

«Влияние художественной литературы на развитие речи у детей раннего дошкольного возраста».

«Влияние художественной литературы на развитие речи у детей раннего дошкольного возраста». «Основная задача взрослых –Открыть в ребёнке талант читателя».С. Я. Маршак.Актуальность.Тема моего...

Конспект занятия по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста 5 года жизни (средняя группа) Тема: «В гостях у сказки «Колобок»

Программное содержание: Учить выделять и называть характерные признаки персонажей сказки «Колобок». Вспомнить и закрепить последовательность действий героев сказки с помощью моделей.С...

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (6 года жизни) «В гостях у сказки»

Цель: Продолжать развитие связной речи и элементарных форм логического мышления через усвоение детьми речи-рассуждения (обоснования)....

Статья «Развитие мелкой моторики как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста »

Статья «Развитие мелкой моторики как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста »...

Выступление на педагогическом совете «Особенности современных форм, методов работы в дошкольном учреждении по развитию речи дошкольников» по теме: «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...