Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (6 года жизни) «В гостях у сказки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Степанова Мария Александровна

Цель: Продолжать развитие связной речи и элементарных форм логического мышления через усвоение детьми речи-рассуждения (обоснования).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi.docx38.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  города  

Нижневартовска  детский сад  №66 «Забавушка»

Конспект НОД
по развитию речи для детей

старшего дошкольного возраста (6 года жизни)

 «В гостях у сказки»

                                                Выполнила:

Степанова Мария Александровна,

                                              воспитатель высшей

квалификационной категории

   

Конспект НОД
по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

на тему: «В гостях у сказки»

Программное содержание:

1. Продолжать развитие связной речи и элементарных форм логического мышления через усвоение детьми речи-рассуждения (обоснований, почему тот или иной кружок соответствует какому-то персонажу, мотивировки ответов на «хитрые» вопросы);

2. Закреплять представления о дружбе, знание пословиц о дружбе. Активизировать глагольную лексику; закрепить способы образования уменьшительно-ласкательной формы существительных, употребление существительных в творительном падеже.

3. Развивать символическую функцию мышления детей в процессе поиска образов, соответствующих знакам-заместителям, выделяя и называя характерные признаки персонажей сказки «Колобок».

4. Развивать сенсорные умения выделять свойства и отношения объектов окружающего мира по цвету и величине, а также способность «узнавать» объект по его части (творческое воображение).

5. Воспитывать готовность оказывать помощь, способность к сопереживанию.

Обогащать словарь детей словами: театр, афиша, спектакль, персонажи, активизировать в речи названия героев сказки, названия овощей и фруктов.

Материал: ширма, театр на фланелеграфе по сказке «Колобок», круги (модели) разного цвета и размера, театр би-ба-бо, д/и «Разрезные картинки», мяч, «волшебная» палочка, магнитофон, корзина с овощами и фруктами.

Предварительная работа: чтение и рассказывание сказки «Колобок», беседа по её содержанию, рассматривание иллюстраций, д/и «Расскажи сказку», «Герои русских сказок», «Сказочная мозаика», театрализация (настольный театр).

Ход образовательной деятельности:

– Ребята, вы любите сказки? Значит вы  – друзья сказок. А чтобы дружить, нужно ценить дружбу и помогать тому, кто нуждается в помощи. Это один из секретов дружбы.

– Вы согласны, что вас можно назвать друзьями? Ну что ж, как говорится в пословице «Назвался другом – помогай в беде». А ваша помощь сегодня понадобится сказке, которую вы знаете с самого раннего возраста! (показываю детям телеграмму, сообщаю, что она из театра, и зачитываю ее): «Ребята, помогите нам! С героями одной сказки случилась беда, они просят помощи». Но что с ними случилось? Вы хотите узнать и помочь им? (Ответы детей). Тогда мы отправляемся в театр.

– Чтобы помочь, нужно набраться сил. Давайте сделаем разминку (упражнение на координацию речи и движения):

Я в ладоши хлопаю и ногами топаю.

Ручки разотру, тепло сохраню.

Ладошки-ладошки, утюжки-недотрожки,

Вы погладьте ручки, чтоб играли лучше.

Вы погладьте ножки, чтоб бежали по дорожке.

– Ну что, размялись немножко? А теперь в путь. Вот и театр (дети проходят через импровизированный вход, построенный из модулей). Проходите, пожалуйста. Присаживайтесь на свободные места.

Кукла (включить магнитофон) Уважаемые дети! Мы рады, что вы решились помочь героям одной сказки. А из какой сказки, догадайтесь сами:

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

Но лисице на зубок

Всё ж попался….(Колобок)

– Так из какой же сказки герои, которым мы должны помочь? Вы догадались? (Ответы детей).

– Что же случилось с ними? Занавес закрыт. Может, я его открою и посмотрю, (открывает занавес и удивляется, увидев модели). Ничего не понимаю? Где же персонажи? Кажется, я догадалась:

В театр пришёл волшебник злой.

Он ужасный и большой.

Он руками замахал

И зверей заколдовал.

Чтоб заклятье это снять

Надо очень много знать.

– Ну что, ребята, поможем сказочным героям? (Ответы детей)

Показываю на маленький серый круг. Как вы думаете, кто это? (Ответы детей). Заяц? А как вы догадались? (Ответы детей).

– Теперь давайте попробуем кружок превратить в зайца. Нужно «зарядить» силой «волшебную палочку». Становитесь в круг и расскажите, что делает зайчик. Каждый из вас должен назвать одно слово-действие, а после этого передать палочку другу, это придаст ей волшебную силу.

Проводится лексико-грамматическое упражнение «Что делает?». Дети передают друг другу «волшебную» палочку, называя при этом слова-действия: скачет, прыгает, грызёт, прячется, убегает и т.д.

Во время игры заменяю на мольберте кружок на изображение героя. 

– Вы, как настоящие друзья сказки «Колобок», старались, и ваше старание помогло, вы столько слов назвали! Посмотрите, а мы ведь зайчика расколдовали! Не зря говорят: «Дружно – не грузно, т.е. сообща любое дело по плечу. Каждый по одному словечку постарался вспомнить, и этого хватило, чтобы расколдовать зайца».

– А зайчик в благодарность хочет поиграть с вами в игру «Закончи пословицу» (каждая пословица записана на карточке в виде сердечка). Зайчик надеется, что вы знаете много пословиц о дружбе, давайте их вспомним. Я буду произносить начало пословицы, а вы их продолжение.

  1. - Нет друга, ищи, а найдешь, …(береги) - Друзья познаются … (в беде)
  2. - Не бросай друга … (в несчастье)
  3. - Крепкую дружбу … (и топором не разрубишь)
  4. - Где дружбой дорожат (там и враги дрожат)
  5. - Дружба и братство (дороже любого богатства)
  6. - Старый друг … (лучше новых двух)
  7. - Дружба в делах … (помощница)
  8. - Дружба как стекло разобьешь –  … (не сложишь)
  9. - Дружбу помни, а зло … (забывай)
  10. - Новых друзей наживаю (а старых не забываю)

– Теперь давайте поможем следующему герою и расколдуем его (обращаю внимание детей на большой серый круг). Кто же заколдован в этом круге? (Ответы детей). Почему вы решили, что это волк? Может быть, это ещё один заяц? (Ответы детей).

– Убедили! Расколдовать волка можно, если мы назовем много слов о волке. Какой  волк? (провожу лексико-грамматическое упражнение «Назови, какой», во время которого происходит очередная замена модели.)

– Как хорошо, что вы знаете так много слов! Посмотрите, вы ведь и волку помогли! Вас и правда можно назвать друзьями сказки, ведь «Друг тот, кто в беде помогает».

– Чтобы волк снова не превратился в круг, нужно еще ответить на хитрые вопросы. Но, как настоящие друзья, не забывайте правила: внимательно слушай, другим не мешай, когда тебя спросят – тогда отвечай. Сам сказал, дай и другу сказать. Договорились?

  1. На столе лежат 2 яблока и 1 груша. Сколько овощей лежит на столе? (побуждаю детей объяснить свою отгадку)
  2. Сколько жирафов плавает в Чёрном море?
  3. У какой фигуры больше углов: у квадрата или прямоугольника?
  4. Как сказать, если предмет не один, а их много? Например: слон – слоны, человек – …, ребёнок – ….
  5. Кто громче мычит: петух или корова?
  6. У девочки орехов больше 3, но меньше 5. Сколько орехов у девочки?
  7. В вазе лежала одна конфета. К вечеру её не стало. Кто её взял, если в комнате были кошка, рыбки в аквариуме, дедушка и моль?
  8. Сколько человек тянули репку в сказке?
  9. Все ребята точно знают: кошки очень громко лают!
  10. Скачет наш котёнок ловко, очень любит он морковку!

–  А вот еще круг, какого он цвета? (показываю коричневую модель). Как вы считаете, кто бы это мог быть? (Ответы детей).

– Ребята, а ведь медведь такой сластёна. Вы знаете, что он любит больше всего? (Ответы детей). Давайте присядем у пенёчков и приготовим для мишки угощение. Может и он расколдуется.

Проводится игра «Разрезные картинки». Дети из 4-6 частей собирают изображения бочки мёда, ягоды, гриба, ореха, рыбы.

–  Лиза, чем ты угостишь медведя? А ты, Никита? И т.д. Ой, какие вы молодцы, и медведя расколдовали! Посмотрите. Как он радуется.

– Вот и Колобок прикатился, и какую-то песенку поёт. А вы, ребята, знаете, какую песню он пел в сказке? Давайте споём её и покажем все вместе.

(Песенка Колобка обыгрывается с помощью движений рук.)

Слова песенки

Движения

Я, Колобок, Колобок!

Двумя руками изобразить лепку, скатывание Колобка;

Я по коробу метён,

Имитировать подметание;

На сметане мешён,

Имитировать размешивание теста двумя руками;

В печку сажён,

Имитировать задвигание противня в печку;

На окошке стужён.

Двумя руками обрисовать в воздухе воображаемое окно; дуть, вытянув губы;

Я от дедушки ушёл,

Ведущей рукой обхватить воображаемую бороду, затем махнуть рукой и потопать ногами;

Я от бабушки ушёл,

Двумя руками имитировать завязывание платка под подбородком, затем махнуть рукой и потопать ногами;

Я от зайца ушёл,

Сделать ушки, сложив два пальца, махнуть рукой и потопать ногами;

И от волка ушёл,

Имитировать пасть волка, «постучать» зубами, махнуть рукой и потопать ногами;

А от тебя, медведь, и

подавно уйду.

Имитировать косолапую походку медведя, махнуть рукой и имитировать бег на месте.

После физминутки дети возвращаются к фланелеграфу.

–  Ребята, у нас остался последний круг. Какого он цвета? Как вы думаете, кого превратил злой волшебник в этот круг? (Ответы детей).

–  Ребята, что сделала лиса с Колобком в сказке? (Ответы детей). А давайте мы задобрим лису, назовём ласково, и она не только расколдуется, но а, может быть, она и Колобка не съест. (Проводится игра «Назови ласково».) К кому Колобок сядет на плечо, тот и дарит лисе ласковое слово.

–  У лисы не морда, а….(мордочка); не глаза, а …. и т.д.

– Вот, ребята, мы и лису расколдовали. Она не стала есть Колобка, а предлагает вам сыграть в музыкальную игру «Мы зовём тебя, Ау!»

Ваня, ты сейчас в лесу

Мы зовём тебя: «Ау!».

Ну-ка, глазки закрывай не робей

Кто позвал тебя, узнай поскорей?

– Ну что ж, друзья, вы расколдовали всех героев и спасли сказку!

Кому вы помогали? Из какой они сказки? Понравилось вам в театре? Хотели бы вы побывать здесь ещё? Что больше всего понравилось? Какое задание было самым интересным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

План-конспект по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНРТема: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении»...

КОНСПЕКТ по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Знакомство с моделью стихотворения и составление рифмованного текста по заданной модели.

КОНСПЕКТ по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Знакомство с моделью стихотворения и составление рифмованного текста по заданной модели. ...

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста седьмой год жизни «Путешествуем по морю»

Цель: обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект занятия по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста 5 года жизни (средняя группа) Тема: «В гостях у сказки «Колобок»

Программное содержание: Учить выделять и называть характерные признаки персонажей сказки «Колобок». Вспомнить и закрепить последовательность действий героев сказки с помощью моделей.С...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ТНР Тема: «В гостях у сказки «Маша и медведь»

Цель занятия: совершенствование коммуникативно-речевых умений и навыков  у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через элементы театрализованной деятельности....

Конспект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Ранняя весна. Признаки весны»

Цель: Обобщение представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе....

Конспект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста по ПДД: "Транспорт. Правила дорожного движения."

Конспект по развитию речи  для детей старшего дошкольного возраста по ПДД: "Транспорт. Правила дорожного движения."Цель: закрепление и обобщение знаний детей по теме « Т...