Главные вкладки

    Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (6 года жизни) «В гостях у сказки»
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Степанова Мария Александровна

    Цель: Продолжать развитие связной речи и элементарных форм логического мышления через усвоение детьми речи-рассуждения (обоснования).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi.docx38.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  города  

    Нижневартовска  детский сад  №66 «Забавушка»

    Конспект НОД
    по развитию речи для детей

    старшего дошкольного возраста (6 года жизни)

     «В гостях у сказки»

                                                    Выполнила:

    Степанова Мария Александровна,

                                                  воспитатель высшей

    квалификационной категории

       

    Конспект НОД
    по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

    на тему: «В гостях у сказки»

    Программное содержание:

    1. Продолжать развитие связной речи и элементарных форм логического мышления через усвоение детьми речи-рассуждения (обоснований, почему тот или иной кружок соответствует какому-то персонажу, мотивировки ответов на «хитрые» вопросы);

    2. Закреплять представления о дружбе, знание пословиц о дружбе. Активизировать глагольную лексику; закрепить способы образования уменьшительно-ласкательной формы существительных, употребление существительных в творительном падеже.

    3. Развивать символическую функцию мышления детей в процессе поиска образов, соответствующих знакам-заместителям, выделяя и называя характерные признаки персонажей сказки «Колобок».

    4. Развивать сенсорные умения выделять свойства и отношения объектов окружающего мира по цвету и величине, а также способность «узнавать» объект по его части (творческое воображение).

    5. Воспитывать готовность оказывать помощь, способность к сопереживанию.

    Обогащать словарь детей словами: театр, афиша, спектакль, персонажи, активизировать в речи названия героев сказки, названия овощей и фруктов.

    Материал: ширма, театр на фланелеграфе по сказке «Колобок», круги (модели) разного цвета и размера, театр би-ба-бо, д/и «Разрезные картинки», мяч, «волшебная» палочка, магнитофон, корзина с овощами и фруктами.

    Предварительная работа: чтение и рассказывание сказки «Колобок», беседа по её содержанию, рассматривание иллюстраций, д/и «Расскажи сказку», «Герои русских сказок», «Сказочная мозаика», театрализация (настольный театр).

    Ход образовательной деятельности:

    – Ребята, вы любите сказки? Значит вы  – друзья сказок. А чтобы дружить, нужно ценить дружбу и помогать тому, кто нуждается в помощи. Это один из секретов дружбы.

    – Вы согласны, что вас можно назвать друзьями? Ну что ж, как говорится в пословице «Назвался другом – помогай в беде». А ваша помощь сегодня понадобится сказке, которую вы знаете с самого раннего возраста! (показываю детям телеграмму, сообщаю, что она из театра, и зачитываю ее): «Ребята, помогите нам! С героями одной сказки случилась беда, они просят помощи». Но что с ними случилось? Вы хотите узнать и помочь им? (Ответы детей). Тогда мы отправляемся в театр.

    – Чтобы помочь, нужно набраться сил. Давайте сделаем разминку (упражнение на координацию речи и движения):

    Я в ладоши хлопаю и ногами топаю.

    Ручки разотру, тепло сохраню.

    Ладошки-ладошки, утюжки-недотрожки,

    Вы погладьте ручки, чтоб играли лучше.

    Вы погладьте ножки, чтоб бежали по дорожке.

    – Ну что, размялись немножко? А теперь в путь. Вот и театр (дети проходят через импровизированный вход, построенный из модулей). Проходите, пожалуйста. Присаживайтесь на свободные места.

    Кукла (включить магнитофон) Уважаемые дети! Мы рады, что вы решились помочь героям одной сказки. А из какой сказки, догадайтесь сами:

    Перед волком не дрожал,

    От медведя убежал,

    Но лисице на зубок

    Всё ж попался….(Колобок)

    – Так из какой же сказки герои, которым мы должны помочь? Вы догадались? (Ответы детей).

    – Что же случилось с ними? Занавес закрыт. Может, я его открою и посмотрю, (открывает занавес и удивляется, увидев модели). Ничего не понимаю? Где же персонажи? Кажется, я догадалась:

    В театр пришёл волшебник злой.

    Он ужасный и большой.

    Он руками замахал

    И зверей заколдовал.

    Чтоб заклятье это снять

    Надо очень много знать.

    – Ну что, ребята, поможем сказочным героям? (Ответы детей)

    Показываю на маленький серый круг. Как вы думаете, кто это? (Ответы детей). Заяц? А как вы догадались? (Ответы детей).

    – Теперь давайте попробуем кружок превратить в зайца. Нужно «зарядить» силой «волшебную палочку». Становитесь в круг и расскажите, что делает зайчик. Каждый из вас должен назвать одно слово-действие, а после этого передать палочку другу, это придаст ей волшебную силу.

    Проводится лексико-грамматическое упражнение «Что делает?». Дети передают друг другу «волшебную» палочку, называя при этом слова-действия: скачет, прыгает, грызёт, прячется, убегает и т.д.

    Во время игры заменяю на мольберте кружок на изображение героя. 

    – Вы, как настоящие друзья сказки «Колобок», старались, и ваше старание помогло, вы столько слов назвали! Посмотрите, а мы ведь зайчика расколдовали! Не зря говорят: «Дружно – не грузно, т.е. сообща любое дело по плечу. Каждый по одному словечку постарался вспомнить, и этого хватило, чтобы расколдовать зайца».

    – А зайчик в благодарность хочет поиграть с вами в игру «Закончи пословицу» (каждая пословица записана на карточке в виде сердечка). Зайчик надеется, что вы знаете много пословиц о дружбе, давайте их вспомним. Я буду произносить начало пословицы, а вы их продолжение.

    1. - Нет друга, ищи, а найдешь, …(береги) - Друзья познаются … (в беде)
    2. - Не бросай друга … (в несчастье)
    3. - Крепкую дружбу … (и топором не разрубишь)
    4. - Где дружбой дорожат (там и враги дрожат)
    5. - Дружба и братство (дороже любого богатства)
    6. - Старый друг … (лучше новых двух)
    7. - Дружба в делах … (помощница)
    8. - Дружба как стекло разобьешь –  … (не сложишь)
    9. - Дружбу помни, а зло … (забывай)
    10. - Новых друзей наживаю (а старых не забываю)

    – Теперь давайте поможем следующему герою и расколдуем его (обращаю внимание детей на большой серый круг). Кто же заколдован в этом круге? (Ответы детей). Почему вы решили, что это волк? Может быть, это ещё один заяц? (Ответы детей).

    – Убедили! Расколдовать волка можно, если мы назовем много слов о волке. Какой  волк? (провожу лексико-грамматическое упражнение «Назови, какой», во время которого происходит очередная замена модели.)

    – Как хорошо, что вы знаете так много слов! Посмотрите, вы ведь и волку помогли! Вас и правда можно назвать друзьями сказки, ведь «Друг тот, кто в беде помогает».

    – Чтобы волк снова не превратился в круг, нужно еще ответить на хитрые вопросы. Но, как настоящие друзья, не забывайте правила: внимательно слушай, другим не мешай, когда тебя спросят – тогда отвечай. Сам сказал, дай и другу сказать. Договорились?

    1. На столе лежат 2 яблока и 1 груша. Сколько овощей лежит на столе? (побуждаю детей объяснить свою отгадку)
    2. Сколько жирафов плавает в Чёрном море?
    3. У какой фигуры больше углов: у квадрата или прямоугольника?
    4. Как сказать, если предмет не один, а их много? Например: слон – слоны, человек – …, ребёнок – ….
    5. Кто громче мычит: петух или корова?
    6. У девочки орехов больше 3, но меньше 5. Сколько орехов у девочки?
    7. В вазе лежала одна конфета. К вечеру её не стало. Кто её взял, если в комнате были кошка, рыбки в аквариуме, дедушка и моль?
    8. Сколько человек тянули репку в сказке?
    9. Все ребята точно знают: кошки очень громко лают!
    10. Скачет наш котёнок ловко, очень любит он морковку!

    –  А вот еще круг, какого он цвета? (показываю коричневую модель). Как вы считаете, кто бы это мог быть? (Ответы детей).

    – Ребята, а ведь медведь такой сластёна. Вы знаете, что он любит больше всего? (Ответы детей). Давайте присядем у пенёчков и приготовим для мишки угощение. Может и он расколдуется.

    Проводится игра «Разрезные картинки». Дети из 4-6 частей собирают изображения бочки мёда, ягоды, гриба, ореха, рыбы.

    –  Лиза, чем ты угостишь медведя? А ты, Никита? И т.д. Ой, какие вы молодцы, и медведя расколдовали! Посмотрите. Как он радуется.

    – Вот и Колобок прикатился, и какую-то песенку поёт. А вы, ребята, знаете, какую песню он пел в сказке? Давайте споём её и покажем все вместе.

    (Песенка Колобка обыгрывается с помощью движений рук.)

    Слова песенки

    Движения

    Я, Колобок, Колобок!

    Двумя руками изобразить лепку, скатывание Колобка;

    Я по коробу метён,

    Имитировать подметание;

    На сметане мешён,

    Имитировать размешивание теста двумя руками;

    В печку сажён,

    Имитировать задвигание противня в печку;

    На окошке стужён.

    Двумя руками обрисовать в воздухе воображаемое окно; дуть, вытянув губы;

    Я от дедушки ушёл,

    Ведущей рукой обхватить воображаемую бороду, затем махнуть рукой и потопать ногами;

    Я от бабушки ушёл,

    Двумя руками имитировать завязывание платка под подбородком, затем махнуть рукой и потопать ногами;

    Я от зайца ушёл,

    Сделать ушки, сложив два пальца, махнуть рукой и потопать ногами;

    И от волка ушёл,

    Имитировать пасть волка, «постучать» зубами, махнуть рукой и потопать ногами;

    А от тебя, медведь, и

    подавно уйду.

    Имитировать косолапую походку медведя, махнуть рукой и имитировать бег на месте.

    После физминутки дети возвращаются к фланелеграфу.

    –  Ребята, у нас остался последний круг. Какого он цвета? Как вы думаете, кого превратил злой волшебник в этот круг? (Ответы детей).

    –  Ребята, что сделала лиса с Колобком в сказке? (Ответы детей). А давайте мы задобрим лису, назовём ласково, и она не только расколдуется, но а, может быть, она и Колобка не съест. (Проводится игра «Назови ласково».) К кому Колобок сядет на плечо, тот и дарит лисе ласковое слово.

    –  У лисы не морда, а….(мордочка); не глаза, а …. и т.д.

    – Вот, ребята, мы и лису расколдовали. Она не стала есть Колобка, а предлагает вам сыграть в музыкальную игру «Мы зовём тебя, Ау!»

    Ваня, ты сейчас в лесу

    Мы зовём тебя: «Ау!».

    Ну-ка, глазки закрывай не робей

    Кто позвал тебя, узнай поскорей?

    – Ну что ж, друзья, вы расколдовали всех героев и спасли сказку!

    Кому вы помогали? Из какой они сказки? Понравилось вам в театре? Хотели бы вы побывать здесь ещё? Что больше всего понравилось? Какое задание было самым интересным?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

    План-конспект по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНРТема: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении»...

    Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Пересказ сказки "Как лисичка бычка обидела"

    Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»....

    Конспект непрерывной непосредственно - образовательной деятельности в образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» для детей старшего дошкольного возраста седьмого года жизни по теме «Наша Родина - Россия»

    Краткая аннотация работы:Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные знани...

    КОНСПЕКТ по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Знакомство с моделью стихотворения и составление рифмованного текста по заданной модели.

    КОНСПЕКТ по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Знакомство с моделью стихотворения и составление рифмованного текста по заданной модели. ...

    Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста седьмой год жизни «Путешествуем по морю»

    Цель: обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

    Конспект занятия по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста 5 года жизни (средняя группа) Тема: «В гостях у сказки «Колобок»

    Программное содержание: Учить выделять и называть характерные признаки персонажей сказки «Колобок». Вспомнить и закрепить последовательность действий героев сказки с помощью моделей.С...

    Конспект оздоровительного занятия для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни) «Путешествие к королеве зубная щетка»

    Задачи: научить детей ответственно и осознанно относиться к своему здоровью; закрепить правила личной гигиены, навык правильной чистки зубов; развить у детей способность к обобщению; воспитать потребн...