Главные вкладки

    План-конспект по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

     

    План-конспект по развитию речи у детей

    старшего дошкольного возраста с ОНР

    Тема: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении»

                          

    Программное  содержание:

              Связная речь:

    Учить   детей составлять рассказ о комнатном растении при  помощи схемы, используя распространенные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

              Граммстрой:

              закрепить  умения  в словообразовании (светолюбивые-теневыносливые,            

              влаголюбивые - засухоустойчевые)

         Продолжать отрабатывать в речи  предлоги:  на, с, за, из-за,  над, под, 

         из-под.

    Коррекционные задачи:

    Упражнять в  определении  пространственного  расположения предметов  от  себя и  по  отношению к предмету (слева, справа).

    Развивать зрительное внимание и  восприятие, умение  различать заштрихованный  контур  предмета.

    Воспитывать  умение  слушать  педагога  и  своих  товарищей.

     

    Словарная  работа:

               Ввести в словарь прилагательные: светолюбивое, теневыносливое,                

               влаголюбивое, засухоустойчивое.

    Ввести  в  активный  словарь  название комнатного растения: толстянка.

    Активизировать в речи детей названия комнатных растений: фиалка, сансевьера, бегония, герань.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл komnatnoe_rastenie.docx19.28 КБ

    Предварительный просмотр:

       

    НОД  27

    Тема: Составление рассказа по схеме о     комнатном растении.

                           

    Программное  содержание:

              Связная речь:

    Учить   детей составлять рассказ о комнатном растении при  помощи схемы, используя распространенные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

              Граммстрой:

              закрепить  умения  в словообразовании (светолюбивые-теневыносливые,            

              влаголюбивые - засухоустойчевые)

         Продолжать отрабатывать в речи  предлоги:  на, с, за, из-за,  над, под,  

         из-под.

    Коррекционные задачи:

    Упражнять в  определении  пространственного  расположения предметов  от  себя и  по  отношению к предмету (слева, справа).

    Развивать зрительное внимание и  восприятие, умение  различать заштрихованный  контур  предмета.

    Воспитывать  умение  слушать  педагога  и  своих  товарищей.

    Словарная  работа:

               Ввести в словарь прилагательные: светолюбивое, теневыносливое,                

               влаголюбивое, засухоустойчивое.

    Ввести  в  активный  словарь  название комнатного растения: толстянка.

    Активизировать в речи детей названия комнатных растений: фиалка, сансевьера, бегония, герань.

    Индивидуальная  работа:  закрепление  названий   комнатных  растений.

    Предварительная работа:  Заучивание  стихотворений о комнатных

    растениях, загадывание  загадок,  дидактические игры, наблюдения, уход  за  комнатными  растениями,  пересадка комнатных  растений.

    1. Организационный  момент.

    П. –  ( У педагога корзинка с листочками) .

    «В нашей группе, на окне,

    Во зеленой, во стране,

    В разных горшочках

    Подросли цветочки»

     Возьмите по одному листочку.

       Какое  комнатное  растение  он вам напоминает?

    Д. – ответы:    сансевьера - 2

                            Фиалка- 2   бегония- 2

                             Герань- 2

    (Если дети не смогут называть растения, то …)

    (- Рано утром поутру,  Лейку новую беру,  Мне воды не жалко, Пей, моя… фиалка.

    - На окне в такую рань,  Распустилась…. Герань

    - Гуляю на балконе я,  Там где цветет . .  .  бегония)

                       

        П. –  Давайте подойдем к комнатным растениям.

                  Мы говорим – комнатные растения, а  интересно, почему их так называют?

    Д. – Потому, что они  растут в горшках, в  группе,  за  ними  мы  ухаживаем. Комнатные  растения  любят  свет, тепло, воду и чтобы их  подкармливали, чтобы  их любили.

    П. – Какие  вы  молодцы! Все  правильно  заметили. А вы знаете, что есть растения которые  очень любят свет?  (ответ) – светолюбивые.

    Светолюбивые растения очень любят воду -   влаголюбивые

         - Мы можем их узнать по  разным признакам :

          - Может кто-то догадался?   -  у них листья  светло-зеленого цвета, листья и стебли тонкие .

            - А еще есть растения, которые любят тень  – теневыносливые- у этих растений листья темно-зеленого цвета, мясистые, стебли толстые. Эти растения – засухоустойчивые.

    (2-3 ответа детей, конкретизация - педагог)

    2.  И/у  «Найди  знакомое  растение».

    П. – Ребята, посмотрите  внимательно  вокруг и назовите  знакомые  

    комнатные  растения.

    ( Дети  смотрят  вокруг и находят  комнатные  растения.)

    Д. – Это  комнатное растение   сансевьера.      

           Это комнатное  растение  фиалка ( мягкие, круглые и пушистые и хрупкие листья.  Красивые  цветочки.

            Это комнатное  растение  герань (крепкие стебли, круглые листья, цветы, запах…)

            Это комнатное  растение  бегония

                                                                                                                           

    П. – Молодцы дети, вы  правильно называли:

            Это сансевьера. Посмотрите, как выглядит сансевьера: (ответы детей)

            Это  фиалка. (ответы детей)

            Это бегония. (ответы детей)

            Это герань. (ответы детей)

        Одним  словом – комнатные растения. Они такие разные, красивые, нежные. Я закрываю глаза и они напоминают лето, Солнце, лес.   А вам? (Ответы)

    (Играет музыка  и  появляется  бабочка.)

    3.  Сюрпризный  момент  «Волшебная  бабочка».

    П. – Дети, посмотрите, проснулась бабочка.  Да она ведь волшебная!

      -   Интересно, зачем она проснулась? Ведь на улице зима? (Побудить детей на то , чтобы сами сказали свои версии)

     Наверное она  хочет с нами поиграть.

    ( Бабочка  садится  на сансевьера).

    1. Куда  села  бабочка? (на)
    2. Откуда улетела бабочка?(с)
    3. Куда спряталась бабочка?(за)
    4. Откуда вылетела бабочка? (из-за)
    5. Куда спряталась бабочка?(под)
    6. Откуда вылетела бабочка? (из-под)
    7. А теперь, где находится бабочка? (над)

    (Бабочка “ летит” и” садится”  на  картинки с  изображением нового комнатного  растения –толстянка.) 

    1.  Игровое  упражнение  «Найди  такое  же  растение».

    П. – Ребята, а  куда улетела бабочка? Давайте  посмотрим. (Побудить детей на то , чтобы сами сказали свои версии)

     -  Наверное, она хочет  нам  что-то показать. Посмотрите, она  села  на картинку.

    - Интересно, что на ней  изображено?

    Д. – Комнатное  растение.

    П. – Правильно, комнатное  растение. Вы  раньше видели  это  растение?

    Д. – Нет, не видели.

    П. – Посмотрите внимательно и найдите  такие же растения  у  нас.

    (Дети  внимательно  ищут  растение толстянка. Педагог незаметно  открывает  заранее спрятанное  растение.)

    Д. – Вот, нашли !

    П. – Какие вы внимательные, молодцы, нашли.

            Это дети, комнатное  растение  - толстянка.

        -    Как вы думаете, почему её назвали толстянкой?

    (ответы детей)

        - Как называется это растение?   ( 3-4 ответов)          

    (Если дети затрудняются:   -   прохлопаем  все  вместе:  тол-стян-ка)

     -  а ДАВАЙТЕ ОПРЕДЕЛИМ, какое это растение- светолюбивое или теневыносливое,

    Влаголюбивое или засухоустойчивое?

    1. Игра  « Угадай,  что за  растение  спряталось?»

    (заштрихованный  контур  предмета)

     П - Но бабочка еще хочет  что-то показать.

    (Побудить детей на то , чтобы сами сказали свои версии)

     П - Посмотрите внимательно, какое растение спряталось? ( бегония, сансевьера, герань, фиалка, толстянка.)

    П - Да, молодцы, правильно вы назвали.

    1.  Игра  «Поиграем с бабочкой»

    («бабочка летит» к  столам»)

      П - Ребята,  бабочка  приготовила для вас  игру.

    (ориентировка на листе бумаги)

    1. Физминутка.
    2. Составление рассказа при помощи схемы.

    - П.  Бабочка проснулась не вовремя. На улице все-таки зима. Я за ней переживаю.

     -  А вы?  (варианты детей)

     - Может что-то такое сделать, рассказать, чтобы она улетела обратно в свою волшебную страну?

    (варианты детей)

    П-  Дети, давайте расскажем бабочке рассказ о комнатном растении.

    Расскажем такой рассказ, чтобы бабочка  осталась довольной. Рассказ понравится и  она улетит к себе в волшебную страну. Хорошо?

    (Педагог приглашает детей присесть на стульчики)

    1. Я предлагаю каждому по карточке. Каждый ребенок составляет предложение по своей карточке.

    (дети составляют предложения.  Педагог  ставит карточки последовательно на  подставке, для составления общей схемы.

    Составление рассказов детьми по схеме)   

       (бабочка улетает)

    1.  Вы  очень хорошо  рассказали о толстянке.  Мы и не заметили как бабочка улетела.

    8.  Итог

    П. – Дети,   о чем мы сегодня говорили и что делали?

    П. –Какое новое  комнатное  растения  вы   узнали? А это растение какое:

    Светолюбивое или теневыносливое?

    Влаголюбивое или засухоустойчивое?

    П – А про бабочку помните?     Она вам оставила сюрприз, каждому по конвертику, а что там я не знаю  (по бабочке).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Глава 1. Теоретические основы развития речи у детей старшего дошкольного возраста 1.1 Психологические основы речи

    Глава 1. Теоретические основы развития речи у детей старшего дошкольного возраста1.1 Психологические основы речи...

    Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста

    Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1  Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...

    Методическая разработка «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством пальчиковой гимнастики»

    ВведениеДошкольный возраст  считается удивительным периодом развития человека. Он обладает своеобразной этапностью и спецификой.  Ведущий вид  деятельности – игра. Онасоздает наиб...

    Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через коммуникативные игры

    Подборка коммуникативные игр в помощь педагогам  на : -Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста с ОНР друг к другу;·-Принятие каждого р...

    План-конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста (коррекционное занятие). Тема: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж-Ш»

    Занятие по развитию речи (коррекционное)  с детьми страшей группы. Тема "Звуковая культура: дифференциация звуков Ж-Ш"...

    Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

    Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....