Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ТНР Тема: «В гостях у сказки «Маша и медведь»
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

    Ерохина Алла Анатольевна

    Цель занятия: совершенствование коммуникативно-речевых умений и навыков  у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через элементы театрализованной деятельности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «ДЕТСКИЙ САД №77» г. Рязани

    Конспект

    занятия по развитию речи  

    для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

    Тема: «В гостях у сказки «Маша и медведь»

    Составил:

    учитель-логопед

                                                                                  Ерохина Алла Анатольевна

     

    Цель занятия: совершенствование коммуникативно-речевых умений и навыков  у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через элементы театрализованной деятельности.

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные.

    Способствовать речевой активности детей, совершенствованию произносительной стороны речи,

    активизации в речи детей образных выражений.

    Коррекционно-развивающие.

    Создать условия для:

    - совершенствования монологической и диалогической речи

    - развития просодической стороны речи;

    - развития общей и мелкой моторики с помощью техники кукловождения, ритмопластики;

    - развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, психофизических способностей;

    Коррекционно-воспитательные:

    Создать условия для:

    - воспитания культуры речевого общения, умения действовать согласовано в коллективе;

    - воспитания познавательного интереса  к театрализованной деятельности;

    Предварительная работа:

    - ознакомление с литературным произведением «Маша и медведь»;

    - обогащение словаря по данной теме;

    - разучивание стихотворного текста по мотивам русской народной сказке «Маша и медведь»;

    - изготовление атрибутики (декорации, перчаточных кукол);

    - распределение ролей;

    - разучивание театрализованных игр в парах за столом  перед зеркалом;

    Оборудование: ширма, куклы-бибабо(5 штук), искусственный цветок, мультимедийный проектор, иллюстрация «Сказочницы», «Таинственный лес», зеркало, магнитофон. 

    Этапы занятия, цель, продолжительность этапов

    Содержание деятельности педагога

    Содержание деятельности детей

    I.

    Организационный момент.

    Введение в тему. (3 мин.)

    Цель: создать положительный настрой на занятие, заинтересовать и организовать детей;

    озвучить проблему, которую дети будут решать.

    1. Логопед приглашает детей в музыкальный зал в «гости к сказке» с целью организации  на занятие и создание положительного настроя.

    2. Логопед использует мультимедийное устройство с целью концентрации внимания детей и проявления интереса.

    На экране появляется сказочница с книгой «Сказки» (слайд №1). Логопед читает загадку в стихах:

    «Сказку, детки в гости звали?

    Сказку, детки, очень ждали?

    Отгадайте же загадки –

    Сказка вновь придет, ребятки».

    «По лесу медведь идет,

    Кроху в коробе несет.

    У медведя пожила,

    К бабе с дедом ей пора».

    Логопед хвалит детей за ответ, повышая учебную активность.

    3. Логопед использует  куклы-бибабо «Маша» и «Медведь», ведет диалог от лица сказочных героев и предлагает детям помочь открыть чудо-короб:

    «Здравствуйте, мои друзья!

    Всем привет, а как дела?

    Мы принесли вам чудо-короб,

    Но его не просто открыть…

    Надо громко повторить:

    «Ну-ка, короб – отворись,

    Что внутри, всем покажись!»

    Логопед открывает короб и достает цветок с заданиями, плавно подводит детей к основной части занятия.

    Дети под музыку проходят в музыкальный зал и садятся на стульчики.

    Дети отгадывают загадку.

    Дети заинтересованы,  хором повторяют фразу.

    II.

    Основная часть(20 мин.)

    ( состоит из 6 пунктов)

    Цель: активизировать речевую деятельность детей по теме; совершенствовать коммуникативные умения и навыки через элементы театрализованной деятельности; проводить коррекционную работу по устранению речевых нарушений у детей с диагнозом общее недоразвитие речи (III уровня).

    1. Дыхательная гимнастика. Упражнение «Мышка и мишка»  (2 мин.)

    Цель: развивать у детей речевое дыхание (глубокий вдох носом и плавный, медленный выдох ртом с произнесением звука /Ш/), формировать длительную воздушную струю.

    Логопед, с помощью техники вождения куклы-бибабо Медведя предлагает детям  оторвать лепесток у цветка. Дается инструкция:

    «Лепесточек оторвите, стать актерами, хотите?

    Чтоб актерами вам стать, нужно правильно дышать».

    Логопед предварительно демонстрирует дыхательное упражнение «Мышка и мишка».

    «У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки, вдох носом).

    У мышки очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука «ш-ш-ш»).

    Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках).

    Он же к ней не попадет».

    Логопед следит за тем, чтобы плечи при вдохе не поднимались, а при выдохе щеки не раздувались. При неправильном выполнении задания логопед индивидуально показывает и просит ребенка еще раз сделать глубокий вдох и плавный длительный выдох, произнося звук /ш-ш-ш/.

    По желанию, один ребенок отрывает  лепесток и отдает  кукле-бибабо. Медведь «читает» задание.

     Дети отвечают: «Да!»

    После показа, дети, стоя около своих стульчиков, выполняют упражнение 3 раза.

    Это упражнение развивает у детей длительный плавный ротовой выдох.

    1. Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Грибок» (2 мин.)

    Цель: создание игровой мотивации; отработка статической позы для удержания верхнего подъема языка; формировать кинестетические ощущения.

    Логопед с помощью куклы-бибабо Маши предлагает детям:

    «Подойдите-ка к цветку, лепесток вам оторву».

    Кукла Маша «читает» задание:

    «Говорить красиво, чисто – дело каждого артиста. Постарайтесь-ка, ребятки, выполнить артикуляционную зарядку»

    Логопед предлагает детям  встать перед зеркалом и выполнить артикуляционное упражнение «Грибок»:

    «Под высокою сосной

    Мы грибок нашли с тобой.

    Чтобы рос боровичок,

    Поднимите язычок».

    Логопед объясняет детям выполнение артикуляционного упражнения: открыть рот, присосать широкий язык к небу, чтобы напряглась подъязычная связка, получится грибок «на тонкой ножке», стараемся удерживать положение языка как можно дольше.

    Логопед в ходе выполнения задания проверяет, правильно ли дети выполняют упражнение. Если нет, тогда логопед просит ребенка несколько изменить позу органов артикуляции.

    По желанию один ребенок подходит и вместе с куклой-бибабо отрывает второй лепесток.

    Дети, стоя перед зеркалом, выполняют артикуляционное упражнение 3 раза. При этом у детей отрабатывается артикуляционный уклад, формируется кинестетические ощущения и самоконтроль за удержанием артикуляционной позы.

    1. Речевая игра «Звериные скороговорки»

     (4 мин.)

    Цель: формировать у детей правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию), интонационную выразительность речи, кинестетические ощущения; согласованность  речи с движениями,  интерес к коррекционным занятиям с логопедом.

    По «просьбе» сказочного героя Медведя  отрывается еще один лепесток, и логопед читает задание: «Вам не сложно, может быть, скороговорки говорить».

    Логопед проводит вопросно-ответную беседу с детьми: «Какие скороговорки вы знаете? Как надо произносить скороговорки»?

    Логопед хвалит детей за предложенные варианты скороговорок, за правильные ответы. Напоминает детям, как проговаривать скороговорки. Предлагает детям стать учить говорить своих кукол. Затем, сказочный герой  Медведь «дает» образцы проговаривания скороговорки: в медленном темпе, в беззвучном режиме, шепотом, с интонацией (утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, разными голосами). С помощью куклы логопед в игровой форме обучает детей речевой технике, незаметно исправляет ошибки в речи, вызывает положительные эмоции.

     

    Следующий ребенок подходит к сказочному персонажу Медведю, берет цветок и отрывает лепесток с заданием.

    Дети оживленно вспоминают скороговорки, предлагают наиболее понравившуюся фразу или стишок. Тем самым корректируя долговременную  память, через припоминание того, что было на предыдущих логопедических занятиях.

    Дети уже умеют владеть элементарной техникой вождения куклы, отработанной на предыдущих логопедических занятиях. Они надевают на ведущую руку перчаточную куклу и проговаривают скороговоки, подражая сказочному герою.

    1. Ритмопластика «Таинственный лес»

     (2 мин.)

    Цель: развивать двигательные способности детей ((подвижность, гибкость, выносливость; пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, координацию движений); воображение (способность к пластической импровизации).

    Приглушен свет, на экране мультимедийного устройства появляется изображение сказочного леса (слайд №2).

    Логопед объявляет детям, что они попали в таинственный лес. Страшно и таинственно в сказочном лесу. Ветви деревьев шевелятся, медленно извиваясь, заманивая путников в самую чащу.

    Звучит музыка М. Мусоргского «Гном», «Картинки с выставки». 

    Логопед подбирает ритмопластику так, чтобы она была логически связана с темой занятия и являлась переходным «мостиком» от предыдущего задания к последующему.

    Дети «превращаются в сказочные деревья» пластично импровизируя покачивание, медленное шевеление, извивание  корпусом тела, головой, руками.

    Музыкальное сопровождение помогает детям представить образы таинственного леса, стимулирует фантазию.

    1. Театрализованная игра по мотивам русской народной сказке «Маша и медведь»

     (8 мин.)

    Цель: развивать у детей игровое поведение, готовность к творчеству; коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе; внимание, память, наблюдательность, эстетическое чувство.

    Театрализованные игра разыгрываются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание адаптированной сказки «Маша и медведь» в стихотворной форме, доступной к облегченному усвоению детьми-логопатами. Распределяя роли, логопед учитывает речевую нагрузку для детей в определенный период логопедической работы.

    Логопед предлагает детям «оживить» сказочных героев, подойдя к ширме. Начинается  индивидуальная работа с детьми над образом, отдельными эпизодами кукольного спектакля.

    На ширме декорация деревенского дома. Звучат птичьи голоса. По дороге (краю ширмы), весело «идет»  кукла-бибабо Подружка, останавливается около дома, одной рукой стучится в дверь и спрашивает:

    «Машенька, скорей вставай! (В такт речи кукла кивает головой)

    Все грибы не прозевай. (Поворот головы из стороны в сторону)

    Петухи зарю пропели, (поднимает одну руку вверх)

    Хватит, нежится в постели»! (Резко машет рукой).

    Под музыкальное сопровождение в окошко выглядывает Бабушка, смотрит по сторонам, затем выходит из дома и направляется в сторону к Подружке, медленной походкой, согнувшись. Говорит старческим голосом:

    «Не шуми, разбудишь ведь! (грозит рукой)

    Там в лесу живет медведь. (Показывает рукой к декорации леса)

    Коль в лесу он вас поймает, (качает головой из стороны  в сторону)

    Задерет, иль поломает».

     

    По ходу театрализованного этюда логопед постоянно организует общение детей. Напоминает, чтобы они смотрели друг на друга, когда говорят. Держались свободно, ровно, не опускали голову. Помнили о том, что они -  артисты, поэтому говорить должны четко, красиво.

     Предварительно дети знакомились со сценарием литературного произведения, затем  распределялись роли по желанию детей, заучивание стихотворного текста, театрализованная игра.

    В театрализованной игре дети надевают кукол на ведущую руку и имитируют движения персонажа, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность рече – двигательного анализатора.   Дети учатся преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь, справляясь с волнением.

    В процессе театрализованной игры дети постепенно усваивают последовательность эпизодов сказки, названий персонажей, сосредотачивают внимание, удерживают его сравнительно долгое время, запоминают свою роль, имена основных героев, характерные движения сказочного персонажа.

    1. Релаксационное упражнение «Замедленное движение» (2 мин.)

    Цель: снять у детей мышечное и эмоциональное напряжение всего организма; вызвать ощущение покоя.

    Логопед предлагает детям сесть ближе к краю стула, опираясь о спинку. Руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Затем показывает и помогает детям принять позу покоя.

    «Внимание!

    Все умеют танцевать,

    Прыгать, бегать, рисовать,

    Но не все пока умеют

    Расслабляться, отдыхать».

    Формула общего покоя произносится логопедом тихим голосом, в замедленном темпе, с длительными паузами, что способствует появлению приятных ощущений  от расслабленности мышц, создает представление об отдыхе, спокойствии.

    «Есть у нас игра такая –

    Очень легкая, простая:

    Замедляется движенье,

    Исчезает напряженье...

    И становится понятно:

    Расслабление приятно»!

    Релаксационное упражнение позволяет детскому организму сбросить излишки напряжения, вызвать чувство покоя, восстановить равновесие, что необходимо для нормализации речи.

    Дети садятся на стульчики, принимая определенную позу, подражая логопеду. Стихотворный текст детьми не повторяется, чтобы внимание  было максимально сконцентрировано на расслаблении мышц всего организма. Снимается усталость, напряжение. Релаксация благотворно влияет на настроение детей, сохраняя их здоровье.

    III.

    Итог занятия (2 мин.)

    Цель: подвести итог занятия, определить его результативность.

    На заключительной стадии занятия логопед подводит итоги, т.е. определяет его результативность. Обязательное условие – передача положительных эмоций. При индивидуальной оценке нужно отметить активность, старание, удачу, пусть даже маленькую, или просто хорошее настроение каждого ребенка. А реакция на неудачи должна быть с надеждой на успех в последующих занятиях.

    В качестве поощрения кукла Маша и Медведь раздают детям раскраски полюбившихся сказочных героев,  и предлагают вечером с воспитателем создать свою книгу с иллюстрациями по сказке «Маша и медведь».  

    Дети слушают логопеда, высказываются, что им понравилось на занятии.

    В ответ на предложение логопеда, каждый ребенок решает, какого сказочного героя он раскрасит, объясняет почему? Детям дается право выбора. Каждый высказывается. Варианты ответов разнообразные: я хочу…,  я раскрашу…,  я думаю, что…, мне понравился… и т.д.



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «ДЕТСКИЙ САД №77» г. Рязани

    Конспект

    занятия по развитию речи  

    для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

    Тема: «В гостях у сказки «Маша и медведь»

    Составил:

    учитель-логопед

                                                                                  Ерохина Алла Анатольевна

     

    Цель занятия: совершенствование коммуникативно-речевых умений и навыков  у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через элементы театрализованной деятельности.

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные.

    Способствовать речевой активности детей, совершенствованию произносительной стороны речи,

    активизации в речи детей образных выражений.

    Коррекционно-развивающие.

    Создать условия для:

    - совершенствования монологической и диалогической речи

    - развития просодической стороны речи;

    - развития общей и мелкой моторики с помощью техники кукловождения, ритмопластики;

    - развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, психофизических способностей;

    Коррекционно-воспитательные:

    Создать условия для:

    - воспитания культуры речевого общения, умения действовать согласовано в коллективе;

    - воспитания познавательного интереса  к театрализованной деятельности;

    Предварительная работа:

    - ознакомление с литературным произведением «Маша и медведь»;

    - обогащение словаря по данной теме;

    - разучивание стихотворного текста по мотивам русской народной сказке «Маша и медведь»;

    - изготовление атрибутики (декорации, перчаточных кукол);

    - распределение ролей;

    - разучивание театрализованных игр в парах за столом  перед зеркалом;

    Оборудование: ширма, куклы-бибабо(5 штук), искусственный цветок, мультимедийный проектор, иллюстрация «Сказочницы», «Таинственный лес», зеркало, магнитофон. 

    Этапы занятия, цель, продолжительность этапов

    Содержание деятельности педагога

    Содержание деятельности детей

    I.

    Организационный момент.

    Введение в тему. (3 мин.)

    Цель: создать положительный настрой на занятие, заинтересовать и организовать детей;

    озвучить проблему, которую дети будут решать.

    1. Логопед приглашает детей в музыкальный зал в «гости к сказке» с целью организации  на занятие и создание положительного настроя.

    2. Логопед использует мультимедийное устройство с целью концентрации внимания детей и проявления интереса.

    На экране появляется сказочница с книгой «Сказки» (слайд №1). Логопед читает загадку в стихах:

    «Сказку, детки в гости звали?

    Сказку, детки, очень ждали?

    Отгадайте же загадки –

    Сказка вновь придет, ребятки».

    «По лесу медведь идет,

    Кроху в коробе несет.

    У медведя пожила,

    К бабе с дедом ей пора».

    Логопед хвалит детей за ответ, повышая учебную активность.

    3. Логопед использует  куклы-бибабо «Маша» и «Медведь», ведет диалог от лица сказочных героев и предлагает детям помочь открыть чудо-короб:

    «Здравствуйте, мои друзья!

    Всем привет, а как дела?

    Мы принесли вам чудо-короб,

    Но его не просто открыть…

    Надо громко повторить:

    «Ну-ка, короб – отворись,

    Что внутри, всем покажись!»

    Логопед открывает короб и достает цветок с заданиями, плавно подводит детей к основной части занятия.

    Дети под музыку проходят в музыкальный зал и садятся на стульчики.

    Дети отгадывают загадку.

    Дети заинтересованы,  хором повторяют фразу.

    II.

    Основная часть(20 мин.)

    ( состоит из 6 пунктов)

    Цель: активизировать речевую деятельность детей по теме; совершенствовать коммуникативные умения и навыки через элементы театрализованной деятельности; проводить коррекционную работу по устранению речевых нарушений у детей с диагнозом общее недоразвитие речи (III уровня).

    1. Дыхательная гимнастика. Упражнение «Мышка и мишка»  (2 мин.)

    Цель: развивать у детей речевое дыхание (глубокий вдох носом и плавный, медленный выдох ртом с произнесением звука /Ш/), формировать длительную воздушную струю.

    Логопед, с помощью техники вождения куклы-бибабо Медведя предлагает детям  оторвать лепесток у цветка. Дается инструкция:

    «Лепесточек оторвите, стать актерами, хотите?

    Чтоб актерами вам стать, нужно правильно дышать».

    Логопед предварительно демонстрирует дыхательное упражнение «Мышка и мишка».

    «У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки, вдох носом).

    У мышки очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука «ш-ш-ш»).

    Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках).

    Он же к ней не попадет».

    Логопед следит за тем, чтобы плечи при вдохе не поднимались, а при выдохе щеки не раздувались. При неправильном выполнении задания логопед индивидуально показывает и просит ребенка еще раз сделать глубокий вдох и плавный длительный выдох, произнося звук /ш-ш-ш/.

    По желанию, один ребенок отрывает  лепесток и отдает  кукле-бибабо. Медведь «читает» задание.

     Дети отвечают: «Да!»

    После показа, дети, стоя около своих стульчиков, выполняют упражнение 3 раза.

    Это упражнение развивает у детей длительный плавный ротовой выдох.

    1. Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Грибок» (2 мин.)

    Цель: создание игровой мотивации; отработка статической позы для удержания верхнего подъема языка; формировать кинестетические ощущения.

    Логопед с помощью куклы-бибабо Маши предлагает детям:

    «Подойдите-ка к цветку, лепесток вам оторву».

    Кукла Маша «читает» задание:

    «Говорить красиво, чисто – дело каждого артиста. Постарайтесь-ка, ребятки, выполнить артикуляционную зарядку»

    Логопед предлагает детям  встать перед зеркалом и выполнить артикуляционное упражнение «Грибок»:

    «Под высокою сосной

    Мы грибок нашли с тобой.

    Чтобы рос боровичок,

    Поднимите язычок».

    Логопед объясняет детям выполнение артикуляционного упражнения: открыть рот, присосать широкий язык к небу, чтобы напряглась подъязычная связка, получится грибок «на тонкой ножке», стараемся удерживать положение языка как можно дольше.

    Логопед в ходе выполнения задания проверяет, правильно ли дети выполняют упражнение. Если нет, тогда логопед просит ребенка несколько изменить позу органов артикуляции.

    По желанию один ребенок подходит и вместе с куклой-бибабо отрывает второй лепесток.

    Дети, стоя перед зеркалом, выполняют артикуляционное упражнение 3 раза. При этом у детей отрабатывается артикуляционный уклад, формируется кинестетические ощущения и самоконтроль за удержанием артикуляционной позы.

    1. Речевая игра «Звериные скороговорки»

     (4 мин.)

    Цель: формировать у детей правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию), интонационную выразительность речи, кинестетические ощущения; согласованность  речи с движениями,  интерес к коррекционным занятиям с логопедом.

    По «просьбе» сказочного героя Медведя  отрывается еще один лепесток, и логопед читает задание: «Вам не сложно, может быть, скороговорки говорить».

    Логопед проводит вопросно-ответную беседу с детьми: «Какие скороговорки вы знаете? Как надо произносить скороговорки»?

    Логопед хвалит детей за предложенные варианты скороговорок, за правильные ответы. Напоминает детям, как проговаривать скороговорки. Предлагает детям стать учить говорить своих кукол. Затем, сказочный герой  Медведь «дает» образцы проговаривания скороговорки: в медленном темпе, в беззвучном режиме, шепотом, с интонацией (утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, разными голосами). С помощью куклы логопед в игровой форме обучает детей речевой технике, незаметно исправляет ошибки в речи, вызывает положительные эмоции.

     

    Следующий ребенок подходит к сказочному персонажу Медведю, берет цветок и отрывает лепесток с заданием.

    Дети оживленно вспоминают скороговорки, предлагают наиболее понравившуюся фразу или стишок. Тем самым корректируя долговременную  память, через припоминание того, что было на предыдущих логопедических занятиях.

    Дети уже умеют владеть элементарной техникой вождения куклы, отработанной на предыдущих логопедических занятиях. Они надевают на ведущую руку перчаточную куклу и проговаривают скороговоки, подражая сказочному герою.

    1. Ритмопластика «Таинственный лес»

     (2 мин.)

    Цель: развивать двигательные способности детей ((подвижность, гибкость, выносливость; пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, координацию движений); воображение (способность к пластической импровизации).

    Приглушен свет, на экране мультимедийного устройства появляется изображение сказочного леса (слайд №2).

    Логопед объявляет детям, что они попали в таинственный лес. Страшно и таинственно в сказочном лесу. Ветви деревьев шевелятся, медленно извиваясь, заманивая путников в самую чащу.

    Звучит музыка М. Мусоргского «Гном», «Картинки с выставки». 

    Логопед подбирает ритмопластику так, чтобы она была логически связана с темой занятия и являлась переходным «мостиком» от предыдущего задания к последующему.

    Дети «превращаются в сказочные деревья» пластично импровизируя покачивание, медленное шевеление, извивание  корпусом тела, головой, руками.

    Музыкальное сопровождение помогает детям представить образы таинственного леса, стимулирует фантазию.

    1. Театрализованная игра по мотивам русской народной сказке «Маша и медведь»

     (8 мин.)

    Цель: развивать у детей игровое поведение, готовность к творчеству; коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе; внимание, память, наблюдательность, эстетическое чувство.

    Театрализованные игра разыгрываются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание адаптированной сказки «Маша и медведь» в стихотворной форме, доступной к облегченному усвоению детьми-логопатами. Распределяя роли, логопед учитывает речевую нагрузку для детей в определенный период логопедической работы.

    Логопед предлагает детям «оживить» сказочных героев, подойдя к ширме. Начинается  индивидуальная работа с детьми над образом, отдельными эпизодами кукольного спектакля.

    На ширме декорация деревенского дома. Звучат птичьи голоса. По дороге (краю ширмы), весело «идет»  кукла-бибабо Подружка, останавливается около дома, одной рукой стучится в дверь и спрашивает:

    «Машенька, скорей вставай! (В такт речи кукла кивает головой)

    Все грибы не прозевай. (Поворот головы из стороны в сторону)

    Петухи зарю пропели, (поднимает одну руку вверх)

    Хватит, нежится в постели»! (Резко машет рукой).

    Под музыкальное сопровождение в окошко выглядывает Бабушка, смотрит по сторонам, затем выходит из дома и направляется в сторону к Подружке, медленной походкой, согнувшись. Говорит старческим голосом:

    «Не шуми, разбудишь ведь! (грозит рукой)

    Там в лесу живет медведь. (Показывает рукой к декорации леса)

    Коль в лесу он вас поймает, (качает головой из стороны  в сторону)

    Задерет, иль поломает».

     

    По ходу театрализованного этюда логопед постоянно организует общение детей. Напоминает, чтобы они смотрели друг на друга, когда говорят. Держались свободно, ровно, не опускали голову. Помнили о том, что они -  артисты, поэтому говорить должны четко, красиво.

     Предварительно дети знакомились со сценарием литературного произведения, затем  распределялись роли по желанию детей, заучивание стихотворного текста, театрализованная игра.

    В театрализованной игре дети надевают кукол на ведущую руку и имитируют движения персонажа, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность рече – двигательного анализатора.   Дети учатся преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь, справляясь с волнением.

    В процессе театрализованной игры дети постепенно усваивают последовательность эпизодов сказки, названий персонажей, сосредотачивают внимание, удерживают его сравнительно долгое время, запоминают свою роль, имена основных героев, характерные движения сказочного персонажа.

    1. Релаксационное упражнение «Замедленное движение» (2 мин.)

    Цель: снять у детей мышечное и эмоциональное напряжение всего организма; вызвать ощущение покоя.

    Логопед предлагает детям сесть ближе к краю стула, опираясь о спинку. Руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Затем показывает и помогает детям принять позу покоя.

    «Внимание!

    Все умеют танцевать,

    Прыгать, бегать, рисовать,

    Но не все пока умеют

    Расслабляться, отдыхать».

    Формула общего покоя произносится логопедом тихим голосом, в замедленном темпе, с длительными паузами, что способствует появлению приятных ощущений  от расслабленности мышц, создает представление об отдыхе, спокойствии.

    «Есть у нас игра такая –

    Очень легкая, простая:

    Замедляется движенье,

    Исчезает напряженье...

    И становится понятно:

    Расслабление приятно»!

    Релаксационное упражнение позволяет детскому организму сбросить излишки напряжения, вызвать чувство покоя, восстановить равновесие, что необходимо для нормализации речи.

    Дети садятся на стульчики, принимая определенную позу, подражая логопеду. Стихотворный текст детьми не повторяется, чтобы внимание  было максимально сконцентрировано на расслаблении мышц всего организма. Снимается усталость, напряжение. Релаксация благотворно влияет на настроение детей, сохраняя их здоровье.

    III.

    Итог занятия (2 мин.)

    Цель: подвести итог занятия, определить его результативность.

    На заключительной стадии занятия логопед подводит итоги, т.е. определяет его результативность. Обязательное условие – передача положительных эмоций. При индивидуальной оценке нужно отметить активность, старание, удачу, пусть даже маленькую, или просто хорошее настроение каждого ребенка. А реакция на неудачи должна быть с надеждой на успех в последующих занятиях.

    В качестве поощрения кукла Маша и Медведь раздают детям раскраски полюбившихся сказочных героев,  и предлагают вечером с воспитателем создать свою книгу с иллюстрациями по сказке «Маша и медведь».  

    Дети слушают логопеда, высказываются, что им понравилось на занятии.

    В ответ на предложение логопеда, каждый ребенок решает, какого сказочного героя он раскрасит, объясняет почему? Детям дается право выбора. Каждый высказывается. Варианты ответов разнообразные: я хочу…,  я раскрашу…,  я думаю, что…, мне понравился… и т.д.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Пересказ сказки "Как лисичка бычка обидела"

    Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела»....

    Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Грибы"

    Конспект НОД по развитию речи детей старшего дошкольного возраста....

    Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Насекомые"

    Конспект НОД по развитию речи детей старшего дошкольного возраста....

    Творческий проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «По дороге в сказку»

    Творческий проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «По дороге в сказку» В.  а.  сухомлинский:«Сказка - это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ...

    Конспект театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет по русской народной сказке «Маша и медведь»

    Цель: продолжать знакомить детей с культурой и бытом русского народа, формировать  опыт социальных навыков поведения.Задачи:Образовательные: Способствовать использованию как вербальных (темп...

    Методическая разработка занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Зимняя сказка»

    Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Зимняя сказка»...

    Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (6 года жизни) «В гостях у сказки»

    Цель: Продолжать развитие связной речи и элементарных форм логического мышления через усвоение детьми речи-рассуждения (обоснования)....