Как ввести звуки в речь
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Манос Эльмира Равиловна

Как ввести звуки в речь

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как ввести звуки в речь

Нередко учителя-логопеды и родители школьников сталкиваются с проблемой недостаточной автоматизации (введения в речь) ряда уже поставленных звуков. Иногда ребенок поступает в школу, имея в арсенале правильную артикуляцию изолированных звуков, которую необходимо закрепить как единственно возможную при произнесении. В любом случае, каждый родитель должен понимать: без участия семьи автоматизация поставленных учителем-логопедом звуков невозможна. Если Вас беспокоит будущее вашего ребенка с ОВЗ, Вы понимаете, что ребёнок неправильно произносит ряд звуков или один звук, поинтересуйтесь, какие действия предпринимает учитель-логопед для преодоления нарушения звукопроизношения у вашего ребенка. Если учитель-логопед рекомендует вводить в речь определенные звуки, вы можете использовать для закрепления правильного произнесения этих звуков чистоговорки. На данном этапе просите ребенка повторять слоги и слова не с дефектно произносимым звуком, а с новой «песенкой», воспроизводящей верную артикуляцию, поскольку просьба повторить знакомый звук чаще всего вызывает у школьника желание вернуться к дефектному произнесению. Подобным методом логопеды (в частности, Э.Я. Сизова) пользуются много лет с целью успешного формирования нового «динамического стереотипа» в сознании ребенка.

Примеры чистоговорок.

Чистоговорки со звуком [с]. Просим ребенка петь «песенку водички» (не звук [с]), повторяя слоги и слова.

СА-СА-СА – ОСА          АС-АС-АС – ПАС

СА-СА-СА – КОСА        АС-АС-АС-ГАЗ [C]

СУ-СУ-СУ – НЕСУ        ОС-ОС-ОС – НОС

СЫ-СЫ-СЫ – ВЕСЫ   ОС-ОС-ОС-ВОЗ [C]

СЫ-СЫ-СЫ-НОСЫ     ЫС-ЫС-ЫС-МЫС

СА-СА-СА – НА НОСУ ОСА

СУ-СУ-СУ-Я ВЕСЫ НЕСУ

СУ-СУ-СУ – СТАДО Я ПАСУ

ОС-ОС-ОС-  У СОНИ НАСОС

Чистоговорки со звуком [ш]. Поем «песенку змейки», повторяя слоги и слова.

ША-ША-ША – ДУША         АШ-АШ-АШ – НАШ

ША-ША-ША – ЛАПША     АШ-АШ-АШ – ВАШ

ШУ-ШУ-ШУ – НОШУ       АШ-АШ-АШ – БАГАЖ[Ш]

ШИ-ШИ-ШИ – СУШИ     ОШ-ОШ-ОШ – НОЖ[Ш]

ШИ-ШИ-ШИ – МАШИ   ЫШ-ЫШ-ЫШ – МЫШЬ

ША-ША-ША – КАША ХОРОША

ШО-ШО-ШО – ПИШУ Я ХОРОШО

АШ-АШ-АШ – ЭТО НАШ БАГАЖ [Ш]

ЫШ-ЫШ-ЫШ – В КАМЫШАХ МЫШЬ

Чистоговорки со звуком [л]. Поем «песенку самолетика», повторяя слоги и слова.

ЛА-ЛА-ЛА – ПИЛА     АЛ-АЛ-АЛ – ВАЛ

ЛА-ЛА-ЛА – СМОЛА   АЛ-АЛ-АЛ – КАНАЛ

ЛО-ЛО-ЛО – ВЕСЛО   ОЛ-ОЛ-ОЛ – ПОЛ

ЛО-ЛО-ЛО – СЕДЛО   ОЛ-ОЛ-ОЛ – ПОВЕЛ

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – МАЛЫ   УЛ-УЛ-УЛ – ГУЛ

ЛУ-ЛУ-ЛУ – СТОЛУ     УЛ-УЛ-УЛ – СТУЛ

ЛА-ЛА-ЛА – МИЛА МАЛА

ЛО-ЛО-ЛО – У ГАЛКИ КРЫЛО

ЛУ-ЛУ-ЛУ – ЛУЖА НА ПОЛУ

ОЛ-ОЛ-ОЛ – ВОТ ЕЛОВЫЙ ПОЛ

УЛ-УЛ-УЛ – Я ПОСТАВИЛ СТУЛ

АЛ-АЛ-АЛ – ГОЛУБОЙ КАНАЛ.

 

Чистоговорки со звуком [р]. Поем «песенку тигра», повторяя слоги и слова.

РА-РА-РА – ГОРА   АР-АР-АР – ЖАР

РА-РА-РА – НОРА   АР-АР-АР – ВАР

РО-РО-РО – ВЕДРО  ОР-ОР-ОР – БОР

РО-РО-РО – МЕТРО   ОР-ОР-ОР – ДОЗОР

РЫ-РЫ-РЫ – ДВОРЫ   УР-УР-УР – ШНУР

РУ-РУ-РУ – БЕРУ    ИР-ИР-ИР – МИР

РА-РА-РА – ЖАРКАЯ ПОРА

РО-РО-РО – КРАСНОЕ ВЕДРО

РУ-РУ-РУ – СМОРОДИНУ БЕРУ

ОР-ОР-ОР – ЗА ГОРОЮ БОР

УР-УР-УР – ПРОЧНЫЙ ШНУР

ЫР-ЫР-ЫР – У СЫРА МНОГО ДЫР.

На конечном этапе автоматизации можно объяснить ребенку, что он произносит не «песенки», а звуки. Далее возможен переход к букве. Уважаемые родители! Запомните! Буквы мы видим и пишем, а звуки произносим и слышим.

Желаю Вам успехов в воспитании Ваших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков или вводим звуки в речь.

Сегодня мне хотелось бы   предложить для ознакомления  игры, которые  помогут  Вашему  ребёнку автоматизировать звуки, повысить артикуляционную моторику, самоконтроль, ра...

«Как закрепить звук в речи. Советы по автоматизации поставленных звуков»

Коррекция  звукопроизношения – дело не простое. Требуется качественно проведенная подготовительная работа, которая занимает довольно длительное время:  (сформировать артикуляционную ба...

Тема: «Как закрепить звук в речи. Советы по автоматизации поставленных звуков».

Коррекция  звукопроизношения – дело не простое. Требуется качественно проведенная подготовительная работа, которая занимает довольно длительное время:  (сформировать артикуляционную ба...

Автоматизация звуков или вводим звуки в речь

Эти игры помогут ребёнку автоматизировать звуки, повысить артикуляционную моторику, самоконтроль, разовьют фонематический слух, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь...

"Вводим звуки в речь. Картотека заданий для автоматизации звуков С,З, Ц, Ш, Ж, Ч,Щ, Л, Ль, Р, Рь"

Османова Г. А., Перегудова Т. С.Изд. Каро, 2010 г."Вводим звуки в речь. Картотека заданий для автоматизации звуков С,З, Ц, Ш, Ж, Ч,Щ, Л, Ль, Р, Рь"Пособие представляет собой систему карточек...

Методическая разработка по коррекции изолированного звукопроизношения, автоматизации звука в речи, соотнесения звука и буквы, формирование навыков чтения на материале слогов с использованием методов и приёмов образовательной кинезиологии.

Методическая разработка позволяет упражнять ребёнка в автоматизации звуков как раннего онтогенеза так и различных групп звуков смешиваемых в произношении, дифференциации по звонкости-глухости, твёрдос...