Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе (5-6 лет) Тема: «Обучение рассказыванию». Творческое рассказывание в ходе придумывания концовки к сказке «Айога»
план-конспект занятия по развитию речи

Оюн Чодураа Владимировна

Конспект открытого занятия по развитию речи

в старшей группе (5-6 лет)

Тема«Обучение рассказыванию».

Творческое рассказывание в ходе придумывания концовки к сказке «Айога»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx21.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2 города Турана

Конспект открытого занятия по развитию речи

в старшей группе (5-6 лет)

Тема«Обучение рассказыванию».

Творческое рассказывание в ходе придумывания концовки к сказке «Айога»

Подготовила:

воспитатель старшей группы Оюн Ч. В.

Туран, 2020

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по развитии речи в старшей группе

на тему: «Завершение работы над сказкой «Айога».

Образовательная область: Речевое развитие.

НОД : Развитие речи.

Тема: Обучение рассказыванию.

Возраст: 5-6лет

Цель: приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя.

Задачи:

Образовательные: 

1. Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обр. Д. Нагишкина).

2. Формирование умения внимательно слушать художественное произведение, отвечая на вопросы по содержанию. 

 3. Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки, применять в речи образные выражения, сравнения. 
4. Расширение лексико – грамматических возможностей. 

Воспитательные: 

1. Воспитание интереса к художественной литературе. 

2. Поощрение желания помочь, сопереживать. 

3. Формирование способности к коллективному анализу. 

 4. Учить детей характеризовать литературные образы и высказывать свое отношение к ним;

  5. Закрепление умения отстаивать свое мнение. 
  6. Формировать представление о скромности, трудолюбии, справедливости.

Развивающие: 
  1. Активизация и обогащение словаря детей за счет глаголов и прилагательных. 
  2. Закрепление умения правильно сочетать существительное с прилагательным в роде, числе, падеже. 
  3. Развитие творческих способностей, зрительного и слухового внимания. 
  4. Развитие вариативного мышления, умение использовать полученные ранее знания. 

Методы и приемы работы: беседа, обсуждение, чтение стихотворения, чтение сказки «Айога», сопровождающееся показом слайдов, игра.

Словарная работа: «Айога», «Доброе утро!», сказка, пословица: «Человек красив не лицом, а поступками», «поляна добрых дел».

Оборудование и материалы: игрушка солнышко, зеркало, картинка куклу в нанайском костюме, компьютер и проектор, презентация сказки, цветы по количеству детей, запись музыки.

Предварительная работа: презентация «Знакомство с жизнью нанайского народа», рассматривание картинок, рассказ воспитателя о жизни и традиция нанайского народа, чтение сказки «Айога» (частично), домашнее задание «Пересказать сказку кому-либо из взрослых и совместно завершить ее».

Ход НОД

1. Мотивационно-побудительный.

Воспитатель включает спокойную музыку и предлагает детям встать в круг. Воспитатель показывает игрушку солнышко и читает стихотворение.

- Доброе утро! – птицы запели.

- Добрые люди, вставайте с постели!

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идет по домам!

И к нам солнышко заглянуло –

Доброе, ласковое, нежное!

Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга ласково. Для этого можно поиграть в игру. Правила этой игры такие: вы передаете друг другу игрушку солнышко, при этом говоря ласково имя ребенка, которому передается солнышко: «Доброе утро, Анечка! Доброе утро, Димочка!»

Дети приветствуют друг друга, передавая игрушку по кругу.

Воспитатель: Доброе утро, солнце! (поднимает руки вверх)

                         Доброе утро, детки! (разводит руками встороны)

Дети: Доброе утро, всем!

Воспитатель: Взошло солнышко высоко, высоко и осветило нашу группу! Дети, я приглашаю вас присесть на свои стульчики.

2. Организационный момент.

В зеркало я посмотрюсь, улыбнусь, огорчусь.

Нарисую две дорожки, на щеках поставлю точки.

Губы трубочкой сложу, всех я краше, погляжу! (По ходу стихотворения дети выполняют массаж лица.)

     - Ребята, вы любите на себя смотреть в зеркало? (Ответы детей).

     - Ребята, рассмотрите себя в зеркало и расскажите о себе. Какие вы? (Дети рассматривают и рассказывают, кто-нибудь по желанию)

- Как вы думаете, часто смотреть в зеркало — это хорошо или плохо? Почему хорошо? (Приводишь себя в порядок, причесываешься, умываешься, завязываешь бант и т. д.)

- А почему плохо? (Можно много времени проводить у зеркала, любоваться собой, не успевать делать нужные и важные дела: помогать маме, папе, бабушке и т д.)

- Ребята, зеркало — это очень полезный предмет, но с ним надо обращаться осторожно. Если много собой любоваться, то произойдет беда.

3. Основная часть.

Дети садятся на свои места.

Воспитатель: А вы помните как называлась сказка, про девочку, которая очень часто любовалась своим отражением?

Дети: Нанайская сказка «Айога».

Воспитатель: Совершенно верно. (показ картинки куклы в нанайском костюме. А кто помнит какое домашнее задание я вам дала. (ответы детей)

Дети: Пересказать сказку кому-либо из взрослых и совместно придумать концовку этой сказки.

 (Хвалит ребят, которые не забыли выполнить его. Напоминает, что старшие дошкольники должны более ответственно относиться к просьбам и поручениям взрослых, что ответственность – очень важное качество человека)

Педагог выслушивает концовки сказки, придуманные детьми. Помогает правильнее строить предложения, подсказывает более точные слова для характеристики объекта, ситуации. Интересуется, чей вариант концовки понравился ребятам.

Воспитатель: Какие вы молодцы, как вы умеете интересно сочинять сказки. 

4.Физкультминутка.

Воспитатель: Ребята! Сейчас мы отдохнём, проведём веселую физкультминутку.

Раз – два – три – четыре – пять (руки согнули в локтях, поставили на стол и под счет загибаем пальцы)

Начинаем мы играть! (вращательные движения кулачками)

Все глаза свои закрыли (закрывают глаза руками)

И головки опустили, (опускают голову)

А когда откроем глазки (поднять голову, отвести руки)

Попадём в рассказы, сказки, (поднимают вверх руки)

Сказка даст нам отдохнуть (махи руками)

       Отдохнем - и снова в путь! (отпускаем руки)

Воспитатель: А теперь ребята, я вам прочитаю до конца сказку и вы, узнаете, что же, на самом деле произошло с Айогой. В конце педагог показывает сказку целиком с показом слайдов.

После презентации педагог беседует с детьми.

5. Беседа с детьми «Кто такая Айога».

Вопросы к детям:

- Кто такая Айога?

- Расскажите какая она по характеру? (самолюбивая, гордая, ленивая)

- Какие поступки Айоги вам не понравились?

- Какая по характеру мама Айоги? (добрая, трудолюбивая, заботливая)

- Почему мама Айоги отдала лепешку соседской девочке? (матери было не безразлично, какая у нее растет дочь, она хотела, чтобы Айога изменила свое поведение, извинилась перед родителями)

- Как можно охарактеризовать соседскую девочку? (отзывчивая, трудолюбивая)

- Кто виноват, в том, что Айога превратилась в гуся? Почему она превратилась в гуся?

- К кому из героев сказки подходит пословица: «Человек красив не лицом, а поступками».

- Кто из девочек вам понравился? Почему? С кем из них вы бы хотели подружиться?

-А кому из вас, ребята, жалко Айогу?

- Какой должна стать Айога, чтобы снова превратиться в девочку? (доброй, отзывчивой)

- А в наши дни встречаются люди, которые любуются только собой, никого вокруг не замечая?

- В сказке Айога превращается в гуся, а в реальной жизни, что ждет человека, который не видит кроме себя никого и ничего (Одиночество)

(Если остается время предложить детям)

- Давайте придумаем продолжение сказки, чтобы она была со счастливым концом. (дети придумывают концовку) 

6. Определение основной мысли сказки.

Воспитатель: Как вы считаете, справедливо ли окончилась сказка «Айога»? (ответы детей)
- Чтобы быть красивой мало одного красивого лица. Айога - девочка безразличная ко всем, кроме себя, уже не кажется людям красивой.

Я предлагаю вам сейчас послушать пословицы, а вы выберите те, которые помогают раскрыть основной смысл сказки.       

  1. По добру - добро, а по худу – худо.
  2. Не гляди высоко: запорошишь око.
  3. Лениться да гулять - добра не видать.
  4.  Не по виду суди, а по делам гляди.

6. Рекфлексия. Итог НОД.

- Чему учит нас эта сказка? (ответы детей)

- А как вы помогаете родителям?

Игра «Поляна добрых дел»

Каждому ребенку предлагается подумать, какой хороший поступок за сегодняшний день он может совершить, назвать его, взять цветок и положить его на «поляну добрых дел». Педагог обобщает, что какие все ребята молодцы, и какая получилась большая поляна добрых дел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе чтение сказки «Петух и собака».

Формирование словаря.Грамматический строй речи.Звуковая культура речи....

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. На тему: «Сказка в гости к нам приходит».

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группеТема: «Сказка в гости к нам приходит»  Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. На тему: «Сказка в гости к нам приходит».

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Сказка в гости к нам приходит» Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы ...

КОНСПЕКТ Открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Рассказывание сказки по сюжетным картинкам»

Программное содержание:1.РРазвивать умения детей составлять, придумывать коллективную сказку, давать ей название согласно сюжету серии картинок.2.Уточнить и закрепить знания детей русских народных, ав...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...