Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. На тему: «Сказка в гости к нам приходит».
методическая разработка по развитию речи

Буйко Юлия Андреевна
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Сказка в гости к нам приходит» Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы Задачи: Образовательные:    -уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;    - продолжать учить определять тип и вид сказки;    - продолжать учить передавать структуру сказки с помощью моделирования;    - продолжать учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употреблять слова по смыслу; - продолжать развивать диалогическую речь, обучать формам монологической речи; -содействовать совершенствованию речевых коммуникаций ребенка со взрослыми и сверстниками; -учить подбирать слова антонимы, определяющие героев. Развивающие:  -развивать интерес к аппликации, уметь правильно передавать характерные особенности птицы ; - развивать дикцию и фонематическое восприятие;  - развивать у детей артикуляционный аппарат, диалогическую речь, память, мышление, внимание. - развивать пространственно-временную ориентировку и координацию движений. Воспитательные: - воспитывать самостоятельность, терпение и выдержку. - воспитывать у детей бережное отношение к чувству сопереживания к животным, умение играть рядом, взаимодействовать друг с другом Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»,«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Предварительная работа: чтение сказок о животных, волшебных, социально-бытовых сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседа по сказкам, работа с мнемотаблицами, чтение пословиц, игры драматизации по сказкам, экскурсия в библиотеку. Оборудование:  1. Презентация "Мир сказок", 2.Картинки с эпизодами из сказок: «Каша из топора», «Петушок и бобовое зернышко», «Царевна-лягушка», «Вершки и корешки», мнемотаблица. 3. Музыкальное сопровождение. Словарная работа: Проговаривание физминутки, пересказ сказок, заучивание стихотворений,  активизировать словарь: хитрая, злая, добрые, хорошие. Индивидуальная работа                                 Ход занятия. Вводная часть   Под весёлую музыку дети входят в зал, приветствуют гостей и встают в полу круг взявшись за руки.  Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, они пришли посмотреть, как мы занимаемся. Давайте поздороваемся. Воспитатель: «Сказка в двери к нам стучится,      Скажем сказке - заходи.      Это присказка ребята,      Сказка будет впереди». Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг нас сколько сказочных героев и сегодня мы с вами отправимся в мир Сказок! Любите ли вы сказки? А что такое сказка? Дети: необыкновенная история, с героями случаются необыкновенные события, волшебство, говорят звери, птицы.  Воспитатель: А на какие типы  групп делятся сказки ?  Дети: Народные и авторские. Воспитатель: А что вы можете сказать про авторские сказки? Дети: авторские сказки, написанные автором. Воспитатель: А что такое народные сказки? Дети: Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали  собирать и записывать. Воспитатель:  Да сказочные  истории дошли и до нас.  Они бывают Веселые и грустные, страшные и смешные.  Ребята мы с вами на занятии познакомимся с видом русских народных сказок: волшебные, бытовые и детские сказки о животных. Воспитатель: Первый вид который мы с вами рассмотрим это- сказки о животных они вам самые известные и знакомые по содержанию. Я буду загадывать загадки а вы будете отгадывать, а на слайде будем проверять правильный ответ загадки.  Ну что начнем? Игра: «Угадай и назови» Жили-были семь ребят Белых маленьких козлят. Проник обманом серый в дом. Коза потом его нашла, Перехитрить его смогла. И всех детей своих спасла. (Волк и семеро козлят) Эта рыжая плутовка           Обманула меня ловко.           Хвать – и кинула в мешок.           Хорошо, что спас дружок.           («Кот, лиса и петух») Что за гостья в дом пришла  К трём лесным медведям? Там поела, попила, В трёх кроватях поспала, А хозяева вернулись –  Еле ноги унесла! («Три медведя»)Что за домик на опушке           Дал приют Ежу, Лягушке,           Мышке, Зайцу, Петуху?            Дом с трубою наверху,           Из трубы идёт дымок.          Этот домик — ...          (Теремок) Хитрая плутовка отправила его  ловить рыбу хвостом.        Хвост примерз, и в результате он остался без хвоста.       («Лисичка-сестричка  и серый  волк»)         На болоте оба жили,       Друг к другу свататься ходили,       Но не смогли договориться,       Упрямство свойственно и птицам.       («Журавль и цапля») Воспитатель: Кто  герои этих сказок?   Дети: ЖИВОТНЫЕ,ПТИЦЫ.  Воспитатель: Сказки, где главными героями выступают волк, лиса, заяц, медведь, кот, птицы, рыбы называются  сказками  о животных.  Звери в сказках умеют говорить, ведут себя как люди, от других животных отличаются хитростью, сообразительностью.  Какие вы еще знаете сказки о животных? Дети: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Кот петух лиса», «Лиса и волк»,  «Бобовое зернышко». А теперь давайте сами построим свой теремок с помощью физ. минутки. В чистом поле теремок Был ни низок, не высок (присели, встали руки вытянуты) Звери разные там жили, Жили дружно, не тужили (поклон) Там и мышка (руки перед собой на носочках)  И лягушка (присели) Зайчик (прыжки) С лисонькой –подружкой (повертели «хвостиком») Серый волк –зубами щелк (показали руками «пасть») В дружбе знали они толк. (поклон) Но набрел на теремок Мишка косолапый (изобразить мишку) Раздавил он теремок Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок) Звери очень испугались, Поскорее разбежались т(бег на месте) А потом собрались снова Чтоб построить терем новый. (сели на стульчики) Воспитатель: Ребят а в сказках лиса какая? а волк ? медведь? зайчик? Дети: Лиса хитрая плутовка. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица. Волк  глупый и жадный. Медведь  олицетворяет грубую силу, обладает властью над другими            животными. Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых. Только кот и петух выступают в роли положительных героев. Основная часть. Воспитатель: теперь познакомимся с таким видом как Бытовые сказки . Они похожи на сказки о животных. Бытовые народные сказки содержат в себе много юмора и захватывающих приключений. Герой бытовой сказки - это не богатырь, а обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец. Бедных людей  часто обижают богатые и злые и чтобы добиться справедливости,  главному герою приходиться проявить ум, смекалку, хитрость.  В этих сказках  злобу, жадность и глупость побеждают не волшебство, а доброта, смелость, находчивость и чувство юмора.   Героями бытовых сказок могут быть люди и животные. Воспитатель: ребята давайте с вами с играем в игру на время, вам надо разделиться на 2 команды, у каждой из команд на  столах лежат пазлы, необходимо собрать эпизод сказки, кто быстрее справится тот и  сможет угадать свою сказку, тот  и победил ….раз, два, три игру начни!!! Дети собирают пазл-сказка. Трудно сказочку сложить, Но не надо нам тужить, Дружно, смело и умело, С вами мы взялись за дело! Молодцы ребята! Правильно выполнили задание.      

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. На тему: «Сказка в гости к нам приходит».

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группеТема: «Сказка в гости к нам приходит»  Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Сказка в гости к нам приходит»

Развивать речевую деятельность необходимо постоянно. Есть разные методики обучения, развития, я выбрала одну из самых понятных и доступных для детей в старшей группе -  посредством художественной...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Русская народная сказка "Хаврошечка"

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Русская народная сказка "Хаврошечка"...

КОНСПЕКТ Открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Рассказывание сказки по сюжетным картинкам»

Программное содержание:1.РРазвивать умения детей составлять, придумывать коллективную сказку, давать ей название согласно сюжету серии картинок.2.Уточнить и закрепить знания детей русских народных, ав...

Конспект ОТКРЫТОГО занятия по развитию речи в младшей группе на тему: «Сказка в гости к нам пришла»

ГБДОУ №32 комбинированного видаВасилеостровского района г. Санкт-ПетербургаВыполнила: Пышнограева Наталья Владимировна.Конспект ОТКРЫТОГО  занятия по развитию речи в младшей группе на тему:...

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе На тему: «Сказка в гости к нам приходит».

Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему:"В гости к леснику"

Продолжать формировать грамматический строй речи у детей старшей группы. ...