Животные Арктики
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи «Животные Арктики»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_zhivotnye_arktiki.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи «Животные Арктики»

Цель: обобщение, расширение знаний детей о животных Севера.

Задачи:

- расширение знаний об образе жизни животных Севера;

- расширение словарного запаса (хищник, полюс, растительность, низкорослый, ныряльщик, пловец и др.)

- способствовать развитию познавательного интереса детей к природе, животным.

- развивать память и внимание детей;

- воспитывать бережное отношение, любовь к природе.

Ход занятия.

Ребята, наша сегодняшняя тема - животные Арктики. Для начала предлагаю вам послушать одну известную и очень красивую песню, а потом вы ответите мне на вопросы. Слушаем внимательно.

Звучит песня Н. Варлей «Где-то на белом свете…»

Ребята, о чем или о ком эта песня? Кто из вас что услышал? ответы детей

На мольберте или на презентации появляется картинка "Арктика"

Сегодня мы с вами говорим о животных Севера. Северный полюс и весь район вокруг него называется Арктикой. Показываем на глобусе Арктику. Туда мы с вами сегодня и отправимся. Путь далекий и очень непростой. В Арктике есть такое понятие, как полярная ночь. Эта ночь длится полгода! А так она называется не потому, что вместо обычной ночи арктическая ночь длится дольше, а потому, что в это время солнца там нет. Всё остальное время называется полярный день. Итак, летим!

Картинка самолет. (дети отворачиваются или закрывают глаза и «летят», открывают, а перед ними мольберт или презентация с животными Севера).

Дети, смотрите, с кем мы сегодня будем знакомиться! Называем и показываем животных.

Картинка скудная растительность. В Арктике долгая и холодная зима, а лето короткое и тоже холодное. Здесь очень скудная растительность – низкорослые кустарники карликовой березы, да полярной ивы. Летом здесь не растет трава, а лишь мхи и лишайники. Как вы думаете, почему здесь так мало растений? Ответы детей

Давайте немного отдохнем.

Физминутка

Здесь всюду холод, лед и тень, (дети обнимают себя за плечи)

Полгода — ночь, (закрывают глаза ладонями)

Полгода — день. ( Выпрямляются, поднимают руки вверх)

Из льда здесь люди строят дом, (Соединяют руки над головой — «крыша»)

И океан покрыт весь льдом. (Разводят руки в стороны)

Зверей ты здесь почти не встретишь. (Ставят ладонь козырьком над глазами)

И птиц ты в небе не заметишь. (Делают махи руками)

Лишь мишка, белый, словно иней, (Подражают походке медведя)

Хозяин ледяной пустыни. (Руки на поясе, стоят смирно).

Ребята, навстречу нам вышел здешний хозяин. Кто же он отгадайте?

Братья, сестры бурым мишкам,

Но не любят мед и шишки,

Моржи тюлени им соседи.

Кто это?- Белые…. (медведи) картинка белый медведь

На снегу его совсем незаметно. Как вы думаете, почему? (шуба его белая и снег белый).

Выдает его лишь чёрный нос. Когда медведь подкрадывается к своей добыче, он предусмотрительно прикрывает нос лапой. Сотни километров проходит он по льдам в поисках добычи. Прыгнет в ледяную воду и плывет дальше до льдины. Ни мороз, ни ледяная вода ему не страшны. Море – это его родная стихия!

Мех медведя почти не промокает, т. к. имеет очень густой подшерсток. В нем задерживается воздух, и вода не проникает туда. Кроме того, под кожей у медведя толстый слой жира, который согревает животное. Подушки лап покрыты густой толстой щетиной. Поэтому лапы медведя не мерзнут и не скользят по льду.

Чем питается белый медведь?

Ответы детей.

Белый медведь - хищник, он питается рыбой, но главное его лакомство – тюлени. Он подползает к своей жертве, совершает бросок и мощным ударом лапы выбрасывает тюленя на берег.

У медведицы мамы в ноябре-декабре в ледяных норах рождается 2 – 3 крохотных (размером с ладошку) малыша, которых она выкармливает своим жирным, как сливки, молоком.

Ну, а нам лучше всего соблюдать осторожность и держаться подальше от белых медведей. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Картинка лыжи Дальше будем передвигаться на лыжах.

Дети имитируют ходьбу на лыжах.

А вот животное, которое питается рыбой.

В Антарктиде кто живет,

Обожает снег и лед?

Вместо плюшек и конфет

Рыбку кушает в обед.

Ловит он ее весь день

С легкостью! Ведь он … (тюлень) картинка тюлень

Он прекрасный ныряльщик и пловец. Вместо ног у него – ласты. Вынырнет тюлень, наберет воздух – и снова в воду. Зимой, когда вода быстро замерзает, тюленю приходится пробивать лёд головой. Вне воды тюлени оказываются совсем беспомощными. Почему?

Ответы детей.

Правильно, они большие неповоротливые, и у них нет лап. Именно поэтому, тюлени становятся легкой добычей для белых медведей.

Детёныши тюленя совсем белые, их так и называют – бельки, прячутся от белых медведей под защитой родителей среди льдин и торосов.

Двигаемся дальше!

Ребята, а что это за птицы на льдинах?

В Антарктиде кто не знает,

Птицу ту, что не летает,

Что ныряет в море с льдин!

Ах, да это же …. (пингвин)

картинка пингвин. Правильно, пингвины – это морские хищные птицы, которые не летают, зато отлично плавают и ныряют. Крылья им нужны для того, чтобы грести под водой. При необходимости пингвин может провести под водой до 20 минут. Гнёзда пингвины не делают, мама пингвиниха снесёт единственное яйцо, а пингвину-папе приходится высиживать его и согревать собственным пухом. Мама же отправляется к морю в поисках еды.

Родители-пингвины никогда не перепутают своего ребенка с чужим, даже среди сотен других птенцов они по голосовому сигналу узнают своего птенца и накормят только его. Пингвины взрослые и дети любят кататься с горки, только не на санках, а на брюшке. Людей они совсем не боятся. Смело приходят к морякам и полярникам в гости.

Наше путешествие продолжается, предлагаю, проехать на саночках. А кого же запряжем мы в санки, отгадайте.

Он вездеход, он пароход

И к тому же самолет!

Везде проедет, везде пройдет —

В любую погоду дорогу найдет!

Словно царскую корону

Носит он свои рога,

Ест лишайник, мох зеленый,

Любит снежные луга. (Олень)

Картинка сани с оленем.

Не страшны им ни морозы, ни болота, ни сугробы. Длинные ноги не дают провалиться в снег, а особенные копыта могут раздвигаться и имеют острые края, что придает устойчивость на скользких поверхностях. А еще олень разгребает копытами, как лопатами снег, чтобы добраться до вкусного мха ягеля, спрятанного глубоко под снегом. А что так украшает этих животных? (Рога). Огромные, красивые, ветвистые. Рога есть у самок и самцов. А у детенышей (оленят) рожки похожи на маленькие веточки кустика. За оленятами следит все огромное стадо, которое кочует по тундре во главе с вожаком, самым опытным и сильным оленем.

Ребята, посмотрите (картинка северное сияние), что за чудо, что за диво – небо так горит красиво!

Словно занавес цветной

В небесах мерцает.

Над пустыней ледяной

Небо расцветает!

Кажется, взлетит сейчас

Занавес высоко,

И откроется для нас

Край земли далекой.

Там, среди отвесных скал,

В синеве безбрежной

Ледяной нарядный зал

Королевы Снежной.

Светится ее венец –

Блещут самоцветы!

Музыка звучит.

Дворец залит ярким светом.

Как ковры лежат снега

С ледяной каемкой,

Вьется лентою пурга,

Кружится поземка.

И танцуют, вставши в ряд,

Хрупкие снежинки,

И тихонько в такт звенят

Голубые льдинки.

Мы видим с вами уникальное природное явление – Северное сияние. Как же оно красиво и величаво! В нашем теплом южном краю мы не можем наблюдать Северное сияние, но природа нашей огромной Родины – это бесконечный источник знаний и впечатлений.

А наше путешествие подошло к концу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Графические рисунки животных Арктики

Графические рисунки Северного оления и моржа даны в незаконченном варианте. Это методическое пособие к занятию по теме "Животный мир Арктики". Педагог использует данное пособие в процессе непосредстве...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЦКМ «Животные Арктики и Антарктики»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЦКМ «Животные Арктики и Антарктики»Цель: дать детям представления об особенностях географического положения Арктики и Антарктики, ж...

Экологический проект "Напиши письмо животным Арктики и Антарктиды"

Экологическое образование дошкольников – это формирование у дошкольников  экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и  бережно относиться ...

Презентация "Животные Арктики"

Данная презентация вызвала живой интерес и отклик у детей....

Планирование по теме "Животные Арктики и Антарктики"

План образовательной и самостоятельной деятельности детей в течение недели по теме "Животные Арктики и Антарктики"...

проект " животные арктики и антарктики"

знакомство детей с животными северного и южного полярного круга.познакомить с климатическими условиями этих районов.провести эксперимент....