Обучающее собрание для родителей "Развитие словаря дошкольников"
презентация по развитию речи

какшицина ирина ивановна

Собрание для родителей дошкольников. Может быть готовым материалом для проведения встреч учителя-логопеда с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sobranie_razvitie_slovyaroya_doshkolnikov.ppt795 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Развитие словаря дошкольника»

Слайд 2

Речевые компоненты: Лексика Фонетика Грамматика Связная речь

Слайд 3

Словарный состав языка это своего рода строительный материал, который является основой всех речевых компонентов Не владея достаточным словарным составом невозможно овладеть правилами грамматики (изменением слов, связи слов с друг другом); фонетики (мы слышим слово но не представляем его значения); построить связное высказывание.

Слайд 4

Формирование словаря один из главных и ведущих направлений в развитии речи Словарный состав русского языка – это огромное и все более увеличивающееся количество слов. Словарный запас - это «запасенные» каждым конкретным человеком слова. Чем большим запасом слов обладает тот или иной человек, тем богаче и выразительнее его речь и тем более тонкие оттенки своих мыслей он способен передать.

Слайд 5

Очень важно обогащать и систематизировать словарный запас у дошкольников . Обогащение и систематизация словарного запаса – это два процесса, разграничить которые практически не возможно, поскольку они должны протекать одновременно. Обогащение словаря – это ознакомление ребенка с возможно большим количеством слов при условии четкого соотнесения их с реальными предметами, действиями и признаками предметов и действий; чтобы ребенок хорошо понимал, что именно скрывается за каждым словом. Систематизация словарного запаса - это подразделение на отдельные группы слов, выделенные по каким-то определенным, принятым в русском языке принципам.

Слайд 6

На основании специально поведенных исследований было установлено, что более половины детей (55, 5 %) приходят теперь в первые классы массовых школ в состоянии явной неготовности к началу школьного обучения в связи с недостаточной сформированностью их устной речи. И одной из главных составляющих этой несформированности является бедность и недостаточная систематизированность (а нередко и полная несистематизированность) их словарного запаса.

Слайд 7

Уровень развития словаря определяется: - количественными - и качественными показателями __________________________________ Развитие в том и другом направлении происходит очень быстро.

Слайд 8

Количественное развитие словаря характеризуется следующими средними цифрами. К 2 годам – 100-300 слов К 3 годам к 1000 слов К 4 годам 1500-2000 слов К 5 годам до 3000 слов __________________________________ От 5 до 7 лет за каждый год словарь увеличивается на 1000-1200 слов.

Слайд 9

Качественный рост словаря происходит по двум направлениям: по содержанию - это усвоение частей речи по форме – это постепенное овладение все усложняющейся ритмико-интонационной, звуковой и слоговой структурой слов.

Слайд 10

Чтобы словарь детей пополнялся новой лексикой родителям необходимо: - внимательно и заинтересованно выслушивать ребенка; - много говорить самому; - вовлекать ребенка в разговор на определенную тему; - помогать ребенку вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками.

Слайд 11

Основные задачи развития словарного запаса у детей дошкольного возраста. . Обеспечить знание детьми достаточно большого количества слов (существительных, прилагательных, глаголов, наречий) путем систематической работы над обогащением словарного запаса – накоплением пассивного словаря . Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей – накоплению активного словаря. Обеспечить точное понимание смыслового значения каждого усвоенного ими слова. Позаботиться о систематизации имеющегося у них словарного запаса ( то есть помочь им почувствовать существование внутренней связи между отдельными большим группами слов, объединенных в эти группы по каким-то определенным принципам: например, одни слова обозначают предметы, другие – признаки предметов, третьи – признаки предметов). Познакомить с переносным значением многих (для старшего д/возраста). Воспитать простейшие навыки словообразования .

Слайд 12

Этапы формирования словаря. Второй год жизни - начинается активный рост словаря. Третий год жизни - п оявление все большего количества слов в активной речи (до 1000). Обогащается и систематизируется лексика по тематическому принципу. Четвертый год - с ловарный запас детей достигает 2000 слов. Увеличивается количество существительных ,глаголов и других частей речи. Особенно обогащается словарь ребенка за счет наречий Пятый год - увеличивается количество местоимений, наречий, предлогов, союзов, так как дети употребляют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Освоение речи ребенком выражается не только в обогащении его словаря, в появлении новых слов, но и в другом осмыслении знакомых слов. Шестой-седьмой год - совершенствование всех сторон устной речи.

Слайд 13

Отклонения от нормы в усвоении словарного запаса. Прежде всего могут выражаться в запаздывании появления первых слов. В ряде случаев ребенок может «застревать» на первых словах - дальнейшее накопление словоря не происходит или слова усваиваются очень медленно, носят лепетный характер и непонятны для окружающих. Должны привлечь внимание родителей и случаи частых перестановок ребенком слогов в словах ( МОЧЕДАН вместо ЧЕМОДАН, ГОВОЛА вместо ГОЛОВА , и пр.). Для нормального хода речевого развития более характерно упрощение, а не искажение слоговой структуры слов (КО или МОКО, но не МОКОЛО вместо МОЛОКО ). Довольно часто наблюдаются (и длительно сохраняются) замены детьми близких по значению слов. Например, ребенок говорит САНКИ вместо ЛЫЖИ, СТУЛ вместо КРЕСЛО, КРОВАТЬ вместо ДИВАН, ЧАШКА вместо СТАКАН, ХОДИТЬ вместо ПОЛЗАЕТ и т.п. Крайне нежелателен и такой симптом, когда ребенок, имеющий уже довольно большой запас слов (иногда до нескольких десятков), совершенно не пытается связывать их между собой, а «рассыпает их как горох», например : ВОВА ЧАЙ ЧАШКА вместо ВОВА ПЬЕТ ЧАЙ ИЗ САШКИ .

Слайд 14

В какие моменты можно заниматься развитием словаря: - во время общения с ребенком ( беседы и совместной деятельности); - во время игр (настольных, подвижных, ручной деятельности ); во время режимных моментов; - на прогулках; - во время чтения и обсуждения художественной литературы, рассматривания иллюстраций.

Слайд 15

Формировать и обогащать словарь - это значит заниматься Развитием предметного словаря (существительные) Развитием словаря признаков (прилагательные) Развитием глагольного словаря (глаголы) И других частей речи (наречия)

Слайд 16

Благодарим за внимание!