РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ОВЛАДЕНИЮ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ.
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

В статье представлены рекомендации для педагогов .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevye_uprazhneniya_konsultatsiya.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ОВЛАДЕНИЮ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ.

Словарь и словообразование.

К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано приблизительно 28 обобщающих понятий: игрушки, посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты, мебель, дикие животные, домашние животные, деревья, цветы, продукты, транспорт, инструменты, бытовая техника, спортивный инвентарь, рабочие машины, ягоды, птицы, грибы, рыбы, головные уборы, профессии, музыкальные инструменты, насекомые, оружие, настольные игры, школьные принадлежности. Кроме того, ребёнок должен подобрать приблизительно 5 слов к каждому обобщающему слову.

«Назови одним или двумя словами» (обобщающие понятия).

Овца, собака, жеребенок, свинья это -  …(домашние животные).

Трактор, комбайн, экскаватор, подъемный кран - …(рабочие машины).

Ласточка, журавль, скворец, грач – это ….(перелётные птицы) и т.п.

«Подбери нужные слова» (словарный запас).

Предлагаем ребенку подобрать как можно больше слов, подходящих по смыслу к данному:

Головные уборы это - … платок, шляпа, фуражка, кепка, панамка.

Профессии – маляр, врач, архитектор, бухгалтер, учитель.

«Упрямый ребенок» (антонимы).

Предлагаем назвать слова, противоположные по смыслу, т. е поиграть в упрямого мальчика (девочку). Желательно использовать слова разных частей речи:

добрый - …злой,

толстый - …тонкий,

смелый - …,

густой - …,

высокий - …,

ссориться – мириться,

наливает - …выливает,

день - …ночь и т. д.

«Назови похожее слово» (синонимы).

Просим подобрать к данному слову, близкое по смыслу, похожее слово:

Веселый - … радостный

труд - …работа

бурлит - …кипит,

неряшливый – неаккуратный, неопрятный

пламя - …огонь и т. д.

«Назови 5 слов признаков» (признаки предметов).

        Показываем картинку или натуральный  предмет и просим назвать 5 его признаков:

Яблоко какое? Красное, сочное, сладкое, спелое, вкусное.

Платье какое? Детское, шелковое, чистое, пышное, модное.

Дерево какое? Ветвистое, высокое, зеленое, стройное.

Стол какой? Компьютерный, деревянный, удобный, новый и т. д.

«Что это? Кто это?» (словарь).

Длинная –… дорога, лента.

Холодный -  …квас, родник, день.

Колючий - …ёж, коврик.

Круглый – помидор, мяч, стол.

«Если…, то» (словообразование относительных прилагательных).

Если шишка от ели, то она какая?… еловая

Если дом из кирпича, то он какой?... кирпичный

Если мяч из резины, то он какой?…

«Продолжи предложение» (образование качественных прилагательных).

Волка за жадность называют …жадным.

Медведя за силу называют …сильным.

Лимон на вкус…

«Чей? Чья? Чьё?» (словообразование притяжательных прилагательных).

Для создания интереса можно использовать картинки в книгах, закрывая части тела животных.

Хвост собаки чей? …собачий

Грива лошади чья?…лошадиная

Нос льва чей?...

Ружье охотника чьё?

«Один – много» (образование множественного числа существительных именительного падежа).

Инструкция: «Я назову один предмет, а ты - когда их много:

Окно - …окна,

ухо – уши,

стул - …,

друг -…и т. д.

 «Много чего?» (образование множественного числа существительных родительного падежа).

Предлагаем ребенку продолжить предложение, используя слово много:

Помидор, а …много помидоров.

Один конь, а …много коней..

Одно яблоко, а …много …и т. д.

«Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами)

Предлагаем ребенку назвать данное вами слово по- другому, т. е. ласково, по-доброму».

Щенок – щеночек

Зима – зимушка

Скворец – скворушка и т. д.

 «Он - она» (словообразование слов с суффиксами иц, ниц).

Инструкция для ребёнка: Я назову слово в мужском роде, а ты – в женском:

ученик – ученица

учитель - учительница

школьник – школьница

воспитатель - воспитательница      

Грамматический строй речи.

«Составь предложение».

Ребенку предлагается один раз послушать «неправильное» предложение и составить верное:

Дети, гулять, парк.                        Дети гуляют в парке.

Аквариум, рыбка, плавать.                Рыбка плавает в аквариуме.

«Считай предметы» (согласование существительных и числительных).

Предложите ребёнку пересчитать предметы по вашей инструкции, например от  2 до 6, от 5 до 10.

Два огурца, три огурца, четыре огурца … и т.д.      

Пять шкафов, шесть шкафов, семь шкафов и т.д.

«1-2-5» (согласование существительных и числительных).

Предложите ребёнку пересчитать предметы по схеме 1, 2, 5.

Одна ракета, две ракеты, пять ракет.

Один лев, два льва, пять львов.

«Жадина» (согласование местоимений МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ с существительными)

Инструкция для ребёнка: «Представь, что ты жадный мальчик

(девочка). Я буду называть предметы, а ты подбирай к ним слова  мой, моя, моё, мои.

Пальто – моё пальто, конфеты – мои конфеты, танк – мой танк.

Языковой анализ и синтез. 

«Посчитай, сколько слов» (анализ предложений на слова).

Называем предложения, состоящие из 2, 3, 4 слов и просим посчитать количество слов:

Маша идёт.

Ира ест суп.

Папа купил большой, полосатый арбуз. и т. д.

«Подели на части» (слоговой анализ и синтез).

Предлагаем поделить слова на части, слоги. Можно предложить «отхлопать» данные слова.

Кот, сок, утка, корзина, телефон, аквариум.

«Слоги перепутались».

Взрослый называет «запутаннее» слово, а ребёнок должен догадаться, как его произнести верно:

Скороводка – сковородка

Смакейка – скамейка

Расафан – сарафан

 «Назови первый (последний) звук» (звукобуквенный анализ).

Первый и последний звуки произносим утрированно: брат, страх, сок и т. д.

«Сколько всего звуков?» (звукобуквенный анализ и синтез).

Просим посчитать количество звуков в слове. Допустимо считать звуки, используя пальцы:

рак, мох, сом, крот, сумка и т. д.

«Слово рассыпалось» (звукобуквенный синтез).

Инструкция: «Слово рассыпалось на звуки, собери его»:

 к, о, т – кот

м, а, к – мак        р, у, к, а - … и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, стихотворения и речевые упражнения для детей старшего дошкольного возраста с целью формирования культуры речи

Дети, в соответствии с игровой задачей (развивать культуру речи, умение делать комплимент, выражать одобрение; развивать связную речь, ее выразительность, развивать память и т.д.), повторяют вслед за ...

РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ОВЛАДЕНИЮ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ

К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано приблизительно 28 обобщающих понятий: игрушки, посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты, мебель, дикие животные, домашние животные, деревья...

РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ОВЛАДЕНИЮ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ.

К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано приблизительно 28 обобщающих понятий: игрушки, посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты, мебель, дикие животные, домашние животные, деревья...

РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ОВЛАДЕНИЮ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ.

Речевые упражнения для дошкольников, способствующие успешному овладению родным языком....

Речевые упражнения, способствующие успешному овладению родным языком

Данные упражнения помогут дошкольнику успешно овладеть родным языком...

РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ОВЛАДЕНИЮ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ.

К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано приблизительно 28 обобщающих понятий: игрушки, посуда, одежда, обувь, овощи, фрукты, мебель, дикие животные, домашние животные, деревья...

"Мы любим сказки" - развлечение для детей старшего дошкольного возраста, посвящённое Международному Дню родного языка

В ходе развлечения дети закрепляют знания о сказках народов Поволжья, играют в дидактические игры "Собери и расскажи пословицу", "Какая картинка лишняя и почему", участвуют в народ...