Направления педагогической работы по развитию речи детей раннего возраста
статья по развитию речи (младшая группа)

Челышева Наталья Максимовна

В данной статье рассматриваются основные направления работы по развитию речи детей раннего возраста с учетом их возрастных особенностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Направления педагогической работы по развитию речи детей раннего возраста

Ребенок первоначально функционирует в общении со взрослыми, поэтому основное направление работы педагогов по развитию речи в раннем возрасте – развитие её коммуникативной функции. Это предполагает совершенствование понимания ребёнком речи окружающих людей и овладение активной речью.

Большинство малышей на третьем году жизни хорошо понимают слова взрослых. Этап в развитии речи, когда ребёнок уже понимает то, что ему говорят, но сам ещё говорить не умеет, называется этапом «пассивной речи». На этом этапе задачами воспитания выступают дальнейшее развитие понимания речи взрослых и постепенное овладение ребёнком активной речью.

Пассивная и активная речь развивается в единстве. Для развития понимания речи необходимо пробуждать и поддерживать у детей интерес к слышимой речи, знакомить с названиями различных предметов, действий, природных явлений и пр. Важную роль играет также побуждение детей к выполнению просьб, поручений, советов. Ребенок учиться устанавливать связь слова с предметом и действием, выполнять речевые инструкции взрослого, подражать его речи, использовать речь по собственной инициативе. Педагоги должны создавать условия для усложнения грамматического строя речи детей. Они задают соответствующие образцы и побуждают малышей использовать в речи распространенные предложения, различные части речи, вопросительную и восклицательную формы. Необходимо также уделять внимание развитию у детей фонематического слуха, так как он является одним из важнейших условий, определяющих способность ребенка понимать речь, воспроизводить звуковые образцы взрослого, самому произносить слова и фразы.

На первых этапах развития речь малыша тесно связана с его практическими предметными действиями. Ребёнок может говорить только о том, что видит и что делает здесь и сейчас. Поэтому включенность слов в конкретное действие – очень важный принцип формирования активной речи. Каждое новое слово должно быть понятно ребенку, опираться на конкретную ситуацию.

Постепенно речь отделяется от наглядной ситуации, её понимание и активное использование ребенком становится возможным и без опоры на восприятие, действия и движения. Чтобы преодолеть ситуационность речи, педагоги должны общаться с детьми не только по поводу наглядной ситуации, но и беседовать о том, что не представлено здесь и сейчас.

Большое значение для развития понимания речи, расширения словарного запаса, усложнения грамматического и интонационного строя речи имеет чтение детям книг, рассказывание сказок, историй. Знакомя малышей с детскими литературными произведениями, педагоги вместе с детьми рассматривают и обсуждают иллюстрации, помогают разучивать короткие стишки, песенки. Очень важно поощрять детское словотворчество, организовывать речевые игры.

В раннем возрасте развивается ещё одна важнейшая функция речи – регулятивная. У ребенка появляется способность управлять своим поведением с помощью слова, планировать свои действия. Выполняя инструкции и поручения взрослых, малыш учится действовать не импульсивно, а подчинять своё поведение слову – сначала слову взрослого, а потом и своему собственному.

Отдельным направлением педагогической работы является развитие у детей мелкой моторики. Упражнение кистей и пальцев рук способствует развитию физиологической основы овладения ребенком речью, развитию двигательного центра мозга.

Важнейшей задачей педагогов является приобщение детей к художественной литературе. Чтение малышам книг, стихов, потешек, рассказывание сказок имеют большое значение для личностного и общекультурного развития детей.

Итак, в сфере речевого развития ребенка перед педагогами стоят следующие основные задачи:

• развитие у детей понимания речи;

• развитие активной речи;

• приобщение детей к детской художественной литературе.

Эти задачи решаются как в ходе взаимодействия воспитателей с детьми в повседневной жизни, так и при проведении специальных игр и занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы работы по развитию речи детей раннего возраста (2-3 лет).

Развитие речи детей осуществляется в разные моменты воспитательно- образовательного процесса. Для этого возраста характерна потребность в общении, развитие разнообразных форм общения  со сверстнм...

Годовой план работы по развитию речи детей раннего возраста

Годовой план работы по развитию речи детей раннего возраста...

Обобщённый педагогический опыт Тема: «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»

Обобщённый педагогический опыт  Тема:«Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»...

Карты педагогической диагностики индивидуального развития ребенка к дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность»

Для реализации диагностики по дополнительной общеобразовательной программе коммуникативно-речевой направленности для детей от 1,6 до 2 лет «Развитие речи детей раннего возраста через театрализов...

План работы по самообразованию Направление деятельности: «Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста».

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в  их развитии. Уже на первом году жизни  ребёнок в состоянии брать  и удерживать предметы, а позднее  производить...

Консультация для воспитателей «Педагогические приёмы в развитии речи детей раннего возраста»

Исходя из задач по развитию речи, подбираем методы и приемы, направленные на развитие речевой активности детей. В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является ст...