Система работы по развитию речи детей раннего возраста
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Цели и задачи работы с детьми 2-3 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи. Своевременное о полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития малыша.

Система работы по развитию речи строится с учетом возрастных особенностей речевого развития ребёнка 2–3 лет.

Для этого возраста характерно расширение функций речи, она становится не только средством общения со взрослыми, но и средством общения с другими малышами. Характерна высокая общая речевая активность малышей: они повторяют то, что слышат, воспроизводят речевые конструкции и незнакомые слова, рифмуют лова. Начинает формироваться планирующая функция речи, которая проявляется в практической деятельности (рисовании, конструировании). Возникает описательная речь, речь-монолог, появление которой связано с ростом самостоятельности ребёнка, расширением круга его представлений. В этот период дети начинают задавать огромное количество вопросов, что свидетельствует о развитии мышления, а именно обобщения, умозаключения наглядно-действенного характера, познавательной активности. Важным достижением в развитии речи детей данного возраста является словотворчество.

Эти особенности определяют задачи работы по развитию речи с детьми 2 – 3 лет:

1) Развитие познавательной речевой активности.

2) Развитие речевого общения со взрослыми и сверстниками.

3) Формирование описательной развернутой речи детей.

4) Формирование планирующей функции речи ребёнка.

5) Создание необходимой базы для развития речевых умений, связанных с такими видами речевой деятельности, как говорение и слушание.

Развитие умений указанных видов речевой деятельности обеспечивается содержанием всех разделов образовательной программы ДОУ, составленной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Программа воспитания и обучения в детском саду» (М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова), которая полностью соответствует  федеральным государственным требованиям к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.

Основные направления работы:

• обогащение словаря ребёнка;

• развитие грамматического строя детской речи;

• развитие эмоциональной выразительности речи;

• совершенствование звуковой стороны речи малыша;

• обучение пониманию произведений русского поэтического фольклора.

Педагогические условия развития речи детей:

• общение взрослого с ребёнком во всех видах и сферах деятельности;

• удовлетворение потребности ребёнка в общении со сверстниками, детьми разного возраста;

• высокая культура речи взрослых;

• содействие развитию слуха и речевого аппарата;

• обеспечение взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития;

• проведение специальных игр и упражнений по развитию речи детей;

• предоставление малышам в достаточном количестве образовательного материала: игрушек, книг, картинок и др.

Содержание работы по развитию речи детей раннего возраста:

1. Обогащение словаря ребёнка:

– введение в активный словарь новых слов и понятий;

– реализация обиходного словаря через создание игровых ситуаций;

– развитие внимания к значению слова, установление связей между звуковой и смысловой сторонами слова;

– развитие умения использовать обобщающие слова для называния предметов, относящихся к одной группе.

2. Развитие грамматического строя детской речи:

– формирование навыка употреблять конструкции типа «сказуемое + дополнения» (объект действия или существительное, обстоятельство или наречие);

– формирование навыка употребления глаголов в будущем и прошедшем времени;

– развитие умения согласования существительных и глаголов, изменения глаголов по лицам;

– развитие умения пользоваться восклицаниями, вопросами.

– развитие умения употреблять в речи предлоги, прилагательные, наречие;

– развитие умения составлять сложные предложения.

3. Развитие эмоциональной выразительности речи:

– развитие детского словотворчества;

– развитие умения слушать и рассказывать небольшие стихотворения, потешки;

– развитие умения говорить о рассматриваемых картинках.

4. Совершенствование звуковой стороны речи малыша:

– развивать артикуляционный аппарат;

– развивать способность к различению звуков языка;

– формировать правильное произношение звуков

Развивать речь – это не значит только предоставлять детям возможность больше говорить, давать материал и темы для устных высказываний. Развивать речь – значит систематически, планомерно работать над ее содержанием, ее последовательностью, учить построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над правильным произношением звуков и слов. Лишь непрерывная и организованная система работы над языком будет способствовать овладению им.

Литература

1. Борисенко М.Г., Датешидзе Т.А., Лукина Н.А., Учимся слушать и слышать. – СПб.: «Паритет», 2003. – 144 с.

2. Борисенко М.Г, Лукина Н.А. Комплексные занятия с детьми раннего возраста. Методическое пособие – СПб.: Паритет, 2005. – 112 с.

3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.

4. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста) – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2002. – 216 с.

5. Павлова Л.Н., Пилюгина Э.Г., Волосова Е.Б., Раннее детство: Познавательное развитие. Методическое пособие. – М.: Мозайка-Синтез, 2000. – 152 с.

6. Сотникова В. Самые маленькие в детском саду. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. – 136 с.

7. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 287 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы работы по развитию речи детей раннего возраста (2-3 лет).

Развитие речи детей осуществляется в разные моменты воспитательно- образовательного процесса. Для этого возраста характерна потребность в общении, развитие разнообразных форм общения  со сверстнм...

Годовой план работы по развитию речи детей раннего возраста

Годовой план работы по развитию речи детей раннего возраста...

Система работы по развитию речи детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности

    Принятие ФЗ  «Об образовании в РФ» (01.09.2013г.) и введение  ФГОС ДО (14.11.2013г.) диктуют обновление содержания и форм работы с детьми и должны обеспечивать развитие ...

Система игр-занятий по развитию речи детей раннего возраста

В материале описаны положения и направления работы с детьми раннего возраста по сенсорному развитию а также речи с помощью развивающих игр....

План работы по самообразованию на 2017-2018 уч. год Воспитателя группы раннего возраста (1-3 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста»

Цель: Повышение профессионального уровня  в вопросе развития речи детей раннего возраста посредством устного народного творчестваЗадачи:- Продолжать повышать собственный уровень знаний путём изуч...

Система работы по развитию речи детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – период активного  развития всех сторон речи. Цель речевого развития - формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным...

Направления педагогической работы по развитию речи детей раннего возраста

В данной статье рассматриваются основные направления работы по развитию речи детей раннего возраста с учетом их возрастных особенностей....