Система игр-занятий по развитию речи детей раннего возраста
материал по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

В материале описаны положения и направления работы с детьми раннего возраста по сенсорному развитию а также речи с помощью развивающих игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_igr.docx34.78 КБ

Предварительный просмотр:

Система игр-занятий по  развитию речи детей раннего возраста

Разрабатывая систему игр-занятий по  развитию речи детей раннего возраста, педагогическую работу важно строить с учетом следующих положений.

1. Системность организации психики ребенка, из которой следует, что развитие возможно путем воздействия на другие психические процессы (ощущения, мышление, воображение и др.) и их регуляции. В раннем возрасте прослеживается тесная связь между эмоциональной, сенсорной и речевой сферами. Развитие зрительного, слухового, обонятельного, осязательного, вкусового, вестибулярного анализаторов способствует эмоциональным и речевым  проявлениям малыша.

2. Опора на возрастные возможности и сензитивные периоды раннего детства. Практическому воплощению этого принципа способствует учет интересов детей, определяемых их возрастом (сказки, игры, занимательные задания, экспрессивное самовыражение).

3. Поэтапностъ педагогической работы. Признавая важную роль каждого вида деятельности, все же особо хотелось бы подчеркнуть значение игры. Игра создает благоприятную обстановку для эмоциональных проявлений, творческой самореализации. В процессе ролевых перевоплощений, выполнения игровых задач ребенок непроизвольно обогащается способами выражения эмоций, адекватного оформления экспрессивных действий.

Направления в работе

  • Важное место принадлежит  играм-занятиям, которые, помимо выполнения своей основной задачи развития речи, активизируют механизмы эмоционального отклика, опосредованно приводят в действие эмоциональную сферу в целом. Эти игры-занятия не требуют большой предварительной подготовки и весьма привлекательны для детей раннего возраста.

Основными задачами на этом возрастном этапе являются:

* побуждение детей к эмоциональному реагированию посредством целенаправленной подачи речевой информации по каналам зрительного, слухового, вестибулярного, обонятельного, осязательного и вкусового анализаторов;

* поддержание экспрессивных проявлений малышей (мимические, жестикуляционные, речевые) в процессе взаимодействия с сенсорными стимулами, различными по модальности, интенсивности, продолжительности.

Примерный план игр-занятий по сенсорному развитию детей раннего возраста на месяц

                   

Развивающие игры-занятия

Игры-занятия, направленные на развитие моторных механизмов эмоциональной экспрессии

Игры-занятия на знакомство  с лексикой, отражающей наиболее яркие, визуально легко определяемые эмоциональные состояния

I

квартал

«Напоим куклу чаем»

«Путешественники»

Игры-вкладыши

Игры с пирамидками

Подвижные игры и хороводы

«Медвежата»

«Зайка»

«Идет коза рогатая»

«Снежный ком»

«Шла коза по лесу»

«Скачем на лошадке»

«Ладушки, ладушки»

«Петушок, петушок»

«Журилка для мальчишек»

«Дом нашей Вале, плакать не давали…»

«Трали-Вали»

II квартал

«В гостях у кошки»

«Ветерок»

Игры-вкладыши

Игры с пирамидками

Подвижные игры и хороводы

«Шла купаться черепаха…»

«Ходит Ваня»

«Кто в домике живет»

«Кто нас позвал»

«Киска, киска, киска, брысь…»

«Как у нашего кота»

«Пошел кот под мосток»

«Башмачки»

«Где ты, дедушка Молчок»

III квартал

«В сказочном лесу»

Игры с кубиками

Игры с картинками.

Подвижные игры и хороводы

«Идет мишка»

«Скачет зайка»

«Птичка клюет»

«Птичка летает»

«Машенька-Маша»

«Большие ноги»

«Водичка, водичка»

«Шла веселая собака»

«Всем плохоежкам к обеду»

«Горошинки-непрошинки»

Все виды игр-занятий проводятся параллельно.

Игры-занятия с водой лучше всего организовывать летом на прогулке или в умывальной комнате. Воду можно подкрашивать.

 Игру-занятие «Ветерок» проводят с помощью султанчика. Воспитатель держит в руке султанчик, к которому прикреплены легкие ленточки, и произносит такие слова:

Ветерок, подуй сильней,

Развей ленточки скорей.

Вей, вей, ветерок,

Догони его, дружок!

Затем начинает быстро двигаться, размахивая султанчиком. Дети стараются поймать «ветерок».

Игры-занятия, направленные на развитие моторных механизмов эмоциональной экспрессии, прежде всего жестикуляционной выразительности веселят и радуют детей. Сюжетной основой таких игр могут выступать произведения детских писателей, поэтов, фольклор.

Например, «Медвежата»

Воспитатель читает стихи П. Воронько, предлагая детям подвигаться.

Медвежата в чаще жили, головой своей крутили.

Вот так! (Переступают с ноги на ногу, вертят головой?)

Медвежата мед искали, дружно кустик раскачали.

Вот так! (Имитируют раскачивание кустиков)

Вперевалочку ходили и из речки воду пили.

Вот так! (Двигаются вперевалочку, неуклюже, затем наклоняются, «пьют воду».)

А потом они плясали, выше лапы поднимали. (Танцуют, высоко поднимая колени)

Основную роль в решении знакомства  с лексикой, отражающей наиболее яркие, визуально легко определяемые эмоциональные состояния выполняют литература, фольклор. Читая сказки, рассказы и др., педагог акцентирует внимание детей на слова, характеризующие определенные эмоциональные состояния. Одновременно можно демонстрировать проявление эмоций в мимике, жестах, интонации, побуждать детей к определению эмоциональных состояний, используя вопросы: «Почему медведь убежал, услышав песенку лисы?», «Как вы считаете, коза всегда была веселой? Какой еще она была?» и т.д.

Развивающие игры

Условно их можно разделить на следующие группы.

Игры с предметами:

- игры-вкладыши;

- игры с пирамидками;

- игры с кубиками;

-игры с картинками.

Подвижные игры и хороводы.

Игры и занятия с вкладышами предполагают индивидуальную форму работы. На первых порах обязательно участие взрослого: он должен заинтересовать ребенка предметами, показать возможные действия, научить правильным способам. Если игра усвоена, если малыш уже сам с удовольствием играет, его можно оставить одного до тех пор, пока не заскучает. В некоторых случаях понадобятся два одинаковых предмета: один - для показа и образца, другой - для воспроизведения правильного действия.

 Малыш может сосредоточенно собирать в коробку или миску палочки, колесики, шишки, а потом доставать их. Конечно, следует не только поддерживать это простое занятие, но и предоставлять для него материал. Желательно показывать, как собирать пуговицы или брусочки в кастрюльку, как перекладывать их в коробку, в мешочек, а потом опять в кастрюльку. Если ребенок заинтересуется, он на какое-то время сосредоточится на этом действии. Основное удовольствие приносит сам процесс перемещения предметов, а не результат.

Более сложным представляется действие со специальными игрушками - вкладышами. Их значимость: развивают восприятие   и   мышление.   Набор вкладышей - это несколько (от 3 до 12)  полых предметов одинаковой формы и разного размера: кубики, цилиндры, мисочки, половинки  шара, убывающие по   величине.   Вкладывая меньший  предмет в больший, тем самым координируя действия руки и глаза, малыш учится соотносить их величину.

Сначала можно предложить всего два-три предмета. Воспитатель ставит на стол больший кубик, в который спрятаны два маленьких, и поднимает верхний. Малыш видит следующий кубик, поменьше. Его тоже снимают, чтобы показать самый маленький. Далее меньшие кубики накрываются большими. На практике действия озвучиваются в такой последовательности: «Что там у нас прячется? - спрашивает педагог. - Смотри, еще кубик, а под ним еще. А теперь спрячем его, вот так! (Показ.) Нет кубика! И этот тоже спрячем. И опять один кубик остался». Разыгрывается нечто вроде игры в прятки, в которой ребенок наверняка захочет принять участие. Сначала он будет только снимать верхние кубики, а взрослый собирать. Поэтому можно попробовать совместно (действуя руками ребенка) спрятать маленький кубик, «надев» на него больший, и показать, что «прячется» только меньший предмет в больший, а не наоборот.

Постепенно для самостоятельных манипуляций число вкладышей увеличивается (до четырех-пяти). Не исключено, что на первых порах ребенок будет пробовать втиснуть один предмет в другой силой. Если бесполезное действие «задерживается», педагог дает другой предмет, но меньшего размера; совместно они вкладывают его в больший. Так, путем проб малыш учится перебирать предметы и выбирать среди них нужные.

Одна из любимых детских игр - раскладывание предметов по разным емкостям. Разложив все элементы вкладышей, например миски, в порядке убывания, взрослый вкладывает в каждую по одной бусинке. Ребенок наверняка продолжит это занятие самостоятельно. Сначала его внимания не заостряют на соответствии величины миски и бусинки. Главное, положить какой-либо один предмет. Задача эта решается на втором этапе обучения: подобрать предмет в соответствии с размером емкости: в большой - побольше, в маленький - поменьше.

Варианты игр с вкладышами. Первый: постройка   башенки.   Педагог   ставит меньший кубик на больший и удивляется: «Вот  какая   башенка   получилась!» Башня будет расти до тех пор, пока малыш не развалит ее. Но через определенное время у него обязательно   возникнет  желание самому принять участие в строительстве. Только так, на  практике, можно убедиться: башня получается, когда маленький кубик «становится» на большой.

Второй вариант (усложненный). Используются специальные коробки с прорезями или углублениями различной формы, окрашенные в цвет, соответствующий вкладываемой детали. Для каждого отверстия играющий подбирает нужную по форме (или размеру) «крышечку».

Этот дидактический материал - три карточки с рельефным контуром (окошком) какой-либо геометрической фигуры - можно изготовить самостоятельно. Для рельефного контура понадобится плотный картон из двух слоев. На верхнем слое предварительно вырезается окошко, форма и размеры которого соответствуют одной из основных фигур (круг, квадрат или треугольник). Фигура должна вкладываться в окошко и выниматься из него легко. Педагог показывает, как закрывается крышкой окошко; обращает внимание: каждому подходит только одна определенная крышка:   вместе  с  ребенком подбирает   соответствующие формы и только после этого предоставляет возможность играть самостоятельно.

Рассадив трех-четырех малышей вокруг стола, на котором разложены разные геометрические фигуры, педагог дает каждому карточку с рельефным контуром. Дети должны рассмотреть их, обвести пальцем контур своего окошка и ответить на вопрос: «Как ты думаешь, какая крышка подойдет твоему окошку?» Если ребенок выбирает неправильную фигуру, педагог тем не менее дает возможность выполнить действие до конца (т.е. убедить, что выбран не тот предмет). Когда подходящая крышка наконец найдена, взрослый, выразив восхищение, сначала сам показывает остальным игрокам, как закрывается окошко, а затем просит ребенка самостоятельно выполнить то же действие. Для закрепления дайте ребенку возможность подержать свое окошко и несколько раз самостоятельно открыть и закрыть его. Далее по такой же схеме «отыскивается» крышка для следующего ребенка. Когда все «окошки» закрыты, педагог торжественно открывает их, раскладывает фигуры на столе и предлагает детям поменяться «своими окошками». Игра продолжается до тех пор, пока сохраняется интерес к ней.

Игры с пирамидкой

С детьми третьего года жизни с помощью пирамидки можно разыгрывать индивидуальные и коллективные игры (4-6 детей). Все действия играющие под руководством воспитателя выполняют одновременно. Общность решаемой задачи сближает участников, способствует развитию чувства согласованности, взаимопонимания. Кроме того, наблюдая, как действуют партнеры, малыши лучше осознают свои действия.  Приведем  несколько примеров. «Разберем и соберем».

Цель игры: увлечь детей содержанием  и  совместным решением общей задачи - разобрать и собрать пирамидку.

Материал: пирамидка, число колечек которой соответствует числу участников. Ход игры. Рассадив детей вокруг стола, взрослый привлекает внимание к новой игрушке, к ее конструкции - проводя рукой, показывает, что сверху колечки совсем маленькие, внизу - самые большие; предлагает всем повторить это движение. Затем обращается к каждому играющему и дает задание: одному снять колпачок, другому - самое маленькое колечко, третьему - верхнее колечко и т.д. Первая часть игры заканчивается на том, что перед участниками на столе должны лежать колечки, а в руках педагога - пустая палочка с подставкой.

Содержание второй части: постепенно надеть на палочку все кольца и колпачок. Педагог, исполняя роль пирамидки, которой холодно без одежды, предлагает «одеть» ее и начать, конечно, с самого большого колечка. Если дети не понимают задания, педагог обращается к одному ребенку: «У тебя самое большое колечко, пожалуйста, надень на мою палочку», затем к другому и т.д.

Примечание. Кратковременность и повторяемость игровых действий в неизменном виде привлекают детей: зная ход последующих решений, они лучше осознают свои действия. Кроме того, преобразуя внешний вид пирамидки, постепенно приходят к мысли об изменяемости внешнего вида одного и того же предмета, его обратимости.

«Приходите на лужок». Цель игры: выбрать колечко, соответствующее по величине наглядному образцу. Материал: одноцветные пирамидки (на каждого ребенка); картонный круг диаметром 15-20 см, окрашенный в зеленый цвет.

Ход игры. Усадив детей за стол и раздав всем по пирамидке, педагог кладет на середину стола зеленый круг и поясняет: «Это у нас лужайка, покрытая зеленой травкой. На эту лужайку будут приходить колечки, чтобы поиграть». По примеру взрослого дети разбирают свои пирамидки и выстраивают колечки на столе ровными рядами. «Так колечки отдыхают», - объясняет педагог и, взяв самое маленькое колечко из своей пирамидки, кладет его на середину круга со словами: «Приходите, колечки, на лужок, становитесь-ка в кружок». На лужайку, образуя круг, «выходят» такие же маленькие колечки. Взрослый помогает детям, вместе с ними любуется получившимся узором и проверяет (накладывая кружки друг на друга), все ли колечки одинаковой величины. Убедившись в правильном выполнении задания, предлагает поиграть: «Пусть колечки попрыгают, покружатся, разбегутся, соберутся, а потом возвратятся домой». Отдыхать на лужайку «приглашаются» уже другие колечки - побольше.

Вариант игры. Колечко выбирает ребенок и кладет его в центр круга. Дети повторяют текст: «Приходите на лужок, собирайтесь-ка в кружок», с помощью взрослого находят у себя колечко необходимой величины и ставят его в общий хоровод. Игра повторяется.

«Солнышко». Цель игры: формировать у детей устойчивый образ предмета, независимо от его положения в пространстве.

Материал: одноцветные пирамидки с толстыми кольцами (на каждого ребенка); оранжевый картонный круг для обозначения центра, к которому сходятся лучи.

Ход игры. Вокруг стола, на котором лежит картонный круг, рассаживаются дети. Каждый получает по пирамидке.

Воспитатель. Пирамидки мне сказали по секрету, что они устали, что им очень хочется полежать. Поможем им? Посмотрите, как это можно сделать. (Снимает колпачок со своей пирамидки и ставит в центр стола.) Пожалуйста, снимите верхнее колечко со своей пирамидки, самое маленькое, и придвиньте его к моему колпачку. Теперь снимите следующее колечко.

Когда все колечки сняты и разложены от центра к краю стола в порядке возрастания, взрослый подравнивает ряды-лучи.

Воспитатель. Полюбуйтесь, какое красивое получилось солнышко с разноцветными лучами. И эти лучики сделали вы... А где же наши пирамидки? Посмотрите, от них остались только палочки да подставки. Надоело им стоять такими некрасивыми. Может, позовем колечки домой и опять поставим их так, как было раньше! Какое колечко позовем сначала? Скажу вам по секрету: внизу, у подставки, всегда самое большое кольцо. (Дети выполняют задание.) А теперь какое кольцо позовем? Тоже большое, но чуть поменьше, вот такое. (Показ.)

Так, действуя по образцу, дети собирают свои пирамидки по убывающей величине и по предложению воспитателя разыгрывают веселое гуляние: пирамидки прыгают, кружатся, ложатся отдыхать. Игра повторяется до тех пор, пока дети сохраняют интерес.

Возможно, при повторах уже не придется каждый раз подсказывать величину нужных колечек - дети научатся выбирать их сами. В этом собственно и цель игры.

Игры с кубиками.

Дети третьего года жизни могут строить башенки, домики для кукол, стулья уже  из  большего  числа кубиков  (шесть-восемь) и разной величины. Педагог в ходе занятия обращает внимание на величину материала (большой  кирпичик,  поменьше, еще поменьше), помогает словесно («Вот взял большой  кубик,  правильно; теперь нужно искать поменьше. А где у нас самый маленький?»); показывает, как из кубиков   возводят   ворота, складывают кровать или лесенку, по которой можно «пройтись» пальцами. Важно, чтобы педагог сформировал у детей способность действовать по образцу.

Игры с картинками.

В этом возрасте ребенок уже способен узнавать на картинках изображения знакомых предметов. Исходя из этого, рисунки можно использовать на занятиях в ходе развивающих игр. Вот некоторые примеры.

Найди половинку.

Цель игры: ориентировать детей на установление логической связи и цветового единства (что позволяет из двух частей составить одно целое).

Материал: два одинаковых набора красочных открыток (по три-четыре), из которых один набор предварительно разрезан пополам.

Ход игры. На столе разложены картинки, разрезанные пополам. Показав одну целую картинку, воспитатель берет со стола ее половинку и просит подобрать к ней соответствующую часть. Если    ребенок затрудняется,   задание взрослый   и ребенок выполняют вместе. Игру можно усложнить, увеличив число половинок от шести до восьми или разрезав картинки на три или четыре части.

Угадай, что на картинке.

Цель игры: ориентировать детей на установление логической связи и цветового единства.

Материал: разрезанные картинки, на которых изображено что-либо хорошо знакомое   (например, животное, предмет мебели, фрукт).

Ход игры. Педагог показывает ребенку половину изображения и просит угадать, что нарисовано. Картинку можно или разрезать или закрыть какую-либо ее часть белой бумагой. (Более сложный вариант: показывают не половину, а третью или четвертую часть картинки.) Зайчик и белочка. Цель игры: учить детей удерживать и выполнять инструкцию, осуществлять элементарную классификацию предметов.

Материал: морковка и орехи (по пять-шесть штук), вырезанные из бумаги; две игрушки - зайчик и белочка.

Ход игры. Воспитатель (показывая ребенку игрушки и рассаживая их в разных частях комнаты). Зайчики любят морковку, а белки - орешки. Вот тебе орехи и морковка. Зайчику, пожалуйста, дай все морковки, а белочке - орешки. Молодец! И зайчик доволен, и белочка. Спасибо тебе и за белочку, и за зайчика.

Зайчика и белочку можно заменить   другими   персонажами  - ежиком, мишкой, собачкой или их изображениями, т.е. картинками с различными животными. Здесь важно, какое именно животное и чем оно любит полакомиться. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы в организации адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Результаты адпатации детейОсновные составные части модели организации адаптационного периодаПеречень игр с описанием хода игрыПамятка для воспитателей групп раннего возрастаКонспект встречи воспитател...

Конспект занятия по развитию речи детей раннего возраста. (2 до 3 лет) Тема: «Котик в гости к нам пришёл»

Закрепляем  знания детей о  новой игрушке (кошка). Формируем активный и пассивный словарь детей. Для это необходимо создавать условия, для развития компонентов устной речи в различной ...

Система работы перцептивных навыков у детей раннего возраста

Система предназначена для работы педагогов с детьми раннего и младшего возраста по развитию зрительного, слухового, тактильно-двигательного восприятия. Содержит в себе теоретичиский и практический мат...

Конспект занятия по развитию речи детей раннего возраста (с 1 до 3 лет) Тема: «Кот Вася к нам в гости пришёл»

Формирующие задачи: 1.Закреплять знания детей о новой игрушке (кошка); 2.Формировать активный и пассивный словарь детей; 3.Создавать условия для развития компонентов устной речи в различной деятельнос...

Организация системы работы по сенсорному развитию детей раннего возраста в ДОУ

доклад на методическом обьединении воспитателей 2018...

План работы по самообразованию «Инновационные методики детей раннего возраста». («Развитие активной речи детей раннего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 92 общеразвивающего вида»          План работы по самообразов...