Система работы перцептивных навыков у детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа) по теме

Атрушкевич Наталия Сергеевна

Система предназначена для работы педагогов с детьми раннего и младшего возраста по развитию зрительного, слухового, тактильно-двигательного восприятия. Содержит в себе теоретичиский и практический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 69_sistema_raboty_.docx70.14 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по развитию перцептивных навыков у детей раннего возраста.

1.Развитие зрительного                        2. Развитие слухового        3.Развитие тактильно-

восприятия        восприятия        двигательного восприятия

  1. Восприятие формы        2.1 Развитие речевого               3.1 Узнавание  предметов

слуха         на ощупь

  1. Восприятие величины                  2.2 Развитие неречевого          3.2 Узнавание предметов

слуха        по контуру

  1. Восприятие цвета                                                                                     3.3 Опознание и различение

                                                                                                                               различение свойств

  1. Формирование целостного                                                                  предметов

 образа предмета

 1.5 Восприятие пространства и

ориентировка в нём.

  1. Зрительное восприятие.

Зрение - основной канал информации об окружающем мире. Зрительные впечатления предполагают переработку информации в коре головного мозга. Ребёнок должен выделить свойства предметов, воспринимаемые через зрение: цвет, форму, величину, количество, понять сюжет картинки, выделить объекты восприятия, установить связь между ними.

На самом, первом этапе восприятия осуществляется обнаружение объекта, различение и выделение его признаков. Далее формируется зрительный образ. Затем происходит сличение - соотнесение воспринятого образа с эталонами, хранимыми в памяти.

Восприятие         Внимание                                                                                                                                                                                                                                                                                              Память

Оценка степени совпадения образа с эталоном в памяти позволяет произвести категоризацию, т.е. принять решение о классе, к которому относится объект.

Развитие зрительного восприятия.

  1. Восприятие формы

- Восприятие формы

 - Зрительное восприятие формы

- Запоминания, связанные с представлениями о форме

  1. Восприятие величины

- Практическое восприятие величины

- Зрительное восприятие величины

- Запоминания, связанные с представлениями о величине

  1. Восприятие цвета

- Различение цветов

- Зрительное соотнесение цветов

- Запоминания, связанные с представлениями о цвете

  1. Формирование целостного образа предмета
  2. Восприятие пространства и ориентировка в нём
  1.  ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ.
  1. этап Первые игры и упражнения основаны на практических действиях, требующих опоры на форму предмета. Ребёнок не выделяет форму зрительно и не знает её названия. Способом ориентировки в задании являются пробы. На основе длительного использования способов проб и примеривания у ребёнка возникает полноценное зрительное восприятие формы, умение определить форму предмета и соотнести её с формой других предметов.
  2. этап В дальнейшем детям предлагаются игры, в которых нельзя действовать с помощью практической ориентировки, форму надо увидеть, сопоставить зрительно. Иногда можно практически проверить результат с помощью наложения и примеривания.

III        этап Когда ребёнок сопоставляет формы, которые он видит, у него есть образ, это образ восприятия. Важно правильно организовать формирование представлений у детей.

Игры по ознакомлению с формой.

Поймай игрушку.

Цель: учить практически различать форму, заранее готовить руку в соответствии с формой, учить удерживать предмет в руках.

Оборудование: к веревке подвешиваются игрушки (формы круга, квадрата, треугольника).

Ход игры: воспитатель вызывает по одному из детей и предлагает каждому поймать игрушку, несколько игрушек и удержать. Форма не называется.

Спрячь игрушку.

Цель: учить соотносить форму предметов с помощью проб.

Оборудование: коробки с крышками разных форм, мелкие игрушки.

Ход игры: воспитатель просит ребенка спрятать игрушку в коробку, закрыть ее крышкой. На столе вперемежку предложены коробки и крышки к ним. Один ребенок прячет игрушку, другой ищет. В ходе игры дети меняются ролями.

Что катится, что не катится.

Цель: Сделать форму предмета значимой для ребенка, учить опираться на нее в деятельности.

Оборудование: воротца, шарик и кубик.

Ход игры: воспитатель предлагает детям прокатить два предмета, одному – кубик, другому – шарик. Затем дети меняются предметами. Дети понимают, что кубик не катится. Далее воспитатель просит выбрать именно тот предмет, который можно прокатить через воротца. В конце игры воспитатель говорит: «Шар – катится, кубик – не катится».

Почтовый ящик.

Цель: учить соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами, пользоваться методом проб и ошибок.

Оборудование: почтовый ящик – пластмассовая коробка с тремя прорезями разной формы, объемные геометрические фигуры, соответствующие прорезям.

Ход игры: ребенку предлагается опустить все «посылки» в почтовый ящик, определить к какой прорези подходит та или иная форма. В случае затруднения воспитатель поворачивает почтовый ящик нужной стороной к ребенку.

Найди окошечко к домику.

Цель: учить видеть форму в предмете, соотносить форму прорези  и         вкладки, подбирать нужные с помощью проб и примеривания.

Оборудование: домик с вырезанным окошком в форме квадрата, окошки в форме квадрата, круга и треугольника. Позже всех трех форм с тремя домиками с окошками трех форм.

Ход игры: воспитатель предлагает найти окошко для домика, подбирая нужные с помощью проб и примеривания.

Найди свой стул.

Цель: учит воспринимать плоскостную форму, осуществлять выбор по образцу, проверять с помощью наложения.

Ход игры: детям раздаются разные формы: круга, квадрата и треугольника. Затем показывает свою форму и спрашивает у кого такая же? Один из детей подходит к воспитателю и проверяется правильность выбора путем приложения и наложения. Воспитатель работает с остальными формами.

Далее педагог раскладывает на стулья формы-образцы и предлагает детям по сигналу найти тот стул, на котором лежит такая же форма, как и у него в руке. Результат проверяется путем наложения.

Флажки.

Цель: учить выбирать форму по образцу, сделать ее значимым для действия признаком.

Оборудование: флажки одного цвета, но разной формы.

Ход игры: детям раздаются флажки разной формы, они разбегаются. Далее воспитатель поднимает один из флажков и те, у кого флажки такой же формы, подбегают к нему. Воспитатель прорабатывает все формы. Правильность выбора проверяет воспитатель, после чего называет формы: «Правильно, у меня ….. и у тебя …».

Посади в вагончик.

Цель: учить выбирать форму по образцу.

Оборудование: поезд с вагончиками, в которых по две липучки, пары форм с липкой стороной.

Ход игры: воспитатель сажает (приклеивает) в вагончик одну из форм и предлагает ребенку посадить такую же рядом. Ребенок выбирает из двух-трех форм такого же цвета. после выполнения задания, воспитатель называет форму.

Лото.

Цель: узнавать формы в рисунке, соотносить с плоскостными формами.

Оборудование: карточки с нарисованными формами (круг, квадрат, треугольник), плоскостные формы одного цвета.

Ход игры: воспитатель выдает карточки каждому ребенку, показывает плоскостную форму и спрашивает: «У кого такая же?». Правильность выбора проверяет воспитатель, после чего проговаривает название формы. В дальнейшем детям можно выдавать по две карточки с изображением форм.

У кого  такое?

Цель: закреплять знание названной формы, осуществлять выбор форм по ее названию.

Оборудование: смотри игры: «лото», «посади в вагончик», «флажки», «найди свой стул».

Ход игры: игра проходит так же как и в предыдущих играх, только инструкция заменяется, показ формы не осуществляется, вначале слово – название. Инструкция: «Найди (дай) такую же» заменяется на инструкцию: « У кого круг, квадрат, треугольник?» Только после правильного выбора воспитатель показывает форму – образец.

Найди похожую.

Цель: учить выбирать объемные формы (игрушки) по плоскостному образцу.

Оборудование: игрушки разной формы, похожие на круг, квадрат, треугольник; соответствующие плоскостные формы.

Ход игры: воспитатель выкладывает игрушки и карточки с формами перед ребенком, берет одну из игрушек и спрашивает, на что она похожа. После правильного выбора воспитатель просит назвать форму.

Ищи и находи.

Цель: учить находить в игровой комнате предметы разной формы по слову – названию, учить называть найденные игрушки, по возможности формы.

Оборудование: игрушки разной формы.

Ход игры: воспитатель заранее раскладывает игрушки по группе, напоминающие определенные формы. Дети ищут, приносят, проговаривают название предмета, название его формы.

Чего не стало?

Цель: продолжать учить детей называть геометрические формы, запоминать их.

Оборудование: объемные геометрические фигуры.

Ход игры: воспитатель выкладывает две формы, далее их количество увеличивается, просит детей назвать их. Далее прячет одну из них и просит назвать, какой не стало. Показывает данную форму для проверки результата.

Разложи формы.

Цель: учить детей группировать формы.

Оборудование: по пять картонных кругов и квадратов одного цвета, далее меняются формы и увеличивается их количество.

Ход игры: воспитатель перемешивает формы, а потом предлагает игрушке – мишке дать квадрат, а игрушке – зайчику – треугольник и начинает раскладывать. Далее раскладывают сами дети, воспитатель побуждает к проговариванию названий форм.

1.2. ВОСПРИЯТИЕ ВЕЛИЧИНЫ.

I этап -  Вначале ребёнок учится различать величину практически, как и форму, действуя с предметами. На основе применения проб и примеривания у ребёнка возникает полноценное зрительное восприятие величины, умение вычленять её, соотносить предметы по величине.

Величина - понятие относительное. Величина имеет разные параметры: высота, длина, ширина, размер.

II этап - В играх этого этапа ребёнок только иногда может проверить свой выбор наложением, он не может действовать с помощью проб. Так как таким способом можно проверить предметы только одинаковой формы. На данном этапе появляется слово-название.

III этап - Постепенно у ребёнка начинает формироваться представление о величине, которое, соединяясь со словом-названием величины, закрепляв я в памяти ребёнка. Самостоятельно запомнить и вспомнить предметы разной величины, мысленно соотносить их с величиной других предметов ребёнок не может, воспитатель должен помочь ему справиться с этой задачей.

Игры по ознакомлению с величиной.

Спрячь шарик.

Цель: учить ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предмета.

Оборудование: шарик одного цвета, но двух контрастных величин.

Ход игры: воспитатель показывает детям, как спрятать шарик  в ладошке, потом предлагает сделать это ребенку. Ребенок берет маленький шарик и прячет его, воспитатель говорит: «Шарик спрятался, потому что он маленький». В другом случае, воспитатель объясняет, что шарик не спрятался, так как он – большой. Далее шарики раздаются всем детям и предлагается  спрятать шарики в ладошках, результаты обсуждаются с детьми.

Спрячь игрушки.

Цель: обращать внимание детей на величину, пользоваться методом проб при выполнении задания.

Оборудование: две игрушки: большая и маленькая, две коробки разных размеров.

Ход игры: воспитатель дает ребенку две игрушки: большого и маленького зайчика и просит спрятать их от волка в коробки и закрыть крышкой. Обращает внимание на то, что если крышка у коробки не закрывается, значит, игрушка не спряталась, нужно найти другую коробку. Воспитатель побуждает ребенка пробовать   справиться с заданием.

Опусти в коробку.

Цель: учить детей обращать внимание на величину, делать ее значимым признаком; дать понятие слов: «большой, маленький».

Оборудование : коробка с маленькой прорезью определенной формы (шар, куб, треугольник), шарики (кубик, треугольник) разной величины.

Ход игры: воспитатель просит ребенка протолкнуть шарик в отверстие коробки. Путем проб ребенок выполняет задание. Когда все маленькие шарики оказались в коробке, воспитатель показывает оставшиеся и обращает внимание детей на то, что они – большие, а отверстие в коробке – маленькое, только для маленьких шариков.

Спрячь матрешку.

Цель: познакомить детей с принципом складывания матрешки (маленькая прячется в большую), учить складывать матрешку, учитывая величину.

Оборудование: двух - трехместная матрешка.

Ход игры: воспитатель сначала сам показывает, а затем просит детей спрятать маленькую матрешку в большую. Можно поиграть в прятки с любой мягкой игрушкой, которая ищет матрешек. Воспитатель использует слово     -  название, обращает внимание детей на то, что маленькая матрешка прячется в большую.

Положим кукол в кроватки.

Цель: учитывать величину предметов (кукол – кроваток) при действиях с ними.

Оборудование: куклы маленькие и большие, кроватки маленькие и большие, кроватки, соответствующие размерам кукол.

Ход игры: воспитатель предлагает уложить кукол спать в кроватки. Если ребенок укладывает большую куклу в маленькую кроватку, воспитатель объясняет, что кукле будет неудобно, кроватка – маленькая. Ребенок раскладывает кукол по кроваткам путем проб.

Пирамидки.

Цель: соблюдать принцип складывания пирамидки ( брать каждый раз самое большое кольцо ), проверять свой выбор накладыванием.

Оборудование: пирамидки из трех колец, в дальнейшем количество увеличивается.

Ход игры: воспитатель показывает детям правильно собранную пирамиду, говорит, что она красивая, ровная, гладкая. Воспитатель и дети проводят по ней руками. Затем воспитатель разбирает ее и складывает, опираясь на способ примеривания колец. Далее предлагает детям разобрать пирамидку, смешать кольца и собрать ее. При необходимости помогает, в дальнейшем дети собирают самостоятельно, зрительно соотнося величину, проговаривая величину.

Лото.

Цель: учить зрительно определять предметы с резко различной величиной, соединять зрительный образ со словом.

Оборудование: большие карточки  с изображением двух предметов ( трех, четырех предметов), каждая представлен двумя величинами; карточки с изображением отдельных предметов (больших и маленьких).

Ход игры: воспитатель раздает детям большие карточки, показывает одну маленькую и спрашивает: «У кого такая же?» Ребенок должен узнать предмет и соотнести по величине. Результат закрепляется в слове: «Правильно, это – большой дом». В дальнейшем на карточках изображаются разнородные предметы и разные по величине.

Разложи ягоды по корзинкам.

Цель: учить детей раскладывать большие и маленькие предметы на две группы.

Оборудование: пять картонных форм маленьких ягод и пять больших. Две различные по величине корзины, две игрушки.

Ход игры: воспитатель перемешивает ягоды и просит детей разложить маленькие ягоды в корзинку мышке, а большие в корзинку мишке. Обращает внимание на то, что мишка – большой, он ест большие ягоды, а мышка – маленькая, ей нужны маленькие ягоды.

Нанизывание бусинок.

Цель: уметь группировать предметы по величине, выбирать предметы заданной величины, учить нанизывать бусы на нитку.

Оборудование: комплекты больших и маленьких бусинок одного цвета, шнуры по количеству кукол, куклы.

Ход игры: сначала ребенок выбирает из двух кукол большую (или маленькую), далее из бусинок – большие. Воспитатель просит сделать для большой куклы бусы из больших бусинок. В конце игры ребенок надевает бусы на куклу.

Посади грибочек.

Цель: учить зрительно выбирать предмет нужной величины, понимать слова «большой/маленький», побуждать называть величину при действии с предметом.

Оборудование: полянка (на рисунке, на ковролине), грибочки разных размеров (картонные на липучках).

Ход игры: воспитатель предлагает посадить на полянку грибочки определенного размера. Ребенок выбирает из всех грибы нужной величины. Инструкция: «Посади большие грибы на полянку». Побуждает ребенка проговаривать: «Большой грибочек».

У кого большой мяч.

Цель: учить зрительно определять предметы по величине, знать и понимать слова: «большой» и «маленький».

Оборудование: большие и маленькие мячики.

Ход игры: воспитатель дает детям мячи одному – большой, другому – маленький. Спрашивает: «У кого большой мяч?» после ответа сравнивает мячи вместе с детьми. Меняет детей, дает мячики и спрашивает: «У кого маленький мячик?» далее воспитатель перемешивает все мячики в корзине и предлагает детям поиграть в большой мяч; просит одного ребенка дать большой мяч из корзины.

У кого такое?

Цель: учить зрительно определять предметы по величине, осуществлять выбор по слову. Запоминать словесное определение величины.

Оборудование: детям раздаются листы лото, на карточке два разнородных предмета и различной величины, карточки с предметами.

Ход игры: дети рассматривают листы лото, воспитатель проговаривает, что у него изображено, далее листы переворачиваются. Воспитатель называет одну из картинок, отсчитывает до пяти – десяти, просит перевернуть листы лото и найти названную картинку. Затем достает карточку. Показывает и отдает ребенку, говорит: «Правильно, это – большой мишка».

1.3.        ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА.

Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины тем, что это свойство не может быть выделено практически, путём проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть. Вначале при определении цвета большую роль играет примеривание, сопоставление путём приложения, чтобы ребёнок мог увидеть их одинаковость или неодинаковость. Когда ребёнок научится определять цвета при непосредственном контакте с предметом, можно переходить к выбору по образцу, к настоящему восприятию цвета, а затем и к усвоению названий цветов.

I этап - Различение цветов. Эта группа заданий основана на зрительном различении предметов по цвету при непосредственном их сближении, т.е. примеривании.

II этап - Зрительное соотнесение цветов происходит не только тогда, когда предметы находятся рядом, но и на расстоянии. В основе такого соотнесения лежит не просто различение, а восприятие цвета. Сначала ребёнок вычленяет цвет, как значимый признак и выполняет задание, после этого нужно назвать цвет.

III этап - Происходит запоминание, связанное с представлением о цвете. У ребёнка постепенно формируется представление о цвете, которое закрепляется в слове названии.

Игры по ознакомлению с цветом.

Цветные шарики (сухой бассейн).

Цель: учить зрительно различать предметы по цвету при непосредственном их сближении.

Оборудование: сухой бассейн с разноцветными шариками (сначала двух цветов, потом трех и четырех).

Ход игры: воспитатель показывает детям шарик одного цвета и просит у ребенка найти такой же. Проверяет правильность выбора, прикладывая их вместе, подчеркивает их однородность или разнородность.

Построй башенку.

Цель: учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении, обозначать результат: «такой/ не такой», действовать по подражанию.

Оборудование: крупные кубики двух, далее трех и четырех цветов по два каждого цвета.

Ход игры: воспитатель расставляет перед ребенком по 2, 3, 4 парных кубика, обращая внимание на их одинаковость. « Тебе такой, мне такой». Затем просит построить красивые одноцветные башни из двух кубиков, показывает на примере, подчеркивает их однородность. Потом просит сделать тоже самое ребенка.

Найди цветок для бабочки.

Цель: учить различать цвета, познакомить с названием некоторых цветов.

Оборудование: четыре картонных цветка, четыре плоскостные фигуры бабочек такой же окраски. Наборное полотно, игра на ковролине.

Ход игры: воспитатель предлагает спрятать бабочек в цветах. Воспитатель берет бабочку и выбирает цветок такого же цвета, сажает её, демонстрируя этим невидимость бабочки. Затем предлагает сделать тоже самое детям. Количество бабочек увеличивается по мере усвоения задания. В конце занятия воспитатель называет цвета и показывает их.

Разноцветные тележки.

 Цель: различение цветов и выбор цвета по образцу, проверка примериванием.

Оборудование: разноцветные тележки, разноцветные кубики.

Ход игры: воспитатель перемешивает разноцветные кубики (вначале двух цветов, потом всех четырех). Далее предлагает нагрузить тележку определенного цвета кубиками такого же цвета. Воспитатель демонстрирует задание, просит ребенка помочь, постепенно знакомит с цветом, называя его. По степени усвоения задания воспитатель предлагает большее количество тележек и ребенок группирует все четыре цвета.

Посади в вагончик.

Цель: выбор цвета по образцу и проверка его примериванием, знакомство детей с названием цветов.

Оборудование: поезд, сделанный из разноцветных вагончиков основных цветов и парные разноцветные предметы (цветочки, грибочки, бабочки, геометрические фигуры и т.д.).

Ход игры: воспитатель сажает грибочек соответствующего цвета в вагончик и просит ребенка найти и посадить такой же рядом. После выполнения задания воспитатель уточняет цвет: «Правильно, я посадила  красный грибочек и ты такой же – красный».

Бегите ко мне.

Цель: учить выбирать цель по образцу, понимать названия цветов. Действовать по сигналу.

Оборудование: флажки разного цвета.

Ход игры: по сигналу бубна дети разбегаются по группе. Далее воспитатель просит подбежать к нему ребят с красными флажками. Вначале воспитатель дополняет команду, показывая образец флажка, в дальнейшем дети руководствуются только словесной инструкцией. Игра повторяется, цвета меняются.

Найди свое место.

Цель: учить выбирать цвет по образцу, действовать по сигналу.

Оборудование: парные цветные карточки, стулья по количеству детей, бубен.

Ход игры: дети сидят на стульях. По команде воспитателя разбегаются по группе, в руках у каждого карточка определенного цвета. Воспитатель раскладывает второй комплект карточек на стульях и по сигналу бубна предлагает детям сесть на те стулья, где лежат карточки такого же цвета, как у них в руках. Проверяет, называя цвета.

Найди свою пару.

Цель: учит выбирать цвет по образцу, действовать по цветовому сигналу.

Оборудование: парные фигуры разного цвета (например, круга) бубен.

Ход игры: воспитатель вешает каждому ребенку фигуру на ленточке и по сигналу бубна дети разбегаются. Далее ребенку предлагается найти свою пару, ребенка с фигурой такого же цвета. Дети с фигурами одинаковыми цвета берутся за руки и подходят к воспитателю, называет цвет и название фигуры.

Построй дорожку.

Цель: учить выбирать нужный цвет по словесному описанию, учить выкладывать мозаику.

Оборудование: цветная мозаика.

Ход игры: воспитатель выстраивает дорожку любого цвета, проговаривает действия, называет цвет. Далее предлагает ребенку самостоятельно построить дорожку, цвет указывается словом: «Построй зеленую дорожку». В процессе выполнения задания воспитатель побуждает ребенка называть цвет построенной дорожки.

Подарим кукле бусы.

Цель: учить выполнять чередование цветов по образцу, понимать названия цветов.

Оборудование: кукла, шнур для нанизывания, бусины разных цветов.

Ход игры: воспитатель предлагает подарить кукле бусы, показывает, какие ей нравятся: бусы из 6 – 8 бусин, чередующихся по цвету. Воспитатель рассматривает  бусы с детьми, обращает внимание на цвета, на их чередование. Далее воспитатель предлагает детям самостоятельно сделать такие же бусы и подарить кукле.

Оденем кукол на прогулку.

Цель: учить выбирать разнородные предметы по цвету, понимать названия цветов, называть их.

Оборудование: три куклы с разными бантиками трех цветов, три платья, три пары туфель.

Ход игры: воспитатель просит нарядить трех кукол на прогулку так, чтобы цвета их платьев и туфель совпадали с цветом бантов. Дети одевают кукол, воспитатель в процессе уточняет названия цветов. Задает вопросы: «Какого цвета у куклы платье?» и т.д.

Что изменилось?

Цель: развить внимание, запоминание с опорой на представление о цвете.

Оборудование: куклы с разными бантиками, платьями и обувью.

Ход игры: воспитатель одевает куклу в наряд одного цвета, далее просит закрыть детей глаза и меняет туфли на обувь другого цвета. Дети открывают глаза и пытаются понять, что изменилось в наряде куклы, отвечают, уточняя цвет.

1.4.        ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ОБРАЗА ПРЕДМЕТА.

Восприятие предмета как целого лежит в основе освоения ребёнком окружающего мира, способствует развитию всей его деятельности. Целостный образ предмета вначале бывает нечётким, ребёнок узнаёт предмет, но не может выделить его контур, части, из которых он состоит, в дальнейшем ребёнок не может передать его в рисунке, лепке.

I        этап: Узнавание и различение предметов. Развитие целостного восприятия предмета начинается с его узнавания. Дети не всегда могут узнать предмет в новой ситуации, выделить его на общем фоне. Испытывают трудности при опознании предмета в рисунке. На данном этапе игры учат детей узнавать знакомые предметы среди других.

II        этап: Целостное восприятие предмета и осознание отдельных частей в этом предмете. Детям нужно осознать, что внешний вид предмета может меняться в зависимости от того, из какого положения на него смотрят. Нужно также дать понять, что целый предмет может состоять из отдельных частей, каждая из которых имеет свою форму, величину, своё определённое место в целом.

Игры на восприятие целостного образа предмета.

Найди свою игрушку

Цель: узнавание и различие предметов, учить узнавать знакомые предметы среди других

Оборудование: игрушки по количеству детей.

Ход игры: воспитатель раздает детям по одной игрушке, играет вместе с ребенком. Далее просит принести все игрушки на стол, перемешивает их. Просит найти детей игрушки, с которыми они играли, говорит, что чужую игрушку брать нельзя. Помогает вопросом «что ты катал?», «кого ты одевал?» и т.д.

Что на картинке

Цель: узнавать предмет в рисунке.

Оборудование: наборы предметов и парных к ним изображений.

Ход игры: воспитатель выставляет предметы и вызывает по одному ребенку. Показывает карточку с изображением одного из предметов, просит дать ребенка то, что нарисовано. Побуждает ребенка называть предмет.

Чего не хватает

Цель:  Обратить внимание на то, что при отсутствии какой-либо части целое нарушается

Оборудование: сборно-разборные игрушки

Ход игры: воспитатель ставит на стол какую-нибудь сборно-разборную игрушку, без какой либо важной и выделяемой части (например, машина без колес). И просит сказать детей, целая ли игрушка и чего в ней не хватает. Далее предлагает найти эти детали из предложенных. В конце ребенок с воспитателем окончательно собирают игрушку

Найди свою половинку

Цель:  учить выделять части и соединять их целое

Оборудование: пособие «фрукты разрезные», игрушечный нож

Ход игры: дети по просьбе взрослого разрезают фрукты пополам, а затем совмещают половинки. В дальнейшем воспитатель перемешивает половинки 2-х, потом 3-х и более фруктов и просит соединить их в целый фрукт

Положи верно (аппликация)

Цель:  учить переносить пространственные отношения между предметами с объема на плоскостное изображение

Оборудование: домик, 2 части домика из картона (квадрат и треугольник)

Ход игры: воспитатель рассматривает с ребенком домик и выделяет его части, акцентирует внимание на том, что крыша у домика наверху. Далее предлагает ребенку сложить аппликацию домика из 2-х частей (перемешанных). После выполнения задания, воспитатель обращает внимание на то, что ребенок построил крышу правильно «наверху».

Собери целое

Цель:  продолжать учить детей выделять части и соединять их в целое

Оборудование: сборно-разборные игрушки и их изображение на картинке

Ход игры: на столе перед ребенком разложены части сборно-разборной игрушки и ее изображение. Воспитатель показывает картинку с изображением предмета, дети называют предмет и находят его основные части, вначале на картинке, затем среди деталей, проговаривают их. Затем с помощью воспитателя соединяют части, опираясь на изображение предмета.

Разрезные картинки

Цель:  продолжать соединять части целого

Оборудование: разрезные картинки ( вначале из 2-х частей, далее 3-х, 4-х)

Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением предмета, дети называют предмет и находят основные его части, проговаривают. Затем воспитатель дает ребенку разрезанное на 2 части (3-4) изображение того же предмета и просит соединить части в целое. Сравнивает изображение на картинке с получившимся у ребенка.

1.5. ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА И ОРИЕНТИРОВКА В НЁМ.

Пространственное восприятие, прежде всего это восприятие направления (наверху, внизу, справа, слева, за, перед) и пространственные отношения предметов и их частей. Ребёнок должен осознать своё положение в пространстве, уметь жить и действовать в нём.

Уточнению восприятия пространственных отношений способствуют действия с объектами, которые ребёнок производит по подражанию взрослому. При этом ребёнок как бы прослеживает путь передвижения предмета в пространстве, что облегчает анализ пространственных взаимоотношений предметов.

После того как ребёнок научится воспринимать и воспроизводить пространственное положение предметов по подражанию действиям взрослого, можно переходить к играм, в которых нужно действовать по образцу. Все результаты действий детей в процессе игр уточняются словом воспитателя, а потом и самого ребёнка.

Ориентировка на листе бумаги на занятиях рисованием, а также ориентировка в помещении во время проведения подвижных игр также помогают ребёнку научиться ориентироваться в пространстве.

Игры на ориентировку в пространстве.

Спрячем и найдем

Цель:  учить детей ориентироваться в пространстве помещения, последовательно осматривать его, учить выделять из окружающего нужные предметы

Оборудование: разные игрушки

Ход игры: воспитатель показывает детям яркую игрушку, а затем прячет ее. Просит детей найти игрушку. Воспитатель в месте с детьми обходит группу и обсуждает все, что видит :  «Вот стол за которым вы кушаете». Когда игрушка найдена, воспитатель уточняет, где она была, например «она сидела на стуле»

Возьми игрушку

Цель: развивать ориентировку в ближнем пространстве, понимать значение слов «спереди, сзади»

Оборудование: 2 игрушки, стул

Ход игры: ребенок сидит на стуле, воспитатель просит его закрыть глаза. В это время ставит впереди ребенка кошку, сзади- собачку. Воспитатель просит открыть глаза и взять кошку, он достает. Воспитатель уточняет, что игрушка была спереди, и он ее взял, ее видел. Далее воспитатель просит взять собачку, ребенок не видит собаки и говорит, что ее нет. Воспитатель объясняет, что игрушки нет, т.к. она сзади.

Делай как я

Цель: учить детей действовать с предметами по подражанию, понимать значение слов «вверху, внизу»

Оборудование: детали конструктора (шар, кубик, кирпичики, бруски и т.д.) детали парные.

Ход игры: воспитатель выполняет постройку, проговаривая свои действия «я ставлю шар на кубик». И просит ребенка сделать также. После воспитатель проговаривает «правильно, у меня шар вверху и у тебя», «у меня кубик внизу и у тебя»

Внизу- наверху

Цель: формировать правильное представление о пространственных отношениях предметов, учить понимать значение «внизу- наверху»

Оборудование: стол, 2 мяча

Ход игры: воспитатель кладет один мяч на пол, другой на стол. Потом спрашивает у детей «Где этот мяч? Внизу? Наверху?» Далее воспитатель дает правильный ответ, просит детей повторить. Тот же вопрос задается относительно другого мяча. Для закрепления материала меняется игрушка и игра начинается еще раз.

Нарисуй солнышко наверху (травку внизу)

Цель: учить ребенка ориентироваться в листе бумаги, понимать значение слов «внизу, наверху»

Оборудование: лист бумаги, карандаш

Ход игры: воспитатель просит изобразить ребенка солнышко наверху, объясняя, что лист имеет свой верх и свой низ. Если ребенок затрудняется выполнить задание, воспитатель сам рисует солнышко и еще раз проговаривает «я нарисовала солнышко наверху». Далее воспитатель просит нарисовать ребенка траву внизу. После выполнения задания, воспитатель проговаривает «правильно, ты нарисовал травку внизу»

2.        Развитие слухового восприятия.

Развитие слухового восприятия осуществляется в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков, с другой - восприятие речевых звуков, т.е. формируется фонематический слух. Маленький ребёнок слышит звуки громкие и тихие, а также способен различить их по тембру звучания. Он отличает голос матери от голосов других людей, улавливает интонацию. Лепет ребёнка - активное проявление возникновения собственно фонематического слуха, ведь ребёнок внимательно слушает и повторяет фонемы родного языка. У детей с задержкой речи в раннем возрасте нет интереса к неречевым звукам, они слабо реагируют на них и мало дифференцируют их. Реакция на совершенно разные звуки может быть одинаковой. Не происходит и своевременного развития фонематического слуха. Отмечается позднее возникновение лепета. Зачастую такие дети плохо различают слова на слух. Поэтому такие дети нуждаются в правильно организованной коррекционной работе.

2.1.        Развитие неречевого слуха (обычные звуки)

Различение неречевых звуков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ. Правильное определение направления, откуда идёт звук, помогает ориентироваться в дальнем пространстве, определять своё местонахождение, направление движения.

Все звуки могут восприниматься только на слух или с опорой на зрение - слухозрительно. Музыкальные звуки оказывают огромное влияние на развитие слухового восприятия, эмоциональной сферы, на эстетическое воспитание ребёнка.

Развитие восприятия неречевых звуков идёт от элементарной реакции на наличие или отсутствие звука (фиксация) к их различению и узнаванию, а затем к их использованию в качестве сигнала к действиям, осмысленно.

Игры на развитие неречевого слуха учат детей прислушиваться к звукам, реагировать на них определённым действием, различать звучание, развивать умение по звуку определять направление в пространстве, действовать по звуковым (разным) сигналам.

Угадай, где позвонили

Цель игры: научить детей определять направление звука.

Оборудование: звоночек (или колокольчик, или дудочка и т. п.).

Ход игры: дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе находится какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагает закрыть глаза, угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог дает команду, и водящий открывает глаза. Тот, кто позвонил, встает и показывает звучащий предмет. Если водящий укажет неправильное направление, он снова водит, пока не угадает.

Скажи о том, что ты слышишь

Цель игры: развивать внимание, активизировать словарь детей, развивать фразовую речь.

Ход игры: воспитатель предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птицы, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т. п.). Дети должны ответить целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.

Тихо – громко

Цель игры: развитие координации движений и чувства ритма.

Оборудование: бубен.

Ход игры: воспитатель стучит в бубен тихо, потом громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные становятся впереди.

Что вы слышите

Цель игры: расширить словарный запас и развить фразовую речь.

Оборудование: ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба и т. п.

Ход игры: воспитатель за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и тому подобное, а дети должны отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными.

Определи по звуку, где игрушка

Цель игры: развивать координацию движений.

Оборудование: небольшая яркая игрушка или кукла.

Ход игры: дети стоят полукругом. Воспитатель показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребенок или уходит из комнаты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время воспитатель прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «Пора!» водящий идет к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребенку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, то хлопки стихают. По силе звука ребенок отгадывает, к кому он должен подойти. После того как будет найдена игрушка, водящим назначается другой ребенок.

Вариант. Дети сидят на стульчиках полукругом. Один ребенок водит (он уходит в другую комнату или отворачивается). Воспитатель прячет куклу. По сигналу водящий входит, а дети ему говорят:

«Кукла Таня убежала, Вова, Вова, поищи,

Как найдешь ее, то смело С нашей Таней попляши».

Если входящий оказывается в том месте, где спрятана кукла, дети громко хлопают в ладоши, если отдаляется – хлопки стихают. Ребенок находит куклу и пляшет с ней, все дети хлопают в ладоши.

Найди покупку по звуку

Цель игры: развить фразовую речь и расширить словарный запас.

Оборудование: коробки с горохом и различной крупой.

Ход игры: один ребенок-продавец. Перед ним две коробки (затем число их можно увеличить до четырех-пяти), в каждой – разный вид продуктов, например горох, пшено, мука и пр. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит продать ему крупу. Продавец предлагает найти ее. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужная ему крупа или другой требуемый товар. Воспитатель, предварительно познакомив детей с продуктами, помещает продукты в коробку, встряхивает и дает возможность детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.

Часовой на посту

Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве.

Оборудование: повязка на глаза.

Ход игры: посередине площадки чертят круг. В середине круга ребенок с завязанными глазами (часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит: «Стой!» Все останавливаются. Часовой идет на звук и старается отыскать, кто шумел. Найденный выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре-шесть детей, выбирается новый часовой, и игра начинается снова.

Где звенит

Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве.

Оборудование: колокольчик или погремушка.

Ход игры: педагог дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука отыскивают товарища.

2.2.        Развитие речевого слуха (речевые звуки)

При развитии речевого слуха работа также происходит от различения и узнавания к восприятию и представлению, от слухозрительного восприятия к слуховому восприятию.

Слухозрительное восприятие слова - это такое восприятие, при котором ребёнок не только слышит голос, но видит губы говорящего. Если же воспитатель стоит за спиной у ребёнка или закрывает лицо руками, слова различаются на слух. Существует также восприятие звуков с опорой. Этот процесс является не слуховым восприятием слова, а лишь различением и узнаванием.

Слухозрительное восприятие речи легче, чем восприятие на слух. Поэтому, если ребёнок затрудняется при восприятии слов на слух, нужно переходить к слухозрительному восприятию. Игры данного раздела учат детей прислушиваться к речевым звукам, соотносить их с предметами, картинками, учат звукоподражанию, развивают слуховое внимание.

Жмурки с голосом

Цель игры: найти товарища по голосу и определить направление звука в пространстве.

Оборудование: повязки. Возраст: 5–6 лет.

Ход игры: водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое, зовут водящего по имени. Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.

Угадай животное

Цель игры: закрепить понятия по теме «Животные и птицы», формировать правильное звукопроизношение.

Оборудование: картинки с изображением животных и птиц.

Ход игры: воспитатель держит в руке несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребенок берет одну картинку так, чтобы остальные дети ее не видели. Он подражает крику животного и его движениям, а остальные дети должны угадать, какое это животное.

Угадай, кто позвал

Цель игры: научиться определять товарища по голосу, развивать координацию движений.

Оборудование: игрушка-медведь.

Ход игры: играющие сидят. Один из них становится в центре круга и закрывает глаза. Воспитатель, не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь из играющих. Тот произносит имя стоящего в центре. Последний должен угадать, кто его назвал. Если стоящий в центре угадал, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто назвал его по имени. Если же он ошибается, воспитатель предлагает ему снова закрыть глаза, и игра продолжается. Дети разбегаются по площадке. По сигналу дети занимают свои места в кругу. Один ребенок остается в центре круга. Дети идут по кругу и говорят: «Мы немножко порезвились, По местам все разместились. Ты загадку отгадай, Кто позвал тебя, узнай!» Игра повторяется несколько раз. Игру можно проводить в другом варианте. Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребенок с мишкой. Педагог предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит

3.        Развитие тактильно-двигательного восприятия.

1)        .        Узнавание предметов на ощупь (ощупывающие движения)

2)        .        Узнавание предметов по контуру (обводящие движения)

3)        .        Опознание и различение свойств предметов (температура, вес, фактура)

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не

может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, т.к. оно лежит в основе чувственного познания. Первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве складываются именно с помощью тактильно-¬двигательного восприятия. Форма, величина, масса, пространственное расположение предмета познаются на ощупь, а рука учит глаз. На ощупь познаётся объёмная форма предметов, ощупывающее движение ложится в основу изображения предмета в лепке. Обводя предмет по контуру, выделяется его плоскостной образ из объёма, познаётся та форма, которая становится основной в рисовании.

Тактильное восприятие играет исключительную роль при определении таких свойств, как температура и вес. В данном разделе необходимо использовать игры на различение и представление. Опознание и различение предметов и их свойств идёт по-разному в зависимости от того, как даётся образец: зрительно, тактильно, двигательно или комплексно. Способы ориентировки: пробы сохраняют своё значение, но перцептивная ориентировка происходит с помощью не зрительных, а ощупывающих и обводящих движений.

Ход игры: воспитатель дает ребенку одну из бутылок в руки, он ощупывает ее. Затем воспитатель просит отдать бутылку, закрыть глаза, меняет бутылки местами. Ребенок открывает глаза и ищет бутылку, которая только что была у него в руках. Ребенок ощупывает бутылку, находит нужную. Воспитатель дает понятие : «Вода-холодная/теплая»

Найди такое

Цель: учить выбирать предметы на ощупь по образцу

Оборудование: коробка, парные предметы, повязка на глаза

Ход игры: воспитатель берет одну пару игрушек, осматривает их, выделяет их одинаковость. Потом проделывает тоже с другой парой. Опускает в коробку по одному предмету из каждой пары. Затем воспитатель показывает одну из оставшихся игрушек и просит найти такую же. Ребенок воспринимает игрушку только зрительно, не беря в руки. Ребенок ощупывает предметы в коробке с завязанными глазами. По мере усвоения игры количество предметов увеличивается.

Найди кукле(зайке) игрушку

Цель: учить выбирать предметы на ощупь по образцу форм и величине

Оборудование: кукольные туфельки разной величины, чашки разных величин, чудесный мешочек.

Ход игры: в мешочке лежат 2 туфельки большая и маленькая и 2 чашки большая и маленькая. Приходит кукла и просит найти ей вторую туфельку, показывая какую. Дети ищут в мешочке, примеривают. Тоже происходит с зайкой который хочет выпить чай из кружки. В конце воспитатель достает оставшиеся два предмета из мешочка, сравнивает с теми, которые нашли дети. Проговариваются слова «Больше/меньше»

Что лежит в мешочке?

Цель: продолжать осуществлять выбор по образцу, закреплять название геометрических фигур

Оборудование: парные объемные геометрические фигуры (круг-шар, квадрат-куб, треугольник-пирамида), ширма

Ход игры: за ширмой у воспитателя лежит один предмет из пары, ребенку предлагает ощупать его, а потом выбрать из предложенных двух, стоящих на столе. Ребенок выбирает не ощупывая вторично, а ориентируясь только на зрительное восприятие. При правильном выборе воспитатель демонстрирует предмет за ширмой, просит назвать фигуру.

Обведи, покажи (назови)

Цель : учить узнавать предмет по обводящему движению, осуществлять выбор по образцу, закреплять название геометрических фигур

Оборудование: парные объемные геометрические фигуры (круг-шар, квадрат-куб, треугольник-пирамида), ширма

Ход игры: такой же, что и в №8. Но ребенок не просто ощупывает предмет, а обводит его контур

Первый раз воспитатель помогает ему: берет руки ребенка в свои, учит одной рукой держать предмет, а другой (ведущей) вести по контуру. Вначале ребенку нужно предложить квадрат, при обведении останавливать руку на углах, подчеркивать повороты. Выбор либо из кубика и шара, либо шара и пирамиды.

Найди картинку

Цель: соотносить тактильно-двигательный образ предмета со зрительным, изображенным на картинке

Оборудование: набор предметов-игрушек и их изображение, чудесный мешочек

Ход игры: воспитатель размещает на коврике 3-4 картинки (в начале 2-3). Предлагает ребенку ощупать предмет в мешочке и показать его на картинке. Воспитатель побуждает детей к названию предмета на картинке. После чего воспитатель предлагает ребенку достать его из мешочка и показать всем, проверяя правильность выбора.

Угости зверюшек

Цель: осуществлять выбор на ощупь по речевой инструкции

Оборудование: чудесный мешочек, предмет для выбора (игрушки и натуральные объекты)

Ход игры: в мешочек складывается 3 предмета, кроме 2 нужных, 1-лишний, например: яблоко, морковка и кубик. К ребенку приходит зайка и просит : « Угости меня морковкой», ребенок ощупывает предмет в мешочке, находит морковку, называет и кормит зайку. Затем приходит ежик и просит ребенка угостить его яблоками.

Напои куклу

Цель: учить находить по словесной инструкции теплый и холодный предметы

Оборудование: 2 бутылочки с сосками с теплой и холодной жидкостью, кукла в коляске

Ход игры: воспитатель в возит коляску с куклой, она плачет. Воспитатель объясняет что кукла хочет пить и просит дать кукле бутылочку с теплым молочком. Ребенок выбирает из 2-х предложенных, бутылку с теплой жидкостью. Кукла успокаивается. Игру можно продолжить со второй куклой, которая попросит бутылочку с холодным молоком.

Где взять воду

Цель: научить соотносить свойства предметов с помощью тактильно-двигательного восприятия

Оборудование: чашка, два полных тазика с холодной и теплой водой (уголок экспериментирования)

Ход игры: воспитатель подзывает ребенка и просит наполнить чашку водой из любого тазика, затем подзывает другого и просит определить из какого тазика первый взял воду. Ребенок пробует воду в чашке, далее в тазиках и определяет соответствие. В конце игры воспитатель спрашивает : «Какая вода налита в чашке: теплая или холодная?»

Найти листик для рисования

Цель: учить выбирать лист для рисования заданной фактуры

Оборудование: лист бумаги, лист наждачной бумаги, карандаш, ширма

Ход игры: воспитатель предлагает познакомиться детей со свойствами бумаги: она белая, глаткая, рвется, мнется, на ней можно рисовать. Далее прячет за ширмой лист бумаги и лист наждачной бумаги, предлагает найти листик для рисования знакомого объекта. Ребенку предлагается гладить, мять, рвать оба листка, это получается только с правильно выбранным листом. После ребенку предлагается рисовать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы в организации адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Результаты адпатации детейОсновные составные части модели организации адаптационного периодаПеречень игр с описанием хода игрыПамятка для воспитателей групп раннего возрастаКонспект встречи воспитател...

Развитие перцептивных навыков у детей раннего возраста.

Один из ведущих факторов развития ребенка - активное его взаимодействие с окружающей средой, которое формирует систему восприятия. Ранний дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познан...

Система работы по развитию коммуникативных навыков у детей раннего возраста в ходе режимных моментов

Коммуникативно-речевое развитие детей раннего возраста – это процесс становления речевой деятельности, в ходе которого ребенок взаимодействует со взрослыми (сверстниками), используя при этом средства ...

Организация системы работы по сенсорному развитию детей раннего возраста в ДОУ

доклад на методическом обьединении воспитателей 2018...

Организация системы работы по сенсорному развитию детей раннего возраста в ДОУ

Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в пр...

Очет из опыта работы «Привитие навыков самообслуживания детям раннего возраста»

Очетиз опыта работы «Привитие навыков самообслуживания детям раннего возраста»...