Составление рассказа по сюжетной картине "Зима в лесу" в ходе творческой игры с магнитами
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Черемисина Людмила Павловна

Материал поможет организовать один из самых трудных видов детской деятельности по составлению рассказа по картине.

Составление рассказа по сюжетной картине является одним из самых эффективных средств развития речи дошкольников. Однако, зачастую, работая с сюжетной картиной, воспитатель старается решить одновременно несколько задач, напрямую не относящихся к речевому развитию:

- расширение кругозора,

- усвоение понятий математического развития (пространственной ориентации – вверху, внизу, в центре картины, сбоку и т.п.),

- знакомство с предметами и явлениями окружающего мира и т.п.

За этим теряется художественная сторона речи: в рассказе воспитателя мало прилагательных, почти нет сложных предложений, текст становится сухим, больше напоминая научное сообщение.

Оно и понятно, воспитателю трудно подготовить художественный текст, соответствующий содержанию определенной  картины. Еще труднее ребенку – он должен запомнить то, что рассказал воспитатель, воспроизвести текст или продолжить рассказ, начатый сверстником (это часто применяемый прием в ДОУ).

В представляемой мною методике работы с сюжетной картиной, мы попытались решить данные проблемы, используя отдельные приемы  технологии работы с сюжетной картиной (авторы И. Мурашковска, Т. Сидорчук, А. Кузнецова) и игру с магнитами.

После рассказа воспитателя, определения объектов картины, детям предлагаются магнитные объекты. Опираясь на магнит – подсказку, ребенку легче составить его описание, определить место его расположения на картине, проще составить рассказ с позиции объекта (его эмоционального состояния, настроения или черты характера). Дети легче принимают на себя ролевое поведение описываемого объекта, держа в руках его изображение (как будто одели маску или костюм при разыгрывании роли в сюжетно -ролевой игре). На начальных этапах работы с магнитным пособием, магнитные объекты располагаются поверх объектов, изображенных на картине.

Овладев навыками составления рассказа по картине, возможно усложнение задания, путем предоставления ребенку после её рассматривания, лишь фона, на котором удалены все объекты. Магнитные объекты раздаются детям, которые составляют рассказ без опоры на полную версию сюжетной картины.

Данный прием позволяет детям фантазировать, проявлять творчество, помещая объекты в непривычную для них среду, перемещая в пространстве, находя новые связи между объектами.

Составление рассказа без опоры на объекты (на фоне), заставляет дошкольников быть более внимательным к деталям окружающей обстановки, выстраивать логические цепочки и взаимосвязи объектов и окружающих их предметов.

Самое главное, что работа с магнитными объектами превращается в игру, т.к. магниты могут остаться в группе после проведения непосредственно образовательной деятельности и быть использованы в свободной игровой деятельности детей. В свою очередь, это способствует не только развитию речи дошкольников, но также игровых и коммуникативных навыков.

Алгоритм работы

1. Рассказ воспитателя по теме сюжетной картины (возможно использование звукового ряда для создания атмосферы погружения в картину).

2. Создание проблемной, воображаемой ситуации. Например, «Давайте представим, что это мы гости и попали на эту картину».

3. Что интересного вы увидели на этой картине, о чем мы не услышали во время рассказа? (ответы детей).

4. Кто из героев, изображенных на картине вам понравился больше всего?

5. Давайте представим, что вы – герои картины. По желанию дети выбирают героя – им выдаются магнитные объекты.

6. Творческая игра детей с магнитными объектами, фантазирование на тему сюжетной картины. Роль воспитателя – предлагает разнообразные приемы ТРИЗ для развития сюжета.

7. Каждый герой своим рассказом должен как бы перекинуть мостик к рассказу другого героя, «передать ему ответное слово».

 

 

Рассказ воспитателя по картине

«Зима в лесу»

Зима очень красивое время года. Особенно красиво зимой в лесу, когда стоит морозная погода, а под ногами похрустывает снег. Лес стоит волшебный, все тихо и торжественно. Деревья не черные и серые, а стоят нарядные укрытые снегом, словно белыми шалями. Тяжелыми белыми шапками покрыты темно-зеленые ветви ели. Иногда снег срывается с веток и рассыпается серебристой пылью. Лесные поляны теперь — как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги. И кто ни пройдёт по ним, всяк распишется: «Был здесь такой-то». Вот лисица идет по еле заметному мышиному следу, носом запах чует. А тут белка перебежала ей дорожку и, вздернув пушистый хвост, быстро взмахнула на белоснежную березу, спугнув бойких лесных синичек и красногрудых снегирей. Стряхнув серебряный иней, взлетели они стайкой и, точно румяные бусы, рассыпались по кустам. Сидят, нахохлились от холода, распушились, на шарики стали похожи. Тут же важно разгуливает ворона, смотрит, чем бы поживиться. Голодно птицам зимой в лесу.

Звери лесные в теплые норы забрались. Волки, лисы на охоту выходят, а медведь с осени как заляжет в берлогу, так и спит до весны.
Зимой все стараются укрыться от мороза, от холодного, ледяного ветра, и каждый по-своему зимовать приспособился: ёжик дремлет в норке, белка прячется в дупле, а лось привык закапываться в снег. Рысь притаилась в засаде, у крупного поваленного дерева, но охотится днем – не ее правило. В этом укромном месте она просидит до ночи.

Недолог зимний день. Наступает вечер. По опустевшему лесному царству зашумит, загудит, завоет холодный ветер. Все живое в лесу замирает в ожидании следующего дня.

По мотивам рассказов И. Соколов-Микитов

Автор: Г. Скребицкий и В. Чаплина, В. В. Бианки.

По результатам опроса детей –что больше всего понравилось и запомнилось из рассказа по этой картине – выдаются магнитные объекты. Сюжетная картина с объектами меняется на фоновую картину.

Воспитатель предлагает составить рассказ от имени внука и дедушки – лесника, которые пришли в лес на прогулку и ставит первый магнитный объект (мальчика с дедушкой), начинает рассказ, перекидывая сюжетную линию на объекты, находящиеся в руках детей. Дети должны рассказать о совеем объекте: кто он, что делает в зимнем лесу, как готовится к зиме, ставит магнитный объект на картину.

Возможное продолжение – фантазирование. Что еще мы можем увидеть в зимнем лесу.

Игра «Чего не бывает». Дети закрывают глаза, воспитатель размещает на картине магниты павлин, подснежник, енот, радуга, скворечник и пр.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление рассказа по сюжетной картине "Едем на автобусе"

Формированию навыков рассказывания в детском саду уделяется особое внимание. Уже с трехлетнего возраста детей обучают связным высказываниям, начинают подготовку к овладению двумя типами устной монолог...

Составление рассказа по сюжетной картине «Настоящий друг»

Конспект занятия по развитию  связной речи в подготовительной к школе группе (ОБЖ)...

Составление рассказа по сюжетной картине: «Мы играем в кубики"

Составление рассказа по сюжетной картине: «Мы играем в кубики"...

Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома» с придумыванием начала рассказа.

Составление рассказа по сюжетной картине «Один дома» с придумыванием начала рассказа....

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи детей 5-6 лет с ОНР «Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома» с придумыванием начала и конца рассказа»

Цель: учить детей придумывать рассказ по сюжетной картине с придумыванием начала и конца рассказаЗадачи:1.Формирование правильного речевого дыхания2.Закрепление форм Т.п. существительных;3.Обогащение ...

План-конспект занятия с детьми старшей группы с ТНР Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине «Одни дома» с придумыванием начала рассказа.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, физическая культура, здоровье, безопасность. Задачи: 1. Обучать детей навыкам составления рассказа по сюжетной картине, с придумыванием ...