Конспект по развитию речи " Зимующие птицы"
план-конспект занятия по развитию речи

Мухаметзарипова Гульшира Нигоматовна

С наступлением холодов часто можно наблюдать в небе стаи птиц. Это покидают наши края пернатые, улетая в тёплые края. Однако некоторые виды птиц остаются. Есть странные виды, которые прилетают в среднюю полосу России зимовать. А есть и вовсе удивительные, которые именно в холода выводят на свет потомство. Вот уж поистине настоящее геройство!
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию «Зимующие птицы» в  разновозрастной группе  с использованием ИКТ, здоровьесберегающих и игровых технологий.

Программное содержание:

Коррекционно-обучающие задачи: уточнять, обогащать, активизировать и актуализировать словарь по заданной теме, расширять знания о зимующих птицах, совершенствовать и развивать лексико-грамматический строй речи и навыки пересказа.

Коррекционно-развивающие: продолжать формировать навык аналитического слушания (узнавать птиц по голосу), фонематический слух, зрительное и слуховое внимание и восприятие.

Воспитательные: воспитывать потребность и необходимость заботливого отношения к зимующим птицам, желание подкармливать их регулярно.

Используемый материал: мольберт, предметные картинки с изображением зимующих птиц, мяч среднего размера, эмблемы с изображением вороны,   запись звуков зимнего леса, «птичьи следы», вырезанные из бумаги,

 Словарная работа: зима, зимующие птицы, птица, дятел, ворона, воробей, снегирь, голубь, корм, кормушка, грудка, клюв, оперение, туловище, крыло, хвост, зимовать, летать, клевать, порхать, чирикать, каркать, ворковать, кормить, зимний, зимующий.

Ход

Введение в игровую ситуацию

Организационный момент: Звучит CD с записью звуков зимнего леса.

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие в зимний лес. Путешествие будет веселым, но не легким. Закройте глаза  (Упр. для глаз, быстрыми движениями растираем ладоши до тепла и прикладываем к глазам на несколько секунд 2-3 раза) и представьте,  что вы оказались в зимнем лесу, послушайте звуки.

Актуализация знаний и фиксация затруднения:

Воспитатель: Что вы услышали?

Дети: Мы услышали, как вьюга воет; треск деревьев, пургу и т.д.

Воспитатель: В какое время года можно услышать эти звуки?

Дети: Эти звуки можно услышать зимой.

Воспитатель: Откройте глаза  и посмотрите . Что это?

Дети: Это следы.

Воспитатель: Кто их оставил?

Дети: Их оставили птицы.

Воспитатель: Чьи следы?

Дети: Это птичьи следы.

Открытие нового знания

Развитие ротового выдоха.  На уровне роста детей расположен большой макет сугроба, на нем предметные картинки с изображением птиц, прикрытые новогодним “дождиком”. Необходимо подуть на “сугроб” так, чтобы от выдоха мишура раскрылась, и дети смогли увидеть птиц.

Воспитатель следит за правильностью ротового выдоха.

Воспитатель: А теперь давайте попробуем узнать птиц по голосу? (Дети слушают и узнают голоса птиц. На слайд выводится изображение птиц).

Воспитатель: Вы правильно узнали все голоса птиц

 Давайте мы поговорим на языке синицы Ц-Ц-Ц-Ц… А теперь на языке дятла Д-Д-Д-Д…А теперь, как сорока Ч-Ч-Ч-Ч… А сейчас как воробей ЧИК-ЧИРИК…

Как можно назвать птиц, которые остаются зимовать?

Дети: Зимующие птицы.

Воспитатель: Теперь  поиграем в игру « Эрудиты»?

- Почему эти птицы называются зимующими?

- Где они живут?

- Чем питаются зимующие птицы?

- Почему зимующим птицам трудно зимой?

- Кто помогает птицам зимой?

(Дети отвечают на вопросы Воспитатель).

Воспитатель: Зимой птицам холодно и голодно. Люди помогают птицам, строя для них кормушки. Давайте вместе смастерим кормушку для наших пернатых друзей.

Пальчиковая гимнастика «Кормушка» (сл. Шестериковой).

Ребята дощечки пилили, пилили.                    пилящие движения ребром ладони

И дружно кормушку для птиц мастерили.   стучать кулаком по ладони  

В нее мы насыплем для птиц угощенье:        растирание подушечек пальцев

Немного семян, и остатки печенья,                загибаем пальцы

Сушеные фрукты и хлебные крошки            «очки» подносик к глазам

И сала на ветки развесим немножко.

А чтобы на птичий обед посмотреть            «пальчики шагают», указательный

Чуть-чуть отойдем, и не будем шуметь.       палец поднести к губам.

Воспитатель: Кто прилетел к нашей кормушке? (дети отгадывают загадки, при этом один ребенок отыскивает изображение – отгадку на магнитной доске).

Очень шустрый, суетливый,

Разговорчивый, крикливый.

По дорожке прыгает,

«Чик-чирик!» - чирикает.

                         (Воробей.)

Костюмчик пёстрый,

Носик острый.

Сам небольшой –

Доктор лесной.

                        (Дятел).

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдёт приют:

Не боится он простуды,

С первым снегом

Тут как тут.

                     (Снегирь.)

   Чёрненькая шапочка,

   Тоненькие лапочки.

   Галстук есть у птицы

   Кто она?...

                           (Синица)

Воспитатель: Что общего в строении у всех птиц? 

Дети: 2 крыла, 2 лапы, хвост, круглая голова, овальное туловище, перья, пух.

Воспитатель: Чем они отличаются друг от друга? 

Дети: размеры, окраска, оперенье.

Воспитатель: Вокруг себя все повернитесь и в ворон все превратитесь! (прикрепить эмблемы  ворон каждому ребенку)

Физминутка.  Игра «Вороны».

Возле ёлочки зелёной

Скачут, каркают вороны.

Кар-кар-кар (2 раза)

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали.

Кар-кар-кар (2 раза)

Лишь к утру, они стихали

И тихонько засыпали.

Кар-кар-кар (2 раза)

Чтение сопровождается имитацией движений.

Воспитатель: Вокруг себя покружились и в детишек превратились.

Выполнение пробного действия в аналогичной ситуации

А теперь поиграем в игру « Один-много, много-один».

(Игра с мячом)

Сорока - …(сороки, много сорок).           Сороки - … (сорока).

Ворона - … .

Воробей - … .

Снегирь - … .

Синица - … .

Птица - … .

Грудка - … .

Крыло - … .

Рефлексия. Итог. 

Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу. Скажем волшебные слова: «Вокруг себя покружись и в детском саду окажись!» Где же мы с вами были? Кого мы там видели? Какие трудности испытывают птицы зимой? Чем люди могут помочь зимующим птицам? (Ответы детей.)

Положительная оценка деятельности детей.

Сюрпризный момент: зимующие птицы дарят вам свои следы, чтобы вы никогда не забывали им помогать!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКДОУ «Карасевский детский сад» Воспитатель разновозрастной группы Мухаметзарипова Г.Н.

Слайд 2

Актуальность В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц, удалось установить, что не все дети знают зимующих птиц.) Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

Слайд 3

Цель : расширение и обогащение знаний о зимующих птицах. Задачи : 1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц. 2. Пополнить развивающую среду группы материалами и оборудованием по теме проекта. 3. Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Слайд 4

Ожидаемый результат: - у детей сформирована система знаний о зимующих птицах; - созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц. -у детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.

Слайд 5

Кто прилетит на кормушку?

Слайд 6

Скачет шустрая синица, Ей на месте не сидится. Прыг-скок, прыг-скок, Завертелась как волчок. А. Барто

Слайд 7

Выбегай поскорей, Посмотри на снегирей! Прилетели, прилетели! Стайку встретили метели, А Мороз Красный Нос Им рябинки принес. А. Прокофьев

Слайд 8

Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. С. Есенин

Слайд 9

Вкруг ствола большой сосны шишки на снегу видны. Здесь на кузнице затратил много сил проворный ….

Слайд 10

Трещала с самого утра: «По-р-ра! По-р-ра!» А что пора? Такая с ней морока. Когда трещит….

Слайд 11

Вот ворона сидит на заборе. Все амбары давно на запоре. Все обозы прошли, все подводы, Наступила пора непогоды. Суетится она на заборе — Горе ей, настоящее горе! Ведь ни зернышка нет у вороны И от холода нет обороны. Н. Рубцов

Слайд 12

Протянула я ладошку - На ладони хлеба крошки. Прилетали голубки Смело брали хлеб с руки. Важно рядышком гуляли, Меж собою ворковали, Все вели свою беседу, Чтоб еще найти к обеду

Слайд 15

Конкурс поделок «Мастерим кормушки для птиц»

Слайд 16

Взаимодействие с родителями Оформление папки – передвижки «Зимующие птицы». Буклет – памятка «Покормите птиц зимой» Конкурс поделок «Мастерим кормушки для птиц» Родители приняли активное участие в акции «Они остались зимовать, мы им будем помогать». Вместе с детьми родители сделали кормушки для птиц, развешивали их на деревьях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи "Зимующие птицы"

Используется на занятие отрывок из мульсфильма с песней "Кто такие птички?"; дидактическое упражнение "Кто лишний?"; дидактическая игра "Кто больше?"; упражнение на слуховое восприятие "Голоса птиц", ...

конспект занятия по развитию речи "Зимующие птицы"

Использую мультфильм с прослушиванием песни "Кто такие птички"; дидактическое упражнение "Кто лишний?"; дидактическая игра "Кто больше?"; физ минутка "Сказочные птички"; упражнение на слуховое восприя...

Конспект НОД по развитию речи «Зимующие птицы» в подготовительной группе

1.                Закрепить представление детей о зимующих птицах.2....

Конспект НОД по развитию речи «Зимующие птицы» в подготовительной группе

1.                Закрепить представление детей о зимующих птицах.2....

Конспект НОД по развитию речи "Зимующие птицы"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию для детей 4-5 лет...

Презентация к занятию по развитию речи "Зимующие птицы" в средней группе.

Есть "зимующие птицы", которые живут с нами летом и остаются жить рядом с нами и зимой, а есть птицы - гости, их называют "кочующими", они прилетают к нам зимой с далёкого холодного севера....