Конспект игры-викторины "Со словечком поиграем, много нового узнаем"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Татьяна Михайловна Тестова

Увлекательная игра для детей подгготовительной группы на закрепление многозначных слов, синонимов, антонимов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №34 «Чиполлино» р.п. Выездное

План - конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи

(в рамках реализации проекта "Со словечком поиграем-много нового узнаем" для детей старшего дошкольного возраста)

Игра - викторина

«В мире слов»

Провела воспитатель

МБДОУ Д/С №34

«Чиполлино» р.п. Выездное

Тестова Татьяна Михайловна

                                                       Р.п. Выездное  2019 года

План - конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи

(в рамках реализации проекта "Со словечком поиграем-много нового узнаем" для детей старшего дошкольного возраста)

Игра - викторина «В мире слов»

дата проведения 28 марта 2019 года.

Цель: обогащение и активизация словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста, используя игровую деятельность в изучении многозначных слов.

Задачи:

  1. Познакомить детей со словами-друзьями, словами-недругами, словами-близнецами,  «многозначные слова», показать различие между многозначными и однозначными словами.
  2. Обогащать словарный запас детей, формировать выразительность речи.
  3. Развивать образное мышление, языковую культуру, умение сравнивать и анализировать.
  4. Воспитывать интерес и любовь к родному языку.

Материал: эмблемы; картинки-символы к многозначным словам (золотой, острый); предметы, обозначающие разное значение многозначных слов (ёжик, ёлка, швейная иголка, шприц; гриб, кукла, стол, лампа); предметы, не относящиеся к данным многозначным словам;


Ребята, отгадайте, пожалуйста загадку.

Крыльев нет, 

А быстро летаю, 

Сам меня выпустишь — 

Да потом не изловишь. 

Ответ: Слово 

Ребята, сегодня в нашей группе проводится игра-викторина "В мире слов".

Чтобы нам посоревноваться нам нужно разделиться на две команды. Как это можно сделать?

Рассчитаться на 1-2, бросить жребий, разделиться на мальчиков и девочек…(делимся на команды, рассаживаемся на стульчики)

Еще нам необходимо жюри, которое будет следить за правильностью ответов и присуждать очки. Нашим жюри сегодня будут…

Ребята, мы с вами говорили, что русский язык очень богат. В нем есть слова друзья.  Что это за слова?

Это слова, которые произносятся по-разному, но близкие по значению. Например: малыш: карапуз, ребенок…

Есть слова недруги.  Что это за слова?

Эти слова противоположные по смыслу. Например: большой-маленький… Начнем мы нашу игру со слов недругов. Первый конкурс «Разминка»

Слова-неприятели.

1 Разминка. Игра «Скажи наоборот».

  1. Каждая команда проходит через волшебные ворота, при этом каждому участнику называется слово, а он должен назвать слово – неприятель(антоним): добро - зло, трудно - легко, толстый - тонкий, мир - война, ругать - хвалить...

  1. Следующий наш конкурс «Собери пословицу»

На доске находятся картинки. На них зашифрованы пословицы. Нужно найти две картинки от одной пословицы, произнести ее и назвать слова-неприятели если таковые в ней есть.

Какие еще пословицы со словами-неприятелями вы знаете?

Ласточка день начинает, а соловей заканчивает

Знай больше, а говори-меньше

Мир строит, а война рушит

Корень ученья горек, а плод-сладок.

Подальше положишь, поближе возьмешь.

Лучше свое отдать, нежели чужое взять.

Меньше говори, а больше делай.

Труд кормит, а лень портит.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

Герой воюет, а трус горюет.

Слова -приятели.

Переходим к следующим необычным словам русского языка-словам-приятелям. Что это за слова?

Это слова, которые звучат по-разному. Но обозначают одно и то же. Например: большой, огромный…

  1. Следующий наш конкурс «Подбери друга».

На магнитной доске находятся предметные картинки. Члены команд по очереди подходят к доске и берут одну картинку в том случае, если смогут назвать два значения одного и того же предмета.

 Школьник, бегемот, собака, врач, луна, дом, забор, солдат, конь, помидор, дорога, огонь, ребенок, медведь, заяц, дождь.…

Стол, кровать, карандаш, дерево…

  1. Следующий конкурс тоже связан со словами-приятелями.

 Называется он «Аукцион».

Нужно подобрать как можно больше слов-приятелей к слову, которое я назову. Команды будут называть слова по очереди. Чья команда назовет последним слово-приятель, та и получает очко.

Смелый, храбрый, бесстрашный, отважный, мужественный, героический, неустрашимый, доблестный, решительный, дерзкий, безбоязненный;

Красивая – прекрасная, хорошенькая, замечательная, пригожая, милая, очаровательная, прелестная, восхитительная, обворожительная, миловидная, миленькая.

Грустный- печальный, невеселый, безрадостный, горестный, скорбный, тоскливый, удрученный, унылый, подавленный, жалобный, горестный.

Умный-мудрый, сообразительный, сметливый ,смекалистый, находчивый, смышленый, догадливый, изобретательный, вещий, башковитый.

5.  Закончите четверостишие словом, близким по значению слову, данному в скобках.

Я трудился не напрасно

И запомню навсегда:

Хлеб вкуснее не от масла,

Хлеб вкуснее от… (работы) (труда).

  • Золотистые копны соломы

На токах колхозных лежат.

И ребята дорогой знакомой

На занятия в школу… (торопятся) (спешат).

  • Листья в поле пожелтели,  

И кружатся, и летят;

Лишь в бору поникшие ели

Зелень мрачную… (берегут) (хранят).

  • С развеселой звонкой песней

Мы идем на лыжный кросс.

Воздух чистый, день чудесный!

Не пугает нас…  (холод) (мороз)

Физкультминутка "Кривое зеркало" - ведущий показывает движение, дети выполняют движение наоборот (например, ведущий наклоняется вправо, а дети - влево, наклоняется вперёд, а дети назад и т.д.)

Следующий наш конкурс «Многозначные слова».

Ребята, а что такое многозначные слова?

-Это слова, которые звучат одинаково, но имеют много значений.

-Какие многозначные слова вы знаете?

-Шляпки, ножки, ручки…

6. Следующий наш конкурс игра-эстафета «Подбери картинки к многозначному слову».

на столе разложены картинки, обозначающие разное значение многозначных слов (иголка, ручка). Одна команда "отбирает - иголки", другая - "ручки" (затем объясняют свой выбор).

Картинки:

Иголка- ежик, игла, шприц, рыба, кактус, елка, кнопка, циркуль, дикобраз, роза

Ручка-чемодан, человек, авторучка, зонтик, сумка, дверь с ручкой, холодильник, шкаф, кастрюля, сковорода,

7. Следующий наш конкурс конкурс "Ярмарка слов"

1. Командам по очереди выставляются картинки-символы к многозначным словам ( одной команде - золотой, второй - острый).

Вопросы: Какое слово спрятано? Почему так решили?

золотой - (золотая осень, кольцо из золота, у мастера золотые руки, девочка с «золотыми» волосами, )

острый-(острый нос у буратино, перец, ножик, человек с перевязанной щекой.)

Слова-близнецы.

Ребята, а что такое слова-близнецы?

Это слова одинаковые по звучанию, но разные по значению. Например: коса, лук.

8. Следующий наш конкурс

Игра «Засели домик».

Вот стоит высокий дом

Новоселье скоро в нем

Ты подумай не спеши

И жильцов в дом засели.

В этом доме живут ключи, а в этом краны,(косы, лук…)

9. Ребята, я хочу поиграть с вами в игру “Вопрос от меня – ответ от тебя”

1. Каким ключом нельзя открыть замок? (который бьет из земли)

2. Какую соль не кладут в суп? (ноту соль)

3. Из какого крана не льется вода? (из подъемного)

4. Какой лук не кладут в суп? (оружие)

5. Какая гусеница не годится для трактора? (насекомое)

7. Какой кистью не покрасишь стену? (виноградной)

8. Каким бором не вылечишь зуб? (сосновым)

9. Какие рукава поливают воду? (пожарные рукава)

10. На каких полях не растет пшеница? (на тетрадных)

11. Какой лопаткой не вскопаешь грядки? (на спине)

12. Какой журавль никогда не летает? (у колодца)

Подведение итогов.

  • 5. Игра «Найдите лишнее слово»

Ход игры: Педагог называет несколько слов, а дети должны найти лишнее, т.е. слово, которое не подходит к другому по смыслу.

Примерный набор слов:

Храбрый, звонкий, смелый, отважный.

Умный, большой, громадный, крупный.

Горячий, раскаленный, тяжелый, жаркий.

Морозный, холодный, здоровый, ледяной

  • 6   Игра «Кто внимательнее?»

Ход игры: на доске записаны пары слов, необходимо определить синонимы это или антонимы. За каждый правильный ответ дети получают фишку. У кого больше фишек, тот и выиграл.

Азбука – алфавит, утро – вечер, беда – горе, ночь – день, война – мир, холод – жара, конец – начало, труд – работа, врач – доктор, радость – печаль, ураган – буря.

6. Игра «Подбери слово»

Дети образуют круг, в центре круга водящий (воспитатель). Водящий предлагает детям повернуться к ней спиной и тот, кто из детей догадается, поворачивается в круг, с помощью наводящих вопросов дети отгадывают задуманное многозначное слово.

Нос: орган на лице у человека , морде животного; передняя часть лодки, корабля, самолёта; клюв птицы.

Язык: орган в полости рта человека, животного; стержень из металла, ударяющий о стенки колокола; есть у костра).

Острый: отточенный , хорошо режущий, колющий; нос у Буратино; нож которым можно порезаться.

Золотой: цвет блестяще - желтый (кудри, осень); человек который может выполнить любое дело хорошо, из него делают украшения для мамы.

игра «Скажи наоборот».

Худой-толстый

Здоровый-больной

Щирокий-узкий

Длинный-короткий

Громкий-тихий

Горячий-холодный

Тяжелый-легкий

Добрый-злой

Высокий-низкий

Белый-черный

сильный-слабый

твердый-мягкий

Пустой-полный

Жесткий-мягкий

Сухой-мокрый

Голодный-сытый

Грязный-чистый

Храбрый-трусливый

Сладкий-горький

Короткий-длинный

Быстрый-медленный

Узкий-широкий.

Уронить-поднять

Поссориться-помириться

Открыть-закрвть

Вверху-внизу

Внутри-снаружи

Друг-враг

День-ночь

Утро-вечер

Загадки о словах-близнецах.

Может хоть потоп устроить,

Хоть в стакан воды налить,

Стоэтажный дом построить,

И состав остановить.

(кран)

Есть она у чемодана

И у школьницы любой,

Есть у двери ресторана

И у чашки голубой.

(ручка)

Кто с него снимает кожу,

Будет в три ручья реветь,

Без него стрела не сможет

До мишени долететь.

(лук)

Летом зеленел на грядке,

Наземь осенью упал,

Есть и в книжке, и в тетрадке,

Даже музыку писал.

 (лист)

Знает скотовод бывалый,

И девчонка, и река,

Что бывает из металла,

Из волос, и из песка.

(коса)

Может напоить водою,

Может гайку отвинтить,

А еще замок откроет,

Чтоб хозяев в дом впустить.

(ключ)

Кто на птичий двор нагрянет

Поживиться петушком

И охотника обманет,

Но не сладит с грибником?

(лисичка)

То она поет побудку,

То по ней вода течет,

Вылететь в нее – не шутка,

А совсем наоборот.

(труба)

Ношу их я на носу,

И их команде принесу.

(очки)

Я найду на елке,

И дырку я зашью.

(иголкой)

То в оркестре примостится,

То на поле расцветет,

То вдруг сам себя побьет.

 (колокольчик)

На первой хозяйки все жарят и варят,

Вторую сластенам на праздники дарят,

Становится третья в квартире стеной,

Она ж потолок над твоей головой.

(плитка)

Первой рисуют, в краски макая,

Пальцы, ладонь- все вместе- вторая.

Третья и пояс, и шарф украшает

Да и у рыси на ушках бывает.

Ну а четвертой детишки все рады,

Много ведь ягодок в ней винограда.

(Кисть)

Кривулечка кривая,

А весь мир питает.

И обувь обувает.

(ложка)

Есть у дерева и зуба.

(корень)    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия «Мы на море побывали, много нового узнали»

Конспект физкультурного занятия «Мы на море побывали, много нового узнали»  для детей старшего дошкольного возраста...

«Мы на море побывали, много нового узнали»

Конспект физкультурного занятия в подготовительной группе....

Конспект физкультурного занятия в старшей группе детского сада "Мы на море побывали, много нового узнали"

Конспект физкультурного занятия занятия "Мы на море побывали, много нового узнали"....

НОД "Мы уже большие стали, много нового узнали!"

Интегрированное занятие в логопедической группе с использованием ИКТ...

Как начать разговор с ребёнком по душам и узнать о ребёнке много нового?

какие вопросы следует ребёнку задавать перед сном?...