Отчёт о речевом развитии детей младшей группы.
материал по развитию речи (младшая группа)
Отчёт из опыта работы " Устное народное творчество в развитии речевой активности деттей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РАЗДОЛЬНЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 1 «ЗВЁЗДОЧКА»
Отчет по теме:
«Устное народное творчество в
развитии речевой
активности детей»
Подготовила
воспитатель:
Гончар О.В.
пгт. Раздольное
2020г.
В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достижением человечества - речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребёнок многое усваивает путём непосредственного подражания окружающим его людям. Взрослые, находящиеся рядом с ребёнком должны приложить немало усилий, чтобы детская речь развивалась правильно и своевременно.
Набирая малышей, я обратила внимание что, многие дети из моей группы плохо разговаривают, у них нарушено звукопроизношение, у некоторых разговорная речь практически отсутствовала, словарный запас был скуден и невелик, общение со сверстниками и взрослыми велось в основном односложными словами и строилось или в виде просьбы, или на неречевых средствах (мимике, жестах, интонации).
Неоценимую роль в развитии речевой активности детей я возлагала на русский народный фольклор т. к. он расширяет знания ребёнка об окружающем мире, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Фольклорные произведения очень хорошо воспринимаются детьми благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Прекрасным речевым материалом для меня явились народные сказки, потешки, заклички, песенки, которые можно было использовать как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно - партнёрской деятельности с детьми.
Особенно эффективно было использование малых фольклорных форм в период адаптации детей к новым для них условиям. Для обеспечения вхождения нового ребёнка в группу и лучшего знакомства с ним использовала потешки, в текст которых надо было подставлять имя:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Анечка хорошая,
Анечка пригожая.
Знакомство детей с народными потешками я начала с рассматривания иллюстраций, картинок в книгах, игрушек. Потешки очень понравились ребятишкам. Они привлекли детей звучностью, напевностью, ритмичностью и вызвали желание слушать, повторять и запоминать занимательный текст. Для привития внимания я использовала все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, эмоциональность, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога. Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети легко их запоминают и вводят в свою речь. Ценность потешек состоит в том, что в них слова можно соединять с действиями.
Совушка сова, большая голова
На дереве сидит,
Во все стороны глядит,
Да как полетит. Уф, уф, уф.
Потешки не только легко запоминаются, но ещё легко и инсценируются. Ребятишки с удовольствием участвуют в показе, используя простые атрибуты
Чики, чики, чикалочки.
Едет Максим на палочке,
Танечка в тележке
Щёлкает орешки.
Чтение потешек, в которых упоминаются имена детей вызывает у них радость. Вначале ребятишки с удовольствием слушают незнакомый тест, а потом хором все вместе повторяют его за воспитателем.
Потешки я использовала для развития речи, для обогащения словаря, для развития познавательных способностей и для овладения диалогом.Чтение, заучивание, обыгрывание даже одного диалогического фольклорного текста помогает детям освоить вопросительную интонацию.
Воспитание звуковой культуры речи я осуществляла через проведение пальчиковых игр с опорой на фольклорный материал. Детям эти игры очень нравятся.
Они хорошо запомнили к концу года текст таких потешек, как: «Идёт коза рогатая», «Этот пальчик дедушка», «Сорока ворона», «Мы капусту рубим», «Стали мы гостей созывать». К концу года многие ребятишки стали проговаривать слова чётче и яснее.
Учитывая, что звуковая культура речи – это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание я обращаюсь к такому виду народного творчества, как колыбельные песни и заклички.
Колыбельный напев и песни ребятишки услышали от меня в первые дни посещения детского сада. Когда им приходилось оставаться на тихий час. Детей трудно было уложить в кровать, они сильно плакали. Приходилось покачивать и напевать колыбельную. Дети, даже не понимая многие слова, слушали, успокаивались и потихоньку засыпали.
Сейчас они сами поют колыбельные песни, укладывая дочек спать. Сложив руки на груди, качая куклу, они поют и про серого волчка, про котика кота.
Заклички я применяю, когда выходим на улицу. Заклички ценны тем, что очень быстро запоминаются, и дети проговаривают их при любом удобном случае хором.
Солнышко - колоколнышко
Выгляни в окошко,
Твои детки плачут,
По лавочкам скачут.
Или
Дождик, дождик
Дождик лей,
Будет травка зеленей.
Трудно представить мир ребёнка без сказки. Сказка, придя к человеку в детстве, остаётся с ним навсегда. Почти каждый день я читаю детям сказки. Слушая русские сказки «Три медведя», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Колобоко» и др., дети овладевают языком своего народа.
Для усвоения слов и обогащения словарного запаса рассматриваю с ними красочные картинки, даю возможность самим пересказывать сказку, используя сюжетные иллюстрации, договаривая окончание текстовых фраз (Катится колобок по дорожке, а навстречу ему). Дети с удовольствием участвуют в театрализации сказок: сказок «Колобок», «Репка», «Теремок», песни «Жили у бабуси», проявляя все свои речевые знания, эмоциональные качества.
Зная, что двигательная функция у маленьких детей является ведущей, я даю им возможность побегать, пошалить, покричать и провожу с ними народные игры, которые способствуют развитию у детей памяти, внимания, сообразительности, быстроте интеллектуальных, физических реакций.
Наши малыши любят играть в «Курочку хохлатку», «У медведя во бору», «Колпачок», «Каравай», «Во поле берёза стояла», «Гуси - гуси» .
Организованную образовательную деятельность с использованием русского фольклора я рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. На глазах у детей сама наряжаюсь в бабушку, разговариваю за зверей разными голосами, привожу с собой разные игровые персонажи-петушка, ёжика, собачку Жучку. Введённая игровая мотивация побуждает детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества (отвечать на вопросы воспитателя, отгадывать
Большое значение для развития речи малышей играет специальная организация предметно - развивающей среды.
В нашей группе есть подбор книг с фольклорными произведениями, атрибуты для театрализации, персонажи пальчикового театра, наборы сюжетных картинок и дидактических игр по сказкам, образные игрушки, народные музыкальные инструменты. Всё это даёт детям возможность самостоятельно учиться, повышает их активность и уровень познавательно-речевого развития.
В результате проделанной работы я отметила, что к концу года у большинства детей улучшилось звукопроизношение, что дети умеют отвечать на несложные вопросы, свободно общаются со взрослыми и сверстниками, пользуются формами речевого этикета, сопровождают речью игровые и бытовые действия. Дети знают стихи, потешки, песенки, сказки и с удовольствием их рассказывают и поют.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/21/picture-643146-1434890486.jpg)
Образовательная деятельность по познавательно - речевому развитию детей младшей группы "Поможем медвежонку"
Образовательная деятельность по познавательно - речевому развитию детей младшей группы "Поможем медвежонку"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/28/picture-962201-1543437159.jpg)
Картотека дидактических игр по речевому развитию детей младшей группы
Предлагаю Вашему вниманию картотеку дидактических игр по речевому развитию детей младшей группы....
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/12/picture-1115787-1568316240.jpg)
Предлагаю Вашему вниманию картотеку дидактических игр по речевому развитию детей младшей группы.
*Предлагаю Вашему вниманию картотеку дидактических игр по речевому развитию детей младшей группы....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/17/picture-347166-1384699595.jpg)
Индивидуальные консультации для родителей по речевому развитию детей младшей группы.
Индивидуальные консультации для родителей по речевому развитию детей младшей группы....
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/09/picture-1330337-1681060569.jpg)
Занятие по речевому развитию детей младшей группы
Формирование звуковой выразительности речи детей младшего возраста через игровую деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/07/picture-872906-1483784396.jpg)
Конспект НОД по познавательному и речевому развитию детей младшей группы на тему: "Поможем колобку"
развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста...