Статья " Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитания"
статья по развитию речи (средняя группа)

Скрябина Светлана Николаевна

" Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитания"
В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей, всё больше проявляется интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины.
 Дети в дошкольном возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. В этом возрасте происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.
Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Так, одним из них в ДОО стала работа по созданию мини — музея.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали его «мини-музей». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Особенностью создания мини-музея в детском саду является то, что в его создании участвуют дети, педагоги и родители. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящем музее трогать ничего нельзя, а в мини-музее не только можно, но и нужно. Его удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции, причем не, только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый экспонат мини-музея – это результат совместного творчества воспитателя, детей и родителей.
Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра.
Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.
Роль мини-музея в патриотическом воспитании велика:
• помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры;
• способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности;
• позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.
Интерес к народным традициям может отражаться и в детских рисунках, лепке, другой изобразительной деятельности. Для проверки сформированных у детей представлений через ознакомление с народными традициями используются разнообразные методы: беседа, наблюдение за детьми, создание специальных педагогических ситуаций, организация полезной деятельности детей, беседы с родителями. Родители и дети пробуют себя в роли дизайнеров, художников, экскурсоводов.
Цель мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами.
Задачи:
• воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;
• формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• воспитание уважения к труду;
• развитие интереса к русским традициям и промыслам;
• усвоение элементарных знаний о правах человека;
• расширение представлений о городах России;
• знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются в процессе осуществления всех видов детской деятельности: в ходе непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, игр, труда.
Наилучшие результаты могут быть достигнуты только при условии активной деятельности детей. Детское любопытство и неусидчивость выражаются в стремлении потрогать, почувствовать, подержать предметы и особенно посмотреть, как они работают. Воспитанники являются соавторами и творцами, что позволяет значительно расширить кругозор ребенка. Мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.
Особое внимание обращаю на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.
Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.
Лучшей формой закрепления и осмысления, полученных в музее впечатлений и знаний выступает творческая работа, как самый естественный для детей способ освоения информации.
Исключительно важное место в работе мини-музея занимают занятия-экскурсии. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старшей дошкольной группы. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
В настоящее время является актуальным региональный подход в воспитании и обучении детей. Это обусловливается социально-педагогическими потребностями современного общества и состоянием проблемы народной педагогики. Условиями возрождения и дальнейшего развития традиций народной педагогики является осмысление значимости русской народной игрушки в системе дошкольного образования. Народные игрушки чрезвычайно быстро исчезают из детства, предпочтение отдаётся иностранным игрушкам (куклам Барби, роботам и др.).
Наше желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.
Где расположить мини - музей ?
Народная мудрость гласит : " Кто хочет -ищет возможности ,
кто не хочет - ищет причины".
Даже в тесных условиях можно найти место для организации мини-музея. Это может быть картонная ширма - раскладушка, используемая как передвижной мини-музей. У любого места расположения могут быть и плюсы и минусы.Идеальных условий нет.
Мини - музей можно разместить и в группавой комнате , в раздевалке ,в изостудии, в холлах.
Тематика мини - музеев разнообразна :
" Город мастеров"
"Мини -музей книги "
"Игрушки -забавы"
"Мой родной город"
"Наша Родина Россия "
"Народные куклы" и тд.
Таким образом, мини-музей, созданный руками педагога, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину. Главное, что мини-музеи могут стать неотъемлемой частью развивающей предметной среды детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_nravstvenno.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по нравственно - патриотическому воспитанию в старшей группе
                   " Мой город"
Воспитатель :  Скрябина Светлана Николаевна ( первая квалификационная категория)
Цель : Закрепить и расширить знания детей о родном городе: название города ,основные достопримечательности. Познакомить с историей возникновения города ,его названия ,названия улиц.
Закрепить знания детей о подвиге города и его жителях во время ВОВ.
Учить ориентироваться на картосхеме города.
Воспитывать чувство гордости за свой город ,его людей ,чувство восхищения красотой родного города ,любовь к нему ,желание сделать его еще красивее.
Предварительная работа : Экскурсия по городу ,походы в музеи,театр,пакрк культуры и отдыха ,рассматривание видеозаписей ,слушание аудиозаписей песен о родном городе,рассматривание иллюстраций ,фотоальбомов и видами родного города,беседы,рассказы воспитателя ,чтение литературы об истории родного края ,разучивание стихов и песен о городе , продуктивная деятельность (изготовление макетов,аппликация ,рисование)
Оборудование : Макет воздушного шара ,выставка фотоальбомов ,литературы ,картосхема " панорама города",аудио - видеозаписи ,материалы к аппликации "Воздухоплавание"
                                                  ХОД НОД :
Дети входят в зал.
Воспитатель : - Здравствуйте дорогие великолучане .
(дети отвечают)
Воспитатель : - Почему вас так можно назвать ?
Дети : - Мы живем в городе название которого - Великие Луки.
Воспитатель : - Правильно .Вы родились в этом городе и здесь живете. Эта ваша малая Родина. И всех ,кто живет в Великих Луках называют великолучанами .
- Ребята ,что по- вашему ,значит " город" ,что в нем есть ?
Дети :- В городе много многоэтажных домов ,широкие улицы и площади ,есть театр ,школы,больницы,магазины ,различные предприятия ,парк культуры и отдыха,много памятников ,есть фонтаны и многое другое.
Воспитатель : - Сегодня я предлогаю вам посмотреть на наш город с высоты птичьего полета . Мы полетим на воздушном шаре и послушаем песню о нашем городе .
( звучит фонограмма песни ,дети заходят в корзину воздушного шара и садятся на стульчики)
Воспитатель : - Мы приземлились в городском парке в районе Крепости . Скажите ,ребята ,у вас бывает день рождения ?
( ответы детей)
Воспитатель : - Как вы думаете ,а есть ли день рождение у города?
( ответы детей)
Воспитатель : - Вы правы . У нашего города тоже есть день рождения . И в этом году городу Великие Луки исполнится 850 лет. Наш город не всегда был таким большим и красивым . Много веков назад на берегу реки Ловать появилось небольшое поселение ,которое носило название "Луки". Оно было обнесено бревенчатой стеной ,внутри которой располагалась крепость . Внутри крепости находились различные постройки ,а люди занимались всевозможными ремеслами и торговлей. Постепенно город разрастался ,люди селились за пределами крепости.
Город Луки находился на стыке Новгородского,Псковского и Полоцкого княжеств ,поэтому он всегда был втянут в борьбу между ними. Город разорялся ,горел и вновь отстраивался .
В истории России Великим Лукам выпала особая роль - быть городом- воином-щитом,которую он выполнял на протяжении более восьми веков.( звучит музыка)
Особенно тяжело для Великих Лук была Великая Отечественная Война 1941 - 1945 годов. Город был подвержен бомбежке уже через 10 дней после начала войны и освобожден от немцев в 1943 году. Город был полностью разрушен ,но великолучане смогли его отстоять и востановить ,но и по сей день люди хранят память о героях ,освобождавших и защищавших Великие Луки .( дети рассматривают на экране картины на которых изображен древний город , город во времена ВОВ )
Воспитатель :-Ребята ,как можно помнить о людях ,чтить их память ?
Дети : - Можно поставить памятники ,назвать именем героя улицу или площадь.
Воспитатель : - Какие вы знаете улицы и площади нашего города ,названные в честь героев?
( ответы детей)
Воспитатель : - Какие вы знаете памятники?
( ответы детей)
Воспитатель : - Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру "Узнай,что это?" По вырезанным силуэтам вы должны определить ,какое это строение или памятник нашего города и приклепить его на панораму нашего города.
(дети выполняют задание)
Воспитатель : - А сейчас мы отдохнем на зеленой лужайке .Ребята ,давайте вспомним какое красочное и необычное мероприятие проводится каждое лето в нашем городе?
Дети : - Воздухоплавание .
Воспитатель : - В небе летают настоящие большие воздушные шары,мы с вами сейчас попробуем изобразить воздушные шары с помощью аппликации.
( дети выполняют задание)
Воспитатель : - Какие красивые воздушные шары у вас получились, их вы можите подарить друзьям или родителям.
Воспитатель : - Мы много путешествовали по нашему гроду ,а наши девочки знают о нем красивые стихи .В этом году у города Великие Луки юбилей - 850 лет и эти стихи звучат ему в подарок.
( девочки читают стихи)
Воспитатель : - Сейчас я предлогаю сесть в корзину нашего воздушного шара ,еще раз подняться в небо и полюбоваться красотой нашего города .
( просмотр видеозаписи о городе)
После полета на аэростате дети оказываются снова в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-музей в детском саду, как средство патриотического воспитания дошкольников

Основная цель данной статьи показать читателям, как педагогический коллектив детского сада, пытается через создание мини-музея повлиять на воспитание патриотических чувств у дошкольников. В статье уде...

Статья "Познание природы родного края- как средство патриотического воспитания"

Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является путеводной звездой, которая на протяжении жизни человека определяет очень многое, если не сказать – все!...

Статья " Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитания"

quot; Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического  воспитания"В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей, всё больше проявляется интерес к тр...

Статья "Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания дошкольников"

Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания дошкольниковЛихошерстова О.А., Сухова О.Н., Сытник Н.Авоспитатели, МБОУ «Начальная школа – детский сад № 26 «Аквар...

Мини-музей в детском саду, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста одна из задач нравственного воспитания .Музей -это особое ,специальное организованное пространство ДОУ способствующее расширению кругозора...

Представление опыта работы по теме: «Мини-музей тряпичной народной куклы как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ориентация современной педагогики на народную культуру и приобщение к условиям народного быта, дает положительные результаты в воспита...