"Играем и развиваем грамматический строй речи"
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Зазуля Лилия Михайловна

Материал можно использовать для развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_i_razvivaem_grammaticheskiy_stroy_rechi.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Играем и развиваем грамматический строй речи»

 

К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.

Формирование грамматического строя речи осуществляется лишь на основе определённого уровня когнитивного развития ребёнка. При формировании грамматического строя речи ребёнок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.

Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребёнка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определённой структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов. Овладение грамматическим строем речи долговременный процесс, который длится в течение всего дошкольного детства и завершается к 5-6 годам.

Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны. В обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитии ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры. Игры регулярно проводятся логопедом, воспитателями и родителями, с их помощью можно ежедневно закреплять употребление обобщающих слов в речи детей. В свободное время дети охотно играют в эти игры.

«Один - много»

  Цель: усвоение образования слов во множественном числе.

     Примерный речевой материал:

шар... (шары)

комар... (комары)

гриб... (грибы)

шкаф... (шкафы)

стол... (столы)

мяч... (мячи)

сапог... (сапоги)

петух... (петухи)

паук... (пауки)

пирог... (пироги)

дом... (дома)

глаз... (глаза)

лес... (леса)

окно... (окна)

ведро... (ведра)

корова... (коровы)

роза... (розы)

пила... (пилы)

лимон... (лимоны)

слива... (сливы)

тетрадь... (тетради)

книга... (книги)

кубик... (кубики)

ложка... (ложки)

мышка... (мышки)

«Чего много?»

 Цель:  усвоение образования существительных в родительном падеже множественного числа.

Апельсин — много апельсинов;

кукла — много кукол;

гриб — много грибов;

карандаш — много карандашей;

ручка — много ручек;

стул — много стульев;

дерево — много деревьев;

перо — много перьев;

колесо — много колес;

тетрадь — много тетрадей.

«Назови  ласково»

  Цель: усвоение образования слов с помощью суффикса.

Примерный речевой материал:

лес — лесок;

голос — голосок;

петух — петушок;

старик — старичок;

друг — дружок;

снег — снежок;

бок — бочок;

круг — кружок;

береза — березка;

шуба — шубка;

лошадь — лошадка;

корова — коровка;

капля — капелька;

рука — ручка;

нога — ножка;

береза — березонька;

ночь — ноченька;

дочь — доченька;

Оля — Оленька;

рука — рученька;

нога — ноженька;

подруга — подруженька;

лиса — лисичка;

вода — водичка. 

 «Запоминай-ка»

Цель: актуализация словарного запаса по пройденным лексическим темам.

Взрослый произносит ряды слов и даёт задание ребёнку на запоминание слов определённой тематики. Образец: «Я буду называть разные слова, вам надо запомнить только названия птиц».

Только птиц: аист, стрекоза, сова, снегирь, кузнечик, сокол.

Только диких зверей: барсук, овца, слон, ослик, лиса.

Только овощи: свёкла, ананас, капуста, кукуруза, редис.

Только обувь: сапожки, носки, сандалии, кроссовки, колготки.

Только мебель: подоконник, сервант, стол, кресло, порог.

Только посуду: блюдце, скатерть, кастрюля, сковорода, салфетка.

Только транспорт: автобус, колесо, самосвал, такси, скамейка. 

 «Мой—моя—мое—мои»

 Цель:  упражнение в согласовании местоимения с существительным.

1. Взрослый называет детям слова и просит ответить на вопрос «чей?» («чья?», «чье?», «чьи?»), правильно согласуя местоимение с существительным.

     Примерный речевой материал:

мяч, кубик, мишка, пароход, конь, шар, самолет, пень, лук, помидор, карандаш, зайка;

машина, кукла, книга, коляска, стрела, пчела, слива, лента, рубашка, коробка, плита;

ведро, перо, колесо, кольцо, пальто, платье, яблоко, облако, зеркало, дерево, озеро, солнышко;

валенки, туфли, рукавицы, сапоги, глаза, ножницы, носки, брови, книги, друзья.

2. Взрослый бросает ребенку мяч и произносит слово либо «мой», либо «моя», либо «мое», либо «мои». Ребенок, возвращая мяч, называет нужное слово.

 «Подумай и назови»

 Цель: упражнение детей в образовании прилагательных от существительных.

Предлагаем детям дать правильные определения.

Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная. При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»).

Примерный речевой материал:

Если на улице очень холодно, то день ...

Если на улице шум, то улица ...

Если человеку сопутствует удача, то человек ...

Если у человека талант, то человек ...

Если весь день идет дождь, то день ...

Если корова приносит людям пользу, то корова ...

Если у человека есть здоровье, то человек ...

 «Скажи правильно»

 Цель: упражнение в подборе глаголов.

Взрослый произносит предложение и предлагает детям, выбрав нужное слово, сказать предложение правильно.

    Примерный речевой материал:

Лодка (подплыла, отплыла) от берега.

Мальчик (подбежал, отбежал) от лодки.

Собака (залезла, вылезла) из конуры.

Пассажир (вошел, вышел) в троллейбус.

Мяч (перескочил, отскочил) от пола.

Девочка (запила, выпила) молока.

Машина (съехала, заехала) на мост. 

«Из чего сделано?» 

Цель: образование относительных прилагательных.

Говорим: «Стол из дерева, какой стол?». Ребёнок отвечает: «Деревянный».

Задаём много таких вопросов, например, шарф из шерсти – какой?

Сумка из кожи – какая?

Ключ из металла – какой?

 Шуба из меха – какая?

Варенье из яблок – какое?

 Суп из грибов – какой? и т.д.

«Посчитай»

  Цель: практическое освоение согласования существительных с числительными.

Детям демонстрируются картинки с изображением нескольких предметов, и предлагается сосчитать их.

Образец ответа:

один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров.          

  Примерный речевой материал:

гриб, стул, кукла, машина, тетрадь, перо, ведро, колесо.

 

 «Бывает – не бывает»

Цель: развитие внимания.

Взрослый просит внимательно слушать то, что он скажет. Если то, что он скажет, бывает, надо хлопнуть в ладоши и повторить сказанное; если не бывает – покачать головой  и промолчать. Затем взрослый медленно, отчетливо произносит предложения.

Кошка летает. Рыбка летает. Воробей летает. Стол прыгает. Гусеница прыгает.

Зайчик прыгает. Собака прыгает.

Дом прыгает. Дорога прыгает.

 Лодка плавает. Корабль плавает.

Топор плавает. Утюг плавает. Молоток плавает.

Стол ходит. Дом ходит. Лампа ходит. (И т.д.)

 «Цепочка»

 Цель: упражнение в образовании новых слов по образцу.

Образец ответа: человек — человечек — человечище.

 Примерный речевой материал:

кулак — ... — ...

нога — ... — ...

волос — ... — ...

плечи — ... — ...

нос — ... — ...

рука — ... — ...

клюв — ... — ...

усы — ... — ....

«Ждем гостей»

 Цель: упражнение детей в словообразовании.

Предлагаем детям накрыть стол к приходу гостей. Демонстрируем предметные картинки с изображением посуды и просим ответить, как эта посуда называется. Образец ответа: посуда для салата — салатница.

 Примерный речевой материал:

посуда для супа — ...

посуда для хлеба — ...

посуда для соуса — ...

посуда для сливок — ...

посуда для масла — ...

посуда для конфет — ...

посуда для молока — ...

посуда для сухарей — ...

Литература:

1.  Александрова Т. В. «Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников». Санкт – Петербург – 2003 г.  

2.Бойкова С.В. «Развитие лексики и грамматического строя у дошкольников», 2005 г.

 3. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Играем и развиваем грамматический строй речи"

Увлекательные и интересные задания в форме игры для развития грамматического строя....

статья "развиваем грамматический строй речи"

статья о грамматическом строе речи...

Развиваем грамматический строй речи в игре

Выполняя увлекательные задания в игровой форме, ваш ребенок научится находить нужный приставочный глагол, образовывать относительные, притяжательные прилагательные, подбирать глаголы-антонимы и строит...

«РАЗВИВАЕМ ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ ДОМА».

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка – важнейшее условие его полноценного речевого и психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии е...

Консультация для родителей «Как играя, развивать грамматический строй речи ребенка 5-6 лет».

Грамматический строй речи - это взаимосвязь слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях.Для родителей важно способствовать развитию этого направления  речи детей. В ином случае у ребёнка ...

Блок "Развиваем грамматический строй" Игры на формирование грамматического строя речи.

У детей дошкольного возраста грамматическое оформление речи еще недостаточно сформировано, часто встречаются ошибки и неточности. Задача родителей помочь ребенку в игровой форме усвоить правильн...

Играем и развиваем грамматический строй речи

Игры, направленные на развитие грамматического строя речи дошкольников 5-6 лет...