Главные вкладки

    Тема: "Составление рассказа по картине "Лиса с лисятами""
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Сочнева Юлиана Витальевна

    развитие речи

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл lisaslisyatami.docx25.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: "Составление рассказа по картине "Лиса с лисятами""

    старшая группа

    Цель: формировать умение придумывать сюжетный рассказ, соблюдая последовательность событий.

    Образовательные задачи:

            - формировать умение рассматривать картину

            - формировать умение составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у детей знания о жизни диких животных.

            - развивать умение грамматически правильно строить предложения

            - обогащать и активизировать словарь

            - воспитывать умения слушать, размышлять, высказывать свое мнение.

    Материалы: картина "Лиса с лисятами", слайды

    Введение в игровую ситуацию.

            

    Дидактические задачи:

            - мотивировать детей на включение в игровую деятельность

            - формировать умение отвечать полным предложением

    Дети собираются около воспитателя. Воспитатель загадывает загадку:

    Город этот не простой,
    Он дремучий и густой...(Лес) 

    Воспитатель спрашивает детей, ходили ли они в лес.

            - Что вам больше всего понравилось в лесу? (ответы детей)

            - Сегодня я хочу пригласить вас  в лес.

            - Хотите?

            Актуализация знаний.

    Дидактические задачи:

            - формировать умение отвечать полным предложением

            - формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя)

            - активизировать словарь

            - упражнять детей в правильном употреблении родительного падежа ( в единственном и множественном числе) названий детенышей животных

            - согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже

            - Свое путешествие по лесу мы начнем с этой лесной тропинки.

    Но сначала давайте вспомним лесные правила.

    Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать,

    Бегай, прыгай и играй, только чур не забывай,

    Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь,

    Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.

    Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось.

    Их покой побереги, ведь они нам не враги!

            - Ребята, а какие животные живут в лесу? (дикие - лиса, заяц, волк и т.д.)

    Игра "Кто у кого?"

    Дидактические задачи: употребление  родительного падежа  существительных единственного и множественного числа.

    У медведицы - ... (медвежонок, медвежата)

    У белки - ... (бельчонок, бельчата)

    У волчицы - ... (волчонок, волчата)

    У ежихи - ... (ежонок, ежата)

    У зайчихи - ... (зайчонок, зайчата)

    У лисицы - ... (лисенок, лисята)

            - Кто изображен на картине? (лиса и лисята)

            - Как можно назвать их семью? (лисья семья)        

            - Ребята, какими словами можно сказать о лисе? Какая она? (ответы детей: рыжая, большая, хитрая, ловкая, быстрая и т.д.)

            - Какие у лисы ушки, глазки, носик, хвостик? ( чуткие ушки, глазки хитрые, зоркие, длинный хвост)

            - А как можно сказать про лисят? какие они? ( рыженькие, пушистые, маленькие, веселые, ловкие и т.д.)

            - А чем питаются лисята? (мелкими животными, которых мама лиса добывает для них)

            - Давайте рассмотрим картину. Что делает мама лиса? (лиса лежит на поляне, возле своей норы,  присматривает за лисятами, наблюдает, охраняет)

            - Сколько лисят у лисицы? (у лисы четыре лисенка)

            - Расскажите, что делают лисята.(два лисенка пытаются поймать бабочку, один лисенок  хочет догнать мышей, еще один лисенок находится за мамой лисой, он только проснулся и наблюдает за другими)

            - Скажите, как  здесь оказались мышки? (прибежали сами, принесла лисица)

    Затруднение в игровой ситуации.        

    Дидактические задачи:

            - создать мотивационную ситуацию для открытия нового знания

            - формировать опыт фиксации затруднения под руководством воспитателя

            

            -Ребята, а вы знаете кто пишет рассказы? (писатели)

            - Давайте с вами превратимся в писателей  и составим  рассказ по этой картине. Можно приступать к работе и составить рассказ по картине используя последовательно все структурные части.

                            

                                    Возникает затруднение.

    - Смогли  составить рассказ? (нет, не смогли)

    - Почему  не смогли? ( потому что не знаем, из каких частей должен состоять рассказ)

    - Значит, что нужно сделать? ( узнать, из каких частей состоит рассказ)

    Открытие нового знания.

    Дидактические задачи:

            - фиксировать опыт открытия и эмоционального переживания радости открытия

            формировать умение придумывать сюжетный рассказ, соблюдая последовательность событий

    - развивать образное мышление, воображение, память

            - А что можно сделать, если что-то не знаешь? ( спросить у того, кто знает)

    Дети обращаются к воспитателю с вопросом : "Из каких частей состоит рассказ?"

    Воспитатель:

            - У рассказа должно быть начало, середина и конец; эти части "дружат" между собой ( модель "Круг", разделенный на три неравные части - зеленую (начало), красную (середина) и синюю (конец)).

            - Подумайте, что сначала  произошло с лисой и лисятами, затем расскажите, что изображено на картине, а затем придумайте, чем все закончилось. Рассказ должен быть обязательно законченным.

     В своем рассказе вы можете использовать все слова, которые вы сейчас вспомнили и которыми вы описали лису и лисят.

            - Например, начать можно со слов "Жили-были...", "Однажды теплым днем...". А закончить каждый может по-своему..

    Включение нового знания в систему знаний и умений детей.

    Дидактические задачи:

            - формировать умение составлять развернутый рассказ по картине

            - развивать умение грамматически правильно строить предложения

    Заслушиваются рассказы детей.

    После каждого рассказа дается оценка за содержательность, использование интересных слов и выражений, отсутствие ошибок. Особое внимание обратить на законченность рассказа.

            - Какие же молодцы.

    А теперь немного поиграем,

    Осмысление

    Дидактические задачи:

            - формировать опыт осмысления собственной деятельности, фиксация достижения запланированного результата и условий, позволившие его достичь

            

    Воспитатель собирает детей около себя.

    - Ребята, где мы сегодня с вами были?

    - Понравилось ли вам  составлять рассказ по картине?

    - Что показалось трудным?

    - Чей рассказ вам понравился больше? Почему?

    игра "А что у вас?"

    лиса: у меня уши, а у вас?

    лисята: а у нас ушки

    лиса: у меня глаза, а у вас?

    лисята: а у нас глазки

    лиса: у меня нос, а у вас?

    лисята: а у нас носики

    лиса: у меня усы, а у вас?

    лисята: а у нас усики

    лиса: у меня зубы, а у вас?

    лисята: а у нас зубки

    лиса: у меня спина, а у вас?

    лисята: а у нас спинки

    лиса: у меня живот, а у вас?

    лисята: а у нас животики

    лиса: у меня хвост, а у вас?

    лисята: а у нас хвостики

    физминутка

    Утром лисонька проснулась,

    Лапкой вправо потянулась,

    Лапкой влево потянулась,

    Солнцу нежно улыбнулась

    В кулачок все пальцы сжала,

    Растирать все лапки стала –

    Лапки, ножки и бока.

    Вот какая красота!

    (Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т.д.).

    А потом ладошкой

    Пошлёпала немножко.

    Ну, красавица – Лиса!

    До чего же хороша!

    (Красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо-влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину).

    Хоровод, хоровод (хлопки в ладоши)

    Пляшет маленький народ (приседания)

    Танцевать, скакать и прыгать (прыжки на месте)

    Мы готовы круглый год (приседания)

    Под кустом, под кустом (наклоны туловища вправо-влево)

    Кто-то с рыженьким хвостом (повороты туловища вправо-влево)

    Это рыжая лисичка (прыжки на месте)

    Пол кусточком лисий дом.

    (Дети проходят к  столам)

    Жила-была лиса с лисятами. Мама-лиса большая, рыжая, пушистая. У нее длинный хвост. Своих детенышей кормит молочком. Она для них ловит зайчиков, петухов, кур и мышей, которых приносит в норку лисятам.

    Один лисенок в норке спал. Он услышал шум и выглянул из норки. Смотрит на лисят, которые ловят бабочку. Второй лисенок хочет схватить мышку. Но ничего не получается, мышонок убегает от него.

    Мама-лиса спокойно лежит в стороне и смотрит, как играют ее лисята. Вот какая дружная семья!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация на тему: "Составление описательного рассказа по теме "Дикие животные".

    Презентация рассчитана на дошкольников 6-7 лет с логопедическим заключением ОНР.Связные высказывания детей с ОНР обрывочны и малоинформативны. Дети испытывают серьезные затруднения при составлении рас...

    Тема: Составление описательного рассказа по теме: «Кошка»

    Закреплять знания детей по данной теме.Развитие монологической речи.Подбор определений к существительным .Работа над словом, словосочетанием.Развитие внимания памяти....

    Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах»

    Конспект по развитию речи в подготовительной группе на тему: « Составление описательных рассказов «Дети мира», рассказы о разных народах» Задачи: закреплять навык словоизменения в процессе согласов...

    Речевое развитие . Подготовительная группа. Тема: "Составление описательного рассказа на тему "Увидел скворца - знай : весна у крыльца".

    КТема : Составление описательного рассказа на тему «Увидел скворца - знай : весна у крыльца»Обучающие задачи: - закрепить знания детей о весне, о перелетных птицах;   ...

    Конспект НОД по теме: "Составление описательного рассказа по предметным картинка "Посуда" в рамках лексической темы "Посуда"".

    Совершенствование у детей умений составлять описательный рассказ о предмете, с опорой на графическую схему....