Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
статья по развитию речи (старшая группа)

Кириллова Кристина Олеговна

Театрализованная деятельность является эффективным средством развития речи детей дошкольного возраста. Играя роль определенного персонажа, ребенок учится передавать характер героя через интонации, движения, мимику - он учится придавать своей речи выразительность и образность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие связное речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащение и активизация словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи. Привычку к выразительной правильной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь оказывают театрализованные занятия.

В развитии связной речи понятия «диалогическая» и «монологическая» речь являются центральными. У маленьких детей диалог предшествует монологу; при этом именно диалог имеет первостепенную социальную значимость для ребёнка. Многие исследователи подчёркивают первичную роль диалога в монологической речи. В театральной деятельности мы используем практические методы, построенные на принципах лингводидактики: метод имитации, метод разговора (беседы), метод пересказа, метод рассказывания (сочинения). Имитация заключается в том, что ребёнок и взрослый говорят одно и то же, но по-разному. Так, метод имитации может быть выполнен приёмами использования картин, предметов, игрушек, живых объектов (животных, растений), диафильма, магнитофона, игр, в процессе которых речь ребёнка обогащается не только новой лексикой, но и новыми для него словоформами; опора на словесный образец. На своих театральных занятиях, используя имитацию, закрепляем правильное звукопроизношение, отрабатываем дикцию, интонационную выразительность речи. При имитации несколько энергичнее, чем в повседневном разговоре, артикулируем звуки своей речи и выразительно интонируем её, а ребёнок слушает и повторяет, имитируя речь, старается усвоить артикуляцию и модуляцию голоса и понять смысл. Театрализованные упражнения, этюды, игры обогащают детей потешками, песенками, считалками, различным текстовым материалом. Заучивание происходит в процессе имитации речи.

Используется более сложный для ребёнка метод обучения речи – это метод разговора, т. е. беседы, вопросов и ответов. Метод разговора состоит в том, что взрослый спрашивает, а ребёнок отвечает. Следовательно, оба они говорят, но не одно и то же (как при имитации), а разное. Метод разговора осуществляем теми же приёмами, что и метод имитации, а также приёмами постановки различных вопросов-заданий, указаний, пояснений.

На определённом этапе в театральной деятельности используется метод пересказа. Мы читаем, рассказываем детям художественные произведения или напоминает его, а ребёнок пересказывает по возможности законченный текст, при этом использует различные виды театра и атрибуты к произведению. Между восприятием текста и его пересказом должно пройти некоторое время. Приёмы пересказа, используем и при ознакомлении детей с художественным произведением.

Важное практическое значение имеет метод сочинения (рассказывания), так как его использование обеспечивает дошкольникам речевую самостоятельность. Поэтому мы поощряем самостоятельное «сочинение» детьми сказок, рассказывание реальных случаев из их жизни, художественных произведений, описание картин, реальных объектов и т. д. В театральной деятельности дети принимают на себя роль одного из героев знакомой сказки. В процессе игры ребёнок повторяет слова своего героя и тем самым обогащает свою речь.

Все описанные выше методы обучения родной речи предлагают усвоение речи в естественном живом общении, когда ребёнок даже не замечает, что его специально учат, и усваивает речь интуитивно. Такие методы называются практическими.

Занимаясь с детьми театром, мы воспитываем устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, развиваем артистические качества, творческий потенциал детей и способствуем развитию правильной речи дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».

В материале раскрыта актуальность развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности, представлены задачи работы, ожидаемые результаты, составлен план ...

Статья: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Связная речь – такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Театрализованная деятельность – …не просто игра! Это прекрасное средство для инте...

Методические рекомендации по теме: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности»

На основе проведенной мною работы были составлены рекомендации для педагогов детскких учреждений, по руководству театральными играми с целью развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста п...

"Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

план по самообразованию по теме: "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста ппосредством театрализованной деятельноти"...