Конспект интегрированного занятия в русской Горнице с детьми средней группы «Зимушка-зима».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Страчкова Нина Анатольевна

Занятие п развитию речи для детей средней группы проводится в комнате русского быта (горнице) с целью приобщения к русской народной культуре и традициям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gornitsa.docx179.37 КБ

Предварительный просмотр:

        

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 56 «Ромашка»  

города Рубцовска Алтайского края

Организованная  образовательная деятельность в русской Горнице.

                                                                                                             средняя группа «Гвоздичка»

http://ds204.omsk.obr55.ru/files/2018/12/maxresdefault.jpg

                                                                                          Выполнила: Воспитатель                                                                                                                                              

                                                                                                                  Страчкова Н.А.                                                                                                                                                          

                                                                   2019г.

Конспект интегрированного занятия в средней группе                                       (проводится в комнате русского быта -  Горнице)

Тема: «Зимушка-зима».

Образовательная область: Развитие речи.    

Возрастная группа: Средняя.

Цель: Приобщение детей к русской народной культуре и традициям.

Задачи:

1. Образовательные: Расширять и конкретизировать представление детей о зиме, явлениях живой и неживой природы. Учить отгадывать загадки.

Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами – русской народной песней «Как на тоненький ледок», побуждать к музыкальной импровизации и обыгрыванию песни.

2. Развивающие: Развивать у детей певческие навыки, создать положительный эмоциональный

настрой при исполнении песни. Развивать слуховое внимание, темпо ритмическое слушание, координацию движений.

3. Воспитывающие: Воспитывать интерес к культуре своего народа.                                                                                                                                                     

Словарная работа: лед, снег, сугроб, снегопад, метель, мороз, идти, дуть, падать, белый, холодный, жгучий, лютый, трескучий, хрустит, искрится.  

Интеграция областей: Речевое,  социально-коммуникативное, физическое, познавательное, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная  работа: Рассматривание зимних пейзажей, иллюстраций «Времена года» и иллюстраций к потешкам Ю. Васнецова; беседа о зиме, чтение стихотворений о зиме, загадок; прослушивание русской народной песни «Как на тоненький ледок», ритмическая игра «наши ложки».

Методы и приемы: музыкальное сопровождение, художественное слово, беседа, игровой, исполнение, игра на ложках.

Оборудование: аудиозапись «Зимняя мелодия», «Как на тоненький ледок»; мяч, ложки (по две на каждого ребёнка), снежинки по количеству детей.

План реализации.

1. Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим! Сегодня я хозяюшка, а вы мои гости. Проходите в горницу, присаживайтесь. Горница у меня небольшая, да красивая какая! Как я рада, что вы добрались до меня! Есть у меня для вас, ребята, одна чудная мелодия, хотите послушать?                                                                                                                                                  (Звучит аудиозапись «Зимняя мелодия»)

(Дети слушают)

Понравилась, ребята, вам эта мелодия? Как вы думаете, что это за мелодия? Что вы представили, когда слушали её? (снежинки кружатся, снежок падает на землю….) Правильно, эта зимняя мелодия, она очень спокойная, мелодичная, красивая, можно даже сказать, завораживающая!

- Полина К.  (А я хочу про зиму рассказать стихотворение!)

Вот мороз так мороз,
Даже стал красным нос.
Побелил снег дома,
Наступила…
Все дети: Зима!

- А вам, ребята, нравится зима? Что вам хотелось бы сделать в это чудесное сказочное время года? (Кататься с горки на санках, играть в снежки, валяться в снегу и т.д.)

2.Беседа о зиме и зимних признаках.

Зимы, ребята, как и у других времён года, тоже есть три месяца. Может, вы знаете, как они называются? (Декабрь, Январь и Февраль)

- Давайте, все вместе, повторим: Декабрь, Январь и Февраль.

- Ребята, а  вы знаете признаки зимы? Давайте вспомним их и повторим. Я буду картинку вам показывать, а вы, кто знает, руку поднимайте и называйте. (ответы детей)

Зимой сильные морозы. Часто идёт снег. Зимой большие сугробы снега. Метут метели. Речка замерзает и покрывается льдом. На деревьях иней. Солнце светит, но не греет.                                                                        

2. Загадки о зиме.

 - А сейчас, ребятки, послушайте мои загадки, загадки зимние, загадки снежные…

******

Запорошила дорожки, разукрасила окошки.                                                                                       Радость детям подарила  на санках прокатила. (Зима)

******

Бел, как мел, с неба прилетел.                                                                                                                           Зиму пролежал, а весной убежал. (Снег)

******

Не огонь, а жжется. (Мороз)

******

Белая морковка зимой растет. (Сосулька)

******

С неба опускаются
Белые красавицы,
Кружатся, летают,
А в руке растают…(Снежинки) 

Кто зимой метет и злится,                                                                                                                                            Дует, воет и кружится,
Стелет белую постель?
Это – снежная…(Метель)

- Молодцы!

- Что-то мы, ребятки, засиделись. Пора нам подвигаться, поиграть.

- Выходите все, да  в кружок со мной становитесь, будем снеговика лепить!                                                                                                                              

4. (Проводится физминутка «Снеговик»)

Раз – рука, два – рука (дети вытягивают одну руку, затем – другую)
Лепим мы снеговика  (имитируют лепку снежков)
Мы скатаем снежный ком -(ладонями делают круговые движения по бедрам)
Вот такой, (разводят руки в стороны, показывая какой большой)
А потом поменьше ком (растирают ладонями грудь)
Вот такой (показывают величину кома меньше)
А наверх поставим мы (поглаживают руками щечки)
Маленький комок (соединяют пальцы рук вместе, показывают маленький ком)
Вот и вышел снеговик. (ставят руки в бока, повороты влево – вправо)
Очень милый толстячок!
Снег метлою разметая, (шагаем на всей стопе, подняв нос кверху)
Шагает наш снеговичок.
Нос морковку задирает (активный вдох через нос)
И снежинки раздувает  (продолжительный выдох ртом)

5.  Д/и с мячом «Зима какая…?»                                                                                                                               – А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру с мячом «Доскажи словечко». Я буду задавать вам  вопрос, а вы на него должны правильно ответить. Согласны?

Снег – (белый, пушистый, мягкий…);

Лед – (холодный, твердый, скользкий…);

Ветер – (сильный, холодный…);

Мороз – (жгучий, холодный);

Горка – (длинная, скользкая, ледяная…);

Одежда – (зимняя, теплая…).

6. Ой, ребята, как вы хорошо все отвечали,  всё вы правильно сказали о зиме. За окном мороз, а в моей горнице тепло, светло, печка-матушка греет, огонёк горит, угольки потрескивают, всех нас теплом согревает! А  давайте - ка все вместе споём русскую народную песню  «Как на тоненький ледок». Да не просто споём, а проиграем. Помните, кто главный герой в песне? (Ванечка). А кто у нас будет Ванечка? Вот Ванюша тебе конь (на мальчика одевается кепка, на двух девочек косыночки).

- Есть у меня в горнице ложки, да не простые, а какие? (деревянные расписные)

- Эти ложки я для вас припасла. Ими не только можно есть, но и играть, вот так. (показывает) Ложки – это русский народный музыкальный инструмент. Вот держите (раздаёт).

Будем песню петь – подпевать, а на припеве ложками играть!

(проигрывается детьми импровизированная инсценировка под песню «Как на тоненький ледок»)

7. В конце занятия Хозяйка благодарит детей и  раздаёт всем детям красивого снеговичка для раскрашивания в группе.

- Мне так понравилось с вами и беседовать и играть, и песню петь! Вот вам от меня снеговички, раскрасите их в группе. До свидания!

        

1. Ритмическая игра «Наши ложки»

Ложки спят

На коленочках лежат

(Дети сидят и держат в каждой руке ложку, положив их себе на колени)

Вот проснулись, потянулись, (Поднять ложки перед собой,над головой,

опустить перед собой)

Друг на друга оглянулись.

Завтракать они пошли, (Подносить по очереди ложку ко рту)

Стали печь пирожки. (Ударять ложка о ложку, переворачивая их то вправо

то влево)

А потом пошли гулять (Ударять медленно ложками по коленям, то правой то

левой рукой)

Прыгать бегать и скакать (Ударять по коленям одновременно)

По дорожке пробежали (Ударять быстро ложками по коленям)

И нисколько не устали

На качели сели,

К небу полетели: (Стучать ложками перед собой)

Вверх- вниз (Хлопнуть над головой, затем перед собой 2 раза)

Вверх-вниз,

И за спинку спрятались? (Спрятать ложки за спину)

Надо ложки поискать,

С кем же будем мы играть?        

5. (Хозяйка зовёт ребят к окну, находит на нём птичку)

Ой, ребята, посмотрите…

К нам в окошко – тук, тук, тук
Постучалась птичка вдруг.
Голубь-нет! Ворона –нет!
Кто из вас мне даст ответ?

Саша Кужимов

Посмотрели мы в окошко,
Угостили хлебной крошкой.
Оказалось эта птичка
Называется – «синичка».

- Как вы думаете, ребята, зачем прилетела к нам птичка? (ответы детей)                                                - Как птицы зимой находят себе корм?

- Очень холодно, голодно птичкам в зимнее время года. Не легко приходится зимующим пташкам. Трудно из-под снега корм доставать. От голода птицы могут погибнуть.                              - Ребята, как мы можем помочь маленьким беззащитным пташкам? (ответы детей)                       - Правильно ребята, очень важно помогать птичкам - подкармливать их. Вместе с родителями можно вывесить для них кормушки в парках, садах и скверах.

Запорошила дорожки, разукрасила окошки.                                                                                       Радость детям подарила  на санках прокатила. (Зима)

Бел, как мел, с неба прилетел.                                                                                                                           Зиму пролежал, а весной убежал. (Снег)

Не огонь, а жжется. (Мороз)

Белая морковка зимой растет. (Сосулька)

С неба опускаются
Белые красавицы,
Кружатся, летают,
А в руке растают…(Снежинки) 

Кто зимой метет и злится,

Дует, воет и кружится,
Стелет белую постель?
Это – снежная…(Метель)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективная работа с детьми средней группы "Зимушка -зима"

Используемые материалы: -Клей -Салфетки -Пластилин -Краски гуашь ...

Интегрированное занятие (развитие речи и аппликация) в средней группе "Зимушка-зима"

Конспект интегрированного занятия (развитие речи и аппликация) в средней группе "Зимушка-зима"...

Конспект интегрированного занятия в русской Горнице с детьми средней группы "В гостях у домовенка Кузи"

Занятие на развитие нравственно - петриотических чувст у воспитанников, через закрепление знаний о народной игрушке - матрешка, как символе русского народного искуства....

Конспект интегрированного занятия в русской Горнице с детьми средней группы "Зимушка - зима"

Занятия по развитию речи для детей средней группы проводится в комнате русского быта (горнице) с целью приобщения к русской народной культуре и традициям....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшей группы "Зимушка - зима"

Цель: Развитие связной речи у детей, систематизация знаний о зиме, зимних явлениях....