Конспект занятия по развитию речи в средней группе " Дикие животные"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Князева Любовь Павловна

Конспект занятия по развитию речи " Дикие животные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_dikie_zhivotnye.docx33.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Дикие животные родного края»

Программное содержание:

Образовательные:

  • расширять и уточнять знания детей о жизни диких животных, их внешнем виде и образе жизни;
  • закреплять в речи обобщающее понятие: «дикие животные»;
  • формировать навыки связной речи у детей, речевой слух.
  • формировать навыки мыслительной деятельности.

Развивающие:

  • развивать мелкую моторику,
  • развивать зрительное внимание, память, мышление и воображение детей;

Воспитательные:

  • воспитывать у детей любовь и бережное отношение к лесу и диким животным.

Словарная работа: дикие животные.

Предварительная работа: чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, беседы и наблюдения.

Материал к занятию: телеграмма, презентация «Дикие животные», прищепки, картинки животных, ручеек из ткани.

Ход занятия

Воспитатель: -  Поздороваемся с гостями!

 Дети: - Здравствуйте! (Дети садятся за столы)

 Воспитатель: - Теперь давайте сядем за столы, стулья пододвигаем, спинки выпрямляем, ножки ставим  вместе.

  1. Организационный момент

К нам в группу, сегодня пришла телеграмма. (Чтение телеграммы детям).

«Срочно приходите,

Срочно помогите!

Происходят чудеса,

Не поделим мы леса.

Нас волшебник напугал,

Нас он всех заколдовал.

Мы забыли, кто мы есть,

Что нам пить и что нам есть.

Выручайте, приходите

И нас срочно помирите!»

Дикие животные.

  1. Путешествие в лес.

Ну что, отправимся на помощь к животным? Давайте закроем глаза и скажем «Мы спешим в волшебный лес, полон разных он чудес!» Открываем глаза – мы с вами в лесу.

 (слайд 1 Лес).

Воспитатель: - Какой солнечный лес? Скажите, кто живет в этом лесу?

Дети: - В этом лесу живут волк, лиса, заяц, белка, ежик.

Воспитатель: - Как назвать этих животных, одним словом?

Дети: - Дикие.

Воспитатель: - А почему их называют дикими?

 Дети: - Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду.

Дидактическая игра: «Какой, Какая?»

Воспитатель: - Предлагаю поиграть  в игру  «Какой, какая?»  Посмотрим на экран: кто же это?

Дети: - Медведь?

Воспитатель: - Рассмотрите медведя. Расскажите, какой он?

 Дети: - Медведь большой, сильный, коричневый.

 Воспитатель: -  Правильно, это медведь.

Воспитатель: - Серый страшный и зубастый

 Произвел переполох,

 Все зверята разбежались

 Напугал зверят тех, …..волк.

Расскажите, какой он?

 Дети: - Волк сильный, смелый, злой

Воспитатель: - Ой, смотрите,

 Под кустом, под кустом,

 Кто-то с рыженьким хвостом –

 Как вы думаете, кто это?

 Дети: - Лиса

 Воспитатель:-  Молодцы. Рассмотрите лису. Расскажите, какая она?

Дети: - Лиса рыжая, красивая, хитрая.

Ой, из леса вышел снова,

Не олень и не корова.

Повстречаться нам пришлось

Познакомьтесь это лось.

 Расскажите, какой он?

Дети: - Лось длинноногий, сильный.

Отгадайте, кто это такой:

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

Ответы детей.

Воспитатель: -  Правильно, это ежик. Он колючий.

По снегу бежит петляет,

К лету шубку он меняет.

На снегу его не видно,

Волку и лисе обидно. (Заяц) Какой он? Серый, пушистый, трусливый.

Серая шубка, мех серебристый,

Очень красивая, хвостик пушистый,

Если вам немного повезет,

Орешек из руки у вас возьмет.

 (Белка)- Какая она? – Шустрая, быстрая, красивая

Милый зверь в лесу живет,

И рычит, а не поет.

Грациозна и хитра,

И опасна, и умна.

Дети, это наша…РЫСЬ! Какая она? Хитрая, умная, опасная. (слайд 3-10).

Воспитатель: - А теперь, предлагаю отдохнуть! И отправиться поиграть к лесному  ручейку.

  1. Игра – разминка:  «На водопой»:

Как-то днем лесной тропой звери шли на водопой (дети спокойно идут по кругу друг за другом),

За мамой лосихой топал лосенок (идут, громко топая),

За мамой лисицей крался лисенок (крадутся на носочках),

За мамой медведицей шел медвежонок (идут вперевалку),

За мамой зайчихой - косые зайчата (скачут на выпрямленных ногах),

Все мамы и дети напиться хотят (лицом в круг, делают движение языком и лакают).

Воспитатель: - Вот напились, все довольны. Теперь предлагаю пойти на лесную полянку и посмотреть, чем питаются эти животные. Ох, беда! Заколдованные звери забыли, чем они питаются. Поможете им вспомнить?

  1.  Дидактическая игра: «Кто чем питается?».

  (Использование  игры с прищепками). По кругу расположены картинки с продуктами питания животных, изображения животных на прищепках.

Воспитатель: Молодцы, нужна ваша помощь детенышам диких животных!

Воспитатель: - Предлагаю поиграть в игру «Мамы и их детеныши»

Животные со своими детёнышами гуляли на лужайке, малыши заигрались и потерялись. Помогите детёнышам найти своих мам и назовите их!

  1. (Презентация «Мамы и их детеныши»).

Лисёнок (лисята) – у лисицы;

Зайчонок (зайчата) – у зайчих;

Бельчонок (бельчата) – у белки;

Ежонок (ежата) – у ежихи;

Волчонок (волчата) – у волчицы;

Медвежонок (медвежата) – у медведицы. (слайд 11-16).

Воспитатель: - Молодцы, помогли детёнышам найти своих мам

А сейчас игра- путаница, которая называется:

  1. Дидактическая игра “Что не так?”. Найдите ошибку, скажите правильно.

У волка – лисята. Они живут в логове.

У медведя – зайчата. Они живут в берлоге.

У лисы – медвежата. Они живут в норе.

У ежа – бельчата. Они живут в норке.

У зайца – ежата. Они живут под кустом.

У белки – волчата. Они живут в дупле.

(Дети исправляют ошибки и говорят правильно: - У волка – волчата, они живут в логове; и т.д.)

  1. Итог занятия.

Воспитатель: - Вот, наше путешествие в лес закончилось. Теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глаза, сейчас я произнесу волшебное заклинание, и мы очутимся у себя в группе. «В лес волшебный окунулись, вот и мы теперь вернулись». Открываем глаза. Вам понравилось наше приключение?

Дети: - Да!

Воспитатель: - Где мы сегодня побывали?

Дети: - В лесу.

Воспитатель: - Кому мы сегодня помогли?

 Дети: - Диким животным и их детенышам.

Воспитатель: - Молодцы! Занятие закончено.

Открытое занятие в средней группе по развитию речи «Дикие животные»

Образовательные:

  • расширять и уточнять знания детей о жизни диких животных, их внешнем виде и образе жизни;
  • закреплять в речи обобщающее понятие: «дикие животные»;
  • формировать навыки связной речи у детей, речевой слух;
  • формировать навыки мыслительной деятельности.

Развивающие:

  • развивать мелкую моторику,
  • развивать зрительное внимание, память, мышление и воображение детей;

Воспитательные:

  • воспитывать у детей любовь и бережное отношение к лесу и диким животным;
  • воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, не перебивать.

Словарная работа: дикие животные.

Предварительная работа: чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций, беседы и наблюдения, отгадывание загадок.

Материал к занятию: конверт с письмом,  картинки животных и их жилище, сюжетная игрушка белочка

              Ход занятия    

Организационный момент .

Дети входят в зал с воспитателем, встают в круг.

Приветствие.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Давайте поздороваемся с гостями:

- Здравствуйте!

Воспитатель:

- Ребята, я вам сейчас загадаю загадку. Когда вы ее отгадаете, узнаете, кто к нам придет сегодня в гости!

Кто по елкам скачет ловко

И влезает на дубы ?

Кто в дупле орехи прячет ?

Сушит на зиму грибы?

Правильно, это белка.

А вот и она. А что это у нее в руке? Какое – то письмо.(воспитатель читает его)

Срочно приходите, Срочно помогите .

Нас волшебник напугал .

Нас он всех заколдовал.

Мы забыли, кто мы есть .

Что нам пить и что нам есть .

Выручайте, помогите .

И нас срочно помирите. (жители леса)

Воспитатель: - Вот такая беда случилась в лесу, давайте присядем на стульчики и подумаем, чем мы можем помочь.

2. Беседа.

Ребята, скажите, а кто же это - жители леса? Назовите. ( дети перечисляют животных)

А как называют животных ,которые живут в лесу? (дикие, лесные)

А почему (они сами добывают себе пищу, строят жилища, заботятся о детенышах)

Что же случилось с лесными жителями?

Сможем мы им помочь?

Тогда скажем волшебные слова, чтобы оказаться в лесу. ( встают со стульев, закрывают глаза)

1,2,3,4,5 – в лес идем зверей спасать. (звучит музыка, дети подходят к деревьям).

Вот мы с вами и в лесу.

-Ребята, посмотрите. Деревьев в лесу много, а животных не видно совсем. Что же это за белые карточки, которые лежат под деревьями? Чтобы узнать, надо внимательно послушать, что скажет белочка. Как только догадаетесь, кто это, карточку можно будет перевернуть.

1. -злой, голодный ,серый (волк)

2. -маленький, длинноухий, серый или белый (заяц)

3. -рыжая, ловкая, хитрая, пушистая (лиса)

4. -большой, неуклюжий, косолапый (медведь)

5. -маленький, колючий, серый (еж)

 6. – маленькая, пушистая, шустрая, рыженькая ( белка)

(по мере называния открываются предметные картинки и появляются животные)

Вот ,белочка, дети назвали лесных зверей. А теперь мы присядем на лесные пенечки и назовем детенышей животных. ( садятся на стульчики)

4. Пальчиковая гимнастика.

Это зайчонок,

Это бельчонок,

Это лисенок,

Это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый ,мохнатый, смешной медвежонок.

А кого из лесных зверей мы не назвали (ежонка)

Белочка хочет узнать, а знаете ли вы, где живут дикие животные, как называются их жилища?

 Дид. игра « Кто где живет?» ( под карточки с изображениями животных, на доске крепится изображение с жилищем)

 

Где живет Лиса? (в норе)

А  медведь где  спит?( в берлоге)

Где волк живет? ( в логове).

А есть ли дом у зайца? (нет, он прячется под кустами)

Где живет еж? (в норе)

А где живу я,- знаете? –спрашивает белочка. В дупле.

У всех есть жилища, которые по-разному называются. Вот мы и напомнили им.

Ребята, а в письме белки было написано ,что звери забыли, что им есть и что им пить. Давайте поможем им. Вы ведь знаете чем питаются дикие животные?.

 Дид. игра «Кто что любит» ( Игра с мячом ) (воспитатель кидает мяч ребенку и спрашивает :

 (малина, мед, шишки, грибы, яблоко, капуста, морковь, орехи, трава, мышка, заяц).

Скажите, что любит заяц?. (морковку, капусту)

Белка? –( орешки, грибы).

Еж? ( любит грибы, яблоки).

Медведь ?– (мед, ягоды.)

 Кого ловит Волк? ( мышей, зайцев)

 На кого охотится Лиса?  (на мышей, зайчат, кур).

А сейчас мы покажем, как звери передвигаются.

8 Физкультминутка «Кто как передвигается»

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой лисицей крался лисенок.

За мамой ежихой торопился  ежонок.

За мамой медведицей шел медвежонок.

За мамою белкой скакали бельчата.

За мамой зайчихой косые зайчата.

Волчица вела за собою волчат.

Все мамы и дети напиться хотят.

( садятся на стульчики)

 Дид . Игра «Закончи предложение»

9 Белочка обращается к вам с просьбой. Начало предложения у нее есть, нужно закончить предложение, называя противоположное по смыслу слово.

Заяц зимой белый, а летом … серый

У зайца хвост короткий, а уши … длинные

Еж маленький, а медведь… большой

Белка зимой серая, а летом… рыжая

У белки хвост длинный, а у зайца…  короткий

Белка живет в дупле, а лиса… в норе…

Заяц пушистый ,а еж….колючий

Молодцы, ребята, помогли белочке, справились с заданием.

Подведение итогов  

Воспитатель: - Где мы сегодня побывали?

Дети: - В лесу.

Воспитатель: - Кому мы сегодня помогли?

 Дети: - Диким животным.( зайцу, медведю, волку, лисе, ежу, белке)

Воспитатель: - Молодцы!

Белочка благодарит детей за помощь и предлагает им угощение - грибочки. Дети благодарят белочку за угощение.

А нам с вами пора возвращаться в детский сад. Скажем волшебные слова.

1,2,3,4,5- в группу мы пришли опять.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в средней группе "Дикие животные родного края".

Ряд игр представленных на занятии способствует не только развитию и разкреплению знаний об окружающем мире, но и вбольшей мере развивает грамотность речи....

Конспект ОД по развитию речи в средней группе "Дикие животные"

Конспект ОД по развитию речи в средней группе "Дикие животные"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Дикие животные».

Упражнять детей   составлять короткие рассказы по набору игрушек....

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Дикие животные наших лесов».

Закрепить знания детей о диких животных, их детенышах и  о месте их проживания....

Конспект ООД по развитию речи в средней группе "Дикие животные"

В дошкольном возрасте речь нужно постоянно развивать, используя загадки, стихотворения, пальчиковые гимнастики. Также нужно развивать и самостоятельную связную речь с опорой на дидактический материал....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе « Дикие животные»

В детский сад приходит письмо с просьбой о помощи от Юмбы, выполняя просьбу Юмбы дети отгадывают загадки и обобщают свои знания о диких животных....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Дикие животные"

Цель: расширение представления о диких животных.Задачи:- использовать в речи предлоги и описательные прилагательные;- упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными су...