НОД по развитию речи в старшей группе "Весна пришла"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Азиханова Айгуль Герасимовна

НОД по развитию речи в старшей группе "Весна пришла"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          Конспект занятия по развитию речи

в старшей группе на тему:

«Весна пришла»

Цель: Закрепить знания детей о характерных признаках весны.

Задачи:

Образовательные задачи:

- закрепить понимание причинно – следственных связей в явлениях природы, взаимосвязи и временной последовательности происходящего в природе;

- закрепить умение использовать речь – доказательство, речь – рассуждение, объяснительную речь;

- закрепить умение подбирать слова, характеризующие особенности предметов;

- закрепить умение составлять рассказ – описание о птицах.

Развивающие задачи:

- развивать умение использовать разнообразные средства выразительности речи;

- развивать логическое мышление, воображение, память;

- развивать слуховое восприятие, зрительное внимание;

- развитие артикуляционного аппарата.

Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей);

- воспитывать любовь к природе, к птицам, бережное отношение к ним.

Предварительная работа:

- наблюдения на прогулке за весенними признаками;

- чтение произведений и рассматривание картин о весне;

- чтение художественной литературы и заучивание стихотворений, примет, пословиц о весне, о птицах;

- беседы на темы: «Весна», «Животные весной», «Птицы»;

- работа в календаре погоды, рассматривание иллюстраций на тему «Весна»;

- наблюдали за грачами, явлениями в живой и неживой природе, читали рассказы Л. Толстого «Пришла весна», А. Толстого «Весна», Д. Садовникова  «Весенняя сказка», С. Маршака «12 месяцев», рисовали на весеннюю тематику.

Материалы и оборудование: Проектор, экран, картинки с изображением птиц (снегирь,  скворец, грач, ласточка), аудиозапись «Голоса птиц», образец скворечника из палочек  Кюизенера, мольберт, картинки с изображением животных, аудиозапись леса, видеоматериал для артикуляционной гимнастики и гимнастики для глаз.

Раздаточный материал: палочки  Кюизенера на каждого ребёнка.

Словарная работа: скворечник, весна, проталина.

Индивидуальная работа: активизировать речь малоактивных детей.

        

 Ход занятия:

Дети входят в группу.

Воспитатель: Ребята, к нам в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся! (Дети здороваются с гостями.)

А теперь давайте встанем в круг и поприветствуем красно солнышко и друг друга.

Коммуникативная игра «Здравствуйте».

(воспитатель с детьми)

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, небо!

Здравствуй, вся моя Земля!

Мы проснулись очень рано,

И приветствуем тебя!

 

Поднимают руки к солнышку.

Качают над головой руками.

 Руками делают круговые движения

Трут кулачками глаза

Руки разводят в разные стороны

 Слова произносит воспитатель.

Воспитатель: Ой, ребята, мне показалось, что в окно кто-то постучал? Давайте, посмотрим кто там? (На окне лежит письмо, воспитатель его берёт и читает)

 «Для Ирины Андреевны и  ребят старшей группы.

Снег растаял! Снег растаял!
Эта новость непростая!
Это значит, наступает
Настоящая  ……весна.

Приглашаю в гости я.

Ваша долгожданная Весна!»

Воспитатель: Ребята, Весна приглашает нас в гости на прогулку в весенний

лес. Скажите, вы любите путешествовать? Хотите отправиться на прогулку в весенний лес?  (Ответ детей)

Лексическое упражнение «Подбери признак».

Воспитатель: Но сначала я проверю, готовы ли вы путешествовать? Надо вспомнить все приметы весны.    Что происходит с природой весной? Предлагаю  ответить полным  предложением, начиная его со слова «Весной». (Ответы детей. Например: Весной ярко светит солнце. Весной день становиться длиннее. Весной бегут ручьи. Весной тает снег). 


Воспитатель: Очень хорошо, что вы  знаете о весне, и о признаках весны.  

Воспитатель: Молодцы! Тогда отправляемся в путь! Возьмитесь за руки и улыбнитесь. У всех нас хорошее настроение, и всё у нас получится. Для этого надо произнести волшебные слова:

Ты подуй в свои ладошки,

Покружись потом немножко,

Попадёшь тогда ты в лес,

Полный тайны и чудес!

Дуют в ладошки.

Кружатся.

Закрывают глаза ладонями.

(Дети повторяют слова вместе с воспитателем и выполняют движения по тексту)

        

Воспитатель: Смотрите ребята, что это?  (Дети видят, висит солнышко)

Воспитатель: А что вы скажете о весеннем солнышке: солнышко, какое оно? ( Ответ детей. Например: яркое, ласковое, теплое, лучистое, золотое, приятное, желтое, оранжевое, доброе, весеннее.)


Воспитатель: Вот сколько хороших слов подобрали вы к слову «солнышко». Но наше солнышко почему – то грустное. Почему ребята, как вы думаете?  (Предположения детей)

Воспитатель: А давайте поможем солнышку, подарим её  лучики, чтобы оно было веселое, лучистое, теплое. (Дети из прищепок делают лучики) 

Воспитатель: Ребята, смотрите, как засияло наше солнышко, теперь оно будет согревать  нашу землю теплом!

 А хотите попробовать какое оно солнышко теплое, ласковое, повторяйте за мной

 (Воспитатель, и дети делают массаж лица)

Самомассаж  лица

Личико солнышко согрело

Потеплело, потеплело

(поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей, от   носа к средней части ушей)

Наши ручки потянулись (тянемся вверх)

Наши губки улыбнулись (улыбнуться)

        
Звучит звукозапись «Голоса леса».

Воспитатель: Ребята, тише, слышите? Это спешит к лесному озеру ручеек и льётся талая вода, попадая в озеро.  Ребята, а как  льется водичка? Давайте покажем? (с-с-с).

Смотрите, кружатся и звенят над озером комарики? Какую песенку они поют?

(з-з-з).

 А, слышите, квакают    лягушки?

Воспитатель: Ребята,  давайте поупражняемся вместе с лягушками

Видео ролик

Артикуляционное  упражнение  «Лягушки

                                                                                                                                                             

 Воспитатель:  Пойдемте дальше.

Дидактическая игра "Кто здесь лишний?"

Воспитатель:  Посмотрите, ребята, сколько разных птиц прилетело к нам.  А какие это птицы, мы должны с вами отгадать.

Загадки

1.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Прыг да скок по полю вскачь,

А зовётся птица – …

(Грач).

4.

Во дворе стоит дворец,

Там живёт один певец.

Очень ловкий молодец

И зовут его…

(Скворец)

2.

Я проворна, легкокрылая,

Хвост раздвоен, словно вилы.

Если я летаю низко,

Значит дождик где-то близко.

(Ласточка)

5.

Алый низ и черный хвост,

Воробья побольше рост,

Толстый клюв раздался вширь –

До чего красив ...

(Снегирь)

3.

Гнездо не строит никогда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.

(Кукушка)

(Дети вешают птиц на дерево)

Воспитатель: Ребята, давайте посчитаем сколько же птиц прилетело на дерево? (Дети считают вместе птиц). Посмотрите внимательно на птиц. Кто здесь лишний? (Ответ детей)

Объясните, почему снегирь лишний здесь. (Ответы детей.)

Воспитатель: Молодцы, ребята. А  давайте вспомним, каких еще перелетных птиц вы знаете? (Ответ детей)

Воспитатель: А почему этих птиц называют перелетными? (Ответ детей)

Молодцы! Правильно! А когда птицы возвращаются назад, как  они встречают весну? Что весной делают птицы? (Ответ детей)
Воспитатель: Какие птицы прилетают с юга в наши края первыми?
(Ответ детей)

А какие птицы прилетают последними ? (Ответ детей)

(Аудиозапись пение птиц весной)

Воспитатель: Слышите, как поют птицы в весеннем лесу? Какая птица открывает весну, как вы думаете? (ответ детей) Правильно, грач.

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день на пашне вскачь

И зовется птица грач.

Воспитатель: А каких весенних певцов вы знаете? (Ответ детей)

 Отгадайте загадку:

На шесте – дворец,

Во дворе – певец,

А зовут его….. (Скворец)

Воспитатель: А кто - ни будь, знает, как называется домик у скворца? Кто строит скворечник – люди или птицы? Давайте, и мы построим уютные домики для скворцов.

( Дети садятся за столы)

Дети  выкладывают скворечники из счетных палочек на столе (Воспитатель должен объяснять, что нужно сделать)

Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами поиграем с нашими пальчиками?

Пальчиковая гимнастика «Птенчики»

Птенчики скворцов зовут: (Собрать пальцы обеих рук в щепоть и поочередно раскрывать «клювики»).

- Мама, папа! Тут мы, тут!

Принесите нам еды             (Правой рукой показывают).

И немножечко воды.           (Левой рукой показывают)

Червячков мы поедим,         (бью щепотью по левой ладони «клюют»)

С вами в небо полетим!      (Соединить кисти рук крест-накрест, соприкасаясь ими в области запястья; помахать кистями, как крыльями).

Воспитатель: А весной чем  питаются скворцы, как вы думаете? (Ответы детей).

Воспитатель: Верно. А каких насекомых вы знаете? (Ответ детей).

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, какая красивая бабочка прилетела  и в нашу группу! Она очень радуется весне. Давайте только глазками посмотрим, как она перелетает с места на место, с одного цветка на другой.

Гимнастика для глаз «Где бабочка?»

Воспитатель: Ребята,  но изменения происходят не только в жизни птиц, насекомых, но и зверей. Пойдемте гулять дальше по весеннему лесу.

Воспитатель: Ребята, отгадайте,  кто живет на этой лесной полянке.

Загадки

Она прыгать мастерица,

Она прыгать не боится.

Небольшой у неё рост,

Но зато пушистый хвост.

(Белка)

Какой зверь опасный

Ходит в шубе красной?

Снег разгребает,

Мышек хватает.

(Лисица)

Угадайте, что за шапка

Меха целая охапка.

Шапка бегает в бору

У стволов грызет кору.

(Заяц)

Этот зверь тебе знаком,

Ест мышей и молоко.

Но на кошку не похож

Весь в иголках длинных…

(Ёж)

Кто позабыв тревоги,

Спал в своей берлоге?

(Медведь)

Воспитатель: Ребята, давайте подумаем,  как меняется жизнь животных с приходом весны. (Звери линяют, просыпаются после зимней спячки, у них появляются детеныши.)

Какие звери просыпаются весной? (Медведь, еж, барсук.)

Давайте разбудим медведя чистоговоркой.

Чистоговорка «Весна пришла»

Ла-ла-ла – к нам весна пришла.

Ло-ло-ло – в лесу тепло.

Пель-пель-пель – капает капель.

Ля-ля-ля – расцветай земля!

Леть-леть-леть – просыпайся медведь!

Хлопают в ладоши.

Сжимают-разжимают пальцы.

Ударяют указат. пальцем по ладони.

Делают «фонарики».

Топают ногами.

Воспитатель: Не хочет пока медведь просыпаться. Пусть еще немного поспит

А кто появляется у диких животных весной? (Детеныши.)

Сейчас я буду называть вам взрослое животное, а вы будете говорить, как называется у него детеныш. Или несколько детенышей.

Воспитатель называет по очереди диких животных, показывая иллюстрации.

Игровое упражнение «Назови малышей» или «У кого кто?»

Один

много

У медведя - …

У зайца - …

У лисицы - …

У волка - …

У ежа - …

медвежонок

зайчонок

лисенок

волчонок

ежонок

-

-

-

-

-

медвежат

зайчат

лисят

волчат

ежат

Воспитатель:  Молодцы, ребята!  Мы с вами вышли на солнечную поляну.  Вот и подошла к концу наша прогулка по весеннему лесу. И нам пора возвращаться. Давайте произнесём волшебные слова:

Ты подуй в свои ладошки,

Покружись потом немножко,

Попадёшь тогда ты в лес,

Полный тайны и чудес!

Дуют в ладошки.

Кружатся.

Закрывают глаза ладонями.

 Воспитатель: Вот мы и вернулись в наш детский  сад .

 Вам понравилось в гостях у Весны, а  в весеннем лесу? А что вам запомнилось? Что вы увидели, гуляя по лесу? (Ответы детей)

Лесные жители передали вам вот эти маленькие солнышки за то, что вы побывали у них в гостях и так много рассказали о весне.

Хорошо ребята, вы - молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в области «Коммуникация» по развитию речи в старшей группе на тему : «Лето красное пришло!»

     Конспект непосредственно-образовательной деятельности в    области «Коммуникация» по развитию речи в старшей группе...

Конспект нод по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Весна пришла».

Конспект нод по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Весна пришла». Программные задачи: Продолжать формировать умение отгадывать загадки, аргументируя свой ответ. Прод...

Конспект совместной деятельности по развитию речи в старшей группе "Весна пришла"

Закрепление представлений о весне, обогащение кругозора и активизация словаря детей....

Конспект по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Весна пришла».

Продолжать формировать умение отгадывать загадки, аргументируя свой ответ. Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя...

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Пришла осень привела погод восемь"

На занятии дети учатся составлять рассказ припомощи картинок об осени (метод мнемотехника). Это способ развивает у детей  связную речь, творчество и фантазию....