«Предметно-развивающая среда как средство развития речи»
методическая разработка по развитию речи

Плюснина Александрина Анатольевна

Защита проекта на муниципальом этапе окружного конкурса "Воспитатель года - 2019"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Предметно-развивающая среда как стимул речевого развития»

“Следя за детьми, в конечном счете, мы видим,

что путь к правильному воспитанию

лежит через организацию среды...”

Л.С.Выготский

(слайд 2) Введение 

Я считаю, эффективность коррекционной образовательной работы во многом зависит от организации предметно-пространственной среды. Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением педагога.

Так как речь является формой передачи мысли средствами языка и основным способом коммуникации, то от ее состояния зависит уровень реализации личности.  Вне речи невозможно полноценное овладение ни одним видом психической деятельности, включая высшие формы мышления, памяти, а также поведение в социуме.

(слайд 3) 

Срок реализации 1 год

Тип проекта – Информационно-практико-ориентированный

Участники: старшие дошкольники, родители, педагоги

Актуальность

Речевые нарушения являются одной из наиболее распространенных проблем психофизического развития детей, что требует охвата логопедической службой значительной части детского населения. Нарушения речи оказывают отрицательное влияние на общее развитие ребенка, являются препятствием для успешного освоения образовательной программы ДОУ, а в перспективе - школьной программы, а также могут стать причиной школьной дезадаптации.

Поэтому, создание в детском саду пространства, в котором могут одновременно включаться в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельные дети, так и группы детей разных возрастов, – особенно актуально и в связи с введением в действие новых образовательных стандартов.

Новизна проекта предполагает наличие очень яркого и обширного наглядного материала, использования современных средств Информационно Коммуникационных Технологий (ПАК «Колибри», интерактивный редактор «СОВА»), что, в конечном итоге, привлекательно как для детей, так и для педагога.

(слайд 4) Цель: Создание в кабинете логопеда предметно-развивающей среды, влияющее на качество образования: стимуляцию речевой активности и развитие речемыслительной деятельности детей.

Задачи:

  • обогатить среду элементами, стимулирующими речевое развитие ребенка;
  • создать условия для активного и совместного творчества использования (речевого, продуктивного, двигательного, игрового) интерактивной панели на занятиях по речевому развитию и развития коммуникативных навыков на основе общих игровых интересов;
  • сформировать у детей активное познавательное отношение к окружающему миру предметов, людей, природы;
  • организовать деятельность, предполагающую освоение окружающего мира не через объяснение и трансляцию готовой информации, а посредствам самостоятельного ее «открытия» и освоения на предметной основе в активной детской деятельности.

(слайд 5) Проект включает в себя 3 этапа:

  1. Подготовительный

За основу проекта взяты:

  1. Основные требования к предметно-развивающей среде - это оптимальная насыщенность, целостность, многофункциональность, возможность трансформирования;
  2. Принципы:
  • доступности: материал для самостоятельных игр расположен на нижних открытых полках, методическая литература и документация на верхних полках;
  • системности: весь материал систематизирован по разделам;
  • здоровьесбережения: имеется основное и дополнительное освещение; проведена пожарная сигнализация;
  • учета возрастных особенностей: размеры мебели, наглядно-дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей группы;
  • вариативности: наглядно-методический материал и многие пособия многовариантны.
  1. Возрастные и индивидуальные особенности детей.

В соответствии с возрастом создаю разный эмоциональный настрой: таинственный, сказочный, загадочный, удивительный, фантастический, что способствует повышению мотивации детей.

  1. Основной (слайд 6)

Мною выделены следующие развивающие среды, созданные в кабинете:

  • Сенсорная среда обеспечивает развитие и коррекцию отдельных сенсорных систем и полисенсорики. Данная среда максимально насыщена материалами, стимулирующими сенсорное развитие. Оборудование (демонстрационное, игры, пособия, раздаточный материал): наборы цветных предметов; мозаики; пирамидки; цветные пособия; наборы геометрических фигур; парные картинки, буквенные и цифровые лото; трафареты и вкладыши к ним в виде целостных и разрезных предметных изображений и геометрических фигур; разрезные картинки (пазлы); картинки с реалистичными и стилизованными изображениями.
  • Моторно-двигательная среда (слайд 7)

Материал для развития тактильного и тактильно-кинестетического восприятия: различные виды массажных инструментов; объемные резиновые игрушки; мячи, колечки и валики «Су-джок»; различные крупы, камни, семена; пособие «Почтовый ящик».

(слайд 8) Игровая зона. Под игровую зону выделено пространство в кабинете, отдельный игровой шкаф с игровым материалом и местом для игры. Также обеспечиваю соблюдение режима двигательной активности детей и предусматриваю небольшое свободное пространство для проведения подвижных упражнений и игр. Зону использую для проведения нестандартных по форме занятий, чередования работы за столами и упражнений на ковре (например, дети располагаются на ковре полукругом для выполнения игры-задания).

  • Учебно-познавательная среда (слайд 9) обеспечивает развитие и коррекцию когнитивных процессов, формирование учебных знаний, умений и навыков.

Выделена зона для индивидуальных занятий, а также и для групповых; коррекционно-развивающая зона, содержащая специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический и раздаточный материал и др.) для развития и коррекции учебно-познавательной деятельности детей.

(Слайд 10) Данная среда максимально насыщена материалами, стимулирующими умственное и когнитивное развитие. Для развития связной речи, лексико-грамматических представлений, расширения словарного запаса использую песочный световой стол, где свободное рисование детей с описанием и придумывание сказок и их иллюстрирование дает положительные результаты.

В консультативной зоне созданию информативное поле для родителей (доска объявлений, информационный стенд, библиотечный фонд и др.) и рабочего места для проведения консультаций.

(слайд 11) Все три развивающие среды объединяет в себе интерактивная доска. Она в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи выступает не только в качестве наглядного пособия, но и помогает создавать такие условия для развития детей, с помощью которых раскрываются их возможности, дети начинают “выходить” на более высокий уровень мышления. Использование информационных технологий в коррекционно-образовательной деятельности позволяет мне расширить собственные творческие возможности и оказывать положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников с нарушениями речи.

  1. Заключительный (слайд 12)

Мной были достигнуты следующие результаты:

  • Использование интерактивной доски на занятиях и мероприятиях с детьми по развитию речи;
  • (слайд 13) Консультации для воспитателей и родителей: «Упражнения, развивающие моторику пальцев рук», «Развитие фонематического слуха у детей», «Игры на развитие лексико-грамматического строя речи детей»;
  • «Коррекционные возможности массажа» - совместная работа родителей и детей;
  • «Игры в песочной стране» - сообщение для воспитателей, показ презентации;
  • (слайд 14) «Стендовая выставка проектов образовательных организаций «Образование для свободы, творчества, смысла»
  • Круглый стол для родителей «Играем пальчиками и развиваем речь»: рассказала, чем можно играть вместе с детьми дома, чтобы развивать мелкую моторику. Показала примеры работы на интерактивной доске;
  • (слайд 15) Стала разработчиком и создателем интерактивной игры для детей;
  • Прошла вебинар по теме «Современное занятие логопеда с использованием Интерактивного стола «VL»;
  • Участвовала в семинаре «Цифровая образовательная среда. ИКТ: инновационные инструменты для современного образования»;
  • (слайд 16) Приняла участие во Всероссийском форуме педагогов России: «Инновации в образовании»;
  • Статья в информационно-методической газете «Вести образования» выпуск 10, октябрь 2019 «Я и «Колибри»;
  • (слайд 17) Мастер-класс для педагогов детского сада «Логомер-2» - как играя, мы развиваем речь детей»
  • (слайд 18) На протяжении года пополняю зоны различными материалами.

(слайд 19) Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая среда логопедического кабинета создает необходимые возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, стимулирует развитие творческих способностей, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию.

(слайд 20) Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей Тема: «Предметно-развивающая среда как средство развития речи детей пяти лет с ОНР»

В памятке даны рекомендации для родителей по работе с детьми пяти лет с ОНР дома. Предложенные приемы работы способствуют накоплению словарного запаса, развитию грамматического строя и связной ре...

Модель предметно-развивающей среды как средство развития речи дошкольника 6-7 лет

Развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать успешного, самостоятельного, иниациативного, активного и творческого ребенка. Она должна способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности...

Организация предметно - пространственной среды как средство развития речи (через развитие мелкой моторики рук)

Организация предметно - пространственной среды как средство развития речи (через развитие мелкой моторики рук)...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ"

СЛАЙД 1 – НАЗВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИСЛАЙД  2 - ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКО...

Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста.

Предметно-развивающая среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста. Речь - удивительно сильное средство,но нужно иметь много ума, чтобыпользоваться им.Г. ГегельАктуальность:...

Проект «Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи детей в 1-ой младшей группе»

Проект«Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи детей в    1-ой младшей группе»...

Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда, как средство развития речи дошкольников в группе компенсирующей направленности»

Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях насыщенной предметно-развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средст...