Формирование звуковой культуры речи у детей средней группы средствами электронных дидактических игр
статья по развитию речи (средняя группа)

Дронова Дарья Дмитриевна

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.,), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.,) связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты, а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора). Составные компоненты звуковой культуры: речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи. Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка. Он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а в последствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношение т. к. правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

Актуальность темы заключается в том, что звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими людьми. Основные направления работы по воспитанию звуковой культуры речи - это воспитание у детей чистого, ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание чёткого произношения (дикции, выразительности детской речи. Иногда работа воспитателя по формированию правильной речи у детей, по предупреждению недостатков речи отождествляется с работой логопеда по исправлению недостатков произношения звуков. Это неправильно.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования диктует следующие нормы: «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.02 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежной политики

Нижегородской области

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»

Студентка 4 курса,

специальность 44.02.01.

Дошкольное образование,

группа ДО-4Б

ДРОНОВА

Дарья Дмитриевна

Формирование звуковой культуры речи у детей средней группы средствами электронных дидактических игр


Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи. Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка. Он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть умственное отставание, а в последствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно чистое звукопроизношение т. к. правильно слышимый и произносимый звук - основа обучения грамоте, правильной письменной речи.

Актуальность темы заключается в том, что звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими людьми. Основные направления работы по воспитанию звуковой культуры речи - это воспитание у детей чистого, ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание чёткого произношения (дикции, выразительности детской речи. Иногда работа воспитателя по формированию правильной речи у детей, по предупреждению недостатков речи отождествляется с работой логопеда по исправлению недостатков произношения звуков. Это неправильно.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования диктует следующие нормы: «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитическо-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [1].

Понятие «звуковая культура речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.,), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.,) связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты, а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора). Составные компоненты звуковой культуры: речевой слух и речевое дыхание - являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими людьми. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно. В то же время в работе по формированию звуковой стороны речи воспитатели могут использовать некоторые логопедические приемы, так же как и логопед, кроме исправления речи, занимается пропедевтической работой, направленной на предупреждение недостатков речи.

Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить к формированию правильного произношения звуков. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, чётким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно. Воспитатели занимаются работой, направленной на предупреждение недостатков речи.

Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал

стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей. Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире (Р.И. Жуковская, А.С. Макаренко, Д.В. Менджерицкая, Е.И. Тихеева, У.П. Усова, и др.) Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Важным является положительное эмоциональное отношение детей к подобным играм. Удачно и быстро найденное решение, радость победы, успех, одобрение со стороны воспитателя оказывают на детей положительное воздействие, активизируют их мышление, способствуют повышению интереса к познавательной деятельности. Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызывать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свою звуковую культуру речи. Проблемой данного исследования является: какие способы использования электронных дидактических игр влияют на формирование звуковой культуры речи у детей средней группы? Объектом исследования является процесс формирования звуковой культуры речи у детей средней группы Предметом исследования являются электронные дидактические игры как средство формирования звуковой культуры речи у детей средней группы

Целью исследования является теоретическое обоснование и проверка в ходе практики условий формирования звуковой культуры речи у детей средней группы средствами электронных дидактических игр

Гипотезой исследования является: формирование звуковой культуры речи у детей средней группы средствами электронных дидактических игр будет успешным, если:

-включать дидактические игры систематически в занятия по формированию звуковой

культуры речи детей средней группы;

-использовать при проведении электронных дидактических игр

разнообразные методы и приемы: сюрпризный момент, игровые

ситуации, аудио сопровождение, компьютерная анимация;

-регулярно включать электронные дидактические игры для развития

звуковой культуры речи в режимные процессы: утренний прием,

вечернее время;

В ходе написания данной выпускной квалификационной работы решались следующие задачи:

1.Изучить особенности формирования звуковой культуры речи детей средней группы и систематизировать приемы использования электронных дидактических игр в формировании звуковой культуры речи

2.Рассмотреть взгляды ученых и педагогов исследователей на вопросы влияния электронных дидактических игр на формирования звуковой культуры речи детей средней групп.

3.Выявить исходный уровень сформированности звуковой культуры речи у детей средней группы МБДОУ «Детский сад №130».

4.Разработать и провести электронные дидактические игры для формирования звуковой культуры речи детей средней группы.

5.Проанализировать опытно-практическую работу по формированию звуковой культуры речи у детей средней группы средствами электронных дидактических игр.

Методами исследования являются: анализ педагогической литературы, диагностические методики, наблюдение, опытная работа, изучение и обобщение, метод математической обработки.

Тип работы опытно – практический. Ожидаемый результат:

-повышение стадии сформированности звуковой культуры речи у

детей средней группы средствами электронных дидактических игр

-разработка технологических карт занятий по речевому развитию

-планов-конспектов и мультимедиа электронных дидактических игр.

Базой проведения исследования является средняя группа МБДОУ №130 «Дракоша» г. Дзержинск.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование звуковой стороны речи у детей средней группы

В статье говорится о звуковой стороне речи у детей средней группы и методах ее развития и совершенствования...

Статья "Формирование звуковой стороны речи" для детей средней группы

Обратить внимание родителям для правильного и эффективного воздействия на формирование ребенка речи...

Презентация "Формы, методы и приёмы формирования звуковой культуры речи у детей подготовительной группы"

quot;Формы, методы и приёмы формирования звуковой культуры речи у детей подготовительной группы"...

Формирование звуковой стороны речи для детей средней группы.

В среднем дошкольном возрасте у детей значительно улучшаетсяпроизношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков,способны сохранять слоговую структуру даже в многосложных словах; окрепи стал боле...

Конспект занятия по звуковой культуре речи для детей средней группы Тема: Правильное произношение звука [ж]

Конспект занятия по звуковой культуре речи для детей средней группы  Правильное произношение звука [ж]...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуре речи для детей средней группы.

Конспект НОД по воспитанию звуковой культуре речи. В конспекте можно найти: артикуляционную гимнастику, упражнения на развитие фонематического слуха....