Развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Братусь Галина Евгеньевна

Развитость коммуникативных умений на этапе перехода к школьному обучению необходима, ведь при отсутствии элементарных умений в данной области, ребенок испытывает страх вступать в общение, становится тревожным, неуверенным, замкнутым: все это нарушает и тормозит обучение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bratus_statya_kommunikativnye_navyki.docx32.23 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных умений
у детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель ГБОУ «Школа №718» Зеленоградского округа г. Москвы Братусь Галина Евгеньевна

        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования дает следующие целевые ориентиры по социально – коммуникативному развитию:

  • ребенок инициативен, критичен, имеет адекватную самооценку и чувство личной ответственности за свое поведение и деятельность;
  • просвещен в вопросах культурного общения; активно взаимодействует с взрослыми и сверстниками;
  • принимает участие в совместных играх;
  • находит компромиссы;
  • умеет радоваться успехам и сочувствовать неудачам других;
  • учитывать интересы и чувства других;
  • социально приемлемо выражает эмоции;
  • умеет находить решение в трудных конфликтных ситуациях;
  • может провести различия между настоящей и игровой ситуацией; учитывает в своей деятельности принятые правила и нормы;
  • хорошо владеет речевыми средствами;
  • умеет выразить идеи и потребности как вербально, так и не вербально;
  • проявляет познавательную активность;
  • задает много вопросов и пробует придумывать объяснения всему многообразию явлений природы и человеческим поступкам;
  • обладает начальными знаниями и представлениями о себе, о природе, о том мире, в котором живет.

        Коммуникативные умения способствуют развитию высших психических функций дошкольника, оказывают влияние на развитость общей деятельности.

        Развитость коммуникативных умений на этапе перехода к школьному обучению необходима, ведь при отсутствии элементарных умений в данной области, ребенок испытывает страх вступать в общение, становится тревожным, неуверенным, замкнутым: все это нарушает и тормозит обучение.

        Авторы, которые занимались проблемами развития коммуникативных умений, выделяли разные критерии, включающиеся в них. Так, А.А Максимова считает, что, коммуникативные умения, представляют собой осмысленные коммуникативные поступки субъектов, умение верно выстраивать собственное поведение и руководить своими действиями в согласии с задачами общения.

        Л. Р. Мунирова под коммуникативными умениями понимает сложные и обдуманные коммуникативные взаимодействия детей; их умение верно корректировать свое поведение, направлять его в соответствии с решаемыми задачами общения.

        В.А. Тищенко считает, что коммуникативные умения - это умение грамотно, правильно, доступно высказать, пояснить собственную идею; адекватно воспринимать информацию от партнеров в области общения.

        В.А. Кан-Калик и Г.М. Андреева под коммуникативными умениями подразумевают комплекс понимаемых коммуникативных действий, в основе которых есть теоретическая и практическая готовность личности, что дает возможность по-новому применять знания и опыт для изменения действительности.

        О.Н. Сомкова в коммуникативные умения вкладывает обладание эффективными способами, методами и средствами взаимодействия с находящимися вокруг людьми; способность контактировать; с помощью общения с успехом регулировать появляющиеся игровые, познавательные, бытовые и творческие проблемы и задачи.

        А. А. Когут подчёркивает, что формирование и развитие коммуникативных умений ведет к изменениям внутри группы: отношение со стороны окружающих детей (ребенка принимают в коллективе), отношение ребенка к окружающим (причисляет себя к коллективу). Собственная коммуникация ребенка формируется благодаря развитию информационно-коммуникативной категории умений.

        В старшем дошкольном возрасте у ребёнка появляются и активно развиваются отношения с окружающими людьми: взрослыми, сверстниками. Этот опыт является основой, на которую накладывается дальнейшее развитие личности ребенка. Умение ребенка общаться с позитивным настроем и умение соблюдать принятые в обществе правила и нормы позволит успешнее социализироваться, следовательно, и чувствовать себя комфортно. Так же благодаря общению ребенок познает мир взрослых, сверстника, и самое главное - себя.

        В старшем дошкольном возрасте совершается одна из основных перемен в коммуникативном формировании детей - расширяется сфера общения. В случае если сначала дошкольник контактирует только лишь с взрослыми, то сейчас он начинает строить общение со своими ровесниками.

        В сфере общения «ребенок-ребенок», дети применяют те же приемы общения, что и в сфере «ребенок-взрослый», и к началу развития коммуникативной деятельности дети уже фактически владеют ими. В личном взаимодействии и общении старшие дошкольники нацелены на ровесников: большую часть свободного времени они проводят в общих разговорах и играх. В этом возрасте большое значение придается позиции и оценке друзей, все больше дети требуют соблюдение принятых правил друг от друга и сами стараются соответствовать им в своем поведении. Ребята становятся более избирательными в контактах, в то же время отношения становятся более глубокими, устойчивыми и осмысленными.

        У ребёнка старшего возраста происходит изменение мотивов общения. Если дети более раннего возраста выбирают «друга» по принципу «красивое платье», «интересная игрушка» – хочу поиграть с ней, то теперь мотивы меняются. Выбор «друга» происходит по качествам личности: он добрый и всегда помогает, он придумывает интересные игры и прочее. 

        При взрослении у детей старшего дошкольного возраста меняется коммуникативная деятельность. Отметим, что возникающая произвольность управления поведением в общении способствует формированию коммуникативных умений и навыков.

        Особенностью старшего дошкольного возраста является развитие потребностно-мотивационной сферы. Выражается эта особенность в подражании (иногда не совсем уместном), разыгрыванием реальной жизни, ролей. Согласно возрасту, ведущей деятельностью является игра. Сюжетно-ролевая игра важное условие развития общения, т. к. коммуникация происходит в игре. Дети принимают роли взрослых, тем самым познавая и осваивая отношения между людьми. В игре отражаются занятия, опыт, подавленные потребности, имеют выход запрещенные побуждения. Игровые роли регулируются правилами, и соблюдение их осуществляется в ходе саморегуляции, поведение изменяется в соответствии с предъявленной ролью. Сюжеты игр происходят из знаний и накопленного опыта ребят.

        Применение педагогом различных форм и методов для формирования коммуникативных умений у старших дошкольников, игр и упражнений дает возможность вести общение как деятельность, создавать лучшие условия для продуктивного формирования у ребенка навыков коммуникации благодаря опыту речевого взаимодействия, как с ровесниками, так и с взрослыми.

Список источников:

  1.  Акулова Ю.В., Гогоберидзе А.Г., Гризик Т.И. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: Пособие для педагогов [Текст] / Ю.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Гризик. М.: Просвещение, 2012. – 205 с.
  2. Арушанова А.Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. [Текст] / А.Г. Арушанова. М.: ТЦ Сфера, 2011. – 80 с.
  3. Белкина В.Н. Детская психология. Взаимодействие со сверстниками: учеб. пособие для СПО. [Текст] / В.Н. Белкина. М.: Юрайт, 2019. – 170 с.
  4. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. [Текст] / С.С. Бычкова. М.: АРКТИ, 2011. – 96 с.
  5. Веракса Е.Н., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». [Текст] / Е.Н. Веракса., Т.С. Комарова, М.А. Васильева. М.: Мозаика – Синтез, 2014. – 325 с.
  6. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации: Учебник для академического бакалавриата. [Текст]/ Д.П. Гавра. М.: Юрайт, 2019. – 231с.
  7. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет. [Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В. Филиппова. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2006. – 160 с.
  8. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. [Текст] / М.И. Лисина. СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
  9. Максимова А.А. Развитие коммуникативных умений дошкольников в сюжетно -ролевых играх. [Текст] / А.А. Максимова // Плюс До и После. – 2005. - № 2. – С. 11-14.
  10. Общение, личность и психика ребенка. [Текст] / Под ред. А.Г. Рузской. – М.: Институт практической психологии, 2007. – 384 с.
  11. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет). [Текст]/ Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 384 с.
  12. Гильмутдинова Г.Р. Формирование навыков культуры общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста посредством коммуникативных игр. [Текст] / Г.Р. Гильмутдинова. – URL: https://sibac.info/archive/guman/5(65).pdf