Конспект НОД "Синичка в гостях у малышей"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Чекалина Людмила Александровна

конспект НОД по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 66-praktika.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Доскинский детский сад»

структурное подразделение – семейный детский сад

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Речевое развитие»

для детей младшей группы

тема: «Синичка в гостях у малышей» 






Составил:  воспитатель

Чекалина Л.А.

1 квалификационная категория


Цель: Формировать умение составлять описательный рассказ о птице с помощью воспитателя. Развивать диалогическую форму речи, вовлекая детей в разговор во время наблюдения за живым объектом. Воспитывать доброе отношение к природе.

Способы: 

Наглядные: рассматривание живой птицы

Словесные: художественное слово - стихотворение, активизирующие вопросы, беседа, напоминание, обобщение воспитателя, поощрение

Практические: имитационные движения, звукоподражание

Игровые: Сюрпризный момент – живая птица, проблемные ситуации (дидактическая игра «Кто как кричит», как помочь зимующим птицам)

Технические: видеофрагмент «Птица с птенцом», музыкальное сопровождение «Птички летают».

Средства:

Живая птица в клетке, маски-ободки птиц, кормушка, зерно и крошки, видео «Птица с птенцом», мелодия «Птички летают».

Предварительная работа:

  1. Рассматривание игрушки – птицы.
  2. Составление описательного рассказа по предметным картинкам.
  3. Чтение стихотворения В.Стоянова «Воробей».
  4. Дидактическая игра «Покорми птичку»
  5. Музыкально-ритмичные движения «Птички летают», муз. Л.Банникова
  6. Подвижная игра «Птички и птенчики».

Словарная работа:

Активный словарь: птицы, клюв, крылья, хвостик, глазки, лапки, снег, зима, холод,  мерзнуть, маленький.

Пассивный словарь: синичка, клевать, клетка, зерно.

Индивидуально - дифференцированный подход:

- Дифференцирование сложности вопросов от уровня речевой активности  детей.

- Первыми рассказывают о птице дети высокого уровня речевой активности (Ангелина, Коля)

- К детям с низкой речевой активностью обращаться непосредственно с вопросами после ответов других детей (Анюта, Катя, Артем)

* - так обозначены вопросы для детей с высокой речевой активностью.

- помочь  отвечать на вопросы полным предложением Артему, Анюте, Кате;

- помочь составлять предложение с однородными членами Даше, Арсению.

Ход занятия:

Дети входят в групповую комнату.

Сюрпризный момент (вызвать положительные эмоции, активизировать деятельность)

Воспитатель:  Ой, ребята, кто это чирикает, давайте посмотрим. (Подводит детей к клетке с птицей закрытой тканью, снимает ткань)

- ⃰ Ой, кто это, ребята? (ответы детей)

- Правильно, птица, её зовут синица.

- Кто это, Катя? Кто это, Артём?

- Как её зовут?

- ⃰ Давайте посмотрим, что у неё есть? (ответы детей)

- что у неё есть, Артем? А ещё, Анюта?

- А что Даша увидела у птички?

Воспитатель обобщает: Правильно, ребята, у птицы есть крылья, клюв, голова, хвостик, глазки, лапки. Молодцы!

Воспитатель: Посмотрите ребята,  клювик у нашей птички открывается, наверное пытается что-то нам сказать. Сейчас послушаю. Синичка говорит, что загрустила и не может громко петь. Просит, чтоб все ребятки рассказали про неё.

Хотите, чтобы синичка снова смогла громко петь?

Воспитатель: Послушайте мой рассказ. В этой клетке живет птица. Её зовут синица. У птицы есть клюв, крылья, хвостик. Синичка поет «чив-чив».

Воспитатель: Ангелина, расскажи теперь ты нам про птичку. Давай вместе со мной. (ответы детей по дифференцированному принципу)

(поощрение детей во время ответов от лица воспитателя и героя – птицы)

Дидактическая игра «Кто как кричит? »(развивать речевое внимание детей)

Воспитатель: Послушайте историю. У мамы птицы был маленький птенец (показывает видеофрагмент). Мама учила его петь. Мама-птица пела громко: «чирик - чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чив-чив» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы. Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как?  (воспитатель поощряет старания детей в правильном звукоподражании)

Воспитатель: Как вы думаете, правильно сделал маленький птенец, что улетел далеко от мамы?

Воспитатель: ⃰  Можно от мамы убегать детям? Почему? (ответы детей)

Воспитатель надевает маску-ободок птицы

Воспитатель: Посмотрите, я – мама птица. А вы хотите стать моими птенчиками?

Физкультминутка (активная смена деятельности с целью сохранения умственной активности)

Воспитатель: Ребятки покружились и в птенчиков превратились. (надевает маски-ободки, звучит музыка). Птенчики прыгают, зернышки клюют, летают. Кричат: чив-чив. Не улетают далеко от мамы-птицы. Птенчики покружились и в ребяток превратились.

Воспитатель: Наша птичка живет в домике, домик теплый, наша синичка не замерзнет. В домике есть тарелочка, чтобы птица могла клевать зернышки. Что она любит клевать?

- Даша, что любит синичка? Арсений, что любит синичка клевать?

- Давайте дадим нашей птичке зерно, крошек. (дети самостоятельно выбирают корм и дают его птице)

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение про тех птичек, которые живут на улице.  

 

«Синицы» Ю. Синицын

Очень рано скачут птицы
По заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
«Тинь-тень,
Тили-тень,
Всё короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика,
Ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо,
Что нам кормушки
Сделал добрый человек»

Воспитатель: На улице сейчас зима, холодно. Птички на улице мерзнут, хотят кушать. ⃰ Можем мы помочь им? (ответы детей)

- Да, надо их покормить зернышками.

Воспитатель: Правильно, мы можем покормить их. Для этого нам понадобится кормушка. Смотрите, ребята, какая красивая кормушка у нас есть. Мы с вами повесим её на улице и будем кормить зимующих птиц.

Рефлексия (создание ситуации успеха, активизация положительных эмоций)

Воспитатель: Ребята, кто прилетал к нам в гости?  Чем мы покормили синичку?  Сегодня вы старались рассказать про синицу. Молодцы, у вас все получилось. И теперь вы можете рассказать о синичке своим друзьям и о том как заботиться о зимующих птицах.

А сейчас мы с вами пойдем гулять, повесим кормушку, насыпим зернышки для зимующих птиц.