Викторина по произведениям С. Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Серякова Ольга Сергеевна

Развитие интереса к художественной литературе через творчество С.Я. Маршака.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Викторина25.14 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина по произведениям С. Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста

Цель. Развитие интереса к художественной литературе через творчество С.Я. Маршака – поэта, драматурга, переводчика. 

Задачи.

  • Обобщать знания детей о писателе, многочисленных произведениях С.Я. Маршака.
  • Развивать умения отгадывать загадки.
  • Развивать слуховое восприятие,  воображение, мышление, память и речь, коммуникативные навыки, культуру общения и поведения, эмоционально-волевую сферу.
  • Продолжать прививать интерес к художественной литературе, желание знакомиться с творчеством С.Я. Маршака.

 

Ход мероприятия

Ведущий: 

- Сегодня мы поговорим с вами о творчестве С.Я. Маршака.

- А что вы знаете о С.Я. Маршаке?

- С.Я. Маршак, известный детский писатель, родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже в семье заводского техника.

- Посмотрите, каким он был в детстве.

- Сочинять стихи он начал очень рано, когда еще даже не умел писать. Первое свое стихотворение он сочинил в четыре года.

- Ребята, а знаете, что папа Маршака работал на заводе, где изготавливали мыло? Мама занималась домашними делами.

- В восемь лет он пошёл в школу. Ему очень нравилось учиться. Его любимым уроком был урок литературы.

- А вот таким Самуил Маршак был, когда учился в гимназии. В это время он написал свои первые стихотворения.

- После окончания гимназии Маршак уехал в Англию и учился в университете. А потом вернулся в Россию и начал писать произведения для детей.

- Поэт очень любил путешествовать, он побывал во многих странах. А во время войны читал свои стихи солдатам на фронте.

- Поэт очень любил детей, поэтому часто устраивал встречи с ребятами, где знакомил их с новыми своими произведениями и вспоминали уже им знакомые.

- Вот такой памятник в Москве посвящен знаменитому поэту С.Я. Маршаку.

Ведущий: - А кто знает, что такое викторина? (Это игра, где задают вопросы и говорят ответы).

- Сегодня я буду задавать вопросы, а вы на них будете отвечать. Посмотрим, кто же из вас хорошо знаком с произведениями С.Я. Маршака.

- Давайте начнем.

1. «Из какого произведения?» (по иллюстрации)

Детям предлагаются иллюстрации по произведениям С.Я. Маршака («Почта», «Двенадцать месяцев», «Багаж», «Сказка о глупом мышонке», «Вот какой рассеянный», «Кошкин дом», «Усатый – полосатый»), нужно назвать произведение.

 

2. Все вы знаете знаменитую весёлую азбуку «Про всё на свете». Я буду читать стихи, а вы должны «досказать словечко…»

Бегемот разинул рот:

Булки просит …(бегемот)

Гриб растет среди дорожки –

Голова на тонкой …(ножке)

Жук упал, и встать не может.

Ждет он, кто ему …(поможет)

Панцирь носит черепаха,

Прячет голову от …(страха)

Роет землю серый крот –

Разоряет… (огород).

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему …(бока)

Иней лёг на ветви ели

Иглы за ночь… (побелели)

Лодки по молю плывут,

Люди вёслами … (гребут)

Мёд в лесу медведь нашёл, -

Мало мёду, много …. (пчёл).

Таракан живёт за печкой, -

То – то тёплое … (местечко).

Ученик учил уроки –

У него в чернилах … ( щёки).

Флот плывёт к родной земле.

Флаг на каждом …. (корабле)

Ходит по лесу зверёк,

Хищный маленький … (хорёк).

Школьник, школьник, ты силач:

Шар земной несёшь, как … (мяч).

Эта кнопка и шнурок –

Электрический …(звонок)

Ягод нет кислее клюквы.

Я на память знаю … (буквы)

- Молодцы!!!

3. Самуил Яковлевич очень любил сочинять загадки – за правильно отгаданную загадку получаете награду.

Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу. 
(Очки)

Бьют его рукой и палкой
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут. 
(Мяч)

Принялась она за дело,
Завизжала и запела,
Ела, ела Дуб, дуб
Поломала Зуб, зуб. 
(Пила)

Держусь я только на ходу,
А если встану упаду. 
(Велосипед)

Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели. 
(Дерево)

Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда
Мы не уйдем.
Мы бьем исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас! 
(Часы)

-Молодцы! Справились!  

4. Какими словами оканчиваются такие строчки стихов С.Я. Маршака, назовите произведение:

Не хотел котенок мыться –
Убежал он из корытца
И в углу за сундуком
Начал мыться…. (языком). («Усатый - полосатый»)

Эй, не стойте слишком близко -
Я тигренок, а не… (киска)! («Детки в клетке»)

Где обедал воробей
В зоопарке у (зверей). («Где обедал воробей?»)

У нее у кошки,
На ногах сапожки,
На ногах сапожки,
А в ушах… (серёжки). («Кошкин дом»)

5. Ребята, давайте мы с вами встанем в круг и поиграем в игру «Мой веселый звонкий мяч».

(Дети хором):

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

Раз, два, три – выходи!

Дети передают мяч из рук в руки по кругу, пока звучит музыка, когда заканчивается музыка и тот, у кого остался мяч, разворачивается и держит мяч в руках и выходит в круг. Тому ребёнку загадывается задание «Назови героя»:

  • Усатый …(полосатый).
  • Ванька …(встанька).
  • Умный … (мышонок).
  • Рассеянный с улицы … (Бассейнной).
  • Детки в … (клетке).
  • Это он, это он ленинградский….(почтальон).
  • Диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка….(маленькая собачонка).

6. Как называется книга С. Я. Маршака, в которой собраны стихотворения о различных зверюшках, в ней есть и такие строки:

Длиннохвостый кенгуру
Погулять зовет сестру,
А сестра сидит в мешке
У мамаши на брюшке.


Эй, не стойте слишком близко –
Я тигренок, а не киска!

Бедный маленький верблюд:
Есть ребенку не дают.
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра!
 («Детки в клетке»).

7. Герою, какого стихотворения Маршака принадлежат следующие слова?

«Глубокоуважаемый
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый
Глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало
Мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить?»
(«Вот какой рассеянный»).

8. Продолжите стихотворение, вспомните его название.

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он, это он, …
(Ленинградский почтальон – «Почта»).


9. Героине, какого произведения принадлежит следующий приказ?

Ручьи бегут в долину,
Зиме пришел конец.
Подснежников корзину
Несите во дворец!
Нарвите до рассвета
Подснежников простых.
И вам дадут за это
Корзину золотых!
(«12 месяцев»).

10. Кому не нравился голосок матери?

Голосок твой слишком тонок

Лучше, мама, не пищи,

Ты мне няньку поищи! (Мышонку).

11. Из какого стихотворения эти строки, что сдавала на хранение дама переезжающая в другой город?

Швырнула она чемодан,

Ногой отпихнула диван,

Картину,

Корзину,

Картонку …

- Отдайте мою собачонку! (Багаж).

12. Из какого стихотворения эти строчки:

Люди спрашивают:

- Кто это у вас?

А девочка говорит:

- Это моя дочка.

Люди спрашивают:

- Почему у вашей дочки серые щечки?

А девочка говорит:

- Она давно не мылась. («Усатый-полосатый»).

13. Назовите название этой сказки?

Ну, что поделать! В дождь и снег

Нельзя же быть без крова.

Кто сам просился на ночлег –

Скорей поймёт другого.

Кто знает, как мокра вода,

Как страшен холод лютый,

Тот не оставит никогда

Прохожих без приюта! («Кошкин дом»).

14. А сейчас мы с вами заканчиваем нашу викторину - блиц-опросом.

- Где жил человек рассеянный? (На улице Бассейной).

- За чем послала мачеха свою падчерицу в лес? (За подснежниками).

- Кто помог бедной падчерице исполнить глупый каприз принцессы и приказание жадной мачехи? (Месяцы).

- Куда попали лодыри вместо школы? (На каток).

- Кому не нравился голосок матери? (Мышонку).

- Кто был завернут в платок у девочки? (Котёнок).

- Что сдавала в багаж дама из стихотворения С. Я. Маршака? (Диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку).

 

Вот и подходит к концу наша викторина по произведениям С.Я. Маршака.

Он был убежден, что хорошие книги могут сделать людей добрее, храбрые, умнее, могут утешить и развеселить. И хочется закончить нашу встречу с прекрасным творчеством Самуила Яковлевича Маршака его стихотворением «Пожелание друзьям»:

Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути -
Главнейшее условие.


Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.


Вам от души желаю я,
Друзья всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшево!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина по произведениям С.Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста.

Литературная викторина по произведениям С.Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста....

Литературная викторина по произведениям С. Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста

Литературная викторина по произведениям С. Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста Цель: Закрепить знания детей о произведениях С. Я. Маршака, с которыми ребята познакомились...

Литературная викторина по произведениям П.П. Бажова для детей старшего дошкольного возраста: «Путешествие по сказам»

Цель: познакомить детей и родителей с творчеством Бажова П.П и его произведениями «Серебряное копытце», «Голубая змейка», «Огневушка – Поскакушка»....

Сценарий литературной викторины по произведениям К.И. Чуковского для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий литературной викторины по произведениям К.И. Чуковского для детей старшего дошкольного возраста...

Литературная викторина «Умники и умницы» по произведениям С. Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста

Литературная викторина «Умники и умницы» по произведениям С. Я. Маршака для детей старшего дошкольного возрастаЦель: Развитие интереса к художественной литературе и чтению.Задачи:Познавате...

конспект литературной викторины по произведениям С. Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста

Данный материал поволит воспитателям расширить интерес дошкольников к литературе и чтению. Закрепит знания детей о творчестве С. Я. Маршака; позволит развить такие психические процессы как слуховое во...

Литературная викторина по произведениям С. Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста

Литературная викторина по произведениям С. Я. Маршакадля детей старшего дошкольного возраста Цель: Развитие интереса к художественной литературе и чтению Закрепление знаний детей в творчестве С. ...