Конспект занятия с элементами ТРИЗ "Дом"
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Обетковская Татьяна Валентиновна
“Составление рассказа по системному оператору 
“Мой дом""

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dom_triz.docx13.85 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад №104 “Яблонька”

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

(с использованием методов ТРИЗ)

в старшей группе

Тема: “Составление рассказа по системному оператору как часть проекта “Мой дом”.

                                                       Воспитатель:

Обетковская Татьяна Валентиновна

г. Рыбинск

2020г

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРЫ, Энциклопедия “Все обо всем”, “Жилище древних славян” “Д.О.М.А.(Дерзские Образцы Мировой Архитектуры”А. Мизенильская,

НОД по теме: «Мой дом»

Программное содержание:

  •  расширять и углублять знания детей о домах. Формировать основы диалектического мышления, способствовать развитию связной речи, логическому построению доказательств своей точки зрения (в игре “Хорошо-плохо”).
  • С помощью морфологического анализа продолжать формировать умение детей обобщать и систематизировать знания о домах.
  • Развивать творческое воображение, мышление, пополнять словарь словосочетаниями, характеризующими объект в разные эпохи развития.
  • Используя метод фокальных объектов, развивать воссоздающее и творческое воображение, а так же умение увидеть новый образ объекта с новыми качествами и функциями и описать их, подбирая прилагательные.
  • Формировать умение видеть объект в историческом развитии (его генетическую линию) и составлять рассказ на заданную тему.

Активизация словаря: дерево, фасад, , офисный.

Обогащение словаря: кирпичный, блочный, монолитный

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, книг и презентации. Д/и “Что раньше, что потом?”

Ход НОД:

Перед детьми выставляются картинки с изображением архитектурных сооружений города (Музуй,Костел.Вокзал.Мост.Дом.Театр)

Воспитатель:  Дети, сегодня мы еще раз окунемся в  архитектуру нашего города и поговорим о постройках. а чем мы будем вести речь вы отгадаете при помощи игры “Данетка”

Дети: это дом.

В: что хорошего в том, что есть дом?А что плохого в современном доме?

В: а что плохого?

Игра ‘Плохо-хорошо’’

Детям предлагаю взять картинку с изображением предмета и охарактеризовать его. 

В: ребята назовите мне три слова, чтобы они были существительными, (дети называют) придумаем к ним интересные определения.

Дерево

хрупкое

старое

морщинистое

дуплистое

нужное

Ваза

золотая

резная

хрустальная

стеклянная

новая

Собака

пушистая

живая

шустрая

ловкая

дрессированная

В:ну, а теперь посмотрим, каким у нас будет дом, и где он будет находится?

Хрупкий дом - дом, который может расколоться, стеклянный.

Старый дом - он служил людям много лет, переходил от поколения к поколению.

Морщинистый дом - от времени краска на нем полопалась.

Пушистый дом – по которому растет вьюн .

Дрессированный дом - волшебный, сам передвигается, т.е Избушка на курьих ножках.

Живой дом – улитка.

Хрустальный дом - находится в музее, сувенирный , их делают в сказочной стране.

Подбираем определение трех слов к четвертому и находим ассоциации с вновь полученными словосочетаниями.

Физкультминутка.

В: а сейчас ребята, с помощью нашего морфологического ящика мы попробуем изобрести свои дома (на доске - таблица морфологического ящика). Дети, как вы думаете, дома у нас имеют одинаковую форму?

Д: нет, они бывают разной формы: (дети называют, воспитатель символами

зарисовывает формы домов), круглые, овальные, прямоугольные, квадратные, фигурная, треугольная.

В: а теперь посмотрим функции дома, дома могут быть какими?

Д: детский, офисный, гостевой, банный, жилой.

В: из какого материала строят дома?

Д: дерево, металл, стекло, камень, бетон (внизу по горизонтали воспитатель сокращенно записывает материалы для изготовления домов).

В: чем еще отличаются дома друг от друга?

Д: они отличаются цветом, (дети называют цвета, воспитатель вверху по

горизонтали записывает).

В: вот, что у нас получилось. Я сейчас назову дом, который мне очень нравится.

Мой жилой дом будет прямоугольной формы, зеленого цвета, сделан из

кирпича, он будет стоять на берегу реки. А теперь вы назовите свои дома?

( Дети применяя морфологический ящик называют свои дома.).

Даша К : мой дом будет гостевым, овальной формы, синего цвета,

Сделан  из стекла. Стоять будет у вокзала.

В: рассмотрим дом в его временном развитии. Каким был дом раньше, у первобытных людей, в старину, у нас с вами.

В:  хорошо, а давайте придумаем рассказ об одном удивительном доме.

(воспитатель начинает, дети помогают, предлагают свои версии)

«Жил был дом...»

В: а теперь кто-то из вас расскажет о нашем доме еще раз,(вызываются 2-3 самых активных ребенка по желанию).

Воспитатель: А вот о доме будущего мне не надо рассказывать. Я даю вам домашнее задание: нарисовать дом. Я благодарю вас всех за работу, которую мы с вами выполнили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с элементами ТРИЗ

Тема:« Волшебная страна  »(старший дошкольный возраст)...

Конспект занятия с элементами ТРИЗ на тему "Зимняя сказка"

Данный конспект представляет собой занятие, на котором дети под руководством педагога составляют свою собственную сказку....

Конспект занятия с элементами ТРИЗ ,,В гостях у сказки".

Развивать интерес к устному народному творчеству через творческое рассказывание....

Конспект занятия с элементами ТРИЗ технологии "Съедобное и не съедобное, полезное и не полезное"

Конспект занятия с элементами ТРИЗ технологии "Съедобное и не съедобное, полезное и не полезное"...

Конспекты занятий с элементами ТРИЗ технологии

Конспекты занятий с элементами ТРИЗ технологии...

Конспект занятия с элементами ТРИЗ в подготовительной группе

Конспект занятия с элементами ТРИЗ на тему "Теремок" для подготовительной к школе группы....

Конспект занятия с элементами ТРИЗ

konspekt_nod_s_elementami_triz_programmnye_zadachi.docx...