Конспекты занятий с элементами ТРИЗ технологии
план-конспект занятия по развитию речи

Красноперова Наталья Сергеевна

Конспекты занятий с элементами ТРИЗ технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy_s_elementami_triz_tehnologii.docx47.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты занятий с элементами ТРИЗ технологии

Конспект комплексного занятия с использованием приемов ТРИЗ технологии в младшей группе

Цель: учить детей выделять надсистему объектов; закрепить знания детей о временах года и их признаках, закреплять  счет в пределах 3, знания геометрических фигур; упражнять в классификации предметов; развивать логику и ассоциативность мышления, творческое воображение.

Ход занятия

Восп.:  дети, сегодня мы отправимся в небольшое путешествие в лес. Но наш лес не обычный – он волшебный. И жители этого леса тоже не обычные звери, они приготовили для нас много интересных заданий и сюрпризов. Но прежде, послушайте загадку:

         Тает снежок, оживает лужок.

         День прибывает, когда это бывает?

Дети: весной!

Восп.: а какое сейчас время года?

Дети: весна!

Восп.: это значит, мы отправляемся в весенний лес. А чем весенний лес

          Отличается от зимнего?

Дети: В весеннем лесу  теплее; снег тает; на деревьях набухают почки;

          Некоторые животные просыпаются после зимней спячки.

Восп.: ну что ж хорошо. А теперь отгадайте загадку:

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много

А ниток ни одной.

Дети: ежик

Восп.: тогда, в путь!  Пойдем в гости к ежику

          (на столе вперемешку лежит еда и посуда и одежда)

Восп.: дети, давайте поздороваемся с ежиком! Ребята, похоже ежик немного неряшлив, он сложил вместе одежду и посуду. А теперь не может разобраться где одежда, а где посуда. Поможем ему?

Давайте на поднос выставим посуду, а в корзину вещи положим. Давайте посчитаем, сколько посуды, а сколько одежды.

(дети считают)

Восп.: молодцы, справились! А теперь предлагаю отгадать, к кому мы

          пойдем дальше:

          Серый, зубастый,

          По полю рыщет,

          Телят, ягнят ищет.

Дети: волк!

Восп.: правильно. Пойдем в гости к волку. Только он необычный. Он весь

          Состоит из геометрических фигур. Давайте посмотрим из каких. (Дети называют)

          А еще волк предлагает нам подумать на какие фигуры похожи предметы, изображенные на картинках. (ответы детей)

Восп.: а теперь давайте отдохнем. Представьте, что мы первые весенние

          цветы, которые только собираются цвести:

          наши первые цветки открывают лепестки,

          ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Восп.: а теперь мы отдохнули и предлагаю продолжить путешествие.

          Слушайте загадку:

Маленький, беленький

По лесу прыг-прыг

По снежочку тык-тык.

Дети: зайчик!

Восп.: наш зайчик очень любознательный, он все про всех хочет знать, такой

          же как и вы. Он предлагает нам игру «Где живет?» (медведь, собака, одуванчик, улыбка, машина).

Восп.: пойдем дальше, кто это нас встречает?

Дети: медведь

Восп.: он проспал всю зиму, ждал весну. И очень хотел увидеть солнышко.

          Даже нарисовал много-много солнышек.  Но все черным цветом, потому что он не мог вспомнить, какого оно цвета. А какого цвета солнце, ребята?

Дети: желтого!

Восп.: давайте украсим мишкины солнышка желтым цветом.

          (Дети выполняют аппликацию из комочков салфеток, украшают солнышко).

Восп.: какие вы умнички, вы очень порадовали мишку. А вот и последний

          Житель леса, который тоже для нас что-то приготовил. Кто же это?

Дети: Лиса!

Восп.: ребята, похоже лисичка вместо задания приготовила для нас подарок,

          яблоко. Ребята, а для нас одно яблоко много или мало?

Дети: мало.

Восп.: правильно, ведь нас много, и одного яблока нам мало. А для кого

          будет много – одно яблоко?

Дети: для одного

Восп.: а торт -  это много или мало?

Дети: смотря для кого.

Восп.: а ведро воды? Для кого его будет мало?

Дети: для слона.

Восп.: а для муравья?

Дети: много.

Восп.: не беспокойтесь, ребята, наши новые друзья приготовили нам много

          яблок, просто это было еще одно задание.

          Ребята, скажите, вам понравилось наше путешествие? Что больше всего понравилось? А что для вас было трудно?

          (Ответы детей)

          В конце занятии воспитатель угощает детей яблоками

Веселые путешественники

(итоговое комплексное занятие по ознакомлению с окружающим, математике и использованием развивающих игр В.Воскобовича)

Цель: проверить умение детей считать до «5»; знание геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал); закрепить умение узнавать предмет на основе анализа его силуэта, отражающего особенности внешнего вида; уточнить и закрепить знания о весне, явлениях природы, наблюдаемых весной; повторить знания о деревьях и животных (диких и домашних); учить детей находить и разрешать противоречия в явлениях природы; совершенствовать внимание, мышление, память посредством развивающих игр В.Воскобовича; развивать умственную и творческую активность, творческое воображение.

Материал: демонстрационный набор «цифрят», корзинки, грибы, комплект карточек с изображением силуэтов предметов, предметные картинки « Дикие и домашние животные», «Деревья», картинка «Волк» из геометрических фигур, квадраты-трансформеры В.Воскобовича на каждого  ребенка, трафареты для геометрических фигур.

Ход занятия: Доброе утро, ребята! Какие вы красивые, нарядные! И день сегодня замечательный! Сегодня к нам в гости пришел из леса Медведь. Давайте поздороваемся с ним. А теперь расскажи нам, почему ты не в лесу?

- Ой, у нас случилась неприятность. Вот хочу вам о ней рассказать. Я так радовался, когда наступила весна! На полянках зазеленела трава, да вы и сами это заметили ! А что еще весной происходит? А как вы думаете, почему проснулись растения, животные, которые зимой спали? А чем начали заниматься птицы? Правильно, вы столько всего знаете. Да, жизнь в лесу оживилась, кругом стало красиво! Но вчера я случайно услышал крики, громкую музыку. Вышел на поляну, а там дети бегают, кричат, птичек дразнят. Девочки набрали охапки цветов, а мальчики нашли гнездо с яйцами, взяли себе по одному и начали подкидывать их вверх и ловить. Что вы на это скажете? Можно так делать?(ответы детей)

- Вы все правильно говорите! Вы молодцы! Звери хотят теперь проверить, какие мы внимательные, сообразительные и послушные ребята! Мы пойдем с вами в волшебный лес, как настоящие путешественники.

     1.            Ребята, смотрите на столе лежат домики для геометрических фигур, давайте их туда поселим, а заодно вспомним геометрические фигуры, которые мы знаем. (работа с трафаретами).

     2.            Но это не все, звери приготовили нам трудную загадку. Они нарисовали портрет животного геометрическими фигурами. Давайте посмотрим, что это за животное? Из каких геометрических фигур состоит?

 

     3.            Ну что ж, пойдем дальше! Дикие и домашние животные веселились  вместе на празднике и не знают, куда теперь им идти. Мы им поможем сейчас. Домашних животных отправим домой, а диких- в лес.

 

     4.            Дидактическая игра «Хорошо- плохо». Давайте посмотрим на картинки и скажем, что на них изображено. На каждой картинке нарисованы явления природы. Мы с вами будем рассказывать о каждом явлении с хорошей и плохой стороны. (Дождь. Хорошо- поливает растения, увлажняет почву. Плохо- оставляет грязь, нельзя гулять на улице без зонтика.)

 

     5.            А на этой полянке живут «цифрята». Давайте вспомним как их зовут.  Цифрята запутались, они не знают, где чья корзинка. Нам нужно им помочь, расставить все корзинки по порядку , пересчитав грибочки в них. ( «Математические  корзинки».)

 

     6.            Игра «Узнай и назови». С полянки мы попали в лес. В лесу растут деревья и кусты. Мы знаем, что деревья бывают лиственные и хвойные. Теперь нам нужно назвать все деревья и кусты, которые растут в этом лесу. (ель, сосна, кедр, туя, каштан, ива, береза, клен, рябина, дуб, лещина, шиповник, калина).

 

     7.            Дидактическая игра «Когда это бывает?» воспитатель читает фразу. Если это явление наблюдается весной – дети хлопают, если нет – топают.

 

·       солнце греет больше;

·       идет снег;

·       расцвели подснежники;

·       прилетели перелетные птицы;

·       поспели вишни;

·       проснулся медведь;

·       растаяли сосульки и т.д.

 

     8.            «Что за клякса?» Медвежонок предлагает узнать, какие животные и предметы оставили нам свою тень.

     9.            Ну вот, ребята, мы и вышли из волшебного леса, выполнили все задания лесных жителей. Вам понравилось наше путешествие? И медвежонку понравилось с нами. А давайте передадим с медвежонком конфеты для зверюшек, которые мы сделаем из этих волшебных квадратов! (квадраты-транформеры В.Воскобовича) А теперь нам пора прощаться с медвежонком. До свидания!

Итог занятия.  

 

  Конспект занятия познавательного цикла в средней группе  "Осень”.

 

                           

 

       Цель: - Обобщать знания детей о многообразии природного мира,

       упражнять в классификации предметов, относить видовые понятия к

       одному родовому, сравнивать, рассуждать.

 

   •   Продолжать учить обследовать предметы, используя различные

       анализаторы, развивать умение видеть противоположности в

 

 

       предметах, называть их;

   •   Развивать творческое воображение детей, используя прием

       активизации мышления "Эмпатию”;

   •   Формировать связанную речь, правильно использовать в речи

       грамматические формы, умение выслушивать других детей.

 

Ход занятия: 

1. Игра "Осень в гости к нам пришла”…

 

Собрали разноцветные листочки, полюбовались, подули на них.

 

Что листочки делают? (шелестят, качаются, наклоняются, шепчут)

 

Подбросили их вверх, пусть листочки летят, укроют разноцветным ковром

всю землю.

 

Осень дождь нам принесла. Как капельки стучат? (поочередно ударять

пальцами по ладошке)

 

Лес, лесок стоит богат,

 

Угощает всех ребят:

 

Девчонок – земляникой, черникой,

 

Мальчишек – орешками, грибами – сыроежками.

 

Посмотрим, что же нам сегодня приготовил в подарок "чудесный мешочек”.

 

Послушайте, что он говорит:

 

Я мешочек не простой

 

Я мешок – с секретом,

 

Как узнаешь, что во мне-

 

Расскажи об этом.

 

2. Игра "чудесный мешочек”.

 

Что лежит в нашем мешочке, нам помогут узнать наши помощники.

 

Назовите их: руки, уши, нос, глаза, язык.

 

(выставляются картинки).

 

Развязываем мешочек, поочередно вынимаем , называем, что там.

 

Что это? Фрукты.

 

 

Дети поочередно выходят, трогают, слушают, нюхают.

 

Что тебе сказали твои руки? Уши что-нибудь услышали?

 

Что почувствовал нос?

 

Что говорят глаза?

 

Чем фрукты отличаются друг от друга?

 

(цвет, форма, размер)

 

Чем они похожи? (растут в саду)

 

Покатать по столу. Почему одни фракты катятся, а другие нет?

 

   3. Как вы думаете, фрукты вкусные?

 

      Хотите попробовать?

 

      Решение противоречия: Все хотят попробовать, а фруктов на всех не

      хватит.

 

      Что делать? (разрезать )

 

      Как вы думаете нож опасный предмет или нет?

 

      Можно ребенку доверить нож?

 

      Противоречие: Разрезать надо, а пользоваться ножом нельзя.

 

      (попросить взрослого)

 

      Игра "Угадай на вкус”.

 

      Что ты съел? Как догадался, что это яблоко? (вкус яблока)

 

      Какое яблоко на вкус? (сладкое, ароматное, хрустящее)

 

      И тд. все фрукты

 

      Что можно приготовить из этих фруктов?

 

      Сок из яблока какой? – яблочный

 

      Из груши –

 

      Из апельсина –

 

 

   4. Любят фрукты похваляться, про себя рассказывать:

 

       Я яблоко, зеленое, круглое, большое, твердое, расту в саду на

       яблоне.

 

       Я очень полезное, из меня можно приготовить варенье, сок и тд.

 

       Дети превращаются в фрукты и хвалятся.

 

   5. Продуктивная деятельность:

 

У каждого человека есть дом, у зверей и у птиц, и у фруктов тоже должен

быть. Посмотрите внимательно на эти домики, отгадайте, кто в них будет

жить. (У каждого ребенка домик, в котором изображен фрагмент фрукта:

дуга – банан, половина круга – апельсин и тд.)

 

Догадайтесь, кто живет в каком домике и дорисуйте.

 

Чем рисовать, если нет кисточек и карандашей?

 

(поиск ресурсов) – палочки, веточки, пальчиками и тд.

 

Каждый рисует своим способом.

Конспект интегрированного занятия с элементами ТРИЗ-РТВ

«Наши четвероногие друзья» (старший дошкольный возраст)




Задачи: 

  • Продолжать расширять знания детей о домашних животных: собаке.
  •  Познакомить с характерными особенностями внешнего вида, поведения, образа жизни.
    Связная речь: 
  • закреплять навыки составления развёрнутого рассказа по описательным схемам, активизировать в речи глаголы: прыгать, стоять, играть, лежать, бегать.
  • Развивать образное, ассоциативное мышление, мелкую моторику, познавательный интерес.
  • Учить детей уважительно относиться к домашним животным, развивать чувство ответственности за каждое живое существо; воспитывать осторожность.

    Словарь: собаковод, название пород собак, будка, конура, пёс, бездомные, бродячие.

    Материал: картинки с изображением разных пород собак, круги Луллия, картинки рыси, кошки, волка, коня, оленя, лося, описательные схемы, силуэты пород собак, листы белой бумаги, кисти, краски.

     
    Предшествующая работа: рассматривание журнала «Друг», чтение рассказа К.Ушинского «Бишка», рассказывание по картине «Собака со щенятами». 

    Ход занятия: Воспитатель обращается к детям до входа в оборудованную для занятия групповую комнату.

    - Дети, вы любите домашних животных? Каких домашних животных вы знаете, которые живут в городе? (Кошка, собака). 

    - Почему их называют домашними животными? (Ответы детей).

    - Предлагаю вам посетить необычную выставку. А что за выставка, вы узнаете, если отгадаете загадку:

    С хозяином дружит,

    Дом сторожит,
     
    Живёт под крылечком,

    Хвост колечком.

    (собака)

    - Правильно, это выставка наших четвероногих друзей-собак.

    По всей группе развешены картинки, изображающие разные породы собак.

    - Какие породы собак вы знаете? (Овчарка, сторожевая, такса, болонка и т.д.).

    - Расскажите, какие породы собак помогают людям? (Овчарка служит на границе, сторожевая охраняет стадо, лайка перевозит грузы и людей на Севере).

    - Что умеют делать собаки? (Бегать, прыгать, лежать, стоять, лаять, играть и т.д.). Давайте поиграем.

    Пальчиковая игра «Собака»

    У собаки острый носик,

    Есть и шейка, есть хвостик.

    (Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный-вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается).

    - Как называют человека, который разводит собак? (Собаковод).

    Игровое упражнение «Волшебные круги» (круги Луллия). Упражнение проводится по плану, предложенным воспитателем:

  1. Как называется помещение, где живут собаки? (Будка, конура).

  2. Чем питается? (Грызёт косточку, лакает воду).

  3. Назови части тела, и чем они покрыты? (Четыре ноги, два уха, туловище, голова, морда, хвост, шерсть).

  4. Назови детёнышей. (Щенки).


Игровое упражнение «Кто на кого похож?»

- На кого из лесных зверей похожа собака? (На волка, кот на рысь, конь на оленя или лося).

- Как называют папу и маму у щенка? (Собака, пёс).
 
Игра в кругу «Лохматый пёс»

Пса изображает один из детей, остальные ходят вокруг него и приговаривают:

Вот лежит лохматый пёс, 

В лапы он уткнул вой нос.

 
Тихо-смирно он лежит, 

Не то дремлет, не то спит.

Подойдём к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет…

Пёс просыпается, ловит разбегающихся детей.

Дети садятся. Воспитатель предлагает сравнить двух собак: болонку и таксу. Чем они похожи? Чем они отличаются друг от друга? Дети придумывают клички этим собакам, затем составляют рассказ-описание одой из собак, используя описательные схемы:


  1. Кто это?

  2. Как зовут собаку?

  3. Какая она по размеру?

  4. Какие у неё уши, лапы, шерсть?

  5. Чем питается?

  6. Где живёт и какую пользу приносит?


Гимнастика для глаз. «Кого не стало?»

( Воспитатель убирает силуэт одной породы собаки, дети закрывают глаза, затем открывают и определяют, кого не тало).

 
Игра «Хорошо-плохо»

- Что хорошего получаем мы от собак? (Охраняет нас и наше имущество, греет, когда лежит рядом, играет с нами, приятная на ощупь).

- А чем огорчает нас? (Кусается, грязная бывает, бродячей, больной бывает).

- Вы знаете, откуда берутся бездомные, бродячие животные: кошки, собаки?

- Если вам встретиться бродячая собака, что вы будете делать? (Не будем близко подходить, подкормить можно, но только не подходить близко и не трогать, а положить корм и отойти, чтобы животное не боялось и спокойно съело                угощение.

- Ребята, если вы знаете бездомную собак, попросите родителей сообщить в «Тёплый        дом»        и        о        них        позаботиться.

- Экскурсия на выставку четвероногих друзей закончилась. Много интересного вы узнали на этой выставке                о        собаках.

Воспитатель предлагает сесть за столы.

- Вам надо закрасить лист бумаги и определить, какая порода собаки спряталась        в        нём?

(Воском нарисованы разные породы собак, при закрашивании они проявляются
). 

В Королевстве Добрых Дел

(Конспект занятия по ТРИЗ и развитию речи в старшей группе)

Цель: упражнять детей в решении проблемных ситуаций; активизировать творческое мышление и воображение; учить находить и разрешать противоречия в предметах и явлениях; обучать выделять противоположные признаки предметов; закреплять знание героев сказок; воспитывать уважение друг к другу; развивать эмпатию.

Ход занятия:

            В руках у воспитателя кукла-девочка Веселинка.

            Веселинка: Доброе утро, дети! Меня зовут Веселинка. Я- помощница самой Королевы Добра и Справедливости. А зовут меня Веселинка потому, что я всегда весела и люблю всем дарить радость. Дети! Хотите стать настоящими волшебниками? Тогда приглашаю вас в Королевство Добрых Дел, где Королева Добра и Справедливости превратит вас в волшебников – стоит вам лишь попасть под ее серебряный дождь.

            Воспитатель: А вы готовы к необыкновенным приключениям? (ответы детей)

            Веселинка: Тогда в путь!

Воспитатель: Ребята, но чтобы войти в царство Доброты, нам нужно сначала показать Королеве, что мы на самом деле добрые и вежливые. Для этого, давайте вспомним все вежливые слова, которые мы знаем! (ответы детей)

1.      Дети подходят к первому столу с заданием. На столе игрушка-Колобок. 

Веселинка: Ну вот мы и царстве Добрых Дел! А кто же это нас встречает?

Дети: Колобок!

Веселинка: Наверное, Колобку нужна наша помощь? А что случилось с ним в сказке?

            Вопросы воспитателя поискового характера и ответы детей:

-       Ребята, а почему Колобка съела лиса?

-       Хорошо хвастаться или нет? Почему?

-       Хорошо ли, что Колобок ушел от деда с бабой? Почему?

-       Хорошо ли, что он ушел от зверей?

-       Что плохого в этом?

-       Ребята, а как же Колобку можно спастись от лисы?

-       Кто может помочь Колобку?

-       Какие предметы могут помочь Колобку?

-       А как мы можем изменить сказку, чтобы Колобок не попал в беду?

(Дети предлагают варианты окончания сказки)

2.      Дети продолжают путь. Подходят к столу, на котором лежат картинки с изображением времен года. Воспитатель выясняет, какие времена года изображены на картинках.

Дети аргументируют свои ответы.

Проводится игра «Противоречия в весне»

-        За что вы любите весну?

-        Осенью с деревьев опадают листья, а весной?

-        Осенью день становится короче, а весной?

-        Осенью птицы улетают в теплые края, а весной?

-        Что хорошего связано с весной?

-        Что плохого?

-        Дождик весной: хорошо или плохо?

(Дети дают ответы).

3.      Дети подходят к следующему столу – находят конверт.

Веселинка: Давайте посмотрим, что в конверте?

Воспитатель: Королевство Добрых Дел сказочное и задания тоже сказочные! Нужно по строчке отгадать сказку.

*       «Вдруг идет мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь…»

*       «А где же моя гусочка? Давайте же мне за нее девочку!»

*       «Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки, потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки».

4.      Психогимнастика на развитие эмпатии « Кустик». (проводится на ковре).

Воспитатель: Ребята, давайте представим, что мы с вами маленькие кустики. Мы с вами слышим о чем шепчутся кустики? Нет? А почему? Они шепчутся очень тихо. А как вы думаете, о чем они мечтают? Чего боятся? Представьте, что наши ручки – это веточки, а пальчики – листочки. Мягкий ветерок ласково колышет наши листочки; мелкий теплый дождик легко касается веточек.

5.      Дети переходят к новому заданию. На столе разложены предметные картинки. Проводится игра на выявление над-системных связей « Где живет». Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов.

Воспитатель:

-       где живет медведь?

-       гвоздь?

-       волшебное слово?

-       радость?

-       буква «А»

-       звук?

-       слово?

-       в каких предметах нашей группы живет треугольник, прямоугольник?

-       грустная мелодия?

6.      Дети подходят к следующему столу.

Проводится игра на выявление противоречий «Плохой – хороший».

            Дети делятся на две команды. Одна команда называет положительные качества объекта, предмета; другая – отрицательные. В итоге дети приходят к выводу, что у каждого предмета, явления, героя есть и плохие и хорошие качества.

            В конце занятия появляется Королева Добра и Справедливости:

-       Здравствуйте, ребята! Здравствуй, Веселинка! Справились ли ребята со всеми заданиями, готовы ли они стать настоящими волшебниками?

-       Да, ребята справились: были внимательны и старательны! Только ответьте, ребята, какие задания вам понравились больше всего? (ответы детей).

Королева: Ну что ж, тогда становитесь под волшебный дождь! (осыпает серебряным дождиком). И получите волшебные палочки, которые помогут вам исполнять ваши желания. До свидания!

Воспитатель: Ребята, а наше путешествие окончено. Мы многому научились и получили благодарность Королевы Добра и Справедливости!

Конспект занятия по экологии с использованием элементов ТРИЗ 

« Что мы знаем о воде»

Старшая группа.


Цель занятия: Создать комплекс условий, способствующих развитию интеллектуальных способностей и творчества дошкольников.

Задачи:

Образовательные: 


1.Познакомить со свойствами воды и связанными с ней природными явлениями.

2.Обобщить и дополнить знания детей о разных агрегатных состояниях воды в природе.

3.Формировать умение разрешать противоречия.

4.Применять « моделирование маленькими человечками» при решении задач.

Воспитательные:

1.Прививать вкус к творческой работе.

2. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, инициативности.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Развивающие:

1.Развивать интерес к занятиям, через моделирование и экспериментирование.

2.Развивать психические процессы – память, мышление, внимание, воображение.

Предварительная работа: Опыты с водой, воздухом; «моделирование маленькими человечками», загадывание загадок, чтение художественной литературы, игры «Хорошо - плохо».
 
Развивающая среда: Иллюстрации: Капелька воды; снежинка, кувшин с водой, стакан со льдом, роса на цветке, иней на ветке, морозные узоры на окне. Модели с изображениями «маленьких человечков»; карточки для «моделирования маленькими человечками», карточки с изображением этапов исследования. Стаканы с водой и молоком, ложки, картинки, сосуды разной формы, вода.
 Словарная работа: испарение, таяние

Ход занятия:

1. Организационный момент, объявление темы.

Педагог: 

- Ребята, сегодня к нам пришел Незнайка. Он рассказал, что в школе ему дали задание - сочинить сказку о воде. Но Незнайка на уроке в кукольной школе был невнимателен, и теперь не знает, что написать.

- Мы с вами читали сказку о приключениях капельки, проводили много опытов. Как вы думаете, сможем ли мы помочь Незнайке узнать о свойствах воды? А вы готовы помочь Незнайке?

- Тогда я предлагаю вам превратиться в ученых – исследователей, провести опыты, познакомиться с новыми свойствами воды, выполнить интересные, но трудные задания. И тогда, наверняка Незнайка сможет выполнить задание, которое ему задали в школе. 

- Закрывайте глаза. Я скажу волшебные слова, и мы с вами превратимся в юных ученых-исследователей:

Раз, два, три, покрутись

В ученого – исследователя превратись.

- Ребята, давайте вспомним, что нужно сделать, для того, чтобы получить новые знания?

( Дети рассматривают карточки - символы)

Педагог : Ребята, скажите, что обозначают эти символы? (Ответы детей: «Подумать самостоятельно», «Понаблюдать», «Провести эксперимент», «Спросить у другого человека», «Посмотреть телевизор», «Прочитать в книге») 

Я предлагаю, вам пройти в нашу лабораторию.

Задание1:

Игра «Что общего?»

( На столе разложены иллюстрации с изображением: кувшина с водой, морозных узоров на окне, стакана со льдом, облака, росы на ветке).

Вопросы к детям:

- Ребята, подойдите к столу, скажите, что изображено на картинках? (На картинках изображены – иней, вода, морозные узоры, лед, облака, роса) 

- Почему, эти картинки, я объединила вместе? (Это все – вода.) 

- Правильно, на картинках изображены разные состояния воды - жидкое, твердое, газообразное. 

- Вы были внимательны и правильно выполнили задание. 

Проходите, занимайте места на стульчиках. 

Задание 2: Опыты.

Педагог: 

- Ребята, сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Назовите свойства воды»

Мы вспомним те свойства воды, с которыми познакомились на предыдущих занятиях. Я буду выставлять схемы- карточки с изображением свойств воды, а вы рассказывать, какое свойство изображено. 

^ Выставляю карточки: вода течет, вода разливается; вода отражает предметы, не имеет вкуса)

- Вы правильно назвали свойства воды. Сегодня мы с вами познакомимся, еще с двумя свойствами воды и для этого я предлагаю вам провести небольшое исследование.

Опыт «Вода не имеет формы»

- Ребята, как вы думаете, имеет ли вода форму? (
^ Ответы детей). А теперь проверим наши предположения.

- Давайте возьмем лед, какой формы кусочек льда? (Напоминает по форме кубик, кубической формы). Лед это жидкое вещество или твердое?

(Воспитатель изменяет расположение кусочка льда).

-Где находится лед? (На тарелке, в банке, в стакане) 

- Изменилась ли форма кусочка льда? (Форма не изменилась)

- Посмотрите, почему кусочек льда катается по тарелке? (Потому, что в группе тепло и лед начинает таять).

-А теперь проверим, имеет ли форму вода. (Наливаем воду в емкость) Посмотрите на этот сосуд, какую форму, приняла вода в этом сосуде? (Шарообразную форму)

Теперь перельем воду в другую емкость. Изменилась ли форма воды?

Вывод: Вода не имеет формы. Она принимает форму того сосуда, в котором, находится. (
^ Выставляю карточку – схему: вода не имеет формы)

- Ребята, я хочу предложить провести еще одно исследование. Подойдите к столам. Посмотрите, что у нас находится на столе (Стаканы с водой, стаканы с молоком, картинка, ложки). Как вы думаете, как с помощью этих предметов можно доказать что вода прозрачная? 

Опыт «Вода прозрачная»

Можно в сосуд с водой опустить, какой – либо, предмет. Этот предмет хорошо виден в стакане с водой, а в стакане с молоком нет. Можно поставить рядом со стаканом картинку. Вода прозрачная, мы видим изображение на картинке. 

-Какое свойство воды мы исследовали?

Вывод: Вода - прозрачная. 

- Вы справились с заданием, садитесь на стульчики.

(
^ Выставляю карточку – схему: вода прозрачная) 

Педагог: Вы уже знаете, что вода состоит из мельчайших частиц – молекул, в разном состоянии они ведут себя по – разному : могут быть жидкими, твердыми, газообразными. Это зависит от того – тепло или холодно, т. е. от температуры окружающей среды.

- Ребята, скажите, можно ли увидеть жидких, твердых, газообразных человечков? (Примеры детей)

Игра малой подвижности «Маленькие человечки»

- Встаньте в кружок, вы все превращаетесь в «маленьких человечков». Скажите, как ведут себя твердые человечки? 

- Правильно, крепко держатся за руки, через них трудно пройти. 

- Как стоят жидкие человечки? (Они стоят рядом друг с другом, слегка касаясь друг друга). 

-Как ведут себя газообразные человечки? (Они неусидчивы – бегают, летают). Покажите: жидких, твердых, газообразных человечков. 

Садитесь на стульчики.

3адание 3: Игра «Моделирование маленькими человечками». 

- Рассмотрите схему и скажите, что же на ней изображено? 

(
^ Твердые человечки стоят внизу, а газообразные расположены вверху – что это может быть: лужа на асфальте или вода растеклась по столу).

- Что изображено на этой схеме? (Снаружи расположены твердые человечки, а внутри жидкие – это может быть: банка с водой, бассейн с водой) 

- Ребята, а если мы изменим схему и добавим газообразных человечков, что мы изобразим? (
^ В чайнике кипит вода, может быть это газированная вода и из нее выходят пузырьки воздуха). 

Задание 4: Практическая работа детей за столами: 

Ребята, я хочу предложить вам, практическое задание. Подойдите к столам, что вы видите на столах? (
^ Карточки – схемы с изображениями разных состояний воды, карточки – модели «маленьких человечков»). На столах лежат карточки - чайник с водой, тающий снеговик, сосулька, дождь.

- Возьмите карточку, и с помощью «маленьких человечков» изобразите разные состояния воды. А теперь поменяйтесь местами с соседом, и проверьте, правильно ли выполнено задание.

- Вы были внимательны, и задание выполнили правильно. Я очень рада. Незнайка много нового узнал о воде. Садитесь на стульчики.

Задание 5: Проблемные ситуации

Ситуация 1.

Скажите, ребята, если мы постираем белье и вывесим сушиться на улицу, когда оно высохнет быстрее: в солнечную или пасмурную погоду? ( Если на улице, солнечная погода, белье высохнет быстрее.) Солнышко притягивает капельки, капельки нагреваются и превращаются в пар(испаряются). 

- Вывод: Вода испаряется быстрее там, где теплее.

Ситуация 2.

Незнайка был в гостях у Снежной королевы, она сделала Незнайке подарок – красивую, прозрачную, чашечку, упаковала в красивую коробку. Когда Незнайка приехал домой, и открыл коробку, в ней ничего не было, только мокрое пятно. Почему Незнайка не нашел подарка?

Вопросы к детям:

- Скажите, нужна ли человеку вода? Для чего нужна вода? ( Вода нужна, для того, чтобы умываться, готовить пищу, поливать цветы)

- Правильно, вода нужна и человеку, и растениям и животным. Воды на земном шаре действительно много, но не вся вода пригодна для питья, полива растений, т. к. в океанах и морях вода соленая, а в некоторых водоемах вода просто загрязнена. Что мы с вами можем сделать, чтобы сберечь воду? (Закрывать кран с водой, когда вымыли руки, не загрязнять водоемы – если отдохнули у реки, мусор за собой нужно убирать).(Выставляю карточки – бережем воду)

Итог

- Ребята, как вы думаете? Мы помогли Незнайке, или нет? (Да смогли помочь). 

- Понравилось ли вам выступать в роли исследователей?

- Что сегодня показалось самым трудным?

- С какими заданиями мы успешно справились?

Проводили опыты с водой, составляли с помощью «м м ч» схемы разных состояний воды, узнали свойства воды, помогли Незнайке.) 

Ребята, Незнайка, очень рад, что вы ему помогли, и приготовил для вас интересный опыт с волшебным стаканом, который видел в школе, на уроке. Хотите посмотреть? Посмотрите, на тарелке лежит в воде монетка. Скажите, как достать монетку, не замочив рук? Тарелку переворачивать нельзя, воду выливать нельзя. (Варианты детей). Смотрите, у меня есть волшебный стакан, который поможет нам достать монету, не замочив рук. Я ставлю стакан вверх дном в тарелку с водой. Сморите внимательно. Что происходит? (Вода из тарелки исчезла и оказалась в стакане) А почему это произошло? Как вы думаете? Мы узнаем во время следующего исследования

 
Оценка работы детей на занятии.

– Сегодня я хочу поблагодарить вас и наградить медалями «Юный исследователь» за то, что вы были внимательными и сообразительными, как настоящие исследователи, умеете рассказывать о свойствах воды, проводить опыты. Вы выполнили все задания. Молодцы! Спасибо