Конспект интегрированного занятия с элементами ТРИЗ технологии.
план-конспект занятия (средняя группа)

Бирюкова Анжелика Александровна

Программные задачи:

Обучающие.

Активизировать мышление детей путем разрешения проблемной ситуации; формировать умение определять линии развития объекта (дни недели); учить пользоваться системным оператором с целью формирования системного мышления; упражнять в использовании символов для характеристики объекта («символическая аналогия»);  формировать умение ориентироваться на плоскости листа; 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_triz.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Поныровский детский сад «Ромашка»

Тема  интегрированной образовательной деятельности с элементами ТРИЗ игр :

«Волшебная книга»

Воспитатель: Бирюкова А.А.

п.Поныри 2023г

Программные задачи:

Обучающие.

Активизировать мышление детей путем разрешения проблемной ситуации; формировать умение определять линии развития объекта (дни недели); учить пользоваться системным оператором с целью формирования системного мышления; упражнять в использовании символов для характеристики объекта («символическая аналогия»);  формировать умение ориентироваться на плоскости листа; формировать навыки речевого общения, умение отвечать на вопросы полными ответами; расширять кругозор детей.

Развивающие.

Развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач; ответами, развивать мыслительные операции, внимание, память, речь.

Воспитывающие.

Воспитывать чувство коллективизма, целеустремленность и настойчивость.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие (ФЭМП, Окружающий мир», «Физическое развитие» .

Предварительная работа:

Методы и приёмы.

Словесные: беседа, проблемные вопросы, релаксация, поощрение, индивидуальный подход.

Оборудование: разрезанная картинка с изображением книги, геометрические фигуры, карточки «что было сначала, что потом», карточки с изображением овощей.

Ход образовательной деятельности:

1.Оргмомент

- Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

2.Мотивационно-ориентировочный этап.

Воспитатель: Когда я была маленькой, я тоже ходила в детский сад. Мне очень нравился детский сад, потому что в нем была очень интересный предмет, который помог мне стать умной. И с помощью этого волшебного предмета я училась в школе на одни пятерки. Хотите узнать что это за предмет?

Для того, чтобы узнать, что это за предмет, вам нужно собрать картинку.

3. Поисковый.

Воспитатель: Ребята, что вы должны сделать, чтобы отыскать все части картинки? (выполнить задания, ответить на вопросы, внимательно слушать и т.д.)

-Ну, что, вы готовы отыскать волшебную вещь? Тогда начинаем поиск!

4. Практический.

Воспитатель: Для того что бы получить первый фрагмент вот вам первое задание.

 Отгадайте загадку. Кто пугливей всех зверей?
Уши у кого - длинней?
В огороде ест морковку,
убегать  умеет ловко.

Д.: Заяц В.: Правильно. д/и "Хорошо - плохо" 

В.: А вот и он! Что вы можете сказать о нем? (он мокрый)

Ребята как вы думаете, почему заяц мокрый? 

Д.: Он купался, в лужу наступил, свалился в речку, попал под дождь. Обсуждение с детьми противоречий в погоде В.: Ребята, скажите, что хорошего в дожде? 
(Ответы детей: все растет, свежий воздух после дождя…) 
В.: А что в дожде плохого? 
Д.: Можно заболеть, промокнуть.

В.: А солнце какое, хорошее или плохое? 
В.: Что хорошего в солнце? 
(Ответы детей: оно ласковое, теплое, от него светло…) 
В.: А что плохого может быть в солнце? 
Д.: Когда жарко — голова болит и пить хочется; все цветы завянут.

В. Получается в солнце тоже есть и хорошее, и плохое, как и в любом другом предмете. 

Воспитатель: молодцы справились вот вам первый фрагмент.

Воспитатель: Ребята, Что бы получить второй фрагмент картинки вот еще задание .  Посмотрите на доску  и представьте.Летом после дождя  вышел дедушка на огород, а там всё заросло травой, не найти на огороде где и какие овощи растут. Стал он внимательнее вглядываться…Что это может быть? В верхнем левом углу растет…морковь. Какую геометрическую фигуру она напоминает! (треугольник). Дети прикрепляют маленькие треугольники рядом с морковью в колличестве указанной цифры рядом с овощем. Например 5 триугольников. 

В: В левом нижнем углу растет…Дети: - Кабачок. Какую геометрическую фигуру он напоминает!(4овала)

В: - В правом верхнем углу ящик, какие овощи еще там могут лежать? Какую геометрическую фигуру напоминает вам ящик?(2 прямоугольника)

В: - В правом нижнем растет... Дети: - 3 Тыквы.  В.: Вот мы и помогли деду (1 дедушка) найти все его овощи на огороде.

  Получают фрагмент2

Физкультминутка

Это легкая забава

Повороты влево ,вправо

Нам известно всем давно

Здесь стена, а там окно

Приседаем быстро ловко

Здесь видна уже сноровка

Что бы мышцы развивать

Надо много приседать

А теперь ходьба на месте это тоже интересно.

Воспитатель: А вот еще задание.

Игра «Что было с начала ,что потом»?

(Карточки с  тремя картинками яйцо-цыпленок-курица и т.д)

Дети получают еще фрагмент 3.

Воспитатель: вот еще задание. Игра «Сравни»

Предложить детям сравнить две игрушки Зайчика и Медведя (что у них общего, и какие у них различия)

Дети получают 4 фрагмент.

Воспитатель:  Итак, молодцы. Сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете сказку про красную шапочку. Слушайте внимательно, и поправляйте меня. - Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка: - Не Желтая, а Красная - Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и : - Не папа позвал её, а мама. - Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Наташе и отнеси ей: - К бабушке она просила её сходить, а не к тете: - И пошла Красная Шапочка к бабушке, чтобы отнести пирожки. А дорога пролегла через городской парк. - Не парк, а лес. - И встретила она медведя. - Не медведя, а волка. - Набросился волк на пирожки и съел все до одного. А потом побежал к домику дедушки, и начал мыть посуду (ой не дедушки, и не посуду). Проглотил бабушку переоделся в ее одежду и пошел кино (не кино а лег в кровать и стал дожидаться шапочку) А когда пришла красная шапочка переодетый волк позвал ее танцевать (не танцевать а проглотил) Но к счастью мимо шли дровосеки, они услышали и шум и тоже начали танцевать ( нет они разрезали живот волку и вытащили бабушку и шапочку) . Как хорошо что сказка хорошо закончилась, молодцы.

 Вот вам еще фрагмент5

Воспитатель: Вот мы с вами и получили последний фрагмент картинки-загадки. Теперь необходимо ее собрать. Что же за предмет у вас получился? Правильно, это книга

Воспитатель: Как вы думаете, почему именно книга помогла мне стать умной? (мозговой штурмОтветы детей.

5. Рефлексивно-оценочный этап.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Скажите, какой же волшебный предмет мы собрали? (Книгу) Что нам понадобилось сделать для этого? (Мы выполняли задания, отвечали на вопросы, придумали животное, сочиняли сказку и т.д.)

Педагог дарит детям в группу книгу.

Воспитатель. 

Я надеюсь, что наша игра вам понравилась и хочу узнать, какое у вас сейчас настроение? Если хорошее – подарите книге улыбающееся лицо, а если грустное – то грустное. (Дети «дарят» свое настроение)

Молодцы, ребята! Мне очень понравилось, как вы отвечали, выполняли задания, и я рада, что вы смогли разгадать, какой предмет дарит детям и взрослым знания! Ребята, не забывайте про книги, читайте их и берегите!

Планируемая работа по закреплению материала в повседневной деятельности

Знакомство с книгами разных тематик, организация выставки «Моя любимая книга». Проведение акции «Подари книгу детскому саду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи детей с ЗПР с элементами ТРИЗ технологии

Занятие по развитию речи детей с ЗПР с элементами ТРИЗ технологии1. Приветствие. Психологический настрой. Организационный момент.-Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие....

Конспект занятия для второй младшей группы с элементами ТРИЗ - технологии "Составление сказки по каталогу"

Задачи:1.учить детей связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты.2.развивать умение составлять сказочный текст по схеме, в котором присутствуют герой и его помощник.3.Закрепить умение...

Конспект занятия по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ-технологии

Формирование представления о цыпленке, как представителе домашних птиц с помощью системного оператора, с использованием ИКТ...

Конспект открытого занятия с элементами ТРИЗ-технологии по развитию речи и ознакомлением с окружающим миром «Ознакомление со свойствами стекла» в старшей группе

В данном конспекте представлено знакомство детей с материалами, из которых делают различные вещи ( свойства стекла: прозрачность, водопроницаемость, гладкость, толщина, температура, хрупкост...

Конспект музыкально-сенсорного занятия с элементами ТРИЗ-технологий во второй младшей группе

Цель данного занятия состоит в фомировании сенсорных эталонов и способностей, позволяющих ребенку 3-4 лет всесторонне воспринимать окружающий мир....

Конспект занятия с элементами ТРИЗ технологии "Съедобное и не съедобное, полезное и не полезное"

Конспект занятия с элементами ТРИЗ технологии "Съедобное и не съедобное, полезное и не полезное"...

Конспекты занятий с элементами ТРИЗ технологии

Конспекты занятий с элементами ТРИЗ технологии...