Главные вкладки

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВЕСТОВ В РАЗВИТИЕ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
    статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

    Горбунова Оксана Серверовна

    Учитывая значимость и актуальность решения проблемы развития речи детей дошкольного возраста, в практике работы детских садов идет активный поиск методик и технологий, оптимизирующих процесс речевого развития. К таким методикам относится использование квестов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ispolzovanie_kvestov_v_razvitii_rechi_doshkolnikov.docx21.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВЕСТОВ В РАЗВИТИИ РЕЧИ  

     СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Подготовила: Горбунова Оксана Серверовна

       Одной из актуальных проблем современной дошкольной педагогики является проблема развития речи детей дошкольного возраста. Трудности речевого развития дошкольников связаны с ухудшением в состоянии здоровья детей, недостаточным вниманием со стороны родителей к вопросам развития устной речи детей, ограничением общения взрослых с ребенком и его замена на средства массовой коммуникации, небольшим количеством методических разработок по развитию речи.

        ФГОС дошкольного образования ставит в качестве основных задач дошкольного образования задачи развития речи, выделяя в качестве обязательной к реализации в практике работы дошкольных образовательных организаций образовательную область «Речевое развитие».    

    Учитывая значимость и актуальность решения проблемы развития речи детей дошкольного возраста, в практике работы детских садов идет активный поиск методик и технологий, оптимизирующих процесс речевого развития. К таким методикам относится использование квестов.

    Квест – это поиски, это увлекательное приключение с заданиями, это тайна, которую нужно разгадать. Одно определение этого понятия сразу рождает интерес и желание поучаствовать даже у взрослого, а что уж говорить о детях. Игра в дошкольном детстве -ведущий вид деятельности, и квест по своей сути игра. Правильное использование квестов дает педагогам огромные возможности для решения образовательных задач в игровой сюжетной и занимательной форме.

    Квест-игра дает дополнительные возможности для интеграции задач образовательных областей. Образовательный процесс, основанный на принципе интеграции образовательных областей, позволяет решать такие задачи как:

    1. Формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний;

    2. Интеграция способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений, повышает эффективность воспитания и развития детей, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;

    3. Интеграция в воспитательно-образовательном процессе также способствует объединению педагогического коллектива на основе обсуждения возможностей интеграции в развитии детей. Интересная, творческая работа дает возможность для самореализации, самовыражения, проявления творческого потенциала педагога.

    Необходимо учитывать основные принципы использования квеста.

    1. Доступность – задания должны соответствовать возрасту детей, не быть слишком сложными.

    2. Системность – задания должны быть связаны между собой.

    3. Эмоциональность.

    4. Временные границы, чтобы дети не устали и не потеряли интерес.

    5. Интеграция видов деятельности.

    6. Достижение цели и видимый конечный результат.

    7. Навигация. Педагог выступает как координатор процесса образования, направляет детей, наталкивает на правильное решение, но окончательные выводы дети делают самостоятельно. Задача педагога: мотивировать ребёнка на самостоятельный поиск информации.

    8. Принцип присутствия выбора. Иногда педагогу очень важно, чтобы ребёнок что-то сделал, тогда нужно это преподнести так, чтобы ребёнок воспринял задание, как результат собственного желания, ему надо дать огромный выбор средств.

     Квесты могут иметь следующую градацию.

    1. По количеству участников: индивидуальные, подгрупповые и групповые.

    2. По продолжительности: кратковременные и долговременные.

    3. По содержанию: сюжетные и бессюжетные.

       Как показывает практика использования квест-игры, дошкольники проявляют наибольший интерес к подгрупповым или групповым, краткосрочным и сюжетным формам. Коллективно решая задания с помощью мозгового штурма дети сами получают информацию. Взрослый берет на себя роль партнера по игре. Дети в такой ситуации чувствуют свою значимость, раскрываются, становятся увереннее в себе и самостоятельнее. В то же время, выполняя совместные действия, развиваются такие качества как толерантность, взаимоуважение и умение принимать коллективное решение.

        Все эти возможности квеста позволяют активно использовать данную методику в речевом развитии дошкольников.

        В ходе квест- игры используются: сравнительный анализ, сопоставление, поиск, проблемные вопросы, разнообразные речевые дидактические игры, активизации словаря, а значит происходит:

    1. Формирование грамматического строя речи: изменение слов по родам, числам, падежам; освоение различных типов словосочетаний; словообразование.
    2. Развитие связной речи: диалогическая (разговорная) речь и монологическая речь (рассказывание).
    3. Сенсорное развитие: развитие мелкой моторики рук.
    4. Освоение значений новых слов и их употребление в соответствии с ситуацией.
    5. Развитие коммуникативных навыков и навыков работы в команде.

         Составляя легенду квеста необходимо учитывать уровень подготовки детей и знаний материала, который лежит в основе. Квест оптимально использовать как итоговое мероприятие на закрепление пройденного материала.

        Составляя сценарий квеста, можно использовать словестные, музыкальные игры, кроссворды, ребусы, загадки, пазлы, эстафеты, схемы, модели, творческие задания и др.  

    Для составления маршрута можно использовать разные варианты:

     Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены; а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);

     «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции);

     Карта (схематическое изображение маршрута);

     «Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)

     Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выполнят задание на станции (от организатора; ответ на задание и есть название следующей станции; нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории) и т.п.

    Чаще всего используем в своей работе линейные квесты, где участники идут от одной точки по определенному маршруту и встречаются в другой точке, на конечной станции.

     

        Приведем примеры целеполагания в квестах, предусматривающее решение задач речевого развития.

     Квест по русским народным сказкам.

           Задачи:

     Развивать связную речь детей, речевую активность, воображение, любознательность, память и мышление. Воспитывать желание говорить правильно. Вызвать эмоциональный отклик.

         

           Задания, которые входят в квест 

    « Угадай героя сказки», « Какую песенку пел Колобок?», « Назови ласково Лисичку (Какая она? рыжая, хитрая, пушистая.), «Перечисли героев сказки Репка», танцевальная разминка «Теремок». В конце игры детей ждет сюрприз : «Набор кубиков по русским народным сказкам».

    Квест «Путешествие по временам года».

          Задачи:

     Совершенствовать навыки коммуникативного общения, звуко-буквенного анализа слов, словоизменения и словообразования. Формировать умения обобщать, классифицировать; Развивать диалогическую связную речь, образное представление; Расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх; Развивать активность, самостоятельность, уверенность в своих силах. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

         

           Задания: 

    «Что не так», «Составь слово из слогов», « Составь схему слова», «Расскажи чистоговорку», лого ритмическое упражнение «Времена года», « Составь схему к сказке». Дети получают сюрприз «Смайлик».

    Квест « Звуки. Буквы. Слово».

           Задачи: 

    Обобщить знания детей о звукобуквенном анализе; совершенствовать умение детей выделять первый слог в слове; закреплять навык составления слов из букв; развивать фонематическое восприятие и фонемный анализ; воспитывать умение слушать взрослого и своих товарищей, умение следовать правилам игры, прислушиваться к мнению других, желание и умение работать в коллективе.

         

         Задания: 

    Загадки-шутки, « Найди первый слог с картинки и составь слово», «Составь слово из букв с геометрических фигур, которых больше», « Соедини звукобуквенную схему со словом», танец-игра « Гласные –Согласные», «Подбери пару: слог-картинка». В конце квеста дети находят «Азбуку-раскраску».

         

     Квест - методика, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений, в том числе речевых. Квест совмещает в себе элементы мозгового штурма, тренинга, дидактической игры, и соответственно, решает ряд задач, возложенных на них.

         В контексте требований ФГОС дошкольного образования квест-методика подтверждает свою актуальность, так как способствует развитию активной, деятельной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Интегрируется содержание различных образовательных технологий. Организация и проведение квестов в детском саду позволяют расширить рамки образовательного пространства.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование элементов ТРИЗ в работе по коррекции и развитию речи старших дошкольников.

    Презентация для педагогов.  Дидактическое пособие«Кольца Луллия»....

    Использование песочной терапии в работе по развитию речи старших дошкольников.

    Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко стано...

    Использование технологии дидактического синквейна в работе учителя-логопеда как метод развития речи старших дошкольников

    Можно сделать процесс развития речи интересным и увлекательным? Да, можно! И поможет нам технология дидактического синквейна. Интересно и увлекательно!...

    Консультация для воспитателей «Использование песочной терапии в работе по развитию речи старших дошкольников»

    Не секрет, что развитие мелкой моторики руки как нельзя лучше способствует развитию речи у ребенка. В этой связи песочная терапия является незаменимым методом в профилактике речевых нарушений у дошкол...

    Презентация «Использование мнемотехники в развитии речи старших дошкольников».

    Цель: ознакомление педагогов с методом мнемотехники  как способом развития речи, памяти и мышления  дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информ...

    Сообщение из опыта работы. Презентация на тему: "Использование макетов в развитии речи старших дошкольников"

    В ФГОС ДОО выделена как основная образовательная область "Речевое развитие". Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно...