ПРОЕКТ «Квест игра, как средство развития речи старших дошкольников» Название: «В мир волшебных приключений двери нам открой».
проект по логопедии (старшая группа)
В настоящее время проблема развития речи дошкольников актуальна, современные дети мало общительны, не умеют высказываться и грамотно строить предложения, снижение речевой культуры дошкольников приводит к тому что общение среди сверстников минимально, а тем более еще сложнее вступить в контакт со взрослым человеком.
Проект направлен на развитие речевой активности дошкольников через игровую деятельность, а именно через квест - игру. Тем самым у воспитанников проявляется не только речевая активность, но и поисковая деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Квест игра, как средство развития речи старших дошкольников»
Название:
«В мир волшебных приключений двери нам открой».
Направление проекта «Внедрённые проекты»
Старшая группа «Отрадинского детского сада»
Количество воспитанников: 23 ребенка.
Авторы: Сахненко Дина Сергеевна - старший воспитатель;
Казакова Анастасия Анатольевна -учитель-логопед.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
В современных условиях функционирования и развития системы образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Одной из важнейших проблем является развитие речи. Современные дети подвержены влиянию быстро развития информационно- коммуникативных технологий, свободно владеют и умеют пользоваться гаджитами, имеют свободный доступ в сеть Интернет. Огромное количество времени дошкольники проводят сидя за компьютером и телефоном это приводит к тому, что они не умеют общаться друг с другом, выражать свои мысли, правильно и грамотно строить предложения. Воспитание высокообразованных и грамотных людей, является необходимым фактором развития общества, а необходимым компонентом этого воспитания несомненно должно быть овладение всеми богатствами родного языка. Развивающаяся речь выступает в начале, как средство общения, обозначения, в дальнейшем становится орудием мышления и выражения мыслей, организует деятельность и поведение человека. Речь - одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми детьми. С помощью речи малыш познает мир, высказывает свои мысли и взгляды, познает мир игры, общаясь со сверстниками и примеряя на себя различные роли.
В современном мире игра приобрела другое очертание, детей не легко привлечь к игре и организовать им тот вид деятельности, который бы вызвал у них интерес. Какая же она современная игра? Как через игру организовать образовательную деятельность воспитанников, при этом сохранить у них интерес к игровой деятельности?
Квест -технология - это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ, так как она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды; происходит интеграция различных образовательных областей, используются возможности ИКТ.
В настоящее время проблема развития речи дошкольников актуальна, современные дети мало общительны, не умеют высказываться и грамотно строить предложения, снижение речевой культуры дошкольников приводит к тому что общение среди сверстников минимально, а тем более еще сложнее вступить в контакт со взрослым человеком. Снижение речевой активности воспитанников приводит к скудности игрового опыта детей, проявляется бедность и примитивность игры. Часто можно наблюдать картину, когда ребенок, оставшись без руководства взрослых, не способен самостоятельно организовать свою деятельность, наполнить её смыслом.
Именно поэтому нами был разработан и внедрен в практику дошкольного образования проект «Квест-игра, как средство развития речи старших дошкольников». Что же такое квест -игра? Это игры или игровые ситуации, объединение между собой определенной тематикой, в которых дошкольникам необходимо отыскать определенные предметы или точки, находить им применение, учится ориентироваться в пространстве с помощью графических схем, решать головоломки, выполнять предложенные задания и т.д. Проводиться они могут как в групповом пространстве, так и на улице.
Наш проект направлен на развитие речевой активности дошкольников через игровую деятельность, а именно через квест - игру. Тем самым мы стареемся побудить ребят не только к речевой активности, но и к поисковой деятельности.
Цель проекта: в игровом виде активизировать речевую и познавательную активность дошкольников, создание условий для углубленного развития речи и формирования новых знаний по средствам квест-игр.
Задачи проекта:
- способствовать всестороннему развитию дошкольников;
- развивать речевую активность детей путем создания проблемных ситуаций;
- способствовать обогащению словаря дошкольников через игровые приемы;
- побуждение к познавательно-исследовательской деятельности благодаря погружению в различные игровые ситуации;
- обеспечение интеграции содержания разных образовательных областей (согласно рекомендациям ФГОС):социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития;
- создать положительный эмоциональный настрой.
При разработке данного проекта нами были соблюдены следующие принципы:
1. Предложенные дошкольникам задания должны соответствовать знаниям и опыту воспитанников, согласно их возрасту.
2. Задания должны быть логически связаны друг с другом и иметь системность.
3. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.
4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
Условия:
1. Игры должны быть безопасными.
2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту воспитанников.
3. При выполнении заданий учитывать индивидуальные особенности воспитанников.
4.При возникновении конфликтных ситуаций учить воспитанников договариваться между собой.
Для внедрения проекта нами были использованы следующие ресурсы:
Материально-технические:
- материалы для продуктивной деятельности;
- проектор, ноутбук, колонки, фотоаппаратура;
- видеотека и картотека по тематике игр.
Учебно-методические:
1. Художественная литература по теме.
2. Методическая литература.
3. Дидактические игры.
4. Сюжетно - ролевые игры.
5. Конспекты мероприятий.
6. Разные виды карт.
7. Атрибуты путешественника.
Кадровые:
1.Старший воспитатель:
- создание и реализация этапов проекта, методической поддержки и консультирования по направлению работы; функции информационно-аналитической деятельности.
2.Учитель-логопед:
- создание, реализация и внедрение в практику этапов проекта.
При разработке квестовых игр учитывалось календарно-тематическое планирование как педагогов группы, так и учителя-логопеда, работающего с данной группой воспитанников. При выборе основы сюжета квестовых игр учитывались лексические темы, ранее изученные воспитанниками. Цикл игр был разработан с учетом возрастных особенностей воспитанников и уровнем их индивидуальных особенностей. В основу создания данных игр включена автоматизация и дифференциация звуков ( с, ш, с-ш, з, ж, з-ж), артикуляционная гимнастика, развитие мелкой моторики, зрительная гимнастика, развитие лексико-грамматического строя речи и т.д.
Реализация данного проекта строилась на основе следующих этапов:
Подготовительный этап:
Сроки проведения: с 09 января по 17 января 2020 год.
На подготовительном этапе нами были составлены и разработаны конспекты квест-игры в количестве 6 мероприятий. К каждой образовательной деятельности были разработаны карты- схемы, согласно тематике занятия, подготовлен и подобран соответствующий антураж, музыкальное сопровождение, выбран актуальный дидактический материал, подготовлено необходимое оборудование (ноутбук, проектор).
Особое внимание на данном этапе подготовки уделялось разработке маршрута передвижений во время квест-игры. Во-первых, он должен быть непривычным, но безопасным для детей. Во-вторых, для повышения интереса детей, способы передвижений могут быть различными. В третьих, их должно быть достаточное количество с посещением малоизученных «уголков». При методической разработке заданий необходимо опираться не только на уже имеющиеся знания, умения и навыки детей, но и на зону ближайшего развития ребенка.
В соответствии с тематикой занятий в группе было подобрано художественно-эстетическое оформление.
Благодаря проведению квестов развивающая предметно-пространственная среда (РППС) детского сада всегда мобильна, что соответствует требованиям ФГОС. Изменения в РППС, согласно заданной тематике, нами были заранее созданы с помощью детей и их родителей, что в свою очередь способствует поддержанию постоянного интереса к продуктивной деятельности и развитию наблюдательности у детей.
Основной этап:
После проведенной подготовительной работы как с воспитанниками , так и с пространством группы (РППС), нами был реализован данный проект в образовательную деятельность воспитанников старшей группы структурного подразделения «Отрадинский детский сад» в период с 20 января по 31 января 2020 года, который представляет собой 5 квест-игр, направленных на речевое развитие дошкольников.
Заключительный этап:
Сроки реализации: 03 февраля по 07 февраля 2020 года.
На данном этапе нами были подведены итоги работы по данному проекту, проведена итоговая диагностика воспитанников старшей группы, разработаны консультации и рекомендации по проведению данных квест -игр для педагогов «Отрадинского детского сада». Для родителей разработано и организовано совместное мероприятие квест-игра «Путешествие по стране красивой речи».
Поэтапный план реализации проекта:
2019-2020 учебный год | ||||
Подготовительный этап: сроки реализации с 09.01.2020 по 17.01.2020 год | ||||
Задачи | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат | Ответственные |
Изучить литературу по данной тематике | Поиск источников литературы в библиотеке и сети Интернет | С 09.01-12.01.2020 | Изучить проблематику речевых нарушений у дошкольников, познакомится со структурой и значимостью квест-игр. | Сахненко Д.С.- старший воспитатель, Казакова А.А.- учитель-логопед |
Консультирование родителей | Консультация для родителей «Квест, как современная игровая технология в ДОУ» | 14.01.2020 года | Повысить уровень педагогических знаний родителей, познакомить родителей с целями и задачами проекта, продолжать налаживать доброжелательные отношения. | Сахненко Д.С.- старший воспитатель |
Проведение семинара-практикума для педагогов | Проведение на совещании семинара- практикума для педагогов «Квест- игры, как одна из форм работы с дошкольниками» | 17.01.2020 года | Вызвать у педагогов интерес к данной теме, предложить им использовать квест- игры в своей практике при работе с дошкольниками. | Сахненко Д.С.- старший воспитатель |
Подобрать и провести с дошкольниками диагностический инструментарий развития речи детей | Проведение диагностики с воспитанниками старшей группы | 15.01.2020 года | Выявить уровень речевого развития у детей старшей группы | Казакова А.А.- учитель-логопед |
Разработка конспектов мероприятий, подборка необходимого материала и оборудования | Создание цикла квест-игр, способствующих речевому развитию старших дошкольников | С13.01.20 по17.01.20 года | Создать и разработать цикл мероприятий, которые вызовут интерес у дошкольников и способствуют развитию их речи. | Сахненко Д.С.-старший воспитатель, Казакава А.А.- учитель-логопед |
Основной этап: сроки проведения с20.01.20по 31.01.2020 год | ||||
Создание благоприятного эмоционального климата в группе сверстников и развития речевых способностей, формирование и закрепление положительных установок в сознании детей и использование их в практической жизни. Вызвать интерес к квест-играм, учить в них играть. | Квест- игра «Транспорт» | 20.01.2020 год | Создание благоприятной и дружеской атмосферы, повышение речевой активности воспитанников, умение общаться между собой, автоматизация звук «с» | Казакова А.А.- учитель-логопед |
Развитие речевых способностей воспитанников. Развитие самостоятельности и инициативы в различных видах деятельности; логическое мышление, любознательности, умение общаться со сверстниками | Квест-игра «Символы России» | 22.01.2020 год | Дети станут более сплоченными, при помощи речи и умения договариваться будут решать проблемные ситуации и находить пути решения. Активизируется связная речь, диалогическая речь. Обогатятся знания детей о символике России, расширится словарный запас по теме Малая Родина. | Учитель-логопед Казакова А.А. |
Развивать умение сотрудничать, активно слушать, высказывать свои мысли, перерабатывать информацию, конструировать «текст для другого» (умение говорить самому) и подчиняться правилам. | Квест- игра «Путешествия по лесным тропинкам» | 24.01.2020 год | Различение звуков «с», «сь», дети научатся в игровой форме выполнять звуко-слоговой анализ слова. У воспитанников сформируется положительное отношение к миру животных и птиц. | Учитель-логопед Казакова А.А. |
Формирование знаний о дружеских взаимоотношениях, умение использовать их в жизни. Развивать отношения, построенные на равноправии и способности решать проблему. | Квест-игра «В поисках Принцессы» | 27.01.2020 год | Усовершенствование речевых навыков воспитанников, дифференциация звуков «з», «зь», умение прийти на помощь близкому. | Учитель-логопед Казакова А.А. |
Воспитывать интерес к художественной литературе, учить детей договариваться и находить решение проблем. | Квест-игра «В лабиринте сказак» | 29.01.2020 год | Вызвать интерес к чтению детской литературы, создание положительного эмоционального настроения, усовершенствование речевых навыков дошкольников | Учитель-логопед Казакова А.А. |
Побуждение родителей к совместной деятельности с детьми, налаживание дружеских отношений семьи и детского сада. | Совместное мероприятие с родителями квест-игра «Путешествие по стране красивой речи» | 31.01.2020 год | Повешение педагогической грамотности родителей, создание эмоционально положительной атмосферы, укрепление взаимодействия семьи и сада. | Учитель-логопед Казакова А.А., Сахненко Д.С.- старший воспитатель. |
Заключительный этап: сроки реализации с 03.02.2020 по 07.02.2020 года | ||||
Выявление уровня речевого развития старших дошкольников после проведения цикла квет-игр, способствующих развитию речи детей. | Диагностическое обследование воспитанников старшей группы | 03.02.2020 год | Уровень развития речи дошкольников после проведения цикла квест-игр повысится. Побудить дошкольников к общению между собой, автоматизировать звуки с,сь, и т.д. | Старший воспитатель- Сахненко Д.С., Казакова А.А.- учитель логопед |
Педагогическая консультация педагогов ДОУ, просветить воспитателей о значении квест-игр в развитии старших дошкольников. | Консультация для педагогов детского сада на тему: «Влияние квест- игр на речевое развитие старших дошкольников» | 04.02.2020 | Повысить уровень знаний педагогов в данном направлении, вызвать интерес у воспитателей детского сада к данной тематике. | Сахненко Д.С. – старший воспитатель |
Педагогическое просвещений родителей, привлечь к проблеме развития речи у детей | Создание и раздача памяток для родителей на тему: «Формирование и развитие речи по средствам игры» | 07.02.2020 | Привлечь родителей к проблеме формирования и развития речи, повысить их педагогическую грамотность. | Казакова А.А.- учитель-логопед, Сахненко Д.С.- старший воспитатель |
Ожидаемый результат:
Во время проведения игры-квеста, получив большой эмоциональный заряд, дети становятся более раскрепощенными в общении, повышают познавательно-речевую активность, учатся вместе решать задачи, что приводит к сплочению детского коллектива. Педагоги уходят от классической формы занятий, погружаясь все больше в освоение игровых технологий.
Огромным плюсом в проведении таких мероприятий, является совместная работа всех специалистов дошкольного учреждения как единой команды (воспитатель, учитель-логопед, старший воспитатель, музыкальный руководитель и родитель).
Наблюдая за детьми хочется отметить, что процесс внедрения в практику квест-технологии положительно сказывается на состоянии речи, помогают дошкольникам справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, памяти, внимания, расширению кругозора, развивать умение слушать и слышать другого, активизировать речевое общение.
Данный проект способствовал созданию цикла квест- игр ( разработка конспекта образовательной деятельности с детьми), влияющих на речевое развитие старших дошкольников, разработке схем, карт- препятствий и путеводителя; консультации и семинара- практикума для педагогов по данной тематике. Отдельное внимание при разработке данного проекта уделялось совместной работе с семьями воспитанников: созданию конспекта совместного мероприятия с родителями, памяток и консультаций для них.
Диагностический инструментарий: Для выявления уровня речевого развития старших дошкольников нами использовались следующие методики:
Методика № 1 (Ю.С. Ляховского, Ч. Осгуд). Цель: оценить словарь и проанализировать словарный запас (установление наличия/ отсутствия наименований в словаре детей, освоение тематического словаря минимума, сравнение результатов для установления динамики развития лексики, установление степени разнообразия и богатства словаря).
Оборудование: картинки, предметы.
Инструкция:
1) детям предлагается описать предмет на основе зрительного восприятия;
2) рассказ по памяти, из личного опыта;
3) творческий (продуманный рассказ);
4) беседа о видах, классификациях (в зависимости от темы);
5) рассказ в процессе игровой деятельности;
6) рассказ в процессе трудовой деятельности.
Результаты: Дать оценки словаря: высокий уровень- слово правильно используется и употребляется независимо от ситуации; средний- слово имеется в словаре, но применяется ошибочно или ограниченно, только в определенных ситуациях; низкий- слово отсутствует в активном и пассивном словарях. Для анализа словарного запаса: высчитывается коэффициент лексического богатства (на основе подсчетов слов в тексте в единицу времени), коэффициент лексического разнообразия измеряется через соотношение слов, употребленных в тексте однократно, и общего количества употребительных слов.
Методика № 2 «Проверка употребления разноспрягаемого глагола».
Цель: проверить употребление разноспрягаемых глаголов.
Оборудование: словесный материал.
Инструкция:
Педагог предлагает прослушать предложение «Девочка хочет гулять»:
- как можно сказать про многих девочек? (девочки хотят гулять).
- мальчик хочет петь, а как можно про многих мальчиков?
- как сказать про Колю? (Коля хочет петь).
- Оля, ты хочешь петь? (хочу).
- Оля и Катя, вы хотите рисовать? (хотим).
Методика № 3 «Проверка умения образовывать формы имен существительных и их детенышей». Цель: проверить умение образовывать формы имен существительных и их детенышей.
Оборудование: наглядный материал.
Инструкция: Проводится игра «Кто у кого?». Необходимо подобрать соответствующие друг другу картинки и образовывать формы множественного числа именительного и родительного падежа ( у лисы- лисята, у лисы много лисят).
Методика №4: «Проверка умения конструировать предложения». Цель: проверить умение конструировать предложения.
Оборудование: словесный материал:
Инструкция: Ребенку предлагается три слова, из которых он должен составить предложение:
- дети, гулять, парк;
- рыбка, аквариум, плавать.
Список используемой литературы:
1. Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.
2. Гавришова Е.В., Миленко В.М.. Квест- приключенческая игра для детей// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.- 2015- №10
3. Журова Е.Н. Обучение дошкольников грамоте. М.: Школа-Пресс, 1998.
4. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – 6-ое изд., исправленное и дополненное – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
5. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет, Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/04/picture-42225-1480866270.jpg)
Буклет «Игры с кинетическим песком как средство развития речи старших дошкольников».
Буклет «Игры с кинетическим песком как средство развития речи старших дошкольников»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/01/picture-1005013-1517460819.jpg)
Инновационный проект ««Квест - игра » как средство развития социально-коммуникативных качеств дошкольника в образовательном процессе»
Жизнь каждого человека пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/16/picture-243054-1366121899.jpg)
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ Дидактические игры экологического содержания как средство развития речи старших дошкольников
Дидактическая игра выступает как средство всестороннего развития личности ребёнка. Она развивает речь детей: пополняется и активизируется словарь детей; формируется правильное звукопрои...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/10/picture-828509-1476096757.jpg)
Отчет по проекту «ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ».
Отчет по проекту «ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/08/picture-1185811-1573234690.jpg)
Методическая разработка "Дидактическая игра как средство развития речи старших дошкольников"
Методическая разработка будет интересна воспитателям старших и подгоотовительных групп. В ней дана полная характеристика дидактических игр для дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/02/picture-1088533-1543749777.jpg)
Буклеты для родителей: «Занимательные игры на световом планшете как средство развития речи старших дошкольников».
Буклеты для родителей:«Занимательные игры на световом планшете как средство развития речи старших дошкольников»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/02/picture-1088533-1543749777.jpg)
Проект «Использование технологии песочной анимации как одно из средств развития речи старших дошкольников».
Проект«Использование технологии песочной анимации как одно из средств развития речи старших дошкольников»....