Перспективное планирование к проекту "Как хорошо уметь читать"
календарно-тематическое планирование по развитию речи (подготовительная группа)

Проект по подготовке к обучению грамоте "Как хорошо уметь читать"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_horosho_umet_chitat.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №269»

Перспективное планирование по проекту

«Как хорошо уметь читать»

Для детей подготовительной к школе группы

(6-7 лет)

Подготовила: Рубцова Л.С.

Воспитатель высшей категории

Барнаул 2019

Актуальность проблемы: Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению, книге. Дети 6-летнего возраста знают уже достаточно большое количество букв, некоторые к школе читают по слогам.

Научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни – является задачей подготовительного периода в детском саду, с нашей точки зрения.

Проблема: Формирование универсальных учебных действий детей в условиях введения современных федеральных государственных требований и образовательных стандартов ставит перед педагогами проблему внедрения педагогических технологий в процесс развития речевой готовности к школе.

Цель проекта: формирование речевой готовности к школе посредством развития знаний о грамматических категориях (звуки, буквы, слоги, предложения)

Задачи проекта:

1. Упражнять в совершенствовании произношения изученных звуков,

2. Закреплять умение в написании букв, написании слов

3.Совершенствовать умение в составлении схем слова (слоговая и звуковая)

4. Вызвать желание детей победить, при составлении заключительного задания.

Участники проекта:

Дети, родители, воспитатель подготовительной группы.

Тип проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: творческий

По содержанию: обучающий

По времени проведения:  долгосрочный -1 учебный год (с сентября - по май)

По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ

По профилю знаний: однопредметный

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Проект включает в себя 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Предполагаемый продукт проекта

 Этот проект значим для всех его участников:

Дети: повторение изученных букв, совершенствование  в составлении слов, прописывание их, чтение.

Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители: расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.

Дети: участвуют в познавательной деятельности.

Родители: совместно с детьми и воспитателем участвуют.

Обеспечение проектной деятельности

Методическое: информационная ширма для родителей «Что такое речевая готовность к школе?».

Материально - техническое: подарки для победителей.

Способы оценки: 

-диагностика уровня сформированности  речевой готовности к школе детей;

-наблюдения;

-анализ образовательной деятельности дошкольников.

Ожидаемый результат: участие в проекте будет способствовать формированию речевой готовности к школе, развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции.

На подготовительном этапе подобрала и систематизировала НОД, игры и игровые упражнения, изготовила дидактический материал для игр, карточки - символы, провели родительское собрание с целью включения родителей воспитанников в проектную деятельность, провела   консультацию "Речевая подготовка к школе".

Деятельностный этап включает в себя проведение мастера - класса для родителей "Как знакомить старших дошкольников с грамматическими категориями", консультацию для воспитателей "Обучение старших дошкольников дифференциации гласных и согласных звуков", открытое занятие по обучению грамоте для педагогов ДОУ и родителей воспитанников «Деление слов на слоги», использование на занятиях, в свободной деятельности, индивидуальной работе с детьми следующие игры и игровые упражнения: «Маркировка (гласных и согласных)» «Рассели животных по домам (деление слов на слоги)»;  «Звуковой домик»,  «Кто в домике живет?»; «Звуковая карусель» « Воздушные шары» «Собери бусы» «Цепочка слов»  «Чудо гусеница», "Весёлая грамматика".

На заключительном этапе предполагается провести диагностику уровня сформированности грамматических категорий детей старшего  дошкольного возраста, родительское собрание "Подведение итогов по реализации проекта", обобщение опыта работы по проекту и представление его на итоговом Педагогическом совете.

Познакомить детей со звуком и буквой «А». Учить находить место звука в словах. Учить делить слова на слоги, познакомить с условным обозначением слога.

Совместно с детьми выяснить значение пословицы. Рассказ воспитателя из истории письменности. Анализ звука и буквы «А». Физкультминутка. Показ схемы слова ЛУ-НА. Игровая ситуация «Покажи букву».

Разрезная азбука большого формата, индивидуальные разрезные  азбуки, предметные картинки.

Работа с азбукой, написание в тетради буквы «А» . Игра «Угадай звук».

Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!»,

Познакомить детей со звуком и буквой «У». Учить определять место звука в словах, развивать у детей фонематический и речевой слух. Учить определять количества слогов в словах.

Анализ звука «У». Рассматривание заглавной и строчной буквы, их сравнение. Физкультминутка. Чтение слогов. Д/игра «Телеграф».

Разрезная азбука, предметные картинки.

Лепка буквы «У», написание буквы в тетради.

Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!»,

Закрепить с детьми знания о звуках [а], [у]; буквах А, а; У, у. Дать понятие «слог», что гласный образует слог. Учить детей составлять и читать слова из разрезной азбуки (АУ), (УА). Закрепить термин «гласный». Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат.

Определение на слух места звука в словах. Чтение слогов. Анализ звуков У,А. Физкультминутка. Игра « Угадай звук».

Разрезная азбука. Индивидуальные разрезные азбуки. Мяч.

Лепка буквы «А».

Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!»,

Познакомить с буквой и звуком «О». Учить определять место звука в словах, развивать фонематический слух детей.

Определение на слух места звука в словах. Анализ звука «О».Физкультминутка. Игра «Кто внимательнее?».

Разрезная азбука, иллюстративный материал, фишки.

Чтение стихов, чтение слогов по разрезной азбуке. Игра «Кто что услышит»?

Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!»,

Знакомство с звуком и буквой «М».Учить определять место звука в словах. Развивать навыки чтения слогов и слов, умение составлять их из разрезной азбуки.

Анализ звука и буквы «М».Физкультминутка «Помощники».Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Чтение слогов с договариванием до целого слова. Игра «Мамина сумка».

Разрезная азбука, предметные картинки.

Индивидуальная работа: составить предложение из слогов.

Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!»,

Закрепить с детьми знания о звуках [а], [у],[о],[м],[м']; буквах А, а; У, у; О, о; М, м. Учить находить эти звуки в словах, развивать фонематический слух. Учить детей составлять и читать слоги и слова по разрезной азбуки и слоговой таблице.

Чтение стихов со звуком А, У, О, М. Чтение слогов по разрезной азбуке. Индивидуальная работа. Составление предложений из слогов. Игра «Кто что услышит»?.

Разрезная азбука, ширмочка, колокольчик, барабан, деревянная ложка и т.д.

Чтение стихов. Чтение слогов. Игра «Кто что услышит»?

Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!»,

Познакомить со звуком и буквой «С».Учить определять место звука в трех позициях, развивать фонетический слух. Практическое знакомство с ударным гласным звуком.

Характеристика звука «С».Приведение примеров детьми звука «С» в трех позициях. Звуковой анализ слова сани. Игра «Кто запомнит больше слов со звуком «С». Физкультминутка. Анализ буквы «С». Чтение слогов, слов, составление предложений.

Разрезная азбука, иллюстрации к загадкам.

Составление слогов из букв. Игра с заданием «Назови слова».

Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!»,

Знакомство с букой и звуком «Х».Учить определять слоговую структуру слов мох, муха, составлять одно-два предложения со словами сухо, сыро. Развивать фонематический слух детей. Обогащать лексику словами- антонимами.

Анализ звука и буквы «Х».Чтение слогов, составленных на доске из букв. Физкультминутка. Игра «Наоборот». Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Игра «Кто внимательнее?».

Разрезная азбука, фишки

Игра «С кочки на кочку»,игра «Живые слоги».Индивидуальная работа с разрезными азбука

Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!»,

Продолжать обучение детей звуковому анализу слов; учить называть слова с заданным звуком, составлять прямые и обратные слоги из букв наборного полотна, индивидуально – из букв разрезной азбуки; составлять трехбуквенные слова.

Игра « С кочки на кочку». Игра «Живые слоги». Индивидуальная работа с разрезными азбуками.

Индивидуальные разрезные  азбуки,   наборное полотно, магнитная азбука, предметные картинки.

Индивидуальная работа с разрезными азбуками.

Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!»,

Знакомство с буквой и звуком «Ш». Развивать фонетический слух детей. Учить читать слоги, составлять из слогов слова

Сюрпризный момент. Артикуляционная гимнастика. Анализ буквы «Ш». Чтение слогов по магнитной азбуке с договариванием до целого слова. Физкультминутка. Индивидуальная работа с кассами букв и слогов.

Мешок с предметами: шарф, шубка, шапка, шнурки, матрешка, мышка, мишка, чашка. Магнитная азбука. Касса букв и слогов.

Чтение слогов и слов. Игра «Добавь слог».

Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!»,

Продолжать знакомить детей с согласным  звуком [ш],  и буквой Ш, ш. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. Закрепить понятие «согласный», может быть твердым звуком.

 Учить детей составлять и читать слоги и слова из разрезной азбуки

Звуковой анализ слова Саша. Чтение слогов и слов. Физкультминутка. Индивидуальная работа с разрезными азбуками. Игра «Добавь слог»..

Фланелеграф, разрезная азбука.

Чтение слогов и слов.

Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!»,

Учить найти сходство и отличие звуков С и Ш, учить детей выделять звуки в стихах, загадках, словах. Учить детей читать слова по слогам. Вызвать у ребёнка интерес к изучению звуков и букв.

Звуковой анализ слов в игре « Заменим звук»: МИШКА, МИСКА. Игра « Полубуковка». Индивидуальная работа с разрезными азбуками. Физкультминутка. Работа по слоговой таблице. Игра « Кто в теремочке живёт»?

Ширмочка, Буквы большого формата, картон,

Игра « Шар лопнул».

Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!»,

Знакомство с буквой и звуком «Л». Учить определять место звука в трех позициях. Учить составлять слова и предложения.

Определение места звука в словах. Артикуляционная гимнастика. Звуковой анализ слова луша. Анализ буквы «Л». Чтение слоговой таблицы. Физкультминутка. Индивидуальная работа с разрезными азбуками. Игра «Большие и маленькие».

разрезная азбука, слоговая таблица.

Работа с магнитной азбукой

Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!»,

Продолжать обучение детей звуковому анализу слов; учить называть слова с заданным звуком, составлять прямые и обратные слоги из букв наборного полотна, индивидуально – из букв разрезной азбуки; чтение слогов с договариванием до целого слова по слоговым таблицам.

Игра « Собери разные слова». Работа по единицам речи-звуку, слогу, слову, повествовательному Работа с магнитной азбукой предложению. Индивидуальная работа с разрезными азбуками. Чтение слогов. Составление слов из слогов. Игра " Узнай п« голосу».

Касса слогов, фланелеграф,

Работа с магнитной азбукой

Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!»,

Знакомство с буквой и звуком «У». Учить определять место звука в двух позициях. Упражнять детей в составлении и чтении слогов.

Игровой момент «Пароход». Анализ буквы «Ы». Физкультминутка. Индивидуальная работа с разрезными азбуками. Игра «Капитаны»

. Рисунок, изображающий берег моря, два кораблика, буквы большого формата. Разрезная азбука

Игра «Кому это нужно?». Индивидуальная работа с разрезными азбукам

Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!»,

Продолжать знакомить детей с согласными  звуками [н], [н'] и буквой Н, н. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. Закрепить понятие «согласный», может быть твердым и мягким звуком. При знакомстве с характеристикой звука  учить детей опираться на тактильные, слуховые, зрительные анализаторы..

Характеристика звука Н (Н). Место звука в трёх позициях. Звуковой анализ слова НОС. Анализ буквы Н. Чтение стихотворения « Буква Н» С.Я. Маршака. Определение на слух количество слогов в словах. Чтение слогов по магнитной азбуке. Физкультминутка. Индивидуальная работа с разрезными азбуками

Магнитная азбука, разрезная азбука, фишки, мяч.

Индивидуальная работа с разрезными азбуками. Игра «Кому что нужно»? Написание букв в тетради

Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!»,

Знакомство  с буквой и звуком «Н». Учить находить место звука в словах. Показать изменение смысла  предложения от знака, который стоит в его конце. Вводить в активный словарь детей слова, относящийся к одной части речи.

Игра «Вместе составим слово». Чтение слоговой таблицы. Работа с предложениями. Физкультминутка. Индивидуальная работа с разрезными азбуками. Игра «Найди подходящее слово».

Разрезная азбука, слоговая таблица.

Индивидуальная работа с разрезными  таблицами

Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!»,

Знакомство с буквой и звуком «Р».Учить находить место звука в словах.  Продолжать учить читать слоги.

Игра «Назови слова». Анализ буквы «Р». Чтение слогов. Физкультминутка. Индивидуальная работа с разрезными азбуками. П/игра «Вороны».

Разрезная азбука.

Игра «Что мы видим на картине?». Индивидуальная работа по разрезным картинкам.

Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!»,

Закрепить с детьми  звуки [р], [р'] и букву Р, р. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух.Учить детей составлять и читать слоги и слова из разрезной азбуки. Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог. Объяснить детям написание большой буквы в именах людей.

Артикуляционная гимнастика. Определение места звука в словах. Разучивание пословицы. Чтение слов. Физкультминутка. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Сюрпризный момент. Игра « Что мы видим на картине»?

Разрезная азбука. Сказочный персонаж. Конверт. Сюжетные картинки

Написание букв в тетради.

Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!»,

Уметь найти сходство и отличие звуков [р] и [л], учить детей выделять звуки в стихах, загадках, словах. Учить детей составлять и читать слоги и слова из разрезной азбуки. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат

Артикуляционная гимнастика. Выделение звука Л и Р в  словах. Чтение прямых и обратных слогов по магнитной азбуке. Физкультминутка. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Анализ слова Сосна.

Магнитная азбука, слоговая таблица,  разрезная азбука.

Чтение слогов и слов

Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!»,

Развивать умение различать гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные. Закрепить умение произносить предложения с разной интонацией. Продолжать учить читать слоги и составлять слова.

Анализ гласных и согласных звуков. Упражнение «Какой звук?».Чтение слогов в конце предложения..Физкультминутка. индивидуальная работа с разрезными азбуками. Д/игра «Угадай , что спрятано?»

Разрезная азбука

Игра «Что изменилось в слове». Индивидуальная работа  по разрезным картинкам.

Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!»,

Познакомить с буквой и звуком «К». Учить находить место звука в слове. Учить читать слоги и составлять слова.

Артикуляционная гимнастика. Игра «Что изменилось в слове»? Работа над ударным слогом. Звуковой анализ слова МУКА. Чтение слоговой цепочки. Индивидуальная работа с разрезными азбуками. Физкультминутка. Чтение по слоговой таблице.

Магнитная азбука,  фланелеграф, разрезная азбука, слоговая таблица, картинки в которых есть звук К.

Чтение слоговой цепочки. Игра «Мимина сумка».

Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!»,

Закрепление звука и буквы «К». Учить четко и громко произносить звуки. Упражнять в чтении слогов и составлении слов. Отрабатывать различные интонации для передачи своих чувств.

Чтение стихотворения со звуком «К». Артикуляционная гимнастика. Чтение слоговой  таблицы. Физкультминутка. Игра «Прочитай и опиши». Индивидуальная работа..

Слоговая таблица. Разрезная азбука. Мягкая игрушка, кусочек сахара, предметные картинки.

Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Слон».

Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!»,

Знакомство с буквой и звуком «П». Учить определять место звука в словах. Упражнять детей в чтении слогов, в составлении простых и сложных предложений.

Артикуляционная гимнастика. Определение места звука в словах. Игра «Назови слова».Чтение слоговой таблицы. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Игра «Дополни предложение».

Слоговая таблица. Разрезная азбука

Игра «Поищи слово». Игра «Кто  лучше расскажет?».

Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!»,

Закрепить с детьми  звуки [п], [п'] и букву П, п. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. Учить детей составлять и читать слова из слогов, упражнять в чтении слов по слоговой таблице. Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог.  

Артикуляционная разминка. Звуковой и слоговой анализ слова.  Чтение слоговой таблицы. Физкультминутка. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Игра « Что съедим»? Игра «Кто лучше расскажет»

Фланелеграф, слоговая таблица, различные игрушки, волшебный мешочек.

Игра «Когда это бывает»?

Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!»,

Знакомство с буквой и звуком «Т». Учить определять место звука в словах. Упражнять в чтении слогов, слов. Упражнять  детей в умении отвечать на вопрос полным предложением; уточнить представления о временах года

Артикуляционная разминка. Определение места в словах. Анализ буквы «Т». Чтение слогов. Физкультминутка. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Игра «Когда это бывает?».

Слоговая таблица. Разрезная азбука.

Упражнение «Звук заблудился». Чтение слогов и слов. Игра «Кто знает, пусть продолжит»

Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!»

Закрепить с детьми  звуки [т], [т'] и букву Т, т. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. Учить детей составлять и читать слова из слогов, читать слова по таблице , по карточкам. Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог.

Артикуляционная разминка. Занимательное упражнение « Звук заблудился». Чтение слоговой таблицы.  Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Игра «Кто знает пусть продолжит»

Слоговая таблица, разрезная азбука.

Игра «Поменяли твоё имя»

Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!»,

Знакомство с гласным звуком и буквой «И». Учить находить место звука в слове. Упражнять детей в чтении слогов, составлении слов.

Анализ звука «И». Игра «Угадай звук». Чтение слогов. Физкультминутка. Индивидуальная работа по разрезной азбуке. Игра  с заданием «Составим слово».

Слоговая таблица. Разрезная азбука. Сюжетные картинки

Игра «В кого или во что нас превратила волшебница». Индивидуальная работа по разрезным азбукам.

Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!»,

Закрепить с детьми  звук [и],  букву И, и. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. Показать, что этот звук образует слог и может быть отдельным словом. Учить детей составлять и читать слова из слогов, читать слова по таблице, по карточкам

Артикуляционная разминка. Звуковой анализ слова УТКИ. Чтение слоговой таблицы. Работа над слогом. Физкультминутка. Индивидуальная работа по разрезной азбуке.

Слоговая таблица, разрезная азбука.

Чтение слоговой цепочки

Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!»,

Знакомство со звуком и буквой «З». Учить находить место звука в словах. Упражнять в составлении предложений с данными словами, в чтении слогов и слов. Пополнять активный словарь детей, развивать сообразительность

Анализ звука. Место звука в словах: ЗОЯ, РОЗА, АРБУЗ. Физкультминутка. Чтение слогов и слов по слоговой таблице. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Игра «Назови слово».

Слоговая таблица, разрезная азбука.

Чтение слоговой цепочки

Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!»,

Уметь найти сходство и отличие звуков [з] и [с], учить детей выделять звуки в стихах, загадках, словах. Учить детей читать слова по слогам. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат. Продолжать овладевать технической стороной письма и элементарными графическими умениями.  Вызвать у ребенка интерес к изучению звуков и букв.

Артикуляционная разминка. Анализ звуков С и З в сравнении. Чтение рассказа К.Д. Ушинского « Козёл». Чтение слоговой таблицы и слов. Физкультминутка. Индивидуальная работа по разрезным азбукам. Игра « Кто увидит больше всех»?

Слоговая таблица, разрезная азбука, любая репродукция с  картины .

Составление рассказа по картине.

Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!»

Литература: Как хорошо уметь читать. – Шумаева Д.Г. – Санкт – Петербург, изд., «АКЦИДЕНТ», 1998

                     Картотека игр по обучению грамоте и чтению дошкольников. – Смоляная В.С. – Мозырь, 2 010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителй "Как хорошо уметь читать"

Воспитание маленького читателя дело кропотливое, требующее времени и терпения.Но главное - личный пример на протяжении всей жизни. в семье, гд взрослые сами не читают книг, ребенок никогда не станет к...

Непосредственно-образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе. "Как хорошо уметь читать"

Представлен конспект проведения занятия в подготовительной группе обучению граммоте детей с использованием методики Зайцева....

"Как хорошо уметь читать"

Консультация для родителей....

"Как хорошо уметь читать" консультация для родителей

"Как хорошо уметь читать"Консультация для родителей.Воспитывать интерес детей к худ. литературе....

план кружковой работы "Как хорошо уметь читать"

Всем хорошо известно, насколько сложно  и объемна программа начальных классов и как бывает трудно ребенку, не умеющему читать, освоить её курс. И особенно трудно приходится первокласснику. По-дру...

Учим ребенка читать «Как хорошо уметь читать!»

Рекомендация и консультация для родителей....