Главные вкладки

    Речевые игры для детей младшего дошкольного возраста
    картотека по развитию речи (младшая группа)

    Самуйлова Юлия Валерьевна

    Игры направлены на развитие определённых звуков у детей 2-3 лет

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rechevye_igry_dlya_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx34.26 КБ

    Предварительный просмотр:

                Речевые игры для детей младшего дошкольного возраста  (2 ГОДА)

    Игры и упражнения в произнесении звука А) 

    Длительно тяните звук А, укачивая на руках куклу (рот должен быть широко открыт).

    Выполните упражнение «Пальчики здороваются» (все пальцы правой руки, начиная с указательного, по очереди касаются большого пальца этой же руки) с одновременным произнесением звука А при каждом соприкосновении. Если ребенок не может выполнять упражнение самостоятельно, сами соединяйте его пальчики.

    Разучите звукоподражания: аф-аф (собака), ква-ква (лягушка).

    Поиграйте в ладушки, проговаривая потешку и одновременно выполняя движения руками. Звук А произносите четко и громко.

    Ой, ладушки, ладушки, 

    Испекли оладушки, 

    На окно поставили 

    (поверните руки ладонями вверх),

    Остывать заставили (подуйте на ладони).

    Игры и упражнения в произнесении звука У

    Длительно тяните звук У, вытянув губы трубочкой.

    Разучите звукоподражания: му-му (корова), ду-ду (дудочка), уа-уа (малыш плачет), ку-ка-ре-ку (петушок поет).

    Выполните упражнение «Пальчики здороваются» с одновременным произнесением звука У.

    Поиграйте с ребенком в игру «Поезд» со словами:

    Едет, едет паровоз: «Ту-ту-у-у!» Он вагончики повез: «Ту-ту-у-у!» 

    Если ребенок еще не говорит, пусть он произносит за вами только звукоподражание.

    Поиграйте с ребенком в игру «Эхо». Произносите «Ау» сначала громко, а потом тихо.

    Игры и упражнения в произнесении звука И  

    Длительно пропевайте звук И (губы в улыбке).

    Выполните упражнение «Пальчики здороваются» с одновременным произнесением звука И.

    Разучите звукоподражания: и-го-го (лошадка), пи-пи (мышка).

    Поиграйте с ребенком в игру «Шофер» (дайте ребенку «руль»):

    В машине, в машине Шофер сидит. Машина, машина Идет, гудит: «Би-би!» 

    Стимулируйте ребенка произносить не только звукоподражание, но и договаривать вместе с вами повторяющиеся в стихотворении слова.

    ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В ПРОИЗНЕСЕНИИ ЗВУКА О (С 2 ЛЕТ)

    Длительно тяните звук О (губы округлены и чуть выдвинуты вперед).

    Поиграйте с ребенком в игру «У куклы Оли заболели зубы»: приложив ладони к щекам и покачивая головой из стороны в сторону, жалобно пойте: «О-о-о!»

    Выполните упражнение «Пальчики здороваются» с одновременным произнесением звука О.

    Разучите звукоподражания: ко-ко (курочка), но-но (поскакали на лошадке).

    Расскажите вместе с ребенком стихотворение:

    Бом-бом, бом-бом! 

    Загорелся кошкин дом! 

    Бежит курица с ведром, 

    Заливает кошкин дом. 

    ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В ПРОИЗНЕСЕНИИ ЗВУКА Э

    Длительно тяните звук Э (губы – в овал, чуть выдвинуты вперед) – так медведь рычит.

    Изобразите вместе с ребенком большого медведя, для этого низким голосом длительно тяните: «Э-Э-Э…» Маленького медвежонка изобразите высоким голоском: «Э-э-э…»

    Выполните упражнение «Пальчики здороваются» с одновременным произнесением звука Э.

    Загибайте пальчики ребенка, произнося потешку:

    Этот пальчик–дедушка (загните большой пальчик), Этот пальчик – бабушка (загните указательный пальчик), Этот пальчик – папочка (загните средний пальчик), Этот пальчик – мамочка (загните безымянный пальчик), Этот пальчик – я (загните мизинец). Вот моя семья 

    (поднимите ладошку и повращайте ею)!

    ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ В ПРОИЗНЕСЕНИИ ЗВУКА Ы

    Длительно тяните звук Ы (зубы сближены, губы в оскале) – так рычит волк, при этом нужно «рассердиться» – нахмурить брови и крепко сжать кулаки.

    Выполните упражнение «Пальчики здороваются» с одновременным произнесением звука Ы.

    Помойте руки ребенка, приговаривая:

    Мыли, мыли руки с мылом, 

    Мыли теплою водой. 

    Мыли, мыли, мыли, мыли – 

    Бело-набело отмыли! 

    Положите рядом две картинки: медведя и мышку. Попросите ребенка показать, где мышка, а где мишка.

    Игры и упражнения в произнесении звука М

    Длительно тяните звук М (губы сомкнуты, воздушная струя выходит через нос). Сидите спокойно, голову держите прямо.

    Разучите звукоподражания: му (корова), мяу (кошка), ме (коза).

    Поиграйте в заводную куклу. Ребенок будет куклой, а вы «заводите» куклу ключиком. Кукла должна говорить: «Ма-ма», выделяя голосом звук М.

    Выполните упражнение «Пальчики здороваются», произнося слоги ма, мо, му, мы. 

    Выполняйте сначала правой рукой, потом левой рукой.

    Разучите стихотворение:

    Мычит корова на лугу: «Му-му, молока кому?» 

    Разучите скороговорку: «Мыла Мила руки мылом».

    Игры и упражнения в произнесении звука Н

    Длительно тяните звук Н (губы чуть разомкнуты, воздушная струя выходит через нос).

    Поиграйте в игру «Лошадка»:

    Скачем на лошадке: «Но! Но!»

    Кормим лошадку (протяните вперед руки ладонями вверх): «На! На!»

    Выполните упражнение «Пальчики здороваются», произнося одновременно слоги на, но, ну, ны. Выполняйте сначала правой рукой, потом левой рукой.

    Выучите стихотворение:

    Лошадка-лошадка, Беги, беги! Нашего Ванюшку Вези, вези: «Но, но, но, но!» 

    Разучите скороговорку: «У сороконожки много ног».

    Поиграйте с ребенком в игру «Что я делаю?»: произнесите слово «на» и спросите малыша: «Что я делаю? Кормлю лошадку или скачу на ней?» Затем скажите «но» и снова задайте этот же вопрос.

    Игры и упражнения в произнесении звука П

    Четко и громко произносите звук П. Для этого плотно сомкните губы, а затем несколько раз подряд с усилием произносите: п–п–п. 

    Спойте песенку мышки (пи-пи-пи). 

    Выполните упражнение «Пальчики здороваются», произнося слоги па, по, пу, пы. Выполняйте сначала правой рукой, потом левой рукой.

    Поиграйте в игру «Кошки-мышки». Ребенок (мышка), произнося «Пи-пи-пи!», убегает от вас. Вы (кошка) пытаетесь его поймать.

    Выучите стихотворение:

    Пирожок, пирожок 

    Испекли мы сами. 

    Пирожок, пирожок 

    Мы подарим маме. 

    Повторите скороговорку: «Петя Полю угощал, Петя Поле пряник дал».

    Игры и упражнения в произнесении звука Б

    Кратко, звонко и четко несколько раз подряд произносите звук Б. Воздух резко вырывается наружу через плотно сомкнутые губы, артикуляция такая же, как при произнесении звука П, но с подключением голоса.

    Разучите артикуляционное упражнение «Поиграем на губах». Перебирая средним и указательным пальцами по губам, длительно произносите звук Б.

    Разучите звукоподражания: би-би (машина), бом-бом (барабан).

    Выполните упражнение «Пальчики здороваются», проговаривая слоги ба, бо, бу, бы. Выполняйте сначала правой, а потом левой рукой.

    Разучите стихотворение:

    Баю-бай, баю-бай! 

    Ты, собачка, не лай, 

    Белолапа, не скули, 

    Мою Таню не буди! 

    Разучите скороговорку: «Отлежал бычок бочок. Не лежи, вставай, бычок!»

    Научите ребенка различать на слух звукоподражания: би-би (машина), пи-пи (мышонок).

    Игры и упражнения в произнесении звука Ф

    Длительно, на одном выдохе, тяните звук Ф (верхняя губа приподнята, нижняя губа приближена к верхним зубам) – так фыркает ежик.

    Выполните упражнение «Пальчики здороваются», одновременно произнося слоги фа, фа, фу, фы. Выполняйте сначала правой рукой, потом левой рукой.

    Изобразите вместе с ребенком вьюгу – качайте руками из стороны в сторону над головой, приговаривая:

    Фиу-фиу, фиу-фиу! 

    Машет вьюга белой гривой! 

    Попросите ребенка повторить стихотворение:

    Федя фокус показал, Федя фокусником стал. 

    Попросите ребенка повторить скороговорку: «Федя Фенечку позвал, Федя Фене финик дал».

    Игры и упражнения в произнесении звука В

    Длительно, на одном выдохе, тяните звук В – это песенка ветра. Артикуляция такая же, как при произнесении звука Ф, но с подключением голоса.

    Изобразите вместе с ребенком легкий ветерок: тихо произносите звук В. Затем изобразите, как гудит сильный ветер: громко произносите звук В.

    Поиграйте с ребенком в игру «Чей ветерок дольше гудит» (кто дольше сможет тянуть звук В на одном выдохе).

    Выполните упражнение «Пальчики здороваются», произнося слоги ва, во, ву, вы. Выполняйте движения сначала правой рукой, потом левой рукой.

    Разучите с ребенком стихотворение:

    Вот моя деревня, 

    Вот мой дом родной, 

    Вот качусь я в санках 

    По горе крутой. 

    (И. Суриков)

    Повторите с ребенком скороговорку: «Витя Вову угощал. Витя Вове вафли дал».

    Игры и упражнения в произнесении звука Т

    Четко и громко несколько раз подряд произнесите звук Т. При произнесении звука кончик языка прижимается к верхним зубам, зубы разомкнуты.

    Разучите звукоподражания: тук-тук (молоток), тик-так (часы).

    Игра «Угадай, что это». Взрослый произносит одно из звукоподражаний, а ребенок отгадывает, что это: молоток или часы.

    Выполните упражнение «Пальчики здороваются», произнося слоги та, то, ту, ты, сначала правой, потом левой рукой, а затем одновременно двумя руками.

    Поиграйте в игру:

    Большие ноги шли по дороге:

    ТОП-ТОП-ТОП (низким голосом)! 

    Маленькие ножки бежали по дорожке:

    Топ-топ-топ, топ-топ-топ (высоким голосом)! 

    Проговаривайте чистоговорки:

    ТА-ТА-ТА – хвост пушистый у кота.

    ТУ-ТУ-ТУ – молочка налью коту.

    Разучите стихотворение:

    Там котик усатый 

    По садику бродит. 

    А козлик рогатый 

    За котиком ходит. 

    (В. Жуковский)

    Разучите скороговорку: «От топота копыт пыль по полю летит».

    Игры и упражнения в произнесении звука Д

    Четко и громко несколько раз подряд произносите звук Д. Ребенок, имитируя забивание гвоздя в стену молотком, бьет кулачком о кулачок, произнося звук Д.

    Артикуляция такая же, как при произнесении звука Т, но подключается голос.

    Повторите звукоподражания: ду-ду (дудочка), ту-ту (поезд).

    Игра «Угадай, что это». Произнесите: «Ду-ду!», а ребенок должен отгадать: «Это дудочка». Затем говорите: «Ту-ту!», а ребенок отгадывает: «Это поезд». И так несколько раз.

    Выполните упражнение «Пальчики здороваются», произнося слоги да, до, ду, ды. Выполняйте сначала правой, потом левой рукой, а затем одновременно двумя руками.

    Проговаривайте чистоговорки:

    ДА-ДА-ДА – холодная вода.

    ДЫ-ДЫ-ДЫ – наберу воды.

    Скажите ребенку фразы:

    Мальчик Том рисует дом. 

    Был жаркий день, мы сели в тень. 

    Затем попросите малыша подсказать вам нужное слово.

    После этого повторите те же фразы, пропуская слова:

    Мальчик … рисует … 

    Был жаркий …, мы сели в … 

    Разучите стихотворение:

    Бубенчики висят, 

    Качаются, звенят. 

    Ты повтори их звон: 

    «Динь-динь, дан-дан, дон-дон!» 

    Разучите скороговорку:

    «Дина, Диму угощай –

    Дина, Диме дыни дай!»

    Игры и упражнения в произнесении звука К

    Кратко и громко несколько раз подряд произнесите звук К, при этом кончик языка опущен, а спинка языка выгнута.

    Если не получается, попросите ребенка покашлять; высунуть, а затем спрятать язычок как можно дальше в рот (поиграйте в «доктора Айболита»).

    Повторите звукоподражания: ко-ко (курица), ку-ку (кукушка), ква-ква (лягушка), кап-кап (дождик).

    Игра «Угадай, кто это». Произнесите одно из звукоподражаний ( ко-к о или ку-ку), а ребенка попросите отгадать, кто это голос подает, кукушка или курочка.

    Выполните упражнение «Пальчики здороваются» с одновременным проговариванием слогов ка, ко, ку, кы сначала правой рукой, потом левой рукой, затем одновременно двумя руками.

    Произнесите пары слогов:

    ка–кя кы–ки

    ко–кё кэ–ке ку–кю

    Проговаривайте чистоговорки:

    КА-КА-КА – белая мука.

    КУ-КУ-КУ– булочку пеку.

    КИ-КИ-КИ – булка из муки.

    Разучите стихотворение:

    У леса на опушке, 

    Высоко на суку, 

    С утра поет кукушка: 

    «Ку-ку, ку-ку, ку-ку!» 

    Разучите скороговорку: «У киски в миске сливки скисли».

    Игры и упражнения в произнесении звука Г

    Громко, несколько раз подряд произнесите звук Г. Артикуляция такая же, как при произнесении звука К, но с подключением голоса.

    Разучите звукоподражания: га-га (гусь), гу-гу (голубь), гоп-гоп (лошадка), топ-топ (малыш).

    Игра «Угадай, кто это». Произнесите одно из звукоподражаний (ку-ку или гу-гух), а ребенок пусть отгадает, кто это – кукушка или голубь. (Аналогично – гоп–гоп и топ–топ.) 

    Выполните упражнение «Пальчики здороваются» с одновременным проговариванием слогов га, го, гу, гы сначала правой рукой, потом левой рукой, затем одновременно двумя руками.

    Проговорите чистоговорки:

    ГА-ГА-ГА – зеленые луга.

    ГУ-ГУ-ГУ – гуси на лугу.

    ГИ-ГИ-ГИ – от гусей беги.

    Произнесите пары слогов:

    га–гя

    гы–ги

    го–гё

    гэ–ге

    гу–гю

    Разучите стихотворение:

    Белые гуси к ручейку идут. 

    Белые гуси гусяток ведут. 

    Белые гуси вышли на луга, 

    Крикнули гуси: «Га-га-га!» 

    Разучите скороговорку: «Гена, Галю угощай. Гена, Гале грушу дай».

    Скажите ребенку такие фразы:

    Мы пришли сегодня в гости, 

    Принесли собаке кости. 

    А теперь попросите его послушать внимательно и исправить ошибки:

    Мы пришли сегодня в кости, 

    Принесли собаке гости. 

    Подберите рифму:

    Заглянула в дверь коза – 

    Очень грустные… (глаза). 

    Где же, где же петушок, 

    Золотой наш… (гребешок)? 

    Игры и упражнения в произнесении звука X

    Длительно тяните звук X. При этом выдыхайте теплую струю воздуха на ладони («согреем ручки»). Артикуляция такая же, как при произнесении звука К.

    Разучите звукоподражания: ха-ха (посмеялись), ах-ах (удивились).

    Произносите с разной интонацией и мимикой: «Ах! Как красиво!», «Ох! Зубы болят!», «Ух! Тяжело!»

    Игра «Угадай, что это». Произносите одно из звукоподражаний (га-га или ха-ха), а ребенок пусть отгадает, что это – гуси гогочут или люди смеются.

    Выполните упражнение «Пальчики здороваются», произнося слоги ха, хо, ху, хы, сначала правой рукой, потом левой рукой, затем одновременно двумя руками.

    Проговаривайте чистоговорки:

    ХИ-ХИ-ХИ – дайте нам ухи.

    ХУ-ХУ-ХУ – любим мы уху

    ХА-ХА-ХА – вкусная уха!

    Произнесите пары слогов:

    ха–хя

    хэ–хе

    хо–хё

    ка–ха

    хы–хи

    ко–хо

    Разучите потешки:

    Ходит по двору петух, 

    Поскользнулся, в речку – бух! 

    На улице две курицы 

    С петухом дерутся. 

    Девицы-красавицы 

    Смотрят и смеются: – 

    Ха-ха-ха, ха-ха-ха, 

    Как нам жалко петуха! 

    Разучите скороговорки: «Жеребенка Коля моет, жеребенка Коля холит»; «Хохлатые хохотушки хохотом хохотали».

    Игры и упражнения в произнесении звука С

    Длительно тяните звук С. При этом губы растяните в улыбке, зубы сблизьте на 1–2 мм, кончиком языка упирайтесь в нижние зубы.

    Скажите ребенку, что «С-с-с» – это песенка водички, когда она бежит тонкой струйкой из крана. Попросите ребенка спеть эту песенку.

    Подставьте ладонь к губам и произнесите звук С. Ладонь ощутит холодную струйку воздуха – «холодный ветерок».

    Игра «Насос». Скажите ребенку: «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Но сначала надо накачать шины. Возьмем насос и будем качать: „С-с-с“ (при этом совершайте соответствующие движения руками)».

    Игра «Угадай, чья это песенка» – ежа или водички. Длительно произносите одно из звукоподражаний (с или ф), а ребенок должен отгадать, чья это песенка – водички (с) или ежа (ф). Потом поменяйтесь ролями – пусть ребенок загадает звуковые загадки, а вы отгадывайте.

    Выполните упражнение «Пальчики здороваются», произнося слоги са, со, су, сы. Сначала действуйте правой рукой, потом левой, затем одновременно двумя руками.

    Произнесите пары и цепочки слогов:

    са–ся

    сы–си

    со–сё

    сэ–се

    су–сю

    Для того чтобы ребенок учился различать твердые и мягкие звуки, предложите научиться себя контролировать: при произнесении первого слога из пары (с твердым согласным), например «са», стучите кулаком по столу, как будто это твердый молоток; при произнесении второго слога (с мягким согласным – «ся») неспешно проведите ладонью по столу, словно это мягкая кисточка.

    Произнесите цепочки слогов:

    са–са–ся

    со–со–сё

    су–су–сю

    сэ–сэ–се

    Проговорите чистоговорки:

    СА-СА-СА – вот идет лиса. 

    СЫ-СЫ-СЫ – хвост 

    Пушистый у лисы. 

    СУ-СУ-СУ – видел я 

    В лесу лису. 

    Разучите стихотворения:

    Спит спокойно старый слон, 

    Стоя спать умеет он. 

    (С. Маршак)

    В поле, в поле, во пустом 

    Сидит зайка под кустом. 

    Повторите скороговорки: «У Сани сани едут сами», «У Сани сом с усами», «Саня в лесу поймал лису».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Речевые игры для детей младшего дошкольного возраста

    Игры для активизации речи, для расширения словарного запаса, для развития слуха, внимания....

    Дополнительная программа по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста "Говорушки -Ладушки". Программа ориентирована на детей в возрасте 3-4,5 лет (срок реализации 1 год)

    Дополнительная программа по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста "Говорушки -Ладушки". Программа ориентирована  на детей в возрасте 3-4,5 лет (срок реализ...

    Речевые игры для детей младшего дошкольного возраста по теме «День Победы»

     День Победы - это день радости и скорби. Нет в России семьи, которую война обошла стороной.  В этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений и  поздравл...

    Игры на развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания для детей младшего дошкольного возраста (памятка родителям)

    Игры на развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания для детей младшего дошкольного возраста(памятка родителям)...

    Памятка для родителей " Игры на развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания для детей младшего дошкольного возраста"

    В памятке перечислены игры на развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания....

    СТАТЬЯ «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РУССКУЮ НАРОДНУЮ ИГРУ»

    Использование народных игр в работе с детьми позволяет воспитателю донести до детей самобытность русского народа, колорит его обычаев, своеобразие русского языка, сформировать интерес к русской народн...