Развитие речи
план-конспект занятия по развитию речи

Фармонова Екатерина Алексеевна

Технолгическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_.docx29.6 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ОО «Речевое развитие»  Раздел    Развитие речи           

Возрастная группа:  средняя группа

Тема:  «Цветик  - семицветик»

Цель ООД: Закрепление активного словаря и обобщение умений детей в формировании грамматического строя речи.

Задачи ООД: Обучающие:

  1. Упражнять в подборе слов с противоположным значением и по смыслу; к обобщающему слову подбирать подходящие слова.
  2. Закрепить навыки быстрого и четкого произношения скороговорок.
  3. Закрепить знание русско – народного фольклора (сказок).

Развивающие:

  1. Развивать четкое произнесение звуков, слуховое внимание.
  2. Развивать связную речь детей.

Воспитательные: воспитывать такие качества, как доброжелательность, желание помогать другим, положительное отношение к родному языку, к русско – народным сказкам; воспитывать умение работать в коллективе.

Тип: Интегрированное.

Этап,

хронометраж

Содержание деятельности

Реализуемые задачи

Форма работы

Методы и приёмы

Виды детской деятельности

Интегрируемые образовательные области (ФГОС  ДО)

Планируемый результат

Оборудование

1.Организационный (1 мин.)

Здравствуйте ребята. Как выше настроение? Весь год мы вместе много трудились и многому научились. И сегодня предлагаю нам стать участниками викторины и помочь одной сказочной героине.

Вы согласны? (ответы)

Не забывайте: «Говорим всегда красиво,

Четко и неторопливо

Вспомним обязательно,

Все, что узнали на занятиях».

Формировать интерес к совместной деятельности;

Фронтальная

Метод: -словесный: рассказ.

Коммуникативная

Социально – коммуникативное развитие.

Положительный настрой.

2.Мотивационный (2 мин.)

Дети заходят в группу перед ними на доске цветок и рядом письмо.

- Ребята, посмотрите, письмо лежит, давайте прочтем его.

«Здравствуйте дети, пишет вам фея Цвета, из страны Цветалии, злой волшебник ворвался ко мне в королевство и заколдовал мой волшебный цветок, Цветик - семицветик, он забрал у него все цвета на его прекрасных лепесточках, чтобы расколдовать цветок нужно выполнить семь его заданий. Дети, помогите мне, пожалуйста. Я вас отблагодарю обязательно».

- Вот и разноцветные карточки с заданием.

- Ребята, поможем фее Цвете? (Да)

- Но для этого нам нужно будет отправиться в страну Цветалию. Ребята, давайте вспомним сказку «Цветик – семицветик». Она нам поможет. Встанем в круг, и произнесем волшебное заклинание:

Лети, лети, лепесток через Запад на Восток,

Через Север, через Юг

Возвращайся сделав круг,

Лишь коснешься ты земли

Быть по нашему вели,

Вели чтобы мы оказались в стране Цветалии.

- Ребята, посмотрите, как здесь красиво. А вот и тот самый цветок (на доске) посмотрите какой он скучный, некрасивый, поможем его расколдовать? (да)

Формировать интерес к совместной деятельности; умение слушать и слышать воспитателя, действовать по словесной инструкции.

Фронтальная

Метод: словесный – рассказ»

Наглядный: демонстрация дидактического оборудования.

Приемы: привлечение внимания (сюрпризный момент), проблемный вопрос.

Коммуникативная, игровая, двигательная

Физическое развитие.

Речевое развитие, Социально – коммуникативное развитие.

Желание вступить в совместную деятельность. Вызвать интерес.

Конверт с письмом  и карточки с заданием. Мольберт, «Цветик – семоцветик» (из картона), магниты.

3. Основной (16 мин.)

Посмотрим, какое нам предстоит первое задание:

«Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»

Воспитатель называет слово, а вы ребята подбирайте к нему слово с противоположным значением. (игра с мячом, дети стоят полукругом)

Большой – маленький

Мягкий – твердый

Жара – холод

Тяжелый – лёгкий

Светлый – темный

Ложиться – вставать

Грязный – чистый

Говорить – молчать

Добро – зло

Низкий – высокий

День – ночь

Сидеть – стоять

Молодцы ребятки, мы справились с первым заданием. (переворачивает лепесток другой стороной) Ребятки, посмотрите лепесток окрасился и каким цветом? (ответ: оранжевым)

- Давайте выполним второе задание. (прошу принести красную карточку) Читаем: «Угадайте сказку».

В какой сказке есть такие слова?

«Рады зайчики и белочки,

рады мальчики и девочки,

обнимают и целуют косолапого:

«Ну, спасибо тебе, дедушка за солнышко» (ответы – Краденое солнце).

- «Одеяло убежало, улетела простыня

И подушка, как лягушка, ускакала от меня.

Я за свечку, свечка – в печку!

Я за книжку, та – бежать и вприпрыжку под кровать… (Мойдодыр)

- «Мышки кошку изловили

В мышеловку посадили.

А лисички взяли спички,

к морю синему пошли, море синее зажгли». (Путаница)

- «Прибегали светляки – зажигали огоньки,

То – то стало весело, то – то хорошо..» (Муха – цокотуха)

- «Сходи – ка, ты доченька, к бабушке, снеси ей пирожки и горшочек масла, да узнай, здорова ли она. (Красная Шапочка)

- Чья это песенка? « Если я чешу в затылке – не беда, в голове моей опилки, да-да-да!» (Винни пуха)

- Молодцы ребятки, вот мы и справились со вторым заданием, посмотрите второй лепесток окрасился! Давайте вернем его на свое место (вешаем лепесток)

- Ребята, посмотрим какое третье задание у нас.(берем зеленую карточку) Читаем:

Дидактическая игра «Назови три слова»

Воспитатель предлагает обобщающее понятие, а дети подбирают к нему три подходящих слова.

- Ребята, будьте внимательны, не забывайте, что злой волшебник хочет нас запутать.

Животные – (кошка, слон, волк)

Одежда –

Растения –

Продукты питания –

Транспорт –

- Молодцы ребятки, вот мы и справились с третьим заданием, посмотрите третий лепесток окрасился! Давайте вернем его на свое место (вешаем лепесток)

- Посмотрим, что у нас написано на фиолетовой карточке (4 карточка)

Динамическая пауза «Медведь по лесу бродит».

(с элементами гимнастики для глаз и звукоподражания)

Медведь по лесу бродит.

 От дуба к дубу ходит.

 (Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками.)

Находит в дуплах мед

И в рот себе кладет.

(Изображать, как медведь достает и ест мед.)

Облизывает лапу

Сластена косолапый.

(Имитировать как медведь облизывает лапу, стараясь далеко высунуть язык и двигая им снизу вверх.)

А пчелы налетают, сердятся,

 Жужжат, медведя прогоняют.

(Звукоподражание: «Жжжж». Отвести руку вперед и поочередно касаться указательным пальцем носа, щек и т.п.)

А пчелы жалят мишку:  Не ешь наш мед, воришка!

(Водить указательным пальцем перед лицом и прослеживать за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы.)

Бредет лесной дорогой

Медведь к себе в берлогу.

(Ходьба «вперевалочку».)

Ложится, засыпает

И пчелок вспоминает.

(Сесть на место, положить руки под щеку.)

- Ребята, за этот «танец», мы можем перевернуть еще один лепесточек!

Скороговорка «Кошка на окошке».

Давайте раскрасим пятый лепесток у цветочка. (берем розовую карточку) Нам необходимо прочитать, что зашифровал волшебник, произнести четко и быстро. Попробуем?

(необходимо по картинкам – схемам рассказать скороговорку)

«Кошка на окошке шапку шьет, мышка в сапожках избушку метет» (несколько детей проговаривают скороговорку, затем все вместе).

-Молодцы! Посмотрите, теперь еще один лепесток стал цветным!

Дидактическое упражнение «Узнай, что звучит». (берем синию карточку)

- Добрая фея Цвета хочет нам помочь, поскорее спасти Цветик – семицветик. Давайте послушаем звуки природы и отгадаем, что это за звуки, на что похожи.

(звучит фонограмма различных природных звуков: шум дождя и раскат грома, хруст снега, журчание воды, дует ветер, звук костра)

-Молодцы! Вот и шестой лепесток у нас окрасился. Здорово!

Дидактическая игра «Собери сказку» (прошу ребенка принести желтую карточку)

- Нам осталось окрасить последний лепесток. Герои, какой сказки стоят у нас на столике? (Репка) Злой волшебник сделал так, что герои сказки забыли, в какой последовательности они появлялись, и кто за кем стоял. Поможем героям сказки вернуться на свои места? (да) Скажите, кто или что главный герой в сказке  Репка? (ответы с пояснениями)

Дети поочередно выставляют сказочных героев на правильные места, проговаривая слова сказки.

- Ребята, как вы думаете, почему именно маленькая мышка, помогла вытянуть репку? Почему все-таки им удалось вытянуть репку? (в результате дружных трудов)

Что было бы, если не пришла, например внучка? (ответы)

- Вы большие молодцы! У вас все получилось. Смотрите, наш Цветик – семицветик стал разноцветным.

-Мы увидели удивительный цветок из волшебной страны Цветалии, там очень красиво и тепло. А давайте, мы расскажем о нашей родной природе. Какое сейчас время года? (Весна)

(3 детей рассказывают стихи о весне)

1. Искрится солнце в лужицах,

Купается в ручьях,

Идет оно по улицам

На тоненьких лучах,

А воробьи чирикают,

Усевшись на сосну,

Смотрите-ка, смотрите-ка,

Весна-то на носу.

2. Солнце ласково смеется,

Светит ярче, горячей,

И с пригорка звонко льется

Разговорчивый ручей.

3. Покинув страны южные,

Вернулись птицы дружные.

На каждой ветке скворушки

Сидят и чистят перышки.

Закрепить: - умение подбирать слова с противоположным значением и по смыслу;

- умение подбирать к обобщающему слову подходящие слова;

- навыки быстрого и четкого произношения скороговорок;

- знания русско – народного фольклора (сказок).

Развивать:

- четкое произнесение звуков, слуховое внимание;

- связную речь;

Воспитывать:

-доброжелательность, желание помогать другим;

- положительное отношение к родному языку, к русско – народным сказкам;

- воспитывать умение работать в коллективе.

Подгрупповая, индивидуальная, фронтальная

Методы: - словесный (приемы: устное изложение, беседа, диалог);

 - наглядный (демонстрация д/материала; анализ сказки);

- практический (самостоятельное выполнение упражнений);

- игровые методы обучения.

Игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская; музыкально – художественная.

Познавательное развитие. Развитие речи.

Художественно – эстетическое развитие.

Социально – коммуникативное развитие

Физическое развитие.

Безошибочно подбирает слова с противоположным значением, может назвать несколько слов к обобщающему слову.

Четко произносит звуки и слова скороговорки.

Знает много – русско – народных сказок, узнает их по отрывкам фраз.

Может по памяти рассказать сказку.

Почти без ошибочно строит предложения.

Карточки с заданием. Мольберт, «Цветик – семоцветик» (из картона), магниты.

Мяч резиновый.

Настольная деревянная игра «Сказка Репка».

Карточка скороговорки «Кошка на окошке».

ПК с колонками.

4.Заключительный. Рефлексия

(1 мин.)

Вот и расцвел Цветик – семицветик, вновь фея Цвета стала радостная, благодарит вас, что получили много знаний и умений. А чему же мы научись? (ответы: находить противоположные слова, читать скороговорки, читать стихи, узнавать сказки и сказочных героев и др.)

Предлагаю вам порадовать Цветик – семицветик и выпустить разноцветных бабочек! Если вам понравилось участвовать в викторине – путешествии, то вы прикрепляете к доске красные бабочки, а если вам было неинтересно, скучно – то синие бабочки (дети на магнитной доске прикрепляют разноцветные бабочки).

Фея еще раз вас благодарит за помощь и передает вам вкусные спелые яблоки, из волшебного сада!

Спасибо вам ребята!!!

Развивать:

внимание, память, мышление, активный словарный запас;

Воспитывать: положительное отношение к родному языку, к русско – народным сказкам; воспитывать умение работать в коллективе.

Фронтальная

Словесный

(беседа)

Наглядный: раздаточный материал.

Сюрпризный момент.

Коммуникативная.

Социально – коммуникативное развитие. Речевое развитие.

Пройденный материал закрепили, дети выражают свои эмоции и отношение о занятии.

Бумажные бабочки синего и красного цвета, на магните по 12 штук.

Корзина со свежими яблоками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...