НОД старшая группа составление рассказа по картине
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Фурсова (Постовалова) Елена Александровна

НОД старшая группа составление рассказа по картине 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

КОНСПЕКТ

ИНТЕГРИРОВАННОЙ  НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ», «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ № 12 «РАДУГА»

НА ТЕМУ: СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ

«ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

Воспитатель:Фурсова Е.А.

Учитель – логопед:Вискунова А.Н.

г. Советский, 2018 г.

Цель:  Развитие связной речи.

Образовательные, коррекционно-развивающие задачи: 

-  продолжать формировать умение детей составлять рассказ по картине «Зимние забавы»;  связно, последовательно описывать изображение на картине,  отвечать на вопросы по содержанию картины, грамматически правильно строить речь,  при описании событий указывать место и время действия.

-Продолжать  формировать  представления детей о зиме, её приметах, о зимних забавах;

 - активизировать и расширять словарь по теме «Зима», «Зимние забавы»

-продолжать формировать умение подбирать прилагательные к существительным.  

    Развивающие:

-- развивать  диалогическую  и монологическую речь.

- развивать зрительное внимание при рассматривании картины.

- развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, мышечный тонус и  мимическую мускулатуру.

-Развивать творческое воображение

-развивать самоконтроль правильного произношения звуков.

Воспитательные:  

  • Воспитывать интерес к зимним развлечениям,
  • Воспитывать уважение к товарищам, умение внимательно слушать друг друга.

Интеграция образовательных областей:

  • «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы);
  • «Речевое развитие» (развитие речи, обучение грамоте);
  • «Социально – коммуникативное развитие»;

Предварительная работа: беседы с детьми о зиме и зимних забавах, чтение художественной литературы о зиме и зимних развлечениях, наблюдения во время прогулок за зимними явлениями, разучивание физкультминутки и пальчиковой гимнастики «Зима»

Виды детской деятельности

Форма работы

Игровая

  • Игра – приветствие «С добрым утром»
  • Артикуляционная гимнастика «Зимние забавы»
  • Упражнение «Снеговики»
  •  Игра «Займи место на картине»

Коммуникативная

  • Беседа
  • Вопросы
  • Составление рассказа по картине «Зимние забавы»

Двигательная

  • Физкультминутка «Зима»
  • Пальчиковая гимнастика «Зима»

Продуктивная

  • Составление рассказа по картине «Зимние забавы»

Место проведения: группа

Количество детей:10

Материал и оборудование:

письмо от Незнайки, магнитофон, музыкальная композиция «Снег-снежок», колокольчик, картина с изображением детских забав зимой,  мольберт, указка.

Ход занятия:

I. Организационный момент (Логопед звонит в колокольчик, привлекая внимание детей, которые из групповой раздевалки проходят к педагогу на ковёр, встают в круг, приветствуют гостей).

С добрым утром! Начат день!

Первым делом гоним лень!

На занятии не зевать,

Красиво, чётко отвечать!

II. Основная часть

Логопед: (создание проблемной ситуации) Ребята, у меня для вас сюрприз. Сегодня утром, когда я шла на работу, почтальон мне передал для вас  письмо. Интересно, от кого же оно? Давайте откроем конверт (Педагог читает письмо)

    «Здравствуйте  ребята из группы «Радуга»! Пишет Вам Незнайка. Мне очень нужна ваша помощь. Мне сказали, что есть такое время года- зима? А я ничего о зиме не знаю, ведь я живу в Солнечном городе,  у нас зимы  нет. Расскажите мне, пожалуйста, что такое зима? Какая она бывает?  Чем вы занимаетесь зимой? Во что вы играете? Буду с нетерпением ждать от Вас ответ»

Логопед: Ребята, поможем Незнайке?

Дети: Да

Логопед (Сообщение темы занятия): Расскажем ему  о зиме, о  зимних играх, забавах. Запишем  на видеокамеру, и  отправим видеописьмо Незнайке.

Логопед: Расскажите, во что вы любите играть зимой?

Дети:  Я люблю играть в снежки.

Я люблю кататься на коньках, на лыжах,

Я люблю строить снежные крепости, играть в хоккей.

Я люблю кататься с горы на санках.

Логопед: Как можно назвать  зимние игры по-другому?

Дети: Зимние забавы или зимние развлечения.

(дети и педагог проходят на стульчики, которые стоят полукругом)

Логопед: (артикуляционная гимнастика)  Чтобы Незнайке рассказать о зиме, вам нужно будет  много чётко и правильно говорить. Для того, чтобы ваш язычок не устал, давайте с ним поиграем.

Пришло время развлекаться и конечно улыбаться

Много ты не говори, а улыбку подари.

А пока мы улыбались, снега выпало сполна

Но не будем унывать, нужно дорожки расчищать

Вы достаньте все лопатки, и копайте ими снег

Если дружно потрудиться, непременно ждёт успех

Вот пока мы снег копали, горка выросла сама

Ну ведь мы уже большие и для нас она мала

Развлеклись мы то, что надо, наигрались мы сполна

А теперь на чашку чая нам домой бежать пора!

Мимическая гимнастика:

Ребята, изобразите, как вы радуйтесь снегу и морозу. (Надуть щеки, веселое выражение глаз) А когда на улице очень морозно и нельзя гулять. Вам грустно (Опустить уголки губ вниз, передать свой  печальный взгляд)

- Молодцы.

Логопед: Вы любите гулять?

Дети: Да.

Логопед: Представьте, мы  с вами отправляемся на  зимнюю прогулку, что надеваем?

Дети: Надеваем тёплую одежду и обувь: шапку, шубу, варежки…

Логопед: Вышли на улицу, а день сегодня какой?

Дети: Морозный, солнечный, ясный, тёплый, зимний, снежный, пасмурный, светлый.

Логопед: Посмотрите в небо, какое оно?

Дети: Морозное, высокое, чистое, ясное, голубое, жёлто-розовое, снежное.

Логопед: Дети, посмотрите на деревья, какие они?

Дети: Деревья стоят голые, словно раздетые. А некоторые запорошённые снегом, заснеженные.

Логопед: Посмотрите на снег и потрогайте его. Какой он?

Дети: Белый, пушистый, липкий, искрящийся, хрустящий, мокрый, чистый, блестящий, холодный, жёсткий.

Логопед: Ребята, чтобы не замёрзнуть на прогулке, давайте подвигаемся.

 (Дети встают в кружок).

Давайте поиграем нашими ручками (Пальчиковая гимнастика “Зима”).

Да-да-да – сжимание и разжимание пальцев

Зимою холода.   ( потирание ладошек друг о друга)

Да-да-да – (сжимание и разжимание пальцев)

Превратилась в лед вода.(ритмичное соединение подушечек пальцев)

Ды-ды-ды–(сжимание и разжимание пальцев)

В инеи кусты -(перекрещивание ладоней с широко расставленными пальцами)

Ди-ди-ди – (сжимание и разжимание пальцев)

Метели замели, - (круговые вращения больших пальцев обеих рук).

Логопед: Ручки ваши согрелись? А давайте ещё поиграем в игру « Зима».

 Физминутка. «Зима».

Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт, (Имитируют)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)

И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)

Составление рассказа по картине

Воспитатель: Какие вы молодцы, как вы весело умеете играть на прогулке.

А хотите посмотреть как другие дети играют?

Дети: Да.

Воспитатель: Достаём подзорную тубу. ( Имитируемую). Посмотрите внимательно, где в нашей  группе можно увидеть,  как дети играют  на прогулке.  (Ответы детей)

(На мольберте видят картину « Зимние забавы»)

Воспитатель: А сейчас пройдём на стульчики, и рассмотрим картину.

(проходят на стульчики)

Воспитатель: 

- Сели ровно, выпрямили спинки

-Стали наши спинки точно как тростинки.  Посмотрите на картину.

- Скажите, какое время года изображено на картине?

(зима).

- Как вы догадались, что здесь изображена  зима?

(На деревьях нет листочков, выпало много снега, идет снегопад, дети тепло одеты и ….)

- Как одеты дети?

 - Как вы думаете, какой  день  изображен на картине?

 (ясный зимний день).

- Как вы думаете,  какая погода бывает зимой?

(холодная, морозная погода).

- Назовите, кого вы видите  на картине?

(На картине нарисованы дети).

- Что делают дети?

(Они катаются с горки).

- На чем можно кататься с горки?

(на санках, ледянках, снегокате…).

-Как вы думаете,  какое настроение у детей?

(Детям весело, у них хорошее настроение).

- А почему у них хорошее настроение?

( Им нравится всем вместе играть и кататься на санках, они любят зиму и они дружные ребята…).

Воспитатель. Мы с вами рассмотрели всю картину, я предлагаю вам составить интересный рассказ, но сначала давайте придумаем название картине.

(Ответы детей)

Воспитатель. Сначала вы расскажите, как называется картина, какое время года, кого вы видите на картине, что они делают, и какое у них настроение. Вы можете самостоятельно придумать, если захотите,  имена для детей,  постарайтесь составить свой рассказ так, чтобы он не похож был на рассказы других детей. Используйте в речи красивые слова, они украсят ваш рассказ и сделают его интересным.

Дети составляют рассказ по картине.( Два ребенка рассказывают, третий ребенок – дополняет - воспитатель спрашивает:

-  Что ещё можно рассказать, чего не сказали Данил и Динара?)

Воспитатель: И так,  мы прослушали 3 рассказа, чей рассказ вам больше понравился? Чем? Какие красивые слова понравились больше всего?

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы!  Вы составили очень интересные  рассказы. Я думаю, что Незнайка, когда получит наше видеописьмо,  ему станет понятно, что такое зима, зимние забавы. И он захочет приехать к Нам в гости.  

 Рефлексия: Что интересного вы сегодня узнали? (ответы детей)

Воспитатель: А сейчас  предлагаю   поиграть  в игру «Займи место в картине»

- Закройте глазки и представьте, что вы очутились на этой картине. Представили? Открывайте, глаза. Сейчас вы пойдёте и покажете другим детям, на чём бы вы хотели прокатиться с горки.

Образец рассказа воспитателя.

Картина называется «Зимние забавы»

Однажды дети собрались погулять в парк, стоял ясный зимний день. Кругом было много снега, как будь - то землю покрыли белым пуховым одеялом. Деревья припорошило снегом, словно они  надели белые шубки и  шапки. Дети надели тёплую одежду…., взяли с собой санки, ледянки, снегокат, чтобы кататься с горки. Три ребенка мчались с горки и кричали «Эх, как здорово», им было очень весело и интересно, у них было радостное настроение, потому что,  им нравится всем вместе играть и кататься на санках, они дружные ребята и они очень любят зиму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в старшей группе.Составление рассказа по картине "Ежи"

Занятие по развитию речи в старшей группеСоставление рассказа по картине "Ежи"...

Конспект нод по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Весна пришла».

Конспект нод по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Весна пришла». Программные задачи: Продолжать формировать умение отгадывать загадки, аргументируя свой ответ. Прод...

Конспект НОД в старшей группе «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»

Тема: «Составление рассказа по картине «Зимние забавы" Программные задачи: Упражнять детей в диалогической речи. Постановка вопросов к фрагментам картины. Составление рассказов-миниатюр из 3-4 пр...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Зимние забавы».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине "Зимние забавы"....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»

обучение детей составить небольшой рассказ по картине с опорой на схему...

Конспект по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Весна пришла».

Продолжать формировать умение отгадывать загадки, аргументируя свой ответ. Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину, выделять в ней главную мысль (с помощью вопросов воспитателя...