Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Волкова Светлана Владимировна

Составление рассказа по картине "Осень"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе для детей с ОНР

 Составление рассказа по сюжетной картине «Осень»

Цель: составление рассказов по сюжетной картине «Осень», повышение общей осведомлённости о времени года «Осень».

Задачи:

Образовательные: обучать составлению рассказа по сюжетной картине.

Развивающие: развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи, уточнять и расширять словаря по теме «Осень», развивать память и смысловую догадливость при отгадывании загадки, развивать логическое мышление, зрительное внимание, активность и самостоятельность.

Воспитательные: воспитывать культуру речевого общения, дружелюбия, любовь
к прекрасному, бережное отношение к природе.

Коррекционные: закреплять согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, совершенствовать навыки словообразования, продолжать учить детей включать в предложение относительные прилагательные, расширять словарный запас прилагательными через развитие анализаторов (слуховой, тактильный, зрительный, обонятельный).

Оборудование: осенний листок Листёнок, картина, листья и ветки деревьев, ветка с ягодами рябины, шишки, жёлуди, мини-бассейны с водой, салфетки, диски, мнемосхемы, звукозапись, сюрпризная коробка «Угадай-ка», мольберт, ТСО (запись звуков).                          

Ход НОД:

1.Организационный момент: загадка про осень.

Воспитатель: Угадайте, о каком времени года моя загадка?

                                Пустые поля, мокнет земля

                                 День убывает, когда это бывает?   (осенью)

Как догадались?

2. Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами встреча с картиной. Внимательно рассмотрите её.

1). Какое  время года нарисовал художник?

2). Почему Вы так решили?

3). Какие красивые слова можно подобрать к слову осень?

- золотая, красивая, волшебная, разноцветная, дивная, чудесная

4). Кто нарисован на картине?

- на картине нарисованы дети

5). Куда пришли дети?

- дети пришли в осенний лес

6). А вы бы хотели прогуляться по осеннему лесу?

3. Воспитатель: Ой, смотрите что это? Это осенний листочек – Листёнок. Как он к нам попал? Слушаю предположения детей - может быть, его занесло ветром, может быть, он влетел через форточку.

Воспитатель: Листёнок предлагаем вам шагнуть в эту картину. Закройте глаза.

 В руку Листёнок я возьму

                                                                  И тихонечко взмахну

Вокруг себя ты обернись

Глаза открой  и удивись.

 Воспитатель: Представьте, что мы с вами в осеннем лесу. Глубоко вдохните, не поднимая плеч.

Какой воздух в осеннем лесу? Прохладный, свежий, влажный

Какие запахи ещё в осеннем лесу ощущаете? Какие запахи чувствуете? Чем пахнет в лесу?

- я ощущаю запах грибов, ягод, коры деревьев, листьев, мокрых веток

- я чувствую запах сырого и влажного воздуха от воды

- в лесу пахнет сыростью, прохладой, последними цветами

4. Воспитатель: Это действительно так. (Приглашаю детей сесть на пенёчки). У нас сегодня в гостях волшебная коробочка «Угадай-ка». Вот давайте мы сейчас с вами угадаем, что можно найти в осеннем лесу? Дети на ощупь угадывают предметы, которые находятся в коробке (гриб, жёлудь, шишка, ветку рябины, листочек)

- в лесу можно найти жёлудь, он гладкий, приятный на ощупь

- в лесу можно найти шишку с чешуйками

- в лесу можно найти гриб, у которого есть шляпка и ножка

- в лесу можно найти ветку с оранжевыми ягодами рябины

- в лесу можно найти жёлтый листок

5. Воспитатель: А я нашла в лесу вот такой необычный листок (заранее вырезанный из цветного картона лист с прорезью в середине).

Ты листок скорей возьми

Дерево на картине назови

 Воспитатель: Какие деревья вы видите? Расскажите о них.

- я вижу клён,  у него коричневый ствол и яркие листья

- я вижу берёзу, у неё белый ствол с чёрными точками

- я вижу рябину, у неё красивые оранжевые ягоды, которые висят целыми гроздьями

- я вижу дуб, у него коричневые по цвету листья, на ветках висят жёлуди

По ходу рассказа дети находят кору соответствующего дерева.

6. Физминутка «Листопад».

 Воспитатель: Ребята, скажите, что такое листопад? Листёнок  предлагает поиграть в игру «Листопад».

Под ногами листопад  (ходьба)

Листья жёлтые лежат

Листья жёлтые лежат (наклоны в стороны)

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок (приседания)

Папа, мама и Листёнок (имитация подбрасывания листьев вверх).

7. Воспитатель: (Обращая внимание на картину.)  Как вы думаете, это река или озеро? Почему вы так думаете? Река – узкая и длинная, а озеро – круглое и широкое.

Воспитатель: Закройте глаза. Ставлю на стол мини бассейн с холодной водой.

Не открывайте глаза. Опустите руки как будто в лесную речку. Расскажите, какая вода в реке?

-холодная, прохладная

Если погода на улице ясная, безветренная, значит какая вода в реке?

-тихая, спокойная

На берегу реки растут деревья, значит что можно увидеть в реке?

- деревья, как в зеркале отражаются деревья, как будто любуются своей красотой

Раздаю детям салфетки, предлагаю промокнуть руки.

8. Воспитатель: Какие звуки в лесу можно услышать? Листёнок предлагает вам послушать звуки и назвать их. Включаю ТСО, звучат звукозаписи (стучит дятел, тенькнула синичка, пыхтит ёжик, царапнула коготками белка, шуршание листьев, журчание реки, разговор детей).

Я слышу, как кукует кукушка.

- нет, кукушка-это перелётная птица, она улетела в тёплые края

9.  Воспитатель: (Вновь обращая внимание на картину).

 Что делает мальчик, изображённый в центре?

- он присел, наверное он хотел погладить ёжика, но укололся иголками, ёж рассердился и решил убежать

 Что делает мальчик, который стоит слева?

- он увидел на дереве рыжую белочку, он хочет погладить её, или угостить чем-то вкусным

 Чем заняты девочки?

- девочка в зелёном берете пришла в лес со своей любимой игрушкой, она нашла красивую веточку клёна с яркими оранжевыми листьями

- девочка в клетчатой юбке нашла ветки дуба

Как вы думаете, детям понравилось гулять в осеннем лесу?

 Какое настроение у них было во время прогулки?

- у детей было весёлое и радостное настроение

10. Воспитатель: Листёнок очень хочет послушать Ваши рассказы про осень.  Составить рассказы вам помогут схемы, которые мы придумали вместе.

1). С чего начнёте свой рассказ? (схема)

- Какое время года наступило? Что расскажите о траве, деревьях, о реке?

2). О ком будете рассказывать дальше? (схема №1, №2, №3)

- О детях. Что расскажете о мальчике, который изображён в центре? Что можно рассказать о мальчике, который стоит слева? Что можно рассказать о девочках?

3). Чем закончите рассказ? (схема)

- Понравилась ли прогулка детям и какое настроение было у них?

11.Подготовка к рассказу по картине. Дети составляют рассказы, используя схемы (3 человека). Середина рассказов у всех будет разная.

1 рассказ.

Наступила золотая осень. Листья на деревьях стали жёлтыми, красными, оранжевыми. Трава почернела и высохла. Вода в реке холодная, тихая, спокойная. Как в зеркале отражаются в ней деревья. Наверное, они любуются своей красотой.

Дети пришли на прогулку в лес. Они одеты в лёгкие куртки и шапки, потому что стало прохладно. Один мальчик, в оранжевой куртке,  увидел возле пенька ежа и стал его рассматривать. Он присел, наверное,  хотел погладить ёжика, но укололся иголками. Ёж рассердился, запыхтел и решил убежать.

Детям очень понравилось в осеннем лесу. У них было весёлое и радостное настроение.

2 рассказ.

Наступила долгожданная осень. Листья на деревьях пожелтели и начали опадать. Трава почернела и высохла. Вода в реке холодная, тихая, спокойная. Как в зеркале отражаются в ней деревья. Наверное, они любуются своей красотой.

 Дети пришли на прогулку в лес. Они одеты в лёгкие куртки и шапки, потому что стало прохладно. Мальчик, который стоит слева, наблюдает за белкой. Он увидел на дереве рыжую белочку, он хочет погладить её, или угостить чем-то вкусным.

Детям очень понравилось в осеннем лесу. У них было весёлое и радостное настроение.

3 рассказ.

Наступила золотая, волшебная осень. Листья на деревьях пожелтели и начали опадать. Трава почернела и высохла. Вода в реке холодная, тихая, спокойная. Как в зеркале отражаются в ней деревья. Наверное, они любуются своей красотой.

 Дети пришли на прогулку в лес. Они одеты в лёгкие куртки и шапки, потому что стало прохладно. Девочка в зелёном берете пришла в лес со своей любимой игрушкой, она нашла красивую веточку клёна с яркими оранжевыми листьями. Девочка в клетчатой юбке подняла с земли ветки дуба и клёна. Наверное, ночью был сильный ветер, который обломал ветки. Около пенька стоит корзина с грибами, которые собрали дети.

Детям очень понравилось в осеннем лесу. У них было весёлое и радостное настроение.

12. Педагог вместе с Листёнком даёт оценку рассказам детей и благодарит их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Весна пришла».

Конспект нод по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Весна пришла». Программные задачи: Продолжать формировать умение отгадывать загадки, аргументируя свой ответ. Прод...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Зимние забавы».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине "Зимние забавы"....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»

обучение детей составить небольшой рассказ по картине с опорой на схему...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине "Зимние забавы"

Обучение детей старшей группы составлению рассказа по серии картин "Зимние забавы". Целью является развитие речи дошкольников....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Составление рассказов по картинам на тему профессии".

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Составление рассказов по картинам на тему профессии" ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Составление рассказа по картине «Ежи».

Конспект занятия  по развитию речи в старшей группе.Составление рассказа по картине «Ежи».Программное содержание:- формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержа...

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по картине «Ежи»

Цель: Развитие связной речиЗадачи:Развивать у  детей умение последовательно и подробно строить рассказ по картине, ориентируясь на план, предложенный воспитателем.Упражнять детей  в правильн...